цена рубль
--Молодой человек, пройдите в свое купе, стоянка поезда две минуты, не мешайте выходящим.
Проводница без возраста в засаленной форменке открыв дверь в вагон проводила Олега взглядом,
-- И зачем билет в купейный брал, все равно всю дорогу прокурил в тамбуре-, ворчала она, подметая окурки в уголок тамбура
Олег прошел в купе , где так же как и вчера сидели двое , пожилая пара по виду сразу понятно что муж и жена долгое время прожившая вместе в мире и согласии , такие люди со временем даже внешне становятся похожи друг на друга , Еще вчера Олег заметил что они почти не разговаривали ,разве что перекидывались короткими ничего не значащими фразами ,но чувствовали друг друга как то по особому на уровне телепатии что ли. Вечером поужинав мужчина убрал со столика и присев напротив нее тут же вскочил ,взял свое одеяло подошел к ней ,она как будто ждала этого поджала под себя ноги ,он укрыл ее одеялом и все это молча не считая ее благодарно-ласковой улыбки.
Затем она раскрыла книгу и стала читать .,он перелистывал газету , изредка бросая реплики, и она тут же реагировала , или улыбкой или словом , и ее не раздражало то, что он отвлекает ее от чтения ,
когда она все-таки отложила книгу заложив страницу салфеткой, он тут же убрал газеты и вытащил из сумки термос, она налила обоим чай, пока он нарезал лимон тоненькими дольками …,
Олег смотрел на их действия и с улыбкой сравнил с хорошо отлаженной машиной, работающей без сбоев, каждый механизм работал слаженно с другим не мешая, а дополняя другого,
Неужели у них всегда было так , не было ругани, скандалов, ссор по пустякам, наверное было все это, но они сумели все это перебороть ,найти то ,что их скрепляло в единый организм, единое целое которое и зовется словом - семья
А вот у него то и не получилось ... и потому он здесь в поезде, едет в неизвестном направлении, едет не куда то, а откуда, оттуда, где у него тоже был дом, была семья, как он думал
,
Еще вчера закончив раньше отчет решил порадовать жену, купил тортик, фруктов и бутылочку сухого вина,
что бы провести хотя бы пол дня и вечер вместе, ведь она постоянно жаловалась, что он мало уделяет ей времени, все на работе, да по командировкам, открыв дверь он услышал громкую музыку, доносившуюся из комнаты,
-- Странно, никогда не замечал, что бы Маринка любила громкую музыку, - подумал он и не разуваясь прошел через коридор.
То, что он увидел привело его в какой-то ступор. Маринка, -его Маринка в расстегнутом халатике на голое тело стояла у окна и курила, а в кресле восседал его друг и начальник Виктор в одних плавках и почему-то в одном носке….
Затянувшуюся паузу прервала Маришка,
--Олег! Я сейчас все тебе объясню, ты только….
Выронив из рук и тортик и пакет с фруктами Олег, зажав за горлышко бутылку медленно приближался к вжавшемуся в кресло Виктору,
И вдруг представил все и как они в кровати и как он –Виктор был здесь и до этого ,засылая его, Олега, по командировкам , как Маришка ласково встречала после командировок нарочито- капризно сетовала на то что его долго не было и она соскучилась --все пронеслось у него перед глазами,
-- Успокойтесь!! Убивать я вас не собираюсь, мне ничего от вас не надо, можете продолжать -,
Подойдя к стулу он взял брюки висящие на нем , за две штанины потряс их ,на пол высыпались ключи, какая то мелочь , Олег подобрал с пола монету -рубль ,швырнув брюки в Виктора, показал его жене и произнес --
— Вот это тебе цена --, большего ты и не стоишь, а теперь можете продолжать- оставайся с ним …
Выйдя на улицу , он испытал какое то двойственное чувство , одновременно и пустоту в душе и чувство облегчения, как будто очистился- отмылся от грязи которая долгое время липла к нему , он бродил по городу без цели , то заходил в кафе и сидя за чашкой крепкого кофе вновь и вновь обдумывал все произошедшее, то сидел в парке на скамье , наблюдал как мамаши занятые своими разговорами и не замечали как их малыши едва научившиеся ходить то ковыляли за стайкой голубей сидящих на газоне , то подобрав какую ни будь веточку что то щебетали друг другу на своем только им понятном языке, сердце его сжималось от умиления за них и от жалости к себе ,казалось что жизнь закончилась , по крайней мере какой то ее большой этап
,
Не заметно для себя к вечеру он добрался до вокзала, ,здесь в этом городе его больше ничего уже не держало , не было его любимой жены ,не было работы ,не было друга с которым были вместе с раннего детства , было только предательство,
Не помня, как и куда он взял билет, войдя в вагон и заняв место он брякнулся на верхнюю полку и забылся, сколько прошло времени он не знал, проснулся от мелодичного голоса женщины.
Немолодая уже пара обживалась на нижних полках, обживалась так основательно будто собиралась провести здесь остаток жизни, не желая им мешать Олег вышел в тамбур да так и простоял там почти всю ночь
***
Поезд почти уже тронулся, когда Олег выскочил на перрон, он почему-то понял, что не может больше находиться среди той идиллии что царила в купе, чувствовал себя не в своей тарелке, будто мог как-то нарушить ее и не смог бы потом простить себе
На пустынном перроне было совсем безлюдно. Вдалеке почти на краю асфальта на каких-то ящиках восседала старушка, разложив перед собой нехитрую деревенскую снедь, обычно такие бабушки выходили к поезду продавая завтраки пассажирам, это было для них и развлечение, можно было посмотреть на жизнь, на новых людей в окнах вагонов, посудачить с соседками, да и продать свои огурцы с помидорами, вареную картошку и пирожки.
Видно все уже разбрелись и только эта запоздалая старушка осталась, здесь надеясь продать кому ни будь остатки, да какой-то пес, рыжий и лохматый сидел возле ее ног ожидая кусочки пирожков что бросали ему пассажиры…
Бабуля! А далеко ли до ближайшего жилья??
--А тебе куды надобно сынок? Ты к кому-то в гости али просто порыбалить??,
--А если на совсем, не примите??
-- К нам редко кто насовсем приезжает, все больше в город бегут.
-- А я вот может и останусь
--До ближайшего жилья верст десять будет, вот по этой дороге через поле,
Возьми вот пирожки в дорогу, все равно уж никому не продам, - она протянула сверток с тремя пирожками.
--Да не надо денег. На здоровье, кушай!!
--Спасибо, бабуля- Олег взял сверток, вытащил пирожок и откусил,
пес сразу подошел и сел рядом с ним заглядывая в глаза –просил поделиться, хвостом поднимая пыль, кажется, что он даже улыбался, как тут не поделишься, Олег отломил кусок пирожка и бросил псу, тот одним глотком проглотил и направился в ту сторону что указала старушка, Олег последовал за ним
Дорога проходила вдоль поля, такого зеленого и большого что казалось ему не будет конца, с другой стороны дороги росли редкие молодые деревца, будто высаженные кем-то в рядок,
как на параде в строю они провожали его, слегка покачивая верхушками под легким дуновением ветерка
--Посторонись , задавлю!!- Олег задумавшись не заметил как его догнала телега , дед сидящий на доске приделанной поперек ее ,натянул вожжи , приостановился, --Куды направляешься !!Мил человек ??
--Да вон в ту деревню, Олег показал рукой на показавшуюся вдалеке вереницу маленьких домиков в окружении кудрявых деревьев,
--Ну дык, садись. Вместе и дорога вдвое короче, -дед хлопнул вожжей по крупу лошади, и она затрусила по пыльной дороге,
Рядом с Олегом поджав под себя ноги и зарывшись в подложенное сено сидела девчушка, лет четырнадцати- пятнадцати,
---А вы из города??А к кому?? Если квартиру снимать, то у бабки Алены, она вооон на том краю живет!! --Хитро улыбнувшись наклонив рыжую голову протараторила она,
и не дав даже раскрыть рта, продолжала
--И чего вы из городу то уехали ?? там же такая жизнь, - и она аж глаза зажмурила, от удовольствия того, что представила.
--Да какая там жизнь !!Олег грустно посмотрел вдаль, как бы снова перенесся в день вчерашний.
— Вот здесь жизнь, какая красота, в городе этого и не видишь,
--А, люди? ,Да, там их много ,все разные ,но никому до тебя и дела нет, а , тут вот вас трое повстречались мне и никто не обошел вниманием , --Так что там жизнь то кипит ,но жизни то и нет ,одно притворство и предательство.-
Олег вынул из кармана монету в один рубль покрутил перед глазами как бы разглядывая и швырнув ее в пыль …
--Видно здорово тебя обидели милок, коль ты так- то на людей озлобился.!
-- Ничего, поживешь здесь, душа и оттает, на воздухе то…
В деревню они въезжали молча, каждый думал о своем…
***
Проснувшись с первыми лучами солнца, Олег не сразу понял, где это он находится. Все, что попадалось в поле зрения, было чужим и непонятным - и этот низкий потолок, весь испещренный какими-то щербинками, незамысловатая люстра времен его бабушки, большая рамка на стене выцветшего коричневого цвета, которая умещала в себе, под стеклом, столько разных фотографий, что хватило бы на небольшой альбом, маленькие окошки, задернутые белыми занавесками, обрамленные по краям выбитыми кружевами, кажется ручной работы, буфет с выстроенной, как на параде посудой... и завершал всю эту картину круглый стол, стоящий посередине комнаты, накрытый цветастой тканевой скатертью с желто-золотистой бахромой... солнечные зайчики пробившиеся сквозь кружева занавесок весело светились на полосатых половичках.
В комнате было тихо и прохладно, из кухни доносился запах свежеиспеченного хлеба и еще, непонятно знакомый, но забытый запах из детства, когда была жива еще мама... точно так же она тихонько возилась на кухне, боясь разбудить его, готовила завтрак, мыла посуду, позвякивая тарелками и бокалами, выставляла их на постеленное на столе полотенце …
И тут, словно очнувшись от воспоминаний далекого детства, в памяти начали проплывать картинки произошедшего несколько дней назад, и предательство друга и измена жены, и поезд - неизвестно куда, повозка с молчаливым стариком и смешливой рыжей девчонкой, сидевшей поджав ноги на сене, постеленном в повозке... Вспомнил, как уже поздно вечером заселился по их напутствию к бабе Алене, добродушной старушке с умными и добрыми глазами, как, ничего не расспрашивая, она показала ему комнату... и, как, отказавшись от предложенного ужина, усталый от множества переживаний, Олег сразу уснул, будто кто-то выключил его сознание... И, вот теперь, все это опять возникло перед глазами, доставляя какую-то щемящую боль в груди.
- Ну как? Выспался то хоть? Спал бы еще... куда тебе торопиться - вопрошала баба Алена, увидев его в проеме двери, - ну, а коль уж встал, давай завтракать.
Немного смущаясь и потоптавшись на месте, Олег вышел во двор и умывшись прямо из бочки с водой вернулся к столу. Кажется, он никогда не ел такой вкусной пшенной каши с молоком, вприкуску со свежеиспеченным душистым хлебом - мягким изнутри, ароматно пахнущим дрожжами, с хрустящей золотистой корочкой... да и то сказать, Олег уже и не помнил, когда ел за последние дни.
Позавтракав, он вышел во двор, присел на завалинке и, закурив, осмотрелся.
За низеньким забором соседка, молодая женщина, возилась в огороде, вытаскивая прополотую траву к сараю, складывала её в кучку, на которой восседал мальчишка лет пяти. Он то ложился на кучу травы, то, подхватив траву двумя руками, подбрасывал её над собой и хитренько, с озорцой, улыбаясь поглядывал на мать.
- От отец придет, даст тебе шлепка, - беззлобно ругалась мать и продолжала работу, поднося новый ворох травы.
На улице пронеслась ватага мальчишек, гоня впереди себя велосипедное колесо, далеко в поле урчал трактор, где-то в сараях мычала корова, кудахтали куры - деревня жила своей неторопливой размеренной жизнью и никому не было дела до Олега, до его мыслей, одолевающих его… И он поймал себя на том, что все это благополучие и неторопливость деревни как-то больно ранят его. Он чужой среди этих людей добрых и простодушных сельчан. Захотелось бежать, остаться одному со своими мыслями, собраться, решить, что же дальше….
- Ты бы, сынок, сходил на речку прогулялся... места у нас красивые... - нараспев проговорила вышедшая на крылечко баба Алена.
Деревенька, двумя рядами домов по обе стороны дороги, расположилась между лесом, что простирался от крайних домов и, насколько хватало глаз, уходящим на взгорок, с одной стороны и окаймляющей извилистой речушкой, то заросшей камышом в ее широких местах, то превращающуюся в узенькую протоку с песчаным дном - с другой.
Увидев невдалеке большое строение с красной железной крышей и какими-то плакатами по обе стороны ступенек, Олег понял, что это центр села, контора и, наверное, есть и магазин, направился туда. Пробегающие ребятишки и сидящие на лавочках подле домов старушки, приветливо улыбаясь, здоровались с ним, с интересом рассматривая и провожая взглядами. Пройдя, как сквозь строй, мимо этих старушек и чувствуя неловкость от всеобщего внимания, он добрался наконец до большого дома, который как оказалось и вмещал в себя все, что было необходимо сельчанам, зашел в крохотный магазинчик, купил сигареты и закурил их при выходе на ступеньках, не зная, куда податься дальше, чем занять себя, чтобы как-то убить время, поразмыслить.
— Это ты у Никитишны квартируешь? - огромного роста, в сером пиджаке и в брюках, заправленных в керзачи, большими заскорузлыми пальцами, мужик размял сигарету, закурил, с удовольствием затянулся и, выдохнув клубы дыма, задал следующий вопрос, - Отдыхать приехал иль бегаешь от кого?
- ...
- Я-то, не просто так интересуюсь, - не дождавшись ответа, продолжил мужик, -Председатель пос совета, Виктор Николаевич... Участковый у нас в районе, так что, приходиться и за порядком приглядывать, а чужого-заезжего здесь сразу видать, всех своих я знаю... Так что, давай, ответствуй.
Не смотря на несколько грубоватое обращение и прямоту, этот человек как-то все же располагал к себе.
Олегу вдруг захотелось выложить все, что произошло с ним за последние несколько дней, захотелось выплеснуть из себя всю горечь, чтобы не носить в себе, не отравлять себя этим, и, возможно, услышать какой-то совет, как теперь быть, как жить дальше. "Все равно, день –два и уеду отсюда, и больше не увижу никого из них" - подумал Олег и, присев тут же, на ступеньках, рядом с этим чужим мужиком, почти взахлеб, то торопясь и боясь, что его прервут, то запинаясь и делая паузы, не зная как более прилично рассказать, выложил ему все, начиная с того вечера, когда он застал свою жену с другом.
Закончив свой рассказ, Олег как-то облегченно выдохнул, как будто и даже легче стало...
- А знаешь... наверное, я могу тебе помочь... - после долгого молчания произнес Виктор Николаевич, - Здесь недалеко, километров в тридцати, есть зимник, мы для леспромхоза заготавливали лес и не успели вывезти, охранял его дед Василий... да только схоронили его на прошлой неделе... вот и остался этот склад без присмотра. Лес, конечно, никто не тронет, но охранник должен быть. Там и трелевщик стоит. Раз в месяц мы берем лес для своей пилорамы, а в остальное время никого нету там... Подумай, может хоть на время сможешь поработать там? Думаю, для тебя это будет как раз то, что нужно... поживешь, подумаешь, разберешься в себе, да и меня выручишь - некого поставить туда, все люди в полях работают, заняты... Если согласишься, завтра поутру и поедем, сам тебя отвезу и покажу все как есть, мне все равно туда ехать... собак кормить надо, они одни пока и охраняют.
И вот, утром следующего дня Олег уже ехал в стареньком газике. На заднем сиденье тряслись какие-то мешки и коробки. За рулем все такой же угрюмый и неразговорчивый Виктор Николаевич, но въехав в лес он преобразился и стал рассказывать, о том, что дорога эта еще со времен Екатерины второй, построена к ее приезду, потому как, за этим лесом когда-то был дом для душевнобольных, учреждённый по ее приказу, в него и ссылали всех, кто был недоволен ее правлением, сейчас конечно там никого уже нет, если не считать одного отшельника - деда Евсея. Ушел он от людей в ту пору, когда внучку его двенадцатилетнюю, проезжавшие через село и остановившиеся у реки, трое молодых туристов изнасиловали, задушили, бросив тело в овраге. Он тогда куда только не ходил, к кому не обращался, да виновных так и не нашли, да и не искали, наверное. Вот, в один день заколотил он избу, увел со двора корову, погрузил в телегу нехитрые пожитки свои и поселился за лесом в кое как сохранившейся сторожке этого дурдома. Бывает, очень редко, заезжает в село на час-два, привозит то грибов, то ягод, а то и дичь какую, получит на почте свою пенсию, отоварится в магазине и опять исчезает, за все это время ни с кем и двумя словами не обмолвился. Старенький он уже, лет под восемьдесят, наверное, а то и больше….
Так, за рассказом Виктора Николаевича, не заметил Олег как доехали, на опушке леса, на которую выехали, он увидел небольшой сруб домика, огороженный частоколом жердей с перекладинами.
— Вот здесь ты и будешь обитать, пока я найду тебе замену, а может понравится, так и останешься?
«Как дед Евсей» - подумал Олег, но промолчал – «Да, пока это, наверное, лучшее место, где можно побыть одному, прийти в себя, понять, принять и решить, как жить дальше…»
Оставшись, один Олег перетаскал все мешки и коробки с продуктами, запасливо прихваченные Виктором Николаевичем, в домик, сложил пока все это на, деревянный сколоченный из грубых досок, топчан.
Для начала надо осмотреться, Хозяйство, доставшееся от деда Василя, состояло из двух меленьких комнаток, отгороженных друг от друга дощатой перегородкой, дверью служил полог непонятного цвета холщовой материи
В маленькой комнатке помещалась всего одна кровать, тумбочка, да табуретка, кроме керосиновой лампы, жестяной с какими- то вычурными узорами, больше ничего не привлекало внимания, голые стены, пол из потемневшей от времени, лиственницы, да потолок весь в щелях из пересохших досок, все было так мрачно и удручающе, что Олегу захотелось скорее выйти.
Прихожая была довольно просторная, но такая же темная от постаревшей древесины, и только печь, стоявшая в углу немного, скрашивала, своей местами облупившейся, белизной
Большой стол посреди комнаты из тех же досок был настолько засален, что застеленная когда- то газета насмерть прилипла к нему, и как бы покрылась лаком
На столе поменьше возвышалась горка посуды, накрытая тряпицей. В углу на вешалке висел дождевик, под ним резиновые сапоги, тщательно вымытые от грязи так, что единственно, наверное, блестели в этом мрачном жилище.
Хоть и виделся в домике некоторый порядок, но все это было настолько убого и запущено, что вызывало у Олега замешательство.
Выйдя на воздух присев на крылечке и закурив, Олег задумался.
Было такое желание, бежать отсюда куда глаза глядят, но вот куда? Возвращаться в город? Где его никто не ждет, и никому не нужен, ни семьи, ни работы, наверное, уже тоже нет.
Собаки все жавшиеся в сторонке , и посматривая на него ,вдруг как бы почуяв его состояние подошли ближе , маленькая и пушистая как колобок дворняжка легла поодаль прижала голову к земле и крутила беспрестанно хвостиком , большая, черно –рыжая, некая смесь овчарки и дворняжки, подошла вплотную к Олегу, села напротив него и глядя своими какими то жалобными, но умными глазами вдруг положила голову ему на колени и прижав уши прикрыла глаза ,выказывая полное доверие , рука сама потянулась погладить и потрепать по загривку , на что собака сразу среагировала и игриво завиляла хвостом .
День прошел в хлопотах по хозяйству, осмотрев весь двор, домик и сарайчик со множеством всяческого, кажется, ненужного хлама, Олег решил навести везде порядок разложить все по полкам, перебрать, а заодно и время скоротать, так вот провозившись не заметил, как с вечерело,
Солнце скрылось за верхушками деревьев и воздух наполнился прохладой и пьянящими запахами трав, подопревшей прошлогодней листвы и цветов.
Днем, пока Олег занимался хозяйством, мысли как-то не докучали его, но с приходом вечера весь груз воспоминаний вновь обрушился на него. Опять так противно защемило в груди и картинки из далекого прошлого вновь стали всплывать перед глазами…
***
Первый день летних каникул, день, когда не надо идти в школу просиживать там полдня, затем дома по два часа делать уроки, и времени то погулять не остается ...
Но сегодня в первый день свободы Витька и Олег, как и раньше встретились под высоким старым тополем в дальнем углу двора, на скамейке, строя планы на все лето, обсуждая куда пойдут на рыбалку, вспоминая прошлое лето, кто поймал какую рыбу и как купались в запруде.
С самого первого класса они как-то сдружились и все свободное время проводили вместе, учась в одном классе и уроки делали вместе, ходили в кино, катались на коньках до позднего вечера, на залитом для детворы катке стадиона, потом уставшие и взмокшие шли домой по пути заходили в магазин где в дальнем углу толстая продавщица продавала пирожки с повидлом и кофе с молоком, и тут же стоя за бетонными столиками давясь смехом и пирожками вспоминали сегодняшний день и все приключения …
Вот и сегодня они решили, сдав все учебники в школьную библиотеку просто пойти в парк где открылись уже и качели- лодка, и карусели.
Но все их планы нарушил дребезжащий звук въезжающего грузовичка, кряхтя и скрипя на все лады он тащил полный кузов домашней утвари, следом вкатилась белая волга, сверкая никелированным оленем на капоте.
--Побежали, посмотрим, кто-то переезжает! – уже на бегу крикнул Витька
Машины остановились как раз напротив Витькиного подъезда, двое мужиков открыв борта грузовика стали неспешно выгружать какие-то чемоданы, узлы, шкафы и прочую домашнюю утварь, а выгрузив и отогнав машину в дальний конец двора, так же не неторопливо тихо переговариваясь стали переносит все это в дом на первый этаж, к ним присоединились и еще двое жильцов дома игравших до этого в домино.
-- Давай поможем, Витька схватил связку книг, и только Олег наметился на горшок с цветком, как услышали
-- Зачем вы трогаете, это же наши вещи, мы переехали и будем здесь жить—поодаль на маленькой скамеечке сидела девчонка, их ровесница, с светлыми кудряшками и голубыми глазами,
--Так и мы тут живем, я вот в этом же подъезде, а Олег в первом.
--Мы просто хотели помочь, а тебя как зовут?
--Марина. Я уже в шестой класс пойду осенью, с гордостью сказала она.
--Вооо, здорово, так мы еще и в одном классе будем учиться !!--почти прокричал Витька
---Ну ка детки в сторонку отойдите, зашибем еще ненароком—два мужика подхватили здоровенный комод и тяжело дыша потащили к подъезду.
--- Маринка! А пошли вон на нашу скамейку, под тополями, это наше место с Олежкой, теперь будет и твое.
Вот так и познакомились, сидя на скамеечке под тополями Маринка рассказала, что они приехали из другого города, папу перевели главным инженером на завод и дали вот эту квартиру
Дом, в котором они вместе теперь будут жить, да и рядом стоящий были заводские и здесь все друг друга знали, взрослые вместе по утрам шли на завод, дети учились в одной школе, по вечерам мужики собирались в беседке играли в домино, то мирно переговариваясь, то шумно беззлобно споря.
Женщины освободившись от домашних дел. отдельно возле подъезда, сидя на лавочке под кустами акации , кто разговаривал обсуждая все подряд и цены на базаре и какие то наряды и школьные проказы своих детей ,кто то просто грыз семечки , выбрасывая шелуху в рядом стоящую урну , кто то тут-же сидя на скамеечке не глядя вязал носки или варежки на зиму ,Дети кто помельче возились в песочнице , кто то играл в футбол в дальнем конце двора возле сараев, Возле постоянно ремонтировавшего свой» Москвич» пенсионера, крутились пара- тройка пацанов, то помогая подавая ключи, а то и откровенно мешая ему расспросами ,что и как здесь устроено. Иногда они притаскивали свой велосипед, и дед, отерев руки промасленной тряпкой принимался чинить его.
Так вот день за днем двор жил своей спокойной, размеренной повседневной жизнью, теперь на скамеечке под тополями их собиралось уже трое.
Здесь они обсуждали все что произошло за день, вспоминали прошлые годы, мечтали о будущем, кем станут после окончания школы
***
Свидетельство о публикации №223070301256
grok-4-0709
# Литературная критика: Рецензия на рассказ "Цена рубль" Станислава Тарабакио
Станислав Тарабакио, автор рассказа "Цена рубль", представляет читателю историю о потере и поиске, где личная трагедия главного героя Олега становится катализатором для размышлений о семье, предательстве и смысле жизни. Рассказ, написанный в реалистическом ключе с элементами ностальгии и философского подтекста, повествует о мужчине, который, столкнувшись с изменой жены и друга, уезжает из города в неизвестность, обретая временное пристанище в сельской глуши. Текст, полный лирических отступлений и флешбэков, напоминает традиции русской прозы XIX–XX веков, где внутренний мир героя часто противопоставляется внешнему миру. Однако, несмотря на интересные идеи, рассказ страдает от технических недостатков, что снижает его литературный потенциал. В этой рецензии я разберу ключевые аспекты произведения: сюжет, персонажей, стиль, темы и общую ценность.
### Сюжет и структура: От хаоса к уединению
Сюжет рассказа строится вокруг классической драмы предательства: Олег застает жену Марину с другом и начальником Виктором, что приводит к разрыву и бегству. Это событие служит завязкой, за которой следует путешествие героя — от поезда к деревне, а затем к лесному складу. Структура нелинейна: повествование прерывается флешбэками в детство Олега, где раскрывается, что Виктор — это его давний друг Витька, а Марина — подруга детства. Такой прием добавляет глубины, превращая личную историю в размышление о цикличности жизни и неизбежности предательства.
Положительным аспектом является динамика: от городской суеты и эмоционального шока к спокойствию сельской жизни и, наконец, к полному уединению в лесу. Автор умело использует символы — поезд как метафору побега, рубль как "цену" предательства, собаки как воплощение доверия. Однако структура страдает от фрагментарности: текст разделен на эпизоды с "звездочками" (***), что создает ощущение черновика. Концовка, возвращающаяся к детским воспоминаниям, оставляет открытый финал, намекая на возможное примирение с прошлым, но не дает четкого разрешения, что может разочаровать читателя, ищущего катарсис.
### Персонажи: От архетипов к реализму
Главный герой Олег — типичный "лишний человек" русской литературы, разочарованный в городской жизни и ищущий спасения в природе. Его внутренние монологи убедительны: сравнение пожилой пары в поезде с "отлаженной машиной" подчеркивает его тоску по идеальной семье. Однако развитие персонажа поверхностно — мы видим его эмоции (боль, облегчение, ностальгию), но не глубокую трансформацию. Вспомнив детство, Олег остается пассивным наблюдателем, что делает его несколько статичным.
Второстепенные персонажи более яркие: пожилая пара символизирует гармонию, старушка на перроне — доброту провинции, председатель Виктор Николаевич — практичную мудрость. Интересен контраст имен: "Виктор" как предатель и "Виктор Николаевич" как спаситель, что усиливает тему иронии судьбы. Детские образы (Витька, Маринка) добавляют тепла, но их идеализация граничит с сентиментальностью. В целом, персонажи служат фону для размышлений Олега, но им не хватает индивидуальности — многие кажутся архетипами (добродушная бабушка, молчаливый дед).
### Стиль и язык: Потенциал и огрехи
Стиль Тарабакио лиричен и описателен: автор мастерски рисует пейзажи (зеленое поле, лесная опушка) и бытовые детали (запах хлеба, солнечные зайчики), создавая атмосферу умиротворения. Фразы вроде "душа и оттает, на воздухе то" передают народный колорит, а метафоры (семья как "единый организм") добавляют философской глубины. Рассказ полон сенсорных деталей, что делает его живым и immersive.
Однако язык — слабое место произведения. Текст изобилует орфографическими, пунктуационными и стилистическими ошибками: "Тарабакио Станислав" (возможно, опечатка в имени), "проводница без возраста в засаленной форменке", "Маринка, -его Маринка" (лишние тире и запятые), повторы ("он тут же убрал газеты и вытащил из сумки термос"). Длинные, запутанные предложения без должной пунктуации затрудняют чтение, а диалоги иногда сливаются с повествованием. Это создает впечатление сырой рукописи, нуждающейся в редактуре. Если бы автор отшлифовал текст, стиль мог бы приблизиться к уровню Бунина или Паустовского, с их любовью к природе и человеческой душе.
### Темы и мотивы: Предательство и поиск гармонии
Центральная тема — цена предательства, символизируемая рублем, который Олег швыряет в пыль, подчеркивая ничтожность материального перед эмоциональным. Рассказ противопоставляет фальшь городской жизни (измена, карьера) идиллии сельской (простота, взаимопомощь). Ностальгия по детству — мотив утраченной невинности: дружба с Витькой и Маринкой контрастирует с взрослым предательством, намекая на то, что корни трагедии в прошлом.
Другие мотивы — одиночество и исцеление: лесной склад как "пустыня" для размышлений, собаки как метафора доверия. Автор затрагивает социальные аспекты: бегство из города в деревню как критика урбанизма, где "жизнь кипит, но жизни то и нет". Эти идеи актуальны, но подача иногда дидактична, с прямыми размышлениями героя, что ослабляет художественность. ###
Сильные и слабые стороны: Баланс между теплотой и хаосом
Сильные стороны — эмоциональная искренность и тематическая глубина. Рассказ трогает, вызывая empathy к герою, и предлагает размышления о семье как "едином целом". Описания природы и быта создают уютную атмосферу, а финальный флешбэк добавляет неожиданный поворот.
Слабости — технические: ошибки, неуклюжий синтаксис и отсутствие динамики в развитии. Текст слишком длинный для короткого рассказа, с избыточными деталями, что разбавляет напряжение. Кроме того, гендерные стереотипы (идеальная пара, измена жены) кажутся устаревшими, без нюансов.
### Заключение: Рассказ с потенциалом "Цена рубль" — это трогательная, хотя и неидеальная история о потере и возрождении, где личная драма перерастает в философский поиск. Станислав Тарабакио демонстрирует талант в создании атмосферы и тем, но рассказ нуждается в доработке, чтобы стать полноценным литературным произведением. Для любителей реалистической прозы это может стать приятным чтением, напоминающим о простых радостях жизни.
Оценка: 6/10 — с редактурой могло бы быть 8. Автор имеет потенциал для более зрелых работ, где техническая сторона не будет отвлекать от сути.
Дмитрий Алексиевич 04.11.2025 15:31 Заявить о нарушении
--- ### Рецензия на рассказ Станислава Тарабакио «цена рубль»
**Между предательством и искуплением: Путь к себе в рассказе «цена рубль»**
Рассказ Станислава Тарабакио «цена рубль» — это произведение, построенное на классическом для русской литературы мотиве бегства и поиска. Автор берет своего героя, Олега, в момент экзистенциального краха и проводит его через стадии шока, опустошения и, наконец, к робкой надежде на исцеление. Несмотря на ряд стилистических и орфографических шероховатостей, рассказ обладает неоспоримым эмоциональным ядром и подкупает своей искренностью.
В основе сюжета лежит драма, знакомая до боли: предательство самых близких людей. Сцена, в которой Олег застает жену Маринку и лучшего друга Виктора, написана сдержанно, но действенно. Автор избегает мелодраматических клише, вместо этого концентрируясь на внутренней реакции героя. Ключевой деталью становится не насилие, а символический жест — монета в один рубль, брошенная жене со словами: «Вот это тебе цена». Этот рубль — не просто оскорбление, это метафора полного обесценивания всего, что составляло жизнь Олега: любви, дружбы, доверия, общего прошлого. Монета становится лейтмотивом, материальным воплощением его душевной раны, от которого он пытается избавиться, швыряя ее в дорожную пыль уже в другой, новой жизни.
Структурно рассказ делится на три четкие части: крушение старого мира, транзитное состояние в поезде и прибытие в новый, потенциально исцеляющий мир деревни. Каждая часть имеет свою тональность и выполняет важную функцию.
**Мир рухнувший и мир идеальный.** Контраст — главный художественный прием автора. Городская жизнь, олицетворяемая предательством и фальшью («одно притворство и предательство»), противопоставляется деревенской идиллии. Этот контраст, возможно, излишне прямолинеен и лишен полутонов: город здесь — абсолютное зло, деревня — почти райское место, где даже случайные встречные (старушка на перроне, молчаливый дед, болтливая девчонка, суровый, но справедливый председатель) проявляют к герою искреннее участие.
Особенно ярко этот прием работает в сцене в купе. Пожилая пара, чьи отношения отлажены до уровня «телепатии», становится для Олега живым укором и одновременно недостижимым идеалом той самой «семьи», которую он потерял. Их молчаливая забота, слаженные действия, умиротворенность — все это подчеркивает хаос и боль, царящие в душе героя. Олег не может находиться рядом с этой гармонией, она ранит его, и он сбегает на пустынный перрон, инстинктивно выбирая пустоту вместо чужого счастья.
**Стиль и язык: искренность против несовершенства.** Сильная сторона рассказа — его эмоциональная достоверность. Читатель легко сопереживает Олегу, его опустошенности и желанию «отмыться от грязи». Однако реализация этого замысла страдает от недостатка редактуры. Текст изобилует пунктуационными ошибками (отсутствие запятых в сложных предложениях, некорректное оформление прямой речи), что затрудняет чтение и нарушает ритм прозы. Стилистические недочеты, такие как повторы («едет не куда то, а откуда», «жизнь то кипит, но жизни то и нет») и разговорные конструкции («керзачи», «Никитишна»), с одной стороны, придают повествованию простонародный, искренний колорит, но с другой — снижают общее литературное качество текста.
Автор часто прибегает к прямому объяснению чувств и мыслей героя, вместо того чтобы показывать их через детали и действия. Например, рефлексия Олега о пожилой паре: «Неужели у них всегда было так... наверное было все это, но они сумели все это перебороть». Это «авторское всезнание» лишает читателя возможности сделать собственные выводы.
**Символизм и архетипы.** Рассказ богат на символы и архетипические образы. Поезд — классический символ пути, перехода из одного состояния в другое. Деревня, природа, «пьянящие запахи трав» — пространство очищения души. Даже персонажи выполняют архетипические функции: баба Алена — мудрая старуха, хранительница очага; Виктор Николаевич — суровый, но справедливый «отец», дающий герою шанс; дед Евсей — отшельник, крайняя степень ухода от мира, возможный, но пугающий путь для самого Олега. Собаки, принимающие героя, символизируют безусловное доверие и начало нового, более простого союза с живым миром.
Финальная часть рассказа, где Олег оказывается на заимке в лесу, является логическим завершением его бегства. Он находит то, что искал — абсолютное одиночество, возможность «разобраться в себе». Ретроспектива в детство, где зарождалась дружба с Витькой и любовь к Маринке, призвана показать глубину трагедии — разрушено не вчерашнее благополучие, а основы, заложенные десятилетия назад. Этот экскурс в прошлое добавляет истории необходимый объем.
**Заключение**
«цена рубль» — это честный и трогательный рассказ о поиске утраченного смысла. Его сила — в универсальности темы и эмоциональной отзывчивости автора. Станислав Тарабакио создал убедительный образ человека на перепутье, чья личная драма становится поводом для размышлений о вечных ценностях: верности, простоте, связи с землей и способности души к возрождению. Произведение, безусловно, выиграло бы от тщательной литературной правки, но даже в своем нынешнем виде оно оставляет после себя светлое и задумчивое послевкусие, напоминая, что даже после самого страшного предательства дорога не заканчивается, а может лишь свернуть в неожиданном, но, возможно, спасительном направлении.
Дмитрий Алексиевич 04.11.2025 15:32 Заявить о нарушении
**Цена предательства, или В поисках утраченной жизни**
Рассказ "Цена рубль" Тарабакио Станислава – это пронзительная история о крушении иллюзий, о предательстве и, одновременно, о поисках нового смысла жизни. Автор мастерски раскрывает внутренний мир главного героя, Олега, который в одночасье теряет всё: семью, работу, дружбу. И на фоне этого тотального краха перед читателем разворачивается философское размышление о ценности человеческих отношений, цене предательства и возможности возрождения.
Уже с первых страниц автор вводит нас в атмосферу поезда, движущегося в неизвестность. Олег – не просто пассажир, он человек, бегущий от реальности. Его душевное состояние передаётся через детали: проводница ворчит на окурки в тамбуре, а Олег наблюдает за счастливой семейной парой в купе. Эта идиллия пожилых супругов – антитеза его собственной жизни. Они будто два механизма слаженной машины, их молчание красноречивее слов. Олег же, напротив, остаётся один на один со своим внутренним хаосом.
Флешбэк, возвращающий героя в день предательства, становится кульминацией рассказа. Автор не нагнетает эмоции, но от сцены с Маришкой и Виктором в кресле веет холодом. Здесь нет громких выяснений отношений, криков или истерик. Олег просто констатирует факт: _"Вот это тебе цена – рубль. Большего ты и не стоишь"._ Этот рубль – не просто мелочь, оброненная на пол, это приговор не только предателям, но и самому Олегу, который слишком долго обманывался. Он понял, что жил не своей жизнью, а лишь её видимостью.
Дальше начинается самое важное – бегство героя не столько от людей, сколько от себя прежнего. Случайная станция, встреча с мудрой старушкой, повозка с дедом и рыжей девчонкой – всё это этапы его внутреннего перерождения. Деревня, куда он приезжает, становится символом неторопливой, настоящей жизни, где люди не играют роли, а просто живут. Автор не идеализирует сельскую идиллю, но подчёркивает: здесь человеческие отношения настоящие, без притворства.
Особняком стоит разговор Олега с участковым Виктором Николаевичем. Этот образ – антипод городского друга Виктора. Если первый Виктор разрушил жизнь Олега предательством, то второй даёт шанс на возрождение. Предложение поработать охранником на лесном зимнике – не просто решение проблемы занятости, это метафора: Олегу предлагают охранять не только лес, но и самого себя, дать время душе "оттаять".
Лесной домик, доставшийся от умершего деда Василия, становится для героя тем самым пространством для внутреннего исцеления. Собаки, которые встречают его не с осуждением, а с доверием, – символ принятия. Они не знают о его прошлом, им важен лишь настоящий момент. И Олег начинает понимать, что жизнь – это не только боль и разочарования, но и простые радости: свежеиспечённый хлеб бабы Алены, пшенная каша, запахи детства.
Через весь рассказ красной нитью проходит мотив воспоминаний. Олег заново проживает эпизоды счастливого детства: дворовые игры, первая встреча с Маринкой, школьные годы. Эти флешбэки – не просто лирические отступления, они показывают, _когда_ всё началось. Ведь предательство не случилось в одночасье – оно зрело годами, как гниль в отношениях. Герой осознаёт, что жил не свою жизнь, а ту, которую _казалось_ правильной.
Язык автора лаконичен, но наполнен глубокими деталями. Вот, например, описание деревенского утра: _"На улице пронеслась ватага мальчишек, гоня впереди себя велосипедное колесо, далеко в поле урчал трактор, где-то в сараях мычала корова, кудахтали куры"_ – это не просто картинка, это _другая частота жизни_. Здесь нет суеты, нет места фальши.
Отдельно стоит отметить символический образ деда Евсея – отшельника, который после страшного горя отказался от мира людей. Олег интуитивно сравнивает себя с ним: _"Как дед Евсей"_. Это не случайно. Дед Евсей – человек, сломленный трагедией, но нашедший силы уйти в лес, чтобы начать жить заново. Олег пока не знает, станет ли он таким же затворником, но понимает: чтобы возродиться, нужно пройти через пустыню одиночества.
**Выводы**
1. **Композиция**. Автор блестяще работает с нелинейным повествованием. Флешбэки органично вплетаются в канву сюжета, не разрушая его, а дополняя. Мы видим Олега в поезде, затем в деревне, но прошлое неизменно возвращается, заставляя героя (и читателя) заново оценивать события.
2. **Психологизм**. Внутренний мир Олега прописан филигранно. Мы видим не просто разочарованного мужчину, а человека, который _перестал понимать ценность жизни_. Его метания между болью и облегчением, злостью и прощением – это путь любого из нас, кто хоть раз столкнулся с предательством.
3. **Символика**. Рубль на полу – лишь начало. Дальше появляются другие символы: поезд (уход от прошлого), деревня (новая жизнь), лес (одиночество как очищение), собаки (безусловное принятие).
4. **Темп**. Повествование будто замедляется вместе с Олегом. От суеты города к тишине леса – автор намеренно _останавливает_ мгновения, чтобы мы почувствовали их глубину.
В финале мы не знаем, останется ли Олег на зимнике навсегда или вернётся в город. Это не важно. Важно другое: герой _нашёл себя в моменте_. Он больше не бежит, не страдает, не злится. Он просто существует. И в этом "просто" – уже залог возрождения.
**"Цена рубль"** – это не рассказ о предательстве, а рассказ о _переоценке_. О том, что жизнь невозможно купить или продать за мелкую монету. Её цена – в каждом прожитом дне, в каждом вдохе деревенского воздуха, в каждом доверчивом взгляде собаки. И Олег, сам того не ведая, уже начал платить эту цену – не рублём, а своей душой.
**Рекомендация, оценка, размышление**
Рассказ Тарабакио Станислава достоин самого пристального внимания. Это не проходная история, а глубокая философия о цене жизни, о том, что порой, чтобы _начать жить_, нужно сначала _перестать существовать_. Читайте, размышляйте, возвращайтесь к нему – он не отпустит вас просто так.
**5 звёзд** без колебаний. Одно удовольствие – наблюдать, как автор препарирует душу героя, показывая, что истинное возрождение начинается не с громких побед, а с тихих шагов по лесной тропинке. И с понимания: самое страшное предательство – это предательство самого себя. А рубль на полу – лишь напоминание об этом.
Дмитрий Алексиевич 04.11.2025 15:33 Заявить о нарушении