Имам Шамиль и Ottoman power

Имам Шамиль и Ottoman power


"Я понимаю, что людишки - дрянь, но идею надо поддержать".

Освальд Шпенглер о своём голосе, отданном на выборах за НСДАП.





Имам Шамиль (на личной печати - "шейх Шамуил-эфенди, имам Чечни и Дагhестана") по своему как воспитанию, так и мировоззрению меньше всего являлся "повстанцем", он скорее был державником, "имперцем" (анг. Imperial man, нем. Reichsmann). Поэтому он хорошо сходился с правителями как России, так и любых других держав, включаяя Османскую. В советскую эпоху историки обслуживавшие интересы коммунистической партноменклатуры как-бы для "обеления" Шамиля любили его сопставлять со Стенькой Разиным и Емельяном Пугачёвым, хотя ничего общего он с ними не имел и иметь не мог.Шамиль не организовывал бунты и не привлекал в свои ряды криминальный "отпетый" сброд. В своём понимании, он находился на самом краю земель мусульман-суннитов и лишь отбивал ухищрения "неверных" овладеть охраняемой им территорией. Кроме того, в нём сочеталось как понимание нужд простых горцев, так и аскетический образ жизни вкупе с соблюдением чести и благородства во всех делах, т.е. его можно было охарактеризовать и как продуманного политика и как военачальника, проявлявшего щепетильность в вопросах морали,насколько это было возможным. В богатом словарном запасе Османско-турецкого языка можно, при желании, подобрать для этой его роли и соответствующую терминологию. Анироссийская коалиция в период Крымской войны, не вдаваясь в детали просто провозгласила его "генералиссимусом". Это был, если так можно, выразиться, "мусульманский державник" (Imperial man). При этом он соблюдал соответствующую субординацию, так как тогда "мусульманским державником №1" являлся султан Османской империи.Он не организовывал ни восстаний, ни мятежей, он лишь стоял на острие мусульманской державности, защищая свою позицию, в соответствии с которой мусульмане северо-восточного Кавказа это часть одной "уммы",одного "миллята".

Изначально его воспитание, образование было подчинено этой цели,- защищать мусульманско-суннитскую общину Кавказа.Если бы, например, чеченцы и дагестанцы прекратили борьбу, но при этом его бы поддержали совсем другие, то он и здесь бы, на этот раз уже среди них, продолжил бы свою миссию. В борьбу адыгов Шамиль вмешиваться совсем не хотел, именно ввиду "дикости", "антиисламском полуязычестве" многих из них, но вынужден был всё же отправить к ним своего наиба. Однако на личной шамильской печати с полумесяцем и шестиконечной звездой эти адыги не упомянуты. Просто какая-то очередная "борьба народов Кавказа за свободу" его не привлекала. Он не был вовсе против, но считал, что это всё же не его стезя, по которой ему надлежит идти.Он добивался от кавказцев прежде всего самоопределения в рамках мусульманского миллята, а не просто борьбы за свободу.

Имам Шамиль принадлежал к накшбандийскому тарикату, уходившему своими корнями в Юждаг к лезгинам и дальше на юг в азербайджанско-суннискую общину Кюрдамира. Цепочка "устазов" на этом не прекращалась, она следовала в суннитский Ирак и, наконец,оттуда в Хорасан. Совершенно ясно, что данном случае речь идёт об идейно-культурном "чёрнознамённом" наследии Аббасидского прошлого - black flags of Khurasan/Khorasan.При этом он сам не продемонстрировал особого рвения быть богословом, эту роль он охотно "дарил" другим,для него главным было - ведение священной войны для защиты своего государственного образования на Кавказе. Будучи в плену, он сам дал разъяснение на вопрос "почему он останавился лишь на третьей ступени суфийского посвящения?" В свойственной ему тактичной,сдержанной манере прозвучало следующее: "А я понял, что мне этого больше не надо". Тарикат, суфийские ордена - не являлись для Шамиля самоцелью, какой-то вершиной куда он шёл,всё это служило для него более высокой цели - борьбе за самостоятельность, независимость мусульманско-суннитской общины Кавказа. Имам Шамиль владел кроме родного и чеченского также двумя тюркскими языками Дагhестана - кумыкским и терекеменским (азербайджанском), при всём этом,скажем так, - "протурецким" он никогда не был, скорее "проосманским". Это одинаково верно и для самих правителей Османской державы. Они ведь и сами тоже не являлись "протурецкими", возглавляя "Мюслюман миллети". Заслуга подмены понятия "Мюслюман миллети" на "Тюрк миллети" принадлежит алевиту из Тессалоники Мустафе Кемалю. А до этого ещё, глумясь над династией Османгъази и суннитской общиной, он успел покуражиться в роли "гъази" ("борца за веру").

Имам Шамиль, судя по источникам, предстаёт перед нами "миллятским"(национальным в смысле "нации" как "общины") державником. И т.н. "многонациональный Дагhестан" для него был скорее мононациональный, так как "миллят" он рассматривал исключительно как религиозную общину, а этнический смысл ( язык, антропология и т.п.) он должен был вкладывать в другой арабский по-происхождению термин - "къаум" (племя, этничность). Почему мы говорим "должен был"? Об этом дагестанские историки никогда не пишут, но так имело место быть в Османской империи. Всякого рода асадовские нацисты в Сирии, например, до сих пор не используют термин "миллат" в своих рассуждениях о "великой Сирии". Их национализм всегда "къаумиййа". Будучи арабами они осознают несовместимость понятия "миллят" с их идеологией. 

В эпоху Имама Шамиля не было вообще никакого "многонационального Дагhестана", как не было и проблем с взаимопониманием представителей разных этнических групп. Реально существовало не более трёх ареалов с доминированием того или иного языка- посредника, а на русском вообще никто не разговаривал. У столь обожаемого дагестанскими лингвистами Услара есть примечательная цитата о том, что "в Дагhестане не используют русский язык и даже не испытывают в нём нужды, но мы во-славу русской государственности выстроим их всех в шеренгу и заставим говорить по-русски". За точность воспроизведения его мыслей не ручаемся, но смысл  сказанного  именно таков.

Сегодня навязанная царизмом руссификация уже пройденный этап, на очереди уже изменение и этнического состава через подселение в Прикаспий ещё более руссифицированного чем сами дагестанцы контингента в лице киргизов. Они пока то в аптеках, то в отделениях Сберканка, то даже бегут в Дербент делать "сэлфи" с президентом. И нам непонятно когда вдруг киргизы начали представлять "народы Дагhестана", тогда как никакого отношения они к Дагhестану не имеют. Мы не настолько идиоты, чтобы не понимать кто и с какой целью это всё организовал. Вначале болтовня о "многонациональном Дагhестане", затем совершенно непривычные для Дагhестана  физиономии пытаются изображать из себя представителей этой  "многонациональной республики",тогда как на деле мигрировали из Киргизии, причём совсем недавно. И Дагhестан вовсе не "порт Татарстана" и никакого отношение к казанским татарам никогда не имел, как бы того ни хотелось тем или иным высокопоставленным чиновникам.

Насколько нам известно из источников, имам Шамиль презирал десантированный в эпоху Шамиля в Дагhестан проплаченный отряд казанских "толкователей Корана" и угрожал им расправой после чего последние бежали. Дагhестан ни в грош не ставил авторитет казанских "богословов" и "знатоков арабского языка" и никогда на Казань не ориентировался.


Созданное имамом Шамилём горское государство, охарактеризованное исламоведом Михаэлем Кемпером как Jihad-State сумело продержаться 25 лет,что не удавалось на Кавказе никому ни до легендарного имама, ни после него. Поэтому рядом с ним в этом плане поставить некого. Он сотворил невозможное. Bergkaukasienstaat существовал ни какими-то затерянными островками в полуподпольном состоянии типа курдских мятежников или белорусских партизан, а вполне реально, имел чёткие границы, свои законы и армию.Во всём этом, естественно, проявился организаторский талант Шамиля. Сам Шамиль при этом прекрасно осознавал, что силы явно неравные и без помощи со стороны ресурсы, возможности сопротивления иссякнут. В плену он признался в том, что он вообще бы не начинал движение сопротивления царизму, если бы знал, что помощи со стороны не будет. О какой помощи со стороны мусульманских союзников можно вообще говорить, если османы ни только не помогли Горско-Кавказскому государству, но даже присвоили новейшие ружья, отправленные армии Шамиля в качестве личного подарка внуком Бонапарта - Луи? У истекавшего кровью героического горского сопртивления свои же единоверцы не стесняясь подворовывали, практически всё что возможно, куда могла дотянуться их рука. В данном случае самое необходимое на войне - оружие. Тогдашние османы отличились ещё одной подлостью - запретом и арестом движения сбора средств и добровольцев для Горско-Кавказского государства.По сути, османам вообще не было никакого дела до джихада на Сев. Кавказе.

Если взглянуть на обе стороны- Османскую империю и Имамат Шамиля со стороны, то мы увидим два полюса. На одной стороне, ни жалеющие себя отважные идеалисты, борцы за идею, а с другой сволочная горстка развращённых и лживых подонков, которых никакие жертвы, никакой героизм единоверцев никак не трогали. К сожалению, всё было именно так.Имам Шамиль сделал всё для того чтобы ни одна османская собака не усомнилась насколько образцово джихадским являются его действия и мероприятия, если рассматривать их с позиций османского права, османского законодательства, мусульманской морали. Но османы всё равно не проявили со своей стороны соответствующей поддержки и энтузиазма.
Можно,конечно, конечно, привести какие-то зыбкие оправдания- османы опасались быть втянутыми в крупномасштабную войну с Россией и пр., но как оправдать факт кражи оружия,предназначавшегося горцам или отсутствия на повестки дня вопроса Имамата Шамиля, т.н. "Черкесии" по результатам Крымской войны? Россия ведь была повержена объединённой коалицией стран Запада и Высокой Порты, но в интересех Имамата Шамиля ничего сделано не было, так как османы не подняли вообще этот вопрос.
 
Менталитет предателей общесуннитских интересов, который время от времени давал о себе знать во внешней и внутренней политике Османской державы, явственно заметен и сегодня. С одной стороны это Эрдоган. Если отбросить его декларации, а взглянуть на действия, то они в целом не соответствуют интересам мусульман-суннитов.
Турция и в наши дни сконцетрировала в себе большое количество предателей. А как иначе можно объяснить реакцию, например, турецких левых,алевитов и курдов на резкую критику Папы Римского проявления исламофобии в Европе в виде актов сожжения Корана? Все абсолютно мусульмане-северокавказцы- даже совершенно неверующие- солидарны с обращением Папы Римского - но только не турецкие пользователи интернета. В этом можно легко убедиться если зайти на страницу турецкоязычного BBC Turkce. Там не мало комментов против заявления Папы Римского в защиту членов мусульманской общины в Европе, в частности о недопустимости исламофобских акций. Таким образом, турецкие левые, алевиты и курды за сожжение Коранов и вообще атмосферу исламофобию. Этот предательский контингент и есть прямые наследники тех,кто не желал свободы и независимости горцев Кавказа. Турецкая республика во главе с масоном и алевитом Мустафой Кемалем оказалась созданной такими как они. Предатели и "шкурники" эпохи Шамиля и Османской державы никуда не делись, они не исчезли. Они и ныне здавствуют в облике турецких леваков, алевитов и курдов.

В современной Турции трудно найти хотя бы одну дагестанскую семью в которой бы не бытовал своего рода культ Османской державы, за что всегда традиционалистски настроенные турки уважали дагестансцев и поддерживали выдвижение этническмх дагестанцев на самые высокие посты в стране, включая должности Председателя Совета Министров и Министра Госбезопасности как это было, например, при правлении Тансу Чиллер.
И нельзя сказать, что местные турецкие дагестанцы не понимают, что османы, к сожалению, в своё время предали и Чечню и Дагестан. Здесь другое - просто османы формально исходили ( по крайней мере обязаны были) из интересов мусульманско-суннитской общины. Как однажды сказал немецкий философ, автор "Заката Европы" Освальд Шпенглер:"людишки дрянь, но идею надо поддержать". Эту фразу он произнёс объясняя свой голос, отданный за гитлеровскую партию на выборах. Впоследствии он лишь чудом избежал казни без суда и следствия в т.н. "Ночь длинных ножей". Тогда лишь по ошибке расстреляли однофамильца Шпенглера.
Шпенглер "топил" за национал-социалистов из за великогерманской идеи,а дагестанцы ратовали за османов во имя халифатской идеи. И ничего более того. Но жизнь, реальность и декларации далеко не всегда одно и то же.
   


Рецензии