Сучевица

В Сучевице буковинской* – горы, ели. Здесь Карпаты
прямо к храму у подножья простираются плашмя.
На вершине гор – строенье. Здесь, юны и небогаты,
братья церковь замышляли, в вечность мысли устремя.

Здесь отец Петра Могилы возложил на Сучевицу,
кроме роли монастырской, форта роль и крепостей.
А потом пришёл художник, написал святые лица,
а на лестнице духовной – сто соблазнов и страстей.

Я, который раз по кругу, обхожу старинных фресок
нарративы, нарицанья, философские дела.
У Звезды Давида молча постою без политеса,
прослезившись. Рой эмоций Сучевица мне дала!

Здесь, в притворе – лик монахинь за молитвой. Настоятель.
В средней части – две могилы: здесь Семён и брат его.
А в алтарной третьей части – цвет зелёный. И стекать им,
ликам, краскам, на Карпаты, на природы торжество!

*Монастырь Сучевица стоит в живописной долине одноимённого ручья. Рядом видны поросшие лесом предгорья Карпат. Монастырь Сучевица построили бояре Мовилэ (Могила), Семён и Иеремия, в последние десятилетия XVI века. Семён – отец Петра Могилы, основателя Могилянской академии в Киеве.
Скромная церковь 1581 года предшествовала нынешнему монастырскому ансамблю. Монастырский храм возвели в 1582–84 годах. Внутри храм делится на три части – притвор, средняя часть и алтарь. Во времена правления Стефана Великого (вторая половина XV века), в Молдавии сложился особый архитектурный стиль. Он удачно сочетает детали византийского и готического зодчества. К ним добавляются архитектурные черты, присущие старинным деревянным церквам Молдавии. В 1595 году Иеремия Мовилэ вступил на молдавский трон. И не забыл о семейном детище — богато обустроил монастырь Сучевица. С севера и с юга к церкви добавили два крыльца. Иеремия также приказал возвести оборонительные стены с пятью башнями. Они придали монастырю облик средневекового укреплённого города. Молдавские мастера братья Ион и Софроний, «со-товарищи», расписали церковь в начале царствования Иеремии Мовилэ. Монастыри Буковины каждый имеет свой превалирующий цвет фресковой живописи. Этот монастырь – «зелёный». Внутри есть не только традиционные образы, но и прекрасный лик в куполе. Возможно, в нём изображён Иоанн Креститель. На северной стене видна лестница Иоанна Лествичника — шедевр средневековой румынской стенописи. Суть её в изображении духовного восхождения человека, ведомого верой и добрыми делами.
Здесь же увидим, как человек борется со страстями — под лестницей написаны противные чудища и демоны. Они стараются помещать восхождению. Лично меня очень впечатлило здесь изображение Сатаны. На фресках у Сатаны две головы – одна на плечах, а другая – в районе живота... Догадайтесь, почему.
На южной стене мастера также написали сцены Покрова Богородицы и житие Моисея. И было очень радостно встретить среди элементов росписи «танахические звёзды Давида»!  А нижний ряд фресок – «учения в картинках» – составляют великие философы древности.


Рецензии