Потерянный среди звёзд Или Авангардный Найк Борзов
Любое восхождение рок-звезды всегда происходит резко и громко. Так случилось и с Найком, когда в четырнадцать лет, он, ещё будучи школьником, организовывает группу «Инфекция». Там, Вместе со своими друзьями он поднимает самые острые и актуальные на тот момент темы 90-х годов: крах коммунизма, воцарение политической и культурной анархии, а так же появление абсолютной свободы для подрастающего поколения.
После участия в записи песен групп «ХЗ», «Двуречье», «Платоническая проституция», «Умер» и других, молодой панк начинает заниматься сольной карьерой, где и переходит к такому яркому и непрямолинейному направлению, как «психоделический рок».
В 1992 выходит первый альбом Найка – «Погружение». Песня «Солнце на дне», которую можно с уверенностью назвать одним из первых хитов музыканта, отлично обозначает инструментально-технический репертуар «начального Борзова». Для того, чтобы вы прочувствовали всю глубину и дерзкую философию юного рокера, приведу отрывок из её текста: «Солнце на дне, и во мне нет того, что в тебе. Я не вишу, не лежу, не плыву, не горю. Нет порывов к самоубийству в моей душе. Я просто сижу в сортире на грязном полу и Что-то тихо пою». Какое лёгкое и непринужденное чувство постсоветской безысходности прослеживается в этих словах. «Где-то ломается дом, заселённый вчера, Где-то едят чью-то плоть, запивая вином, Но меня ты найдёшь в сортире, как всегда, И в нём, среди грязи, плевков и окурков, Ты подсядешь ко мне, мы будем только вдвоём». Погрузившись в этот непроглядный мрак и хаос, музыкант как бы чувствует себя свободным и независимым. Это ощущение мира, ровно как и состояние души очень идёт его внутреннему мировосприятию. «Выпал осадок, и вдруг стало теплей. Кофе остыл, но я знал, что всё это не зря. Вся планета — огромное море, покрытое льдом, И тебя я нашел в сортире Такой же прекрасной, какой оставлял». Осознавая всё, что происходит вокруг, Найк будто бы становится частью всеобщей материальной трагедии, но вместе с разбитыми мечтами бывших поколений всходят и новые мечты, ведущие к переосмыслению жизни и к выбору новых ценностей и ориентиров разбитого СССР.
Второй альбом с говорящим названием «Закрыто» звучит не мене авангардно и грязно, подобно гаражному панк-року и постапокалипсическому безумию, которое музыкант обретает отталкиваясь от всего, что его окружает. Тут и резкий рывковый голос, и визжащие гитары, и огромная длительность композиций. И их сочетание. «Ты просишь больше ласки, больше любви и от кого, от меня, Птицы поют свои безумные песни, и для кого, для тебя. Изуродованные люди, истекая кровью, собирают куски своих тел. Видя это всё, мне хочется крикнуть, но язык будто бы прирос к нёбу и онемел». Как же вычленить из прочитанного текста смысл и глубину? Где она? В чём заключается? Среди всех версий и предположений, я хотел бы выделить наиболее существенное и значимое – «глубинный хаос». А именно, «состояние души» автора. Т. е. это непрерывное сочетание мыслей и событий, чувств и явлений, губительных мыслей и персонажей и есть та самая «эйфория», за которую (позволю себе процитировать собственное стихотворение) лирический герой/человек готов «все, что было отдать и отдаться, лишь бы мы (он и эйфория) были только вдвоём».
Далее следует поговорить о «Головоломке» - третьем и одним из самых скандальных альбомов исполнителя. Чего только стоит запрещённая к массовому исполнению «Лошадка», ставшая народным хитом на целое десятилетие. Для того, чтобы не искажать суть данной песни, приведу слова самого Найка об этой композиции.: «Человек сам себя загоняет в определённые рамки, придумывает себе определённый порядок вещей, который впоследствии не в силах изменить. У него есть обязанности: семья, которую нужно содержать, работа, на которую нужно ходить, чтобы содержать семью, дача, на которой нужно еженедельно что-то окучивать, машина, в которой нужно ковыряться, чтобы ездить на эту самую дачу и т. д. Получается человек — рабочая лошадь, человек-лошадка, везущая тележку со своим счастьем, лошадка, везущая кокаин». Так автор не оправдывает гибельное явление после перестроечных лет, а, напротив, объясняет всю «мерзость» и «наивность» помыслов об употреблении наркотических веществ в том или ином количестве.
Полным разносом слушателей стал и альбом «Супермен» с его легендарными треками, такими, как «Верхом на звезде», «Три слова» и «Последняя песня». В них заключена драматичность и красота, мечтательность и реальность, дерзость и свобода. «Верхом на звезде Вцепившись в лучи С луной на поводке в ночи Верхом на звезде Несусь навстречу ветрам К несбывшейся мечте и снам». Заметьте, насколько точны и созвучны эти строчки тем, кто с детства мечтал прикоснуться к чему-то сакральному, но так и не сумел осуществить свои амбициозные планы. Между тем, лирический герой Найка счастлив здесь, на Земле (по крайней мере, пока), и вполне доволен тем, что с ним происходит.
Лучшей песней с альбома «Заноза», вышедшего в октябре 2002 года, можно считать композицию «Одна Она». «Впилась занозой в сердце мое стрела Купидона, Хочется вытащить и никогда не думать об этом. Боль нестерпима и мне до сих пор была незнакома, Солнце безжалостно выжгло глаза своим ярким светом». Эти строки – некий «сухой остаток» после всего, что встретил на своём пути Найк. «Больше нет места, где бы я мог зализывать раны, Крылья разбиты и тело мое во власти гангрены. Сил больше нет, нет сна, лишь страх постоянный, Лишь голос твой в моей голове и белые стены». Привычная жизнь и окружающая действительность оказалась гораздо суровее, чем предполагал путник, который оказался в заточении этого мира. «Впилось занозой в сердце мое стрела Купидона, Злобный уродец никак не оставит в покое. Пусть будет больно, силы найду и выдерну с корнем, Новая жизнь, нужно понять, что это такое». Здесь же мы наблюдаем то самое «перерождение» нашего персонажа, что должно вызволить его из всех бед и неудач. Это и случается в финале.
Альбомы «Изнутри», «Везде и нигде», а так же «Молекула» являются как переосмыслением раннего творчества исполнителя, так и рождением «Найка осознанного». Пластинки выходят. Песни пишутся. Аранжировки дорабатываются. Видоизменяется стиль, форматируются его элементы, сменяется подача музыки и слов. Всё говорит о «стремительном взрослении» и росте музыканта. Хотя, многие черты «старого Найка» явно остаются доминирующими. Эпоху песен с этих релизов стоит отнести к «эпохе стабильности и постоянства» исполнителя.
Но, время идёт, мир желанно сходит с ума, приближая совой «антиутопический финал» и «киберпанковский конец». Тут то и начинается самая интересная творческая стадия музыканта – стадия «космического Найка». Её то я люблю больше всего! Вы спросите меня: «о чём же пойдёт речь дальше?». Ведь все главные карты открыты, а все (почти все) мощные песни разобраны.
Конечно же, речь пойдёт о двух последних альбомах рокера – «Капле Крови Создателя» и «Потерянном среди звёзд».
Скажу сразу, обе пластинки удачны и (почти) безупречны. Ругать Найка за какие-либо нюансы я не стану. К тому же в этих работах их многом меньше, чем в предыдущих. Так, количество «проходных» треков сводится к логическому минимуму, а годовые эксперименты на студии приводят исполнителя к грандиозному результату, о котором мы говорим дальше.
Итак, альбом «Капля Крови Создателя» целиком и полностью наполнен непрерывной сменой мистических и психических состояний главного героя. Так в заглавной песне с пластинки мы узнаём о том, что «Капля Крови Создателя» - это особо важный элемент, необходимый для работы огромной космической чудо-машины. Между тем, лирический герой сталкивается с огромным количеством удивительных явлений и событий, которые навсегда откладываются в его сознании и кардинально меняют его жизнь. Жизнь в космосе. Из песни «Волны прошлого» мы узнаём и о том, что все три участка времени переплелись между собой и стали частью этого «космического мира». «Тело твое чашка Петри с маленькой черной дырой. Я бегу от тебя что есть сил, но сердце смеется надо мной». Но, что если человек, к которому он обращается будет попросту неосязаем для простого Земного обывателя? «Сама себе наедине тихонечко скажешь, но никто не расслышит твои слова. И, может быть, когда-нибудь кому-то расскажешь, Но этим «кому-то» не буду я». С этим состоянием «подсознательной неопределенности» мы знакомимся в песне «Прозрачная». В действительности же, те процессы, которые кажутся нам такими сверхъестественными и неподвластными находят простое «физическое» объяснение в песне «Реакция на солнце». «Реакция на солнце всегда непредсказуема бывает, что жара доводит до безумия. Река из облаков несется, и это все моя реакция на солнце Солнце, реакция на солнце». Возможно, вы подумаете, что теперь всё станет предельно понятно и очевидно, но это ещё «Не предел». «Бесконечный космос, сны наяву. Дай мне руку, детка, и возьми мою. Распускаем крылья и россыпи стрел полетели вместе, ведь это не предел!». На какие же «авангардные ходы» способен Найк? «Глубоко вздохну, стоя на краю, расправив тело по ветру, полечу. Плавно кит в космосе парит, звезды ест и говорит: «Слышу тьму, я слышу тьму, мне больше не упасть на Землю»». О какой же «тьме» идёт речь? О звёздной! Ведь путь нашего главного героя проходит непосредственно через всю Вселенную, где он стремится найти ответы на свои (и человеческие) вопросы, чтобы ответив на них, найти своё место в ней. Уверенно двигаясь к поставленной цели, герой видит и «Галлюцинации» и рожденье «Сверхновой» звезды, и многое другое.
Логическим продолжением «Капли» стал самый лучший и интересный (по моему мнению) альбом «Потерянный среди звёзд». На момент его выхода, как Найк, так и наш герой уже добрались туда, куда хотели и познали всё, что только могли познать. Найдя свой «Изъян», осознав смысл Вселенского «Биоудобрения», он становится совсем другим. «Гладко вылизана серая масса. Стадо грустных бесхребетных овец. Полумёртвая избранная раса, избранная на тотальный ******». Такой «суровая космическая реальность» оказывается на самом деле. Герой открыто говорит, что после всего, через что он прошёл, он стал совершенно другим, и всё, что раньше волновало его – сейчас стало сущей ерундой. Затем он знакомится с технологией уникального «Адренохрома» и вдыхает «Кислород». «Разрываю кокон открываю порт. Кто полюбит это и войдет. Кислород убийца разъедает плоть, все что дышит им то умрет». Чувствуете противопоставление? Именно оно и является характерной чертой Космоса. Но, что же происходит потом? «В распахнутые двери врывается ветер, и уносит, уносит, уносит за собой пепел. Он гонит корабли по млечному пути к центру сверхмассивной звезды». Наконец, то, что когда-то считалось невозможным и нереальным, случилось с главным героем. Какой же теперь он, измученный и очарованный красотой Вселенной до костей? Он – «Пещерный». «В недрах пещер прячусь от солнца. Путанный сон держит меня как муху сеть паука. Этот портал я скрывал слишком долго, и теперь я готов, как кажется мне, пойти до конца». В этих строках мы видим идеальное сочетание «космического пофигизма» и «постмодернического реализма». Сейчас, когда наш герой отпустил всё, что его терзало и волновало, он, с чувством полного освобождения от мира, просто «плывёт» по Вселенной. На следующей стадии своей жизни, наш лирический герой проходит через «Переход». Так давайте сделаем вывод о том, кем же он оказался вследствие «бесконечных скитаний»? И так, он действительно потерян. Потерян сам по себе. По совей судьбе и сущности. Он потерян среди звёзд. И он абсолютно свободен. И именно в такой «свободе» находится последнее творческое состояние Найка Борзова. Он одинок и счастлив, он печален, но удовлетворен. Он – отдельная единица в этой Вселенной. «Совсем один в безжизненной тишине, не думал об этом всерьёз. Совсем один в безжалостной пустоте, потерянный среди звёзд». Ибо то, что Найк потерялся – это далеко не плохо, а скорее, наоборот, хорошо. Именно в этом альбоме он полностью раскрыл свою настоящую индивидуальность и добрался «до самых сокровенных и глубоко спрятанных от случайного глаза» черт своей личности. Поэтому, я очень верю в то, что следующие работы этого музыканта будут не менее интересными и глубокими, а может быть, и более масштабными и философскими, ведь рассуждать о своём месте в этой реальности (или нереальности) можно сколь угодно бесконечно, но, в конце концов, по прошествии всего этого пути, каждый из нас непременно сможет проверить все свои доводы на практике, и получить неопровержимые доказательства «жизни в параллельных мирах». Всего хорошего. Спасибо, что читали! Ещё увидимся…
Свидетельство о публикации №223070301598