Игры в психологию. Второе лицо

Прибежал внук из школы и с порога кричит:
- Бабуль, у нас психолог появился!
- Откуда ты знаешь?
- Она меня сегодня вызывала к себе.
- И что говорила?
- Говорила, что я должен подумать о своем отношении к себе, только я не понял как это?
- Что не понял?
- Что значит отношение к себе?
- Посмотри в словаре.
Внук долго рылся в интернете, а потом снова подошел ко мне:
- Бабуль, я все равно не понимаю: «отношение — это взаимосвязь кого-то с кем-то, характер поведения кого-то с кем-то или причастность чему-то»,  - процитировал он интернет, - а тут к себе.
- И что тебе не понятно?
- Все! - воскликнул внук, он был в отчаянии, он всегда бурно выражает свои эмоции, когда чего-то не понимает, - все непонятно! Если Я отношусь к себе, значит должен быть еще один Я? Иначе к кому мне нужно относиться? Или мне подумать как левая половина тела относится к правой, а верхняя к нижней? Мне что, раздвоиться нужно?
Пришлось внуку объяснить, что это такое условное деление на «Я» и «себя», на самом деле он конечно физически делиться не будет, это как в математике понятие математической точки, в науке термин есть, а на самом деле такой точки нет. Так делают, чтобы удобнее было изучать и работать с объектом.
После этого разговора я задумалась.
- По сути внук прав, по логике у отношений всегда должно быть две стороны, а тут  «Я» и снова «Я», ерунда выходит, ведь недаром у возвратного местоимения «себя» нет именительного падежа, по смыслу не получается.
 Вообще, психологи странные ребята, вроде говорят понятно, но слова у них обозначают совсем не то, что под ними понимают обыкновенные люди. Например, в моей школе 40 лет назад любовь к себе всегда порицалась и называлась эгоизмом, а сейчас он ставится на пьедестал и является краеугольным камнем всей психологии, а уж это пресловутое «принятие» себя! Термин чисто психологический. Я полгода добивалась на Дзене, чтобы мне знающие люди доходчиво объяснили, что это значит. Куда и как я должна себя «принять»? Объяснили, причем не психологи, а их пациенты. Это признание того, что есть. Психологи начинали вдаваться в какие-то пространные объяснения о своей самоценности и о чем-то там еще. Так и хотелось спросить: а что, может быть по другому? Как можно не признать свое тело, свои мысли, свои чувства, если они есть? Как можно их отрицать? Это объективная реальность!
 И о «реальности». Одно время я даже стала сомневаться в своих умственных способностях после ответа одного психолога, который пытался «надеть на всех розовые очки»,  на мою реплику с просьбой почитать новости, где ничего оптимистического нет.  «...Или у вас другая реальность?» - спросила я в конце с иронией. Знаете, что ответила психолог? Что реальность у каждого своя! Вот так категорично и без всяких объяснений! Я на несколько дней «зависла» в когнитивном диссонансе: «Неужели у нас отменили материализм?» Как может быть реальность у каждого своя, это объективная материальная действительность. И в реальной действительности происходящее одинаково для всех, кто находится в одном месте в одно время! Если надо мной идет дождь, то над стоящим рядом со мной человеком он тоже идет и по другому быть не может. И только после долгих и напряженных рассуждений пришла к выводу, что она имела в виду что-то другое, не то, что я всегда понимала под этим термином «реальность», и нашла: в психологии под «реальностью» понимают не материальный мир, не действительность, а субъективную, «психическую реальность», согласно Фрейду — это «особый тип реальности, в пределах коего различные силы, представления и фантазии играют роль действительных факторов психической жизни». Психолог, ответившая мне, что «реальность у каждого своя» имела в виду, что каждый человек по своему воспринимает и понимает окружающую его действительность, создает свой внутренний мир. В этом смысле да, внутренний мир действительно у каждого человека свой, неповторимый.
Долго и много после этого я читала статей по психологии, слушала лекции и рассуждала о том, что может и как работает эта наука. Пришла к выводу, что вся суть психологии сводится к обучению человека относиться к себе как ко второму лицу, как к чужому человеку, рассматривать его мысли, чувства, даже представлять его в своем воображении, разговаривать с ним. Получается, что в процессе психотерапии человек создает свой клон, с новыми «правильными» мыслями, сформированными психологом, который постепенно замещает его исконное «Я» в его физическом теле. Человек перестает быть самим собой. Мне стало страшно. Теперь к психологу если и обращусь когда-нибудь, то исключительно как в одной современной поговорке: «к врачу — только на скорой и желательно сразу в морг, чтобы навредить не успел».


Рецензии