Fatal

Perturbator - I am the Night - The Price of Failure

1

Спасибо господи за пятницу. Я напиваюсь в баре двумя этажами выше своей комнаты и могу не думать о том, что будет завтра. Если я сейчас сдохну до понедельника никто и не заметит. Осушаю очередной стакан виски и жестом прошу бармена наполнить снова. Тот смотрит осудительно. Колеблется.

-Мне кажется тебе уже хватит.

Хорхе - смуглый симпатичный парень, на несколько лет старше меня, работает здесь уже пять лет. Беженец из латинской Америки, как и почти весь обслуживающий персонал здесь. Я даю ему то же оправдание, что и себе:

-Сегодня пятница. Завтра выходной. Могу спать хоть весь день. Чем, наверное, и займусь.

Он наполняет мой стакан, но как будто нехотя.

-Налей и себе тоже, - говорю я.

Он наполняет второй стакан, берёт в руку, но пить не торопится. Вертит в руках, разглядывая как в напитке отражается неоновая вывеска бара. Слово закат изгибается и извивается, почти растворяется в светло-коричневом напитке и образуется вновь на изогнутой поверхности стакана. Я проглатываю половину своей порции. Он делает маленький глоток.

-Почему ты пьёшь, Джеф? - спрашивает он.

-Пытаюсь расслабиться, - говорю я.- Как и все.

Он многозначительно обводит глазами пустой бар. Я не знаю который час, но посетители давно разошлись. Люминесцентные лампы в коридоре светят приглушённо, символизируя, что давно наступила ночь и всё здание давно уже спит. Я выпиваю вторую половину и снова показывая пальцем на стакан, прося подлить ещё. Хорхе подливает. Мне нравится звук напитка. Мне нравится цвет. Мне нравится, что вокруг уже почти никого нет. Серверная находится гораздо ниже, на подземных этажах, но её негромкое гудение слышно из любой точки здания. Оно напоминает мне звук космических кораблей из звёздного пути. Кажется, мы летим сквозь бесконечную вселенную, а не застряли в скучном гигантском небоскребе посреди Нью-Йорка.

-Если будешь продолжать напиваться каждый день, доведёшь себя до могилы.

-Если бы хотел, что бы меня пилили, завёл бы жену.

-Ха. Конечно. Напиваясь в моём баре. Может быть, девушка мечты ждёт тебя в следующей бутылке виски. Не забудь заглянуть под крышку.

-Шутник, чёртов. А почему ты не женат?

-Ты знаешь, что случилось с моей семьёй.

-Прости. Вырвалось что-то. Ты прав. Надо завязывать. С понедельника начну вести здоровый образ жизни.

-Я уже это слышал.

-Хорхе, мне правда жаль. Это наводнение… Я помню смотрел по телевизору. Я плакал. Столько людей погибло. И всё по нашей вине.

-Перестань. Забудь.

-Скоро вся планета сдохнет по нашей вине. И… Что мы можем. Мы работаем на наших убийц. Всё скоро полетит к чертям.

-Перестань. Сходил бы ты к психиатру. Или в анонимные алкоголики.

-Да не. Я в порядке. Я не пью по будням. Не пью много. Работе это не мешает. Просто помогает отвлечься немного. Почему ты работаешь здесь? Я-то понятно. Я поселился здесь после школы. Вырос здесь, можно сказать. Но ты… Мог бы жить снаружи. В нормальном городском баре.

-Здесь платят лучше. А так. Не вижу особой разницы если честно.

-Неважно, где подливать виски Алкашам?

-Здесь безопаснее жить. И посетители приличнее. Я жил снаружи несколько лет, после того как приехал в Америку. Там свободнее. Но здесь спокойнее. И безопаснее.

-Dreamcorp заботится о своих работниках.

-О разработчиках. О менеджерах. О безопасниках. Может быть. Но не о прислуге. Случись со мной завтра беда. От меня просто избавятся. Мне можно платить меньше. Да ещё и получать какие-то налоговые льготы. Потому что я беженец. Но если от меня будут проблемы меня попросту заменят. Без каких-либо проблем. По сравнению с тобой - я представитель низшего класса.

-Я - обычный тестировщик. И сам можно сказать на самом дне.

-Тем не менее. У тебя есть опыт и навыки, которые им нужны. Заменить тебя - лишние траты. Заменить меня - ничего не стоит.

-Чушь. Не настолько всё прогнило, чтобы считать человеческую жизнь в деньгах.

-Настолько, Джеф. Именно настолько.

2

Я добираюсь домой своим ходом. Здание слегка покачивается, но не сильно. Желудок немного подпрыгивает, когда лифт останавливается на моём этажи. Гудение ламп под потолком впивается в череп, но не сильно. Неглубоко. Когда я падаю, на кровать качка не прекращается. Она успокаивает и убаюкивает. Тревожные вопросы кажутся далёкими и несущественными. Словно это вопросы не обо мне, но о каком-то вымышленном персонаже на сцене. Тестировщик Джеф. Почему он пьёт. Зачем живёт. Куда он живёт, и чего надеется достичь. Тестировщик Джеф - шестерёнка в механизме, который активно разрушает этот мир. Расширяет пропасть между бедными и богатыми. разрушает озоновый слой. Готовит в своих секретных лабораториях искусственный интеллект, который однажды опять сбежит и на этот раз уничтожит человечество. Шестерёнка и только. Одинокая безнадёжная шестерёнка. Я засыпаю, размышляя об этом странном человеке, которого мне искренне жаль. Слава богу я не он. Славу богу со мной всё в порядке. Я пьяная и счастливая шестерёнка. И я засыпаю с приятной мыслью, что завтра выходной и можно будет забыть о тестировщике Джеффе и пару дней просто побыть собой.

Засыпаю, чтобы через пару часов проснуться от разрезавшего головной мозг пиликанья интеркома на стене. Открываю глаза, смотрю в потолок, надеюсь, что кто-то ошибся и интерком больше не позвонит. Но интерком звонит вновь. Звук столь же болезненный, как и в первый раз и я нажимаю кнопка ответа, чтобы заткнуть его. С моей стороны включён только звук, но с той стороны я вижу лицо Стэна - главы отдела разработок систем безопасности, где я занимаюсь тестированием последние пару месяцев.

-Джеф, ты там? У нас ЧП. Думаю, тебе стоит подойти. На всякий случай.

Кто-то умер, - думаю я. Я вылил новую прошивку турелей с утра, и они убили кого-то. Случилось то, чего я боялся все эти два месяца, когда из игр перешёл в системы безопасности. Чёрт, не нужно было соглашаться. Но это мысли тестировщика Джефа. Он вообще - страшный паникёр. Нормальный Джеф знает, что такого не могло произойти и он спрашивает скорее в шутку, чем в серьёз:

-Кто-то умер?

-Да. Зрелище не из приятных. Но думаю, тебе стоит подойти. На всякий случай. Пятый этаж. Пересечение коридоров двадцать семь и сорок восемь.

Я говорю:

-Ок.

Я вешаю трубку. Меня трясёт, и я не знаю от чего. От похмелья? От холода? Мне внезапно кажется, что здесь очень холодно. Может быть от того, что сбылись все мои страхи? Моя ошибка наконец убила кого-то. Надо было оставаться в играх. Захотелось мне разнообразия, понимаете ли.

На пыльном дисплее, висящем здесь вместо окна нарисован барабанящий с той стороны дождь. Я прибавляю звук и тихий успокаивающий шёпот ливня заполняет комнату. Ищу в шкафчике таблетку от головной боли, проглатываю и сижу на кровати с закрытым глазами, ожидая пока подействует. Сердце бьётся слишком быстро, отражаясь эхом в висках. Я ловлю себя, на том, что ищу оправдания. Я проверил всё как обычно. Это был незначительный функционал, который мало на что влияет. Задето только ручное управление. Автоматика осталась без изменений. Система распознавания образов тоже. К тому же я проверил её на симуляторе на всех сотрудниках. Это стандартный тест. Я всегда это проверяю. Что я пропустил?

Головная боль не проходит полностью, но немного притупляется. Я проспал всего пару часов и чувствую себя как зомби. Освещения в коридоре такое же, как когда я шёл домой, но внутренние часы, подсказывают, что сейчас глубокая ночь. Я устал и хочу спать. Опираюсь о стену, пока жду лифта. Еду на пятый этаж. На нижних этажах живёт прислуга. Я пытаюсь вспомнить, где живёт Хорхе, но не могу. Я представляю его мёртвым. Бледную голову и выпученные глаза. Я видел, что эти пулемёты делают с людьми на симуляторе, но отказываюсь верить, что в реальности это выглядит столе же жестоко. Кто вообще придумал, поставить турели в стенах? Ясно кто. Те, кто боятся за свои маленькие корпоративные секретики. Защита от предполагаемых шпионов и убийц из компаний-конкурентов. Эта штука никогда не должна была стрелять по сотрудникам компании. Может быть, и не стреляла. Может быть, она убила вражеского шпиона. Я чувствую мимолётное облегчение, но быстро отбрасываю эту мысль. Тогда бы ни его ни Стэна не стали будить посреди ночи. Произошла ошибка. А за ошибки отвечает тестировщик Джеф.

Я выхожу из лифта и вижу людей дальше по коридору. Двоих кажется. Один в ярко-синей униформе службы безопасности. Второй должно быть Стэн. Я направляюсь в их сторону и думаю о том, что надо было напиться сильнее. До полного беспамятства. Что бы никакой интерком не смог разбудить меня этой злосчастной ночью.

3

Меня тошнит. Я чувствую, как содержимое желудка медленно движется по пищеводу вверх, пока её остекленевшие глаза сверлят меня укоризненно. Лицо выглядит почти живым. Волосы разметались вокруг головы в луже крови и чистящих средств. Аромат хлорки смешался с гнилостно-сладковатым запахом гниения. Пулемёт превратил её тело в фарш, завёрнутый в ошмётки зелёной униформы уборщицы. Бейдж на груди чудом остался цел. Мария Хернандес. Имя с фамилией навевают мысли о расовых стереотипах. Это имя карикатуры, а не реальной женщины. Я бы рассмеялся, если бы её разорванное в клочья тело, не лежало прямо передо мной. Полупереваренный ужин выплёскивается у меня изо рта на забрызганный кровью пол.

-Сдержался бы, - усмехается сотрудник службы безопасности.-Эта сучка уже не сможет за тобой прибрать.

-Мне бы водички, - говорю я.

-Дальше по коридору есть туалет, - он показывает рукой, куда нужно идти.

Что бы пройти дальше по коридору мне приходится перешагнуть через её тело. Меня чуть не тошнит опять, но я сдерживаюсь. Слегка пошатываюсь двигаюсь вперёд, пока не нахожу нужную дверь. Пью прямо из крана, пытаясь смыть запах рвоты. Потом меня рвёт опять только что выпитой водой, смешенной с желудочным соком. Почти отступившая головная боль начинает подкатывать опять. Мертвецы и похмелье плохо сочетаются друг с другом. Я хочу вернуться в постель. Спрятаться под одеялом. Мечтаю об этом больше всего на свете.

Я пью ещё. Умываю лицо. Закрываю глаза, пытаясь укрыться от приглушённого света уборной, кажущегося сейчас слишком ярким. Прогоняю образ мёртвой женщины, выплывающий из темноты сознания. Затем пытаюсь прогнать самого себя. Загнать обычного Джефа поглубже. Он не подходит, для того, что предстоит. Он слишком мягок, слишком сентиментален. Может опять блевануть. Расчувствоваться. Может даже расплакаться.

Из туалета выходит тестировщик Джеф, собранный и спокойный, и направляется к месту преступления, чувствуя себя Коломбо из старого детективного сериала.

Человека в синей униформе зовут Джим Шейн, согласно бейджу у него на груди. Он кажется почти расслабленным. Прислонившись к стене, разглядывает что-то в телефоне.

-Что здесь произошло? - спрашиваю я.

Он отвечает со спокойной усмешкой на лице:

-По-моему всё очевидно. Одна из ваших турелей свихнулась и расстреляла эту латинскую шлюшку.

Жестом он показывает на люк в потолке, за которым прячется турель и на гильзы, разбросанные по полу.

-А что сейчас происходит? - спрашиваю я.- Чего мы ждём?

-Коронера. Он заберёт тело в морг, осмотрит и кремирует. Мне здесь делать особо нечего. С нашей стороны всё и так понятно. Как только коронер будет здесь я возвращаюсь домой.

-Осмотрит тело? Что он может найти?

-Очевидно ничего. Это формальность.

-Понятно. Пойду узнаю, как у него дела, - кивком показываю на Стэна.

-Конечно.

Стэн стоит у консоли на стене по другую сторону от трупа. Задержав дыхание, я перешагиваю через мёртвое тело, пытаясь ни во что не вляпаться и встаю рядом с ним. Консоль усыпана фатальными ошибками. Что-то пошло не так. Это мой косяк. Я убил её. Я смотрю на покорёженное тело на полу. Я убил её. Я готов расплакаться. Но когда говорю голос совершенно спокоен и не дрожит:

-Нашёл что-нибудь?

Вместо ответа Стэн прокручивает консоль вверх и спрашивает, тыча пальцем в экран:

-Эту версию сегодня выливал?

-Да.

Он мотает обратно вперёд.

-Выглядит довольно странно, - говорит он. - Видишь все эти ошибки?

Он показывает на фаталы, которые я заметил раньше

-Data read exception, - читаю я. - О каких данных речь?

-Чтение из базы. При расшифровке фотографий сотрудников из базы происходит ошибка. Поток завершается. И начинается сначала.

Я с опаской показываю на люк турели под потолком

-Они надеюсь отключены.

-Да. Смотри дальше. Вот где начинаются ошибки.

-Четыре часа сорок минут. А сколько сейчас время. Я даже не посмотрел который час, когда проснулся.

-Пять десять. Я позвонил тебе в пять. Смотри дальше. Видишь этот лог? И время.

-Четыре часа тридцать две минуты. Турель начала стрелять.

-И всего через десять секунд перестала. И тишина. Никаких ошибок. Ни до, ни после. Они появились спустя восемь минут.

-Кто-то ещё проходил здесь.

-Детектив прибыл сюда в сорок минут, - он махнул рукой в сторону Джима. - Позвонил мне в пятьдесят. Я отключил систему турелей и пришёл сюда.

-Тридцать две - турель убивает девушку. Сорок - детектив прибывает на место, появляются ошибки в логе. Пятьдесят - ты выключаешь турели. Ошибка чтения из базы.

-Именно. Обычно возникают если записи нет или она повреждена.

-Почему ошибки не прекратились, когда ты выключил турели?

-Камеры работают. Система распознавания лиц тоже.

-Да. Точно. Совсем забыл, что она не привязана к турелям. Ты смотрел уже базу?

-Отсюда нет доступа. Для этого надо идти в офис.

-Смотрел логи остальных камер? Были ли там тоже ошибки?

-Ещё нет. Но это можно посмотреть отсюда.

Он вводит пару команд на терминале, и мы видим список ошибок с айдишником камер. Первая ошибка была в тридцать пять минут.

-Мне сложно по айдишникам сказать, где находятся эти камеры, - говорит Стэн. Нужно подняться в офис и посмотреть оттуда.

-Пойдём, - говорю я.- Детективы Джеф и Стэн идут по следу.

Он натянуто улыбается, но по его взгляду, брошенному на мёртвое тело, я понимаю, что ему не до смеха.

4

Свет в офисе гораздо ярче, чем в коридоре. Я закрываю глаза и наощупь добираюсь до дивана. Растягиваюсь во весь рост и на мгновение забываю, где я и что произошло. Я словно бы проваливаюсь в тёплые уютные объятия полного забвения. Меня снова слегка покачивает на несуществующих волнах, и сознание отлетает от тела, наблюдая со всем издалека.

-Много выпил сегодня? - голос Стэна выдирает меня из мимолётной дремоты. - Совсем хреново?

Мне сложно распознать эмоцию в его голосе. Забота это или раздражение.

-Средне. Свет очень яркий.

-Займись картой, я займусь базой.

-Хорошо.

-Посмотри с каких камер идут ошибки. И что было перед тем, как они начались.

-Хорошо.

Я поднимаю себя с дивана и иду к большой консоли с картой здания в углу кабинета. На соседней маленькой консоли вывожу логи с ошибками и начинаю искать айдишник камер на карте. Первая ошибка появилась возле комнаты нашего знакомого детектива Джима Шейна и сопровождала его на всём пути к телу девушки. Затем ошибки возникли по пути из комнаты Стэна и из моей. Коронер Джон Брэдли похоже тоже уже покинул свою комнату и пошёл к месту преступления. Но что было перед тем, как появились ошибки? Перед тем как турель начала стрелять?

Последнее местоположение Марии Хернандес было в том самом туалете недалеко от места её гибели. Она вошла туда в пять минут третьего и вышла ровно в четыре тридцать. Ровно за две минуты до своей смерти. Точнее не вышла, а исчезла, потом что согласно карте, вне туалета она не появлялась. Вместо неё под злополучной турелью был обнаружен неизвестный нарушитель и был уничтожен. Больше никаких передвижений карта не показывала, а спустя три минуты камера возле комнаты Джима Шейна выдала ошибку.

-Фотография Марии Хернандес повреждена, - говорит Стэн. - Что объясняет ошибки, но не объясняет её смерть.

-На карте ничего особо интересного. В последний раз камеры видели её в туалете в четыре часа тридцать минут. Через две минуты неизвестный нарушитель был расстрелян. Ещё через три минуты фатал от камеры возе комнаты детектива Джима Шейна.

-Значит в четыре тридцать с базой было ещё всё в порядке. Каким образом фотография могла повредиться? Нам нужны логи обращений к базе. Оттуда будет стопроцентно понятно кто виноват.

-Если даже кто-то повредил случайно фотографию, турель не должна была открыть огонь.

-Это надо проверить. Прогнать много раз ситуацию и посмотреть не случается ли иногда сбой, приводящий к тому, что турель при невозможности опознания считает цель враждебной.

-Хорошо, только давай не сегодня. Займусь этим первым делом с утра. Ты поговоришь с детективом, что бы тот проверил логи обращения к базе?

-Попробую связаться с ним прямо сейчас.

-А я пойду домой?

-Иди. Отсыпайся.

5

Но когда я наконец добрался до своей постели, сон куда-то пропал. Я ворочался. Я открывал глаза в темноте и смотрел в потолок. Смотрел на дисплей на стене, заменявший окно. Снаружи по-прежнему бушевал дождь. Поворачивался на бок и снова пытался заснуть, но вместо настоящего сна получая какую-то полудрёму, полную безумных идей и фантазий.

Детектив Шейн сделал это. Эта мысль выплыла откуда-то из подсознания и уверен единственным поводом для неё были его грубые замечания касательно девушки. Они были крайне неуместны и детектив Шейн вероятно отъявленный расист, но это ещё не значит, что он убийца.

Но он мог это сделать.

Много кто это сделать. Я мог это сделать. Стэн. Кто угодно в нашем отделе разработки систем безопасности. Кто угодно в службе безопасности. Это мог быть неизвестный хакер, проникший в систему.

Вот только зачем. Зачем кому-либо убивать уборщицу. В логах БД мы увидим кто сделал это. И окажется, что это ошибка. Кто-то испортил фотографию по ошибке.

Вот только в логах ничего не будет. Потому что детектив-расист подчистил за собой. Потому что у безопасников есть доступ к этим логам, и они при желании могут удалить несколько записей.

Я прибавил громкость на дисплее, надеясь, что звук дождя поможет мне уснуть. Лежал на боку. Лежал на спине. С закрытыми глазами. С открытыми. Вглядываясь в потолок. Вглядываясь внутрь себя. Я почувствовал, как одинокая слеза стекла из уголка глаза. Потом вторая. Тестировщик Джеф, внезапно ставший детективом ушёл. Я остался один. И из-под ширмы всех этих рассуждений вновь показался терзавший меня с самого начала страх. Что настоящий убийца - я. Что даже если кто-то случайно повредил фотографию, турель открыла огонь по моей вине. Потому что я что-то пропустил, недосмотрел, не проверил. Может быть не с последним релизом. Может эта ошибка ждала своего часа уже несколько недель. Потому что однажды в пятницу я решил уйти пораньше. Что бы поскорей добраться до выпивки. Что бы забыться. Потому что меня вообще не должно было быть здесь. Потому что это не я. Не моя роль. Я лишь притворяюсь тестировщиком Джефом. А на самом деле я обычный пьяница и место моё на грязных улицах этого умирающего города.

Когда я уснул, мне снилось что я медленно падаю в тёмное ничто и пули разрывают моё тело, проходя сквозь него медленно и деликатно. Не было боли, но тоска и страх.

И когда утром меня снова разбудил звонок интеркома, они никуда не делись. Я вскочил на постели, чувствуя застрявший в горле ком. Звонил Стэн. Я ответил. Только звук.

-Ты там? Всё ещё спишь. Не прогонял те тесты, о которых мы говорили вчера?

-Нет. Ещё спал. А сколько времени.

-Двенадцать. Давай встретимся в офисе и погоняем их. Я хочу посмотреть, что получится. С логами голяк. Никаких записей об изменении в базе данных. Джим предположил, что турель могла как-то сломать их при чтении. Но это практически невозможно. Что-то тут нечисто.

Он убил её.

Он убил её.

Он убил её.

Мысль стучала у меня в голове, и я чуть не выпалили это вслух.

Конечно, никаких логов не найдено. Как я и предполагал. Потому что он убил её.

-Давай через час. Хочу ещё позавтракать.

-Ладно. Через час в офисе.

6

Зашёл к Хорхе. Заказал яичницу с беконом и кофе. Хорхе налил мне кофе и передал заказ на кухню. Я сделал большой глоток, почувствовал, как голова слегка проясняется.

-Не слышал ещё, что ночью произошло?

-Про Марию?

-Да. Ты знал её?

-Она заходила сюда довольно часто. В обед и вечером перед ночной сменой.

-Вы общались?

-Немного. Она не так давно здесь. Пару месяцев всего. Не успела даже привыкнуть толком.

-Ничего странного не происходило с ней?

-Ты что ли в безопасники заделался? Расспрашиваешь меня как будто полицейский.

-Я пытаюсь понять, как она умерла. Безопасники списали всё на ошибку в системе. Но, по-моему, это не очень похоже на правду.

-Все хотят спихнуть вину на других. И они и вы.

-Я серьёзно. Технически это мало похоже на ошибку с нашей стороны. Может быть, у неё были враги?

-Да какие там враги? Она здесь недавно. Обыкновенная уборщица. Была у неё небольшая стычка с кем-то из безопасников на этой неделе.

-Стычка? Из-за чего?

-Мелочь. Она облила его кофе. Он потребовал извинений. Довольно грубо. Назвал её латиноамериканской сучкой или что-то такое. Она тоже послала его куда подальше. И вроде всё. Ушла и больше они как будто не виделись. По крайней мере не в моём баре.

-Имя безопасника - Джим Шейн?

-Джим. Фамилии не знаю. Он здесь почти не бывает. Он был с приятелем. Марком Когни. Тот завсегдатай. А Джим заходит сюда редко. Ни разу с ним не разговаривал.

-Но у него был бейдж с фамилией.

-Не читал. Слышал его имя из разговора. Джим. Но не знаю фамилию.

-Ладно. Наверняка это он.

-Кто он? Кто такой Джим Шейн.

-Тот, кто ведёт расследование.

-Интересное совпадение.

-Не уверен, что это совпадение. И него есть мотив. И у него есть возможность. И он мог подчистить следы за собой, так, что мы ничего не нашли. Он мог подстроить так, что убийство произошло во время его дежурства.

-Ты думаешь, что он убил её из-за мелкой стычки в баре?

-Я разговаривал с ним всего пару минут и этого было достаточно, чтобы понять, что он долбанный расист. И я думаю он способен на такое. Тебе не показалось, что он затаил обиду на неё?

-Ну. Можно сказать и так. Он точно не был удовлетворён результатом их стычки. Но я не думаю, что он убил её. Это чушь. За такое не убивают.

-Мало ли психов на свете. Особенно среди тех, кто наделён властью.

-Ладно. делай как хочешь. Главное не впутывай меня в это. Я бы на твоём месте сосредоточился на своей части и не играл бы в детектива.

-Я займусь своей частью. Сразу после завтрака. Но я почти уверен, что там ничего не найдётся.

Вскоре Хорхе приносит мою яичницу с беконом, и я приступаю к завтраку. Хорхе задумчив. Он смотрит куда в пустоту сквозь меня.

-О чём думаешь? - спрашиваю я, когда, проглатывая последний кусочек яичницы с тарелки.

-Я думаю, получит ли тот, кто виноват в её смерти по заслугам. Или её жизнь ничего не стоит.

Я смотрю в свою чашку с остатками кофе, плавающими на дне. Я вижу её лицо, которое когда-то было симпатичным. И изуродованное до неузнаваемости тело. Я спрашиваю:

-Ты имеешь в виду меня? - и мой голос дрожит.

-Я не имею в виду никого конкретного. Представь, что на её месте был бы кто-то другой. Кто-то кроме обычной прислуги. Что бы они сделали с виновным?

-Я не знаю. Если это была обычная ошибка…

-Думаешь это было бы важно?

-Думаешь её просто выкинут и забудут? И не будет никаких последствий? И не важно ошибка это или убийство.

Он не отвечает. Итак понятно, что именно это он и думает. Думаю ли я так же? Нет. Я думаю, если мы сможем доказать, что Шейн хладнокровно убил её, то его… Если и не отдадут полиции, то хотя бы выкинут из компании.

-Ладно, я пойду. Кажется, придётся поработать в эти выходные.

-Удачи.

7

Я захожу в офис на двадцать минут раньше условленного времени и Стэна ещё нет. Запускаю свой комп. Подготавливаю тест. Копирую таблицу с сотрудниками с боя на тестовую базу. Марии там уже нет. Нахожу запись о ней в бэкапе базы данных, которая делалась в среду. Фотография там не повреждена. Я скачиваю её и вижу симпатичную смуглую женщину с длинными чёрными волосами, которая дружелюбно улыбается. Я заношу фотографию в тестовую базу, используя неверный ключ шифрования и получая повреждённые данные. Я делаю её трёхмерный образ, используя ту же самую фотографию. Вижу её призрак, неподвижно стоящий посреди комнаты-симулятора. Настраиваю так, чтобы этот призрак подходил к виртуальной турели в комнате-симуляторе. И после того, как как камера сканирует её и выдаёт тот самый уже знакомый нам фатал, останавливаю тест. Записанный тест отправляю в облако, где он прогоняется по тысяче раз на тысяче потоков. И если есть шанс хотя бы один к миллиону, что повреждённая запись может привести к тому, что турель откроет огонь - мы это узнаем.

Я запускаю тест и заваливаюсь на диван посреди кабинета, наблюдая оттуда за прогрессом. Стэн приходит ровно в час.

-Проверил?

-В процессе, - жестом показываю на экран.

-Хочу проверить ещё с неповреждёнными данными.

-С неповреждёнными я и так проверяю каждый раз.

-Значит нужно больше прогонов. Нужно выяснить как запись повредилась.

-Ладно. Как скажешь. Дождусь пока тест пройдёт, восстановлю запись и запущу снова.

-Я поищу в коде, что могло пойти не так.

-Хорошо.

Стэн проходит мимо меня. Я слышу, как включается компьютер. Скрипт кресло, когда он в него опускается. редкий шелест клавиш на дешёвой клавиатуре. Щелчки мыши. Постукивание пальцев по столу, когда он думает, вглядываясь в экран, читая строчки кода, пытаясь выполнять его в голове и смоделировать и найти ситуацию, в которой что-то могло пойти не так.

Я поглядываю краем глаза на прогресс теста и думаю о Шейне. У меня есть вся хронология событий, но нет никаких доказательств. В между тридцатью и тридцатью двумя минутами он удалил её запись. Между тем как камеры опознали её в туалете и не опознали в коридоре. Между тридцатью двумя и тридцатью пятью восстановил запись и загрузил повреждённую фотографию. И конечно же удалил записи о своих действиях. Почему фотография повреждена. Если он хотел свалить всё на ошибку в системе целая фотография была бы убедительной. Повреждённая - лишняя деталь и всё выглядит менее правдоподобно. Возможно, у него не было ключа. Доступ к ключу шифрования есть только в отделе кадров, которые изначально заводят новых сотрудников. Даже у отдела безопасности его нет. Для своих тестов я использую специальный ключ, который подходит только для тестовой базы. Попробуй я использовать его на бою и получу то же самое что и Шейн - битые данные. К тому же он меняется каждую среду. Может Шейн не знал этого. Может быть, у него был ключ, но старый.

Тесты закончились.

-Без ошибок, - говорю я.

-Хорошо. Запусти ещё с целыми данными. И увеличь количество прогонов.

-На сколько?

-Тебе виднее.

-Ладно.

Используя тестовый ключ шифрования, загружаю в базу её фотографию. Увеличиваю количество прогонов с тысячи до миллиона. Такой тест может крутиться тут всю неделю, пока не достигнет конца. Но если ошибка возникнет раньше, я её увижу. И остановлю тест. Я возвращаюсь на диван. Возвращаюсь к Шейну.

Если у него есть ключ. Если я найду этот ключ в его компьютере. Если я загружу фотографию используя этот самый ключ и получу те же самые битые данные, то это будет железным доказательством. Вот только запись удалили из базы. И я почти уверен, что никто никуда не сохранил повреждённую фотографию.

-А у нас не остались повреждённые данные о фотографии из базы? - спрашиваю я.

-Остались. Джим переслал их мне.

-О. Отлично.

-А что?

-Ничего. Просто рассуждаю.

-Не думаю, что из кучи битых данных можно понять, как она получилась.

-Я думал, что, если загрузить фотографию используя старые ключи. Может мы получим точно такую же кучу.

-Старые ключи не хранятся.

-Понятно. Но может у кого-то сохранился.

-Вряд ли. Да и с какого чёрта система вдруг начнёт загружать фотографию в базу используя старый ключ.

-Кто сказал, что это была система?

-Я видел логи обращения в базу. Их не было в это время. Единственные обращения, которые не логируются - системные. Большинство системных по крайней мере.

-Логи можно подчистить.

-Доступ только у безопасников.

-О чём и речь.

-Начерта им это надо.

-Шейн поссорился с ней на этой неделе. У меня есть свидетель.

-Мне тоже не понравилось его отношение к мёртвой девушке, но это ничего не значит.

-Он ссорился с ней в баре.

-Я понял тебя. Это ничего не значит.

-У него есть мотив и есть возможность.

-Во-первых мотив как-то слабоват. Во-вторых, мотива и возможности недостаточно. Я лучше займусь тем, что знаю и поищу ошибку у нас. Ты запустил тесты?

-Да. Поставил миллион прогонов. Они теперь будут всю неделю гонять, пока я их не остановлю. Увидишь красную надпись - ты прав. Турель заглючила и открыла огонь.

-Хорошо. Хочешь - играй в детектива. Я займусь своей работой.

-Да я и сам не знаю, как этому подступиться. Но я почти уверен, что это он.

-Не вляпайся ни во что.

8

Яркий свет допросной больно ударил по глазам. Джим Шейн сидел передо мной с самодовольной улыбкой. Я пытался по крупицам собрать историю вчерашнего вечера, линию, соединявшую уютный бар несколькими этажами выше бара Хорхе и эту допросную.

Что я помнил хорошо. Как провалялся на диване большую часть дня, вглядываясь в свою консоль, где гоняли тесты. Мысли бегали по кругу, постоянно возвращаясь к ключу шифрования, который я нашёл бы на компе Джима, если бы обыскал его. Вот только никаких способ обыскать его я не придумал. По крайней мере легальных.

-Ты крупно влип приятель. Думаю, тебя вышвырнут из компании. Но я бы очень хотел послушать, зачем ты это сделал.

Я ничего не придумал за весь день, а вечером мне не пришло в голову ничего лучше, чем напиться. Я не пошёл к Хорхе, боялся, что он меня остановит. Решит, что я вляпаюсь в неприятности. А я этого и хотел. Напиться достаточно, чтобы мне хватило смелости докопаться до истины, какими бы экстремальными не были методы.

И вот я здесь и понятия не имею как сюда попал. Голова раскалывается. Свет вызывает такую боль, как будто я вампир, попавший под солнечные лучи.

-Сделал что?

-Ты ничего не помнишь? Напился до беспамятства что ли?

-Видимо. Я помню бар. Я выпил бутылку виски. Или полторы. И потом взял парочку с собой. Но где-то по пути из бара домой, всё как-то нечётко. Я добрался до своей комнаты?

-Мы тебя там нашли, так что да.

-Что я сделал?

-Ты дал кому-то свой доступ в нашу корпоративную сеть.

-Зачем?

-Ты мне скажи. Что вы искали на моём компьютере?

Кажется, я помню этот момент. Словно это ускользающий сон, но я помню, как просматривал его файлы и искал ключ шифрования. Я нашёл его. И скачал на свой компьютер. И если я получу туда доступ, смогу доказать, что этот гадёныш убил её.

-Я ничего не нашёл.

-Что ты искал.

-Доказательство.

-Доказательство чего?

-Что ты убил её.

-Кого?

-Мария Хернандес.

-Сучку, которую расстреляли ваши турели? Как я мог убить её? Её расстреляла автоматизированная система. 

-Ты удалил её запись из базы данных.

-Продолжай.

-Потом попытался восстановить, но воспользовался старым ключом шифрования, в результате фотография оказалась не читабельной.

-Это не имеет смысла. Во-первых, зачем мне убивать эту шлюху. Во-вторых, зачем я воспользовался старым ключом, когда у меня есть доступ к актуальному.

-У тебя есть.

-Конечно, у нас у всех есть. Конечно, ты не найдёшь его на моём компьютере. Но у нас есть доступ к той же системе, что использует отдел кадров, где используется актуальный ключ.

-Но ты не мог ей воспользоваться.

-Почему?

-Не знаю. Видимо… почему-то не мог. Слушай. Я знаю, что это был ты. Я нашёл ключ шифрования на твоём компьютере.

-Ты же сказал, что ничего не нашёл.

-Я… Чёрт. Теперь ты пойдёшь и уничтожишь доказательство?

Он улыбается. Он начинает смеяться. Он смеётся так сильно, что у него по щеке скатывается одинокая слеза.

-Прости. Дружеский совет, приятель - держись подальше от алкоголя и детективных сериалов.

-Но у меня есть доказательство на компьютере.

-Не знаю, что ты нашёл. И не привиделось ли тебе это. Но уверяю тебя, это ничего не доказывает. Чисто ради смеха - зачем, по-твоему, я убил её.

-У вас была ссора в баре.

-У нас была?

-Да. Она облила тебя кофе.

-Это была она? Я не узнал её. Ладно. До утра ты под домашним арестом. Дальнейшую твою судьбу будут решать люди поважнее. От себя - внесу твоё имя в чёрный список баров. Что бы тебе больше не продавали алкоголь.

-Ты можешь такое?

Он улыбается улыбкой садиста.

-Вставай, приятель. Пойдём домой.

9

Я лежу в своей тёмной комнате, освещённой лишь дисплеем, символизирующим окно. Снаружи серые тучи и накрапывает лёгкий дождик. Я не могу открыть дверь и выйти. У меня нет доступа к своему компьютеру. Я жду своей участи и пытаюсь представить себе жизнь снаружи. Со старших классов школы я жил здесь. Я не видел настоящего неба лет двадцать. И в общем-то не особо жалею об этом.

Дверь открывается и в комнату входит Стэн.

-Ну и натворил ты делов приятель

-Меня уволят?

-Не знаю ещё. Я встал на твою защиту. Сказал, что подозрения были обоснованными.

-А они были?

-Не знаю. Может быть. Но это точно не он.

-Почему ты так думаешь?

-Потому, что я нашёл ошибку в коде.

-Что? Как такое возможно. Как турель или камеры могли повредить запись.

-Они и не повреждали. Они держали запись во время чтения. В этот момент другая система пыталась внести запись. В результате иногда в очень редких случаях… могло случиться то, что случилось.

-Какая система?

-Смена статуса сотрудника. Разработчики редко пользуются ей, но обслуживающий персонал получает деньги соответственно времени проведённому на рабочем месте. И они всегда отмечают, когда приступили к работе и закончили. И так получилось, что она отметила окончание своего дня ровно в тот момент, когда вступила в радиус действия камеры с турелью. Случился глюк, камера получила список сотрудников без неё, а изменение статуса повредило запись.

-Звучит как-то…

-Я смог это воспроизвести в коде. Повреждения как будто случайны и хаотичны. Это не всегда в фотографии, и они не всегда случаются. Но это самое вероятное объяснение, того, что произошло.

-Надо бы погонять на симуляторе. Посмотреть вероятность. Ты уже сделал фикс.

-Нет ещё. И так вчера допоздна сидел. Завтра поищу, как это поправить.

Стэн ушёл. Я остался в своей серой комнате. Вечером попробовал выйти и обнаружил, что дверь открывается. Пошёл к Хорхе и обнаружил, что Джим сдержал свою угрозу и алкоголь мне никто не продаст. Хорхе сделал мне расслабляющий травяной чай со ароматом мяты и корицы. Попивая горячий напиток, я рассказал ему, что произошло.

-И что дальше? - спросил он.

Я пожал плечами.

-Моя участь мне неизвестна.

-А что с мёртвой девушкой?

-Стэн нашёл ошибку.

-Получается, всё-таки, что вы виноваты. Будут какие-то последствия?

-Не знаю. Стэн исправит ошибку. Я… а может и не я… кто-нибудь её проверит, разольёт фикс и может быть турели больше не будут стрелять в кого не надо.

По его лицу я видел, что такой итог его не устраивает.

-А что ты хочешь? Что бы полетели головы, что бы кого-нибудь уволили.

-Что бы кто-нибудь хотя бы сделал вид, что её жизнь что-то значит.

-Турели вернутся в работу, как только будет испрвленна ошибка. Никто их не отключит. Маленькие секретики, которые они охраняют, гораздо важнее жизни любого из нас. Тебя, меня, Стэна, Джима Шейна. Единственные люди, чья жизнь дороже, чем эти маленькие секретики находятся гораздо выше, на самом верху этого здания. И скажу тебе по секрету - там нет турелей. Там нет даже камер, которые могли бы следить за ними. Они осознают весь риск и готовы его принять, пока это риск для нас, а не для них.

Он молчал. Он понимал всё это. Все понимали. Есть мы, а есть они. Есть боги, управляющие нашими жизнями с верхних этажей городов-небоскрёбов и есть мы, копошащиеся в грязи здесь, внизу.

-Я пойду спать, - говорю я. - Кто знает, может быть завтра меня выкинут отсюда, и мы больше не увидимся. Так что прощай.

-Прощай. И береги себя.

10

Но меня не уволили на следующий день. И даже не выкинули из систем безопасности. По крайней мере пока. Порезали доступ. Я больше не мог ходить в боевую базу, мог только играться с тестовой. Мне наконец вернулся доступ к моему компьютеру.

Офис в понедельник был полон народу. Я сидел за своим столом, подготавливая тестовый сценарий, который описал вчера Стэн, пока тот искал как исправить ошибку. Я закончил свою работу, отправил тест в облако и стал ждать результатов. Мой любимый диванчик в середине кабинета был кем-то занят, и я остался на своём месте, нетерпеливо барабаня по столу и думаю, чем бы заняться в период ожидания.

Одна маленькая деталь осталась непроверенной, после этих странных выходных - ключ шифрования, который я стащил с компьютера Шейна. То доказательство, из-за которого я чуть не оказался без работы, и которое по-прежнему непроверенное валялось на моём компе.

Я загрузил фотографию, используя ключ Шейна. Получил битую фотографию в тестовой базе. Попросил Стэна прислать мне битые данные, которые были в базе, когда девушка умерла. Тот сразу переслал мне их, не спрашивая зачем.

Я стал сравнивать те данные, что были сейчас у меня в тестовой базе.

С тем, что прислал мне Стэн.

Думая о том, что мне делать дальше с этими инкриминирующими доказательствами.

Но… Они не совпали.

Джим Шейн не воспользовался этим ключом что бы загрузить её фотографию в базу данных. Очень может быть, что Джим Шейн вовсе её не убивал. Женщина умерла из-за технической ошибки, из-за непредусмотренного никем редкого случая. Из-за бага, который я не выявил в симуляторе и выпустил в реальный мир.

Убийца - я. Дело закрыто.


Рецензии