Спотыкающаяся поступь истории

Наша история как непрожёванное и неусвоенное прожитое, как симбиоз народа и власти, не приносящий им обоим ничего, кроме вреда от несварения. Существует только одна власть над человеком – это власть любви. Без любви нет свободы, а есть сосредоточенность на какой-то одной идее фикс, с пристрастием навязанной властью.

 Например, свобода, наступившая у нас после перестройки. Это, когда мы не чувствуем себя гражданами и не вникаем в управление страной. Олигархическая власть старается очаровать нас этой ложной свободой, пренебрегая заветами прошлого.  Апатичный народ, всё понимая, продаёт свою лояльность за кусок колбасы в магазинах.

 Но рано или поздно история подскажет ему причины этого «очарования», понимание которого пока зреет в умах, чтобы потом вырваться наружу слепой и неумолимой ненавистью ради социального порядка, ставя всё и всех на уши.

До сих пор это своеобразное понимание национальных интересов в форме простоватой и совершенно нерасчётливой жертвенности генетически присуще России. Смутно ощущая бесконечность и бессилие времени, мы не понимаем, что история повелевает, а настоящее исполняет. Что история определяет смысл и логику текущего времени.

Сегодня в разговорах мы пытаемся понять истину раскола начатого реформами Петра Первого, столкнувшего в лоб западную культуру с диковатостью русского мужика. Так вот позволю себе два слова о существе нашего времени, как о всевременной сущности жизни. Хочу обратиться ко всем излогателям истории как авторам неумело приукрашенного варианта политического сумасбродства.

 Социология не сразу, но всё-таки разобралась в особенностях демократии неправового общества. Вы же прекрасно понимаете, что политическое бегство от свободы не позволяет убежать от себя. Время требует новых проявлений политической культуры для встряхивания наших не состоявшихся форм сознания.

«Русскому гению» не привыкать доводить европейскую идею до абсурда, который можно объяснить только, как мне кажется, различием понимания сущности свободы. Видимо нам не дано толком понять противоречивую природу вообще человеческой сущности. Эту тонкость разнообразия и богатства человеческого бытия, построенного на контрасте впечатлений человеческой натуры, ещё Гегель назвал «единством противоположностей». А понимать только как роковое противоречие психики.

 Но помнится мне с упёртых коммунистических времён этот природный человеческий фактор противостоял именно этой политической системе и взрывал изнутри её надуманную консолидацию относительно общественной свободы. Этот фактор противостоит в какой-то мере и православной ортодоксии порой не искренне и противоречиво соблазняющей красотой мироощущения.

 И всё-таки, что же такое история? Например, вот как формировалась описательная история. В своём сочинении профессор Миллер так описывает завоевание Сибири «Ермак грабеж или разбой, чинимый от людей своих, не почитал за прегрешение», на что получил замечание от членов исторического Собрания «о сем деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойничества не приписывать». Лакировочная редактура исторических фактов сформировала нашу гордость – национальное тщеславие самовластия.

Эта патологически искажённая сущность воспитала нас. Подобное воспитание отрицательно повлияло на нашу социальную психологию. В результате Россия остаётся как бы в преддверии не только настоящего, но и своего прошлого. А её скомканный путь в социализм ни что иное как бегство от свободы.

Мне понятна Ваша улыбка. Понимаю, как трудно нашему обществу от чиновничьей бездарности, от всеобщего бескультурья и отсутствия правильной направленности общественной мысли цепляющейся, в лучшем случае, за иронию какого-нибудь шоумена-острослова. В России по-прежнему обустроенность жизни от начала и до конца представляет собой бюрократическое крещендо, некое пустое усиление звука, не связанное с активным и живым целеустремлением.

И в заключение хочу напомнить слова Пушкина, которым двести лет: «…Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья…». Так, что же такое историческое развитие? Вы когда-нибудь видели эти «обломки», которые, начиная со Сперанского, Пушкина, декабристов, революционных демократов и до сего времени остаются не только мечтой, а по большому счёту социальной необходимостью для заблудившейся в историческом лабиринте России. Так в чём же последовательный примерно-воспитательный смысл истории? Её значение в формировании нашего национального сознания? Ведь самовластие по-прежнему у нас в законе. 

И даже если изменить конституцию и сделать из России парламентскую республику, то потребуются годы политической борьбы, чтобы навести в стране социально-политический порядок, а главное порядок в нашем самосознании и навсегда искоренить этот исторический анахронизм – чиновничье самовластие.


Рецензии