Глава 12. Вольные казаки

Вольные казаки.
Если ранее указанные категории казаков полностью подчинялись государственным структурам Московского царства, как местным, так и центральным, полностью находились на жаловании, имели льготы и привилегии, проживали на территории московского царства, то так называемые вольные казаки жили на территории великой степи, с Русским царством находились в союзнических отношениях, за что получали жалование от царя, принимали участие в военных действиях на стороне Руси, но взаимодействие с ними проходило через посольский приказ, нынешний аналог МИД. Они могли себе позволить и пограбить соседей, на что московский царь смотрел сквозь пальцы.
Донское казачье войско — первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. С исконных времён Донское войско делится: казаки "верховые" и "низовые". Войсковой праздник 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы. Войсковые круги Донского войска 1 января, 6 мая, 25 мая, 30 августа и 5 октября. Штаб Донского казачьего войска располагается в городе Новочеркасск.
Донское войско размещается на территории, называвшейся Областью Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области север Краснодарского края Российской Федерации, а также части Луганской и Донецкой областей Украины.
Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).
Впервые в письменных российских источниках В летописном известии о захвате рязанцами в 1353 году Лопасни, бывшего владения рязанских князей, отмечается, что это военное предприятие возглавил князь Олег «съ своими резанцы, съ поташвникы ему съ бродни».  Тогда они звались ещё не донскими, а рязанскими. По Дону проходила граница Рязанского княжества, стояли казачьи крепостицы а за ними Дикое поле. Основу Рязанского казачества составили новгородские ушкуйники – воины из состава добровольных профессиональных дружин, созданных в Новгороде. Защищали пограничье и сопровождали купеческие караваны, ходившие по дону от Данкова до Азова.
Донские казаки упомянуты в записях Иноземного приказа 1444 г. при описании битвы на Листани. А в наших летописях про то так: «и приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны».
1502 г. в летописях упоминается наказ великого князя Ивана III рязанской княгине Агриппине: «Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити».
О донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах города поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сарыазманом зовут — разбойник твой пришел и взял их».
 Казаки на Дону делятся на верховых и низовых, иногда отмечают серединцев. 
Верховые казаки походили нравами и обрядами на жителей соседних русских областей. В старину верховые казаки отличались от низовых более патриархальными суровыми нравами, более плотным телосложением, и, как считалось, уступали низовым в наездничестве. Зато верховые казаки были более хозяйственными и трудолюбивыми. Верховцы в основном занимались тяжелым земледельческим трудом. Внешне, по мнению Евграфа Савельева: «казаки верховых станиц, известные на Дону под общим названием «верховцев», как долго сталкивавшиеся с великороссами, представляют в антропологическом отношении, в массе своей, переходную степень от чисто древне - казацкого типа к великороссам...». Несмотря на сходство с переселенцами из других областей, верховцы называли последних «русскими», «иногородними». Верховцы, как и все казаки, относились к пришлым с некоторым высокомерием.
Серединцы, то есть казаки, жившие между верховцами и низовцами, считались лучшими солдатами. Савельев о них писал: «Казаки новгородцы от устьев р. р. Иловли и Тишанки расселились вверх по Дону до ст. Казанской, а вниз - до Азовского моря. Это самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослы, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, высоким лбом и круглой головой; волосы на голове от темно-русых до черных, на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки эти идут в гвардию и артиллерию.»
Низовые казаки в старину вели более «восточный» образ жизни: любили щегольство в нарядах; каймак, айран, сузьма, кофе, сладкие «татарские» мучные блюда занимали почетные места в кухне низовых казаков; низовые казаки больше предпочитали заниматься коневодством, скотоводством, рыболовством, виноградарством, садоводством, нежели земледелием. Низовцы имели нрав веселый, щедрый, гордый, строптивый; они считались лучшими наездниками на Дону. В праздники низовые казаки любили устраивать скачки, состязания по наездническому искусству, состязания по стрельбе, воинственные игры-маневры на лошадях. Низовцы в основном предпочитали конные игры. Хвастливое удальство было более характерно низовым казакам, нежели степенным верховым. Низовцы считались первооснователями казачьих городков на Дону. Они считались более привязанными к старым казачьим обычаям и весьма дорожили привилегиями казачества. Среди низовых казаков было больше торгового люда, нежели среди верховых. В говоре низовцев было много тюркских и украинских слов. Евграф Савельев полагал, что этот тип казаков представлял собой «малороссов только по языку, остатков прежних днепровских черкасов, в южных частях губерний Черниговской, Курской, Воронежской, Екатеринославской, в Новороссии и в Черноморье: короткий, но плотный стан, высокие голени, круглая голова, широкий, прямой, нередко нависший лоб, короткий, часто с горбиной, хрящеватый, иногда и толстый нос, черные глаза, смуглое лицо и темные жесткие волосы, с красниной на усах и бороде. Этот последний тип очень часто встречается и у нас на Дону, как остаток древних, переселившихся сюда черкас, в особенности по Донцу, в Гундоровской и Луганской станицах, в Раздорской и даже от устьев Дона до ст. Пятиизбянской». Также среди низовцев, по Савельеву, был распространен «тип казаков азовских: легкие и подвижные, среднего роста, с длинными ногами при коротком туловище, с небольшой головой, при немного выпуклом (тюркском) лбе и выдающемся затылке, с орлиным носом, иногда тонким и прямом, подобранном маленьком подбородке. Все казаки азовского типа, большею частью брюнеты, с черными или карими глазами, с веселым, жгучим взором, одним словом, с азиатским оттенком в лицах, до крайности разнообразном. Есть между ними, в особенности среди женщин, прекрасные, чисто древнегреческие профили, с правильным овалом лица, но есть и безобразные армянские или турецкие лица, при небольшой голове с большим «коромыслом» носом.» 
 Происхождение Донского казачества.
Уже исходя из предыдущей темы можно сделать вывод, что вопрос о происхождении казачества не так однозначен, как многим хотелось бы. Напомню, в ней шла речь о трех типах донских казаков: верховых, срединных и низовых. Они имели разные этнические и культурные черты.
Так же мы знаем, что на протяжении веков на территории нынешнего донского края прошло множество народа с разными культурными традициями и этническими чертами. Не буду перечислять все. Есть 18 только официальных версий происхождения казачества. Можно по поводу каждой версии спорить до хрипоты и ни к чему не прийти.
Так же известно, что на территории нижнего Дона христианство было известно с первого века христианства. А с 4 века уже попадаются артефакты, подтверждающие раннее существования христианских общин. При этом была очень пестрая картина в этническом плане.
Несомненно, для выживания в условиях дикой степи было очень сложной проблемой и для этого необходимы были, несомненно, определенные навыки, опыт и черты характера.
Само собой это был процесс не одного поколения. Само собой они могли у кого-то перенять опыт, а впоследствии жесткие условиях существования ж регулировали численность населения и оставались только самые способные выжить здесь.
Само собой нужны были союзники. И таком союзником стала Россия. Хотя были и такие кто предпочел ее врагов. Но об этом мы коснемся позже.
Исходя из вышеизложенного следует вывод, что этнический вопрос не был первостепенным в среде казачества в период формирования его и в дальнейшей истории.
А вот что касается религиозного вопрос он был первостепенным. И подтверждает тот факт, что не имея никакого давления в вопросах религии со стороны они сохранили христианскую веру.
Я высказал свое мнение, основанное на истории казачества, православной веры и закона Божия.
Хоперские казаки
«Верховские», «чиги» жили в междуречье Верхнего Дона Вороны, Хопра, Медведицы и Бузулука. Первые письменные источники о них, где фигурирует слово «казак», относятся ко временам Золотой Орды, когда в актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии в пределах Червлёного Яра живущие: «по Великую Ворону возле Хопор, до Дону по караулам» — «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци». В т.н. Комиссионном списке I Новгородской летописи (XIV век) упоминается город Урюпеск, «в верхь Дону». Имелся же в виду город Урюпинск (станица Урюпинская)
Червлёный Яр тех времён был не суверенным казачьим государством (вассалом Золотой Орды), представлявшим собой объединение тюркских (берендеев), славянских (вятичей) и финно-угорских (мещерских и мордовских) общин без феодалов, с военно-демократическим общинным управлением. После Никоновской реформы церкви сюда устремились сотни старообрядцев, не признавших «исправлений» церковных книг. Их большие семьи были работящими, праздность и лень считались у них за грех. Большинство хозяйств были состоятельными, зажиточными по тем временам. Казаки-раскольники были исполнительны и дисциплинированы, смелы и отважны в бою. Они всегда с большим риском для своей жизни готовы были прийти на помощь своему собрату казаку независимо от веры.
В XVII веке в Хоперском крае насчитывалось семь городков с населением в 2—3 тысячи человек в каждом. Городки были укреплены простыми оборонительными сооружениями: ров, вал с плетнёвой оградой поверх него. Органом власти у хопёрцев было общественное самоуправление, избираемое всеми жителями города. Местный край был лесистым и основным занятием хопёрцев были судостроение, охотничий промысел, рыболовство и бортничество. Кроме того, занимались скотоводством, коневодством
 Хопёрцы резко отличались от «низовых» донцов и характером, и говором (было распространено «аканье»), и одеждой. Лапти были обычной повседневной обувью (у «низовых» была даже присказка — «Чига лыко драла, чига лапти плела»). В 1650 году хопёрские казаки пытались отделиться от Войска Донского и основали свой укреплённый городок Рагу, разрушенный потом по приговору Войска.
На момент Булавинского восстания 1708—1709 годов, в котором хопёрцы приняли активное участие, по Хопру считалось 27 городков и по Бузулуку — 16. В то время Россия вела многолетнюю Северную войну со Швецией, войска Карла XII находились на Украине, гетман Мазепа считался верным Петру, поэтому Булавинское восстание против Мазепы и войск Петра было воспринято как «удар в спину», а репрессии за участие в бунте были необычайно жестокими, даже для тех времен.
Часть местных казаков потеряла статус служилых людей и обращена в однодворческое сословие.
В 1780 году часть хопёрских земель вошла в состав Области Войска Донского как Хопёрский и Усть-Медведицкий округа. В 1775 году Хопёрская конная команда была развёрнута в Хопёрский полк, который 24 апреля 1777 года был включён в состав вновь учреждённого Астраханского казачьего войска. 11 апреля 1786 года Хопёрский полк был включён в число казачьих полков Кавказской линии и началось принудительное переселение хопёрцев на Кавказ
На Кавказе к полку были приписаны 145 семейств крещённых персов и калмыков, а самый полк поселён на линии в четырёх станицах: Северная, Ставропольская, Суворовская, Московская и Донская.
 Мещерские казаки
Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры. 
Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. 
Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. 
Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. 
Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. 
Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. 
Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. 
Северские казаки или севрюки
Севрюки сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян (восточные славяне, входившие в Киевскую Русь), в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.Се
Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.
В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.
В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
В XVI веке считались представителями (древне) русской  народности
Как представители служилого люди (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской. Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск Путивль подверглись колонизации из Центральной России.
После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.
 
Волгское казачье войско
Военное казачье формирование (казачье войско) на средней и нижней Волге.
Официально образовано, в 1734 году, указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в бунте (восстании) Емельяна Пугачева упразднено, в 1777 году, указом императрицы Екатерины II.
Впервые казаки упоминаются на Нижней Волге в связи с походами по завоеванию Астрахани в 1554 году. В войске Ю. И. Шемяки-Пронского и А. В. Вяземского находился отряд атамана Фёдора Павлова.
Казаки совместно с конницей Вяземского разгромили Ямгурчея у Чёрного острова. Во время похода 1556 года, для окончательного присоединения Астрахани, в русском войске находились отряды атаманов Колупаева и Ляпуна Филимонова. Это были донские казаки, вернувшиеся после операций под Астраханью в район Волго-Донской Переволоки.
Упоминаемые с 1560 году «волгские казаки» — те же самые донские казаки, промышлявшие разбоем в районе Жигулей. Правда, историк астраханского казачьего войска И. А. Бирюков считал, что часть казаков после присоединения к Астрахани осталась в ней на службе. Однако источники XVI — XVII веков не фиксируют на Нижней Волге (и в частности, в Астрахани) никаких казаков, кроме «воровских». Более того, Астраханский край был, пожалуй, единственным исключением на южной границе Русского государства, где не фиксируются городовые казаки как категория служилых людей по прибору. Казаки же, направленные после «смуты» на службу в Астрахань, были переведены на положение стрельцов, что, естественно, изменило и их социальный статус.
В 1698 году после бунта московских стрельцов часть из них по указу Петра I были высланы в Красный Яр, Черный Яр, Царицын, Камышин и Саратов. «Из них красноярские приняли название красноярских казаков, черноярские остались при имени стрельцов; камышинские были известны под именем солдат, а саратовские — ружников». Численность этих формирований колебалась от 200 до 250 человек. В первой половине XVIII века городовые команды в нижневолжских городах получают наименования казачьих.
В 1718 — 1720 годах по повелению Петра I создается Царицынская сторожевая линия между Доном и Волгой. Линию предполагалось заселить донскими казаками, но в 1733 году было решено казаков-переселенцев перевести на Волгу и образовать из них Волжское войско.
В грамоте войску, от 20 января 1734 года, говорилось: «Записавшихся в Царицынскую линию донских казаков… поселить по Волге, где прежде была слобода Дубовка… между Царицына и Камышина. Служить вам вместо донских казаков при Саратове и в Астрахани., также и в других местах… и писаться вам Волжскими казаками…». С 1771 года началось переселение волжских казаков на Терек и на линию между Моздоком и Азовом. Это вызвало недовольство, вылившееся в почти поголовную поддержку пугачевского бунта. Пугачева встречали в станицах с хоругвями и хлебом-солью; казаки влились в его войско, образовав Дубовский полк. Участие в крестьянской войне окончилось для волжских казаков упразднением войска и ускоренным выселением на Северный Кавказ. Правда, часть их уклонилась от переселения, либо бежали с Кавказской линии на Волгу.
Новое войско недолго просуществовало на своем месте. В 1770 году 517 семейств из его состава были переселены к Моздоку и помещены в пяти станицах по левому берегу Терека, между Моздоком и гребенским войском, для охраны края от набегов кабардинцев. Они образовали Моздокский полк, во главе которого был поставлен вместо войскового атамана полковой командир. В 1777 году в состав полка были включены 200 семей калмыков, принявших православие, которые вскоре вернулись в буддизм, а в 1799 — русская милиция Моздокской крепости, существовавшая до тех пор отдельно под наименованием Московской легионной казачьей
Яицкое войско
Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении реки Яик). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, поначалу разрешая им приём к себе беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков была объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана на назначенного. В 1723 году волнения были подавлены, зачинщики казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства (гарантирующего их положение), вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.
Впоследствии, после подавления восстания Пугачёва, в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Яицкое войско на Урале окончательно утратило остатки былой автономии.
 Запорожская Сечь
Укр. Запорізька Січ — название ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров (политий) днепровского низового казачества с XVI по XVIII век, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов. Сечь располагалась вблизи переправ через Днепр, где было легче контролировать набеги крымцев именно на Правобережную Украину (для грабежа Левобережной Украины и Русского государства крымцы пользовались Муравским шляхом, обходившим Сечь с востока).
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название места нахождения штаб-квартиры казаков — С?чъ происходит от слова «с?кти», «выс?кать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края (иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка»).
Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества (то есть действующего в низовьях Днепра, а также на территориях современных Румынии, Венгрии, Словакии и Молдовы).
Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь.
Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов. Этим объясняются подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть, собственно, на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге. Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управления поскольку лагерь казаков не переставал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем.
Сведения о появлении казаков в низовьях Днепра датируются концом XV в. (возможно, это произошло и ранее см. Первые упоминания и происхождение). Первое письменное упоминание (от 1492 г.) о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским. По рассказу хрониста, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, скотоводством, также ремёслами и торговлей), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Львов, Бахчисарай, Краков, Ростов, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше «залог» (заставу или аванпост) в виде отряда 100—200 вооружённых огнестрельным оружием и пушками казаков. Вообще же, если судить по русским, польским, турецким и венгерским летописям и хроникам тех лет, то объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1590-х или даже начале XVII века. К этому же периоду времени относит возникновение первой Сечи и исследователь В. А. Голобуцкий
На протяжении своего существования Запорожская Сечь (Войско Запорожское Низовое) находилась в той или иной зависимости от Речи Посполитой, Русского государства (затем Российской империи) или Османской империи.
Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149человек (см. ниже). Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул (укр.осавул), писарь и куренные атаманы. Это можно было условно назвать правительством Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.
P.S. В дальнейшем теме Запорожского казачества будет уделено больше внимания.
 Гребенские казаки
Этносоциальная группа казаков, проживавшая на Северо-Восточном Кавказе: изначально в предгорьях на востоке Большого Кавказа (часть совр. Северного Дагестана), позднее на востоке Предкавказья, в среднем течении реки Терек (часть совр. Чечни — Шелковской район) и, вероятно, некоторое время в восточных областях Кабарды (часть совр. Ингушетии). Предки гребенцов появились в этом регионе к XVI веку, их община сформировалась из донцов (вариант: рязанских и волжских казаков), а также из уходивших от закрепощения беглых крестьян Русского государства. Вплоть до XX века казаки придерживались старообрядческого течения Православной церкви.
В XVI—XVII веках гребенцы являлись вольными (воровскими) казаками. Московское правительство в период правления Ивана IV, Фёдора I, Алексея I и др. снабжало их оружием и боеприпасами, преследуя цель усилить своё влияние на Северо-Восточном Кавказе. Проводя политику защиты южных границ и расширяя экспансию в этом направлении, Москва поддерживала гребенских казаков в их местных конфликтах и использовала гребенцов в конфронтациях со своими основными геополитическими противниками на Кавказе — Османской Турцией (с Крымским ханством) и Сефевидским Ираном. На Северо-Восточном Кавказе союзниками Турции или Ирана периодически выступали государственные образования дагестанцев и ногайцев, а также некоторые нахские горные общества.
В некоторых источниках сообщается, что гребенцы — это предки терских казаков, однако изначально эти две казачьи этносоциальные группы существовали параллельно друг другу. Как предков терского казачества гребенцов следует рассматривать только в современном понимании значения «терские казаки», под которым в наши дни объединяют всех потомков аграханских, гребенских, кизлярских, моздокских, низовых терских, сунженских и терско-семейных казаков.
Согласно статье о гребенцах в ЭСБЕ (1893), автор которой — писатель В. Е. Рудаков — ссылаясь на неких историков, в свою очередь, якобы опиравшихся на материалы из «Книги Большому Чертежу» и сказание о Гребенской иконе, утверждал, что гребенские казаки произошли от переселившихся на Кавказ донских казаков, община которых изначально жила в междуречье Северского Донца и Калитвы у возвышенности называемой Гребенские горы, отсюда и название этих казаков — гребенские.
1. В «Хроник? гвардейскихъ казачьихъ частей» другая версия: здесь сообщается о группе рязанских городовых казаков — вероятных предках гребенцов, которые поселились общиной в отрогах (старорусск. гребнях/гребенях) Большого Кавказа, и, видимо, из-за этого и стали называться гребенскими, то есть горными. Возможно, в то время под Гребнями/Гребенями понимались Сунженский и Терский хребты.
2. В «Советской военной энциклопедии» (1977) высказано предположение, что название гребенские казаки произошло от не локализованного на сегодняшний день урочища Гребни/Гребени на реке Акташ, где и сформировалась данная община
 Приписные казаки
Иногородние по народному постановлению принятые в замкнутую казачью среду. Если на казачьи земли приходили Казаки, из семей задержавшихся на Руси, в Литве или на Украине и они имели доказательства своего казачьего происхождения, то наши предки принимали их сразу и считали их природными, а не приписными. В XVI и XVII веках такого рода пришлые люди непрерывно собирались на Дону, Тереке, Урале, Днепровском Низу и благодаря этому образовались довольно крупные политические общества, своеобразные чисто-казачьи речные республики. По общему постановлению иногда в них принимались и пришлые люди иного рода. Но русская история отмечает, что от средины XVII ст. обращение иногородних в П.-К. почти прекратилось.


Рецензии