41. Памяти поэта Али Татаровича Хашагульгова

В июне 2023 года во многих городах и сёлах Республики Ингушетия проведён целый комплекс мероприятий, приуроченный к 80-летию ингушского поэта,  публициста, драматурга, прозаика, диссидента Али Татаровича Хашагульгова (24 июня 1943 года -17 ноября 1999 года). Эти мероприятия прошли в г. Сунже в Национальной библиотеке им. Дж.Яндиева (16.06), в Доме культуре в с. Яндаре (17.06), в новом Дворце Культуры ст. Нестеровской (19.06),в библиотеке в с. Мужичи (20.06), в ГБОУ сш в с. Джейрах (21.06), во Дворце культуры в с. Майское (21.06), во Дворце культуры с. Карца (22.06), в Центре культуры развития в г. Магас (24.06).
Многие исследователи долгое время старались не касаться творчества диссидента Али Хашагульгова. Но время - лучший лекарь.
Али Татарович считал, что у всех всегда всё есть достаточно для счастья. Он сам получал радость от того, что имел, чем занимался. Его не тревожило то, что у него не было, считая, что всему своё время, которое каждый представляет по-разному.
Али Татарович раздаривал картины, книги, для него делать добро было самым истинным счастьем. А ещё могло быть и другое. Он боялся конфискации своих трудов и картин, надеялся, зная психологию своего народа, что после его смерти все его произведений и картины по крупицам будут собраны в единое целое.
А счастьем для него была благодать от Всевышнего, его семья: жена Мадина Хасолтовна Инаркиева, сын Анзор и дочь Сата.
Али Хашагульгов, как и все, конечно же мечтал о счастье и радости. Он не любил делиться о том, что не сбылось. Он не сомневался в том, что не будет забыт народом. Он никогда не сидел сложа руки и не дожидался счастья. Все исследователи отмечают его работоспособность и толерантность. Поэт развивался и духовно, и культурно, делал людям добро, от которого становилось радостно и счастливо. Творчество полностью поглощало его. И поэзия, и живопись были неотделимы от него. И эта радость и счастье, которое Али дарил своими трудами, вернулись сегодня через призму Вселенной. Наделённый божественным даром, он не нуждался в пропаганде своих произведений, картин.
Каждый человек вкладывает в воспоминание об Али Татаровиче свой смысл, подразумевая что-то особенное и своё индивидуальное.
Кто-то под счастьем подразумевает очень много. Это и материальные блага, которые в их измерении достаточно и являются для них главным.
А для Али Хашагульгова для счастья нужна была самая малость, которая умещалась в одном этом слове.
Счастье Али находил в семье, где между мужем Али и женой Мадиной было полное взаимопонимание. Для него, как человека, побывавшему в Мордовских лагерях, понимание было самым важным фактором человеческих отношений. Али-супруг с  пониманием относился к проявлению чувств по отношению к нему. И это понимание состояния души любимой и дорогой супруги было для него важным. Он был очень счастливым человеком, чувствовал, что в нём нуждаются. Али был очень чуток к родным, к семье.
Моральное удовлетворение от результатов поэзии и художества, от достижений для него было важнее и весомее материальных наград, какими непомерно большими они бы ни оказались. Али чувствовал, что его творчество близко ингушскому народу. Он чутко и бережно относился к духовным ценностям своего народа.
Али был доволен своей судьбой, не искал виновных. Он отдавал себя всецело для достижения поставленных целей и задач. И это было для Али Татаровича главным. Он это делал, не считаясь ни со своим временем, ни со здоровьем, которое и так было подорвано, делал совершенно бескорыстно.
                СЕЛЕНИЕ ЯНДАРЕ
Яндаре - родник жизни Али Татаровича Хашагульгова. Чувство Родины было неотделимо от него. Сколько раз Али-художник брал в руки кисть, чтобы запечатлеть красочные пейзажи за окном родительского дома, построенного руками отца и матери. Яблоневый, вишнёвый, абрикосовый, ореховый  сад, посаженный родителями, радовали буйным цветом и плодами. Али заманивал летний сад бело-розовым яблоневым снегом, которое вызывало у него восторг. А сколько здесь было видов орехов!
Али Татарович видел мир сквозь состояние умиления, чистоты, желания, добра и света, с детства поселившиеся в него.
Али был не по годам взрослый, рано повзрослел. Мудрость пришла к Али с жизненным опытом, через трудности в сложнейших казахстанских условиях. Я всегда припоминаю слова своего отца: "Родиться человеком - это чудо, благодать Творца! Остаться человеком - это труд". Эти слова со всей ответственностью можно отнести к Али Татаровичу Хашагульгову.
Он радовался, что получил умение воспринимать мир в наследство от самых близких и дорогих ему людей: от отца и матери. Это и есть его раздолье, где он живёт спокойно, думая, что находится под защитой от предстоящих ужасов большого мира. А пока его окружают любимые родственники, любимая школа, дорогие мягкосердечные учителя, благодаря которым он решил стать учителем, а также и друзья.
С детства его прельщали дожди, тёплые летние дожди, валялся с детьми в грязевых лужах, бегали с визгом с ребятами по улице. Правда, ему доставалось от матери, которая всячески предостерегала его от напастей.
Али любил тихое шуршание листьев в лесу. При этом, он умудрялся быстро брать в руки карандаш, чтобы запечатлеть всю красоту, подаренную Творцом!
Али мечтал о дальних краях, которые представлялись ему волшебным сном. Но никак не мог предположить, что окажется в Мордовских краях и будет испытывать тяготы и лишения, как будто бы тех испытаний в Казахстане было мало.
Ежедневно заходил в лесную чащу, мысленно доверяя ей свои тайны, свою первую любовь. Именно в лесной чаще будущий поэт наполнял душу светлыми, чистыми мыслями, забирая все тревоги и сомнения.
Уезжая с родителями восьмимесячным ребенком спецпереселенцем, он не мог давать отчёт, что покидает Родину. Для него на тот период было важно, что рядом с ним его родители.
Возвратившись в Яндаре ему дышалось привольно, здесь было много бескрайних просторов и лесов.
Просторы Яндаре окрыляли его, одушевляли, и в то же время, успокаивали. Ему казалась, что природа лучше понимала и отдавала мудрость и тепло лучше, чем люди. Поэтому он никогда не упускал случая писать картины, чтобы запечатлеть красоту и мощь родного селения.
Учеба в высшем учебном заведении в Грозном тем шире открывала просторы Родины.
Сидя в лагере, Али вспоминал родной дом, родителей. В нём преобладало необъяснимое чувство до дрожжи, иногда до мурашек. На глаза наворачивались слёзы, вспоминая детство и юность. А пред глазами стоял образ матери, которая любила приговаривать: "Мужчину-ингушу не подобает плакать, это женский удел!" Это было необъяснимое состояние восприятия, блаженства и причастности того, что его окружало.
Перед глазами проплывали картины, как будучи восьмимесячным ребенком выпадает из саней в степях Казахстана; возвращение в родимое селение Яндаре; как им сразу не дали заселиться в родное имение, вандализм на кладбищах. Он не мог забыть слёзы отца, когда отец переводил их с сестрой через брод, а вместо мостика лежали не доски, а надгробные плиты, которые безжалостно были выдернуты с могил.
Али вспоминал день закрытого суда. Следствие продолжалось в течение трёх месяцев. В течение трёх месяцев Татар-отец через день приезжал к следователю. Его лучший друг Костоев Абукар всё это время ездил с ним в Грозный. И в день закрытого судебного заседания запустили только отца и его друга, а старшие брат Магомед, сестра Хава, племянники Татара Альдиевы Магомед и Хава (кстати, Альдиев Магомед учился с моим мужем в пединституте в одной группе), сестра остались за зданием суда. Во время суда Кодзоев Исса просил суд освободить Али, не осуждать его, ссылаясь на его молодость. Оба они держались мужественно. Но на какое-то мгновение Али перехватил взгляд отца и поник головой.
Отец Татар трудился, не покладая рук, трудился от души, от всего сердца. В нём был сильный дух, крепкий, народный. Татар работал лесничим в лесу. А земля дарила все свои дары безвозмездно, не требуя ничего взамен. Воды и почвы, воздух и лес, плоды и цветы - бери сколько надо, только трудись, живи и твори добро! Отец разводил пчёл, чтобы получать самый целительный продукт мёд, так необходимый для здоровья Али. Это было целое искусство.
Мать Али, Фердовс Ахмедовна Даурбекова, была хорошим другом для мужа, большая труженица, никого в жизни не обидела, громкого слова не сказала. Она была очень интересным рассказчиком. Может поэтому двое детей:Али и Хава писали стихи, правда, Хава не печатала свои стихи. Жена родила ему трёх сыновей (Магомеда /1940 г./,Али /1943 г./, Абукара /1951 г./) и двух дочерей (Лиду/1935 г./, Хаву /1948 г./). Перенесённые жизненные ситуации сделали её гипертоником.
В 1968 году она сама решила женить своего мужа, который был полон сил и энергии. Для этого она послала сватом своего брата и тот вернулся с положительным результатом. От второй жены родились два сына (Умар-паша/1969 г.,Усман /1972 г./) и две дочери (Тамара /1974/, Мадина /1976 г./). Али и Лида Богатырева умерли, остальные все живы и здоровы, только у сестёр умерли мужья.
До выселения, как я уже упоминала, Татар работал лесничим до самого выселения.
Ежедневно Татар  продавал лес, а деньги в конце  месяца сдавал в контору.
23 февраля 1944 года он не успел сдать деньги в контору. После приезда в Казахстан, Татар-отец посылает телеграмму в Слепцовскую контору следующего содержания: "Деньги у меня, пришлите мне расчётный счёт". Настолько кристально честный человек был! Вскоре Татар получил ответную телеграмму от начальника конторы Колотушкина (который в последствие был министром лесного хозяйства в Грозном): "Кушайте на здоровье, всё списано!" И благодаря этим деньгам семья продержалась, не умерла с голоду.
А через 13 лет после возвращения стали чистить могилы, где разгуливали свиньи. А затем отец отправился в контору в станицу Слепцовскую. Каково было его удивление, когда увидел весь коллектив в полном составе. Все был  живы и здоровы. Столько радостей было от встречи. Они предложили Татару вернуться на прежнее место работы.
Семья вернулась в свой домик. Много живностей развели, дела стали налаживаться.
Главной целью Татара было дать сыновьям образование, и для этого отец приложил много стараний.
Будучи студентом, Али по ночам, когда в комнатах все спали, Али при керосиновой лампе переводил "Мцыри" Лермонтова, Никитина, Хетагурова.
Судьба Али повлияла на всех остальных членов семьи. Сестра Хава несколько лет просидела засватанной. Ждали возвращения Али из лагеря.
6 июня 1967 года, освободившись из мест заключения, Али поехал к брату Магомеду в Пензу.
После возвращения Али, отец не настаивал на учёбе остальных членов семьи.
В марте умер старший брат Магомед, в сентябре 1988 отец Татар, а через год и мать. (Дала гешта дойла царег1)
Мне посчастливилось знать Али, он часто бывал в нашем доме. Ведь Али был женат на двоюродной сестре моего мужа (наьна веший йо1).
29 мая 1977 года была моя свадьба, а в следующее воскресение была их свадьба. Меня, молодую невестку, на свадьбу не взяли, поехали все члены семьи. После возвращения домой, муж мне рассказал, что будущий муж Мадины -поэт и при этом, достойный поэт и очень порядочный человек, которого он давно знает, отсидел в Мордовских лагерях вместе с Иссов Кодзоевым, своим однокурсником, который вместе с Ахметом окончил первый выпуск ЧИГПИ в 1962 году.
Моя свекровь Совдат Мальсаговна Инаркиева очень любила Мадину, дочь двоюродного брата. В одно время, когда она училась в Чечено-Ингушском республиканском музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, Мадина несколько месяцев прожила у моей свекрови, правда, я её не застала.
Семья Инаркиевых была музыкальной. Приведу лишь часть примеров.
Её родная тетя Фади Халитовна играла на заказной хорошей гармошке.
Зати Хамборовна играла на итальянской гармошке, которую ей подарил дядя Халит.
Хамсат Сепсоевна, дочь купца первой гильдии, виртуозно играла на итальянской гармошке.
Жена Сепсо, Каси Саадал-Хаджиевна Инаркиева (урождённая Муталиева), прекрасно играла на гармошке, прожила более ста лет.
Моя свекровь, Совдат Мальсаговна, прекрасно играла на гармошке. А после смерти мужа сын купил ей немецкое фортепиано "Шольц", на котором она играла на четырёх пальцах. У дочери Совдат, Зары, внучка Аза Торшхоева, проживает в Америке, является пианисткой симфонического оркестра.
Брата дочь Совдат, Тамара Макшариповна Инаркиева, - первая ингушская пианистка, которая прекрасно играла этюды и Баха, и Шопена, преподаёт в Московской музыкальной школе.
Марина Магомед-Гиреевна Инаркиева преподаёт в Карабулакской музыкальной школе.
Внуки Совдат, Мальсаговы Хаджи-Мурат Ахметович и Залина Ахметовна, окончили музыкальную школу в Грозном, Грозненский пединститут факультет "Музыкальное образование", но из-за военных действий в Чечне не стали работать по специальности.
Ахмет восторгался творчеством Али Хашагульгова и Капитона Чахкиева, которые, говоря словами Ахмета, кровью писали свои произведения.
 Несколько раз Али бывал у нас вместе с Вышегуровым Магомедом (были женаты на двух сёстрах), бывал и сам. Меня удивляло его молчание, умение слушать собеседника, вёл себя скромно, можно сказать, даже застенчиво.
Ахмет пролежал целый год в постели, 2 месяца провел в ЦКБ города Москвы. 1 сентября он приехал домой, пролежал в постели 4 мсяца. Мадина приезжала его проведать в сентябре. Ахмет Орцхоевич умер 19 декабря 1993 года, больше я Али не видела. А так они с Ахметом Орцхоевичем встречались часто то в университете, то в издательстве, то в редакции журнала "Села1ад" Часто звонили друг другу, вели беседы о творчестве.
Война 1994 года в Чечне разбросала нас в разные стороны. С Мадиной я встретилась уже в Магасе. Жаль, что такие люди, как Али, быстро уходят из жизни.(Дала гешта долда цог!) Из воспоминаний Ибрагима Костоева, Аслан Мальсагов, Бекхан Хабриев, ингушские ребята приняли участие в транспортировке тела Али Хашагульгова. Али Хашагульгова похоронили в Лейми.
Только сейчас мы полно осознаём, какая это утрата в литературном поприще для нашего народа.
По воспоминаниям жены Али Хашагульгова, большую помощь их семье оказывал двоюродный брат Али, Дауд Хакяшевич, помогал и всё это делал бескорыстно.
В 1983 году Али с семьёй переехал с Назрани в Грозный в центр. Благодаря Дауду смогли обменять квартиру с Назрани на Грозный.
Большую помощь им оказывал Сергей Мажитович Беков, чьи родители проживали вместе с Татаром в высылке. И Сераждин Беков всячески оказывал содействие семье Али Хашагульгова.
Дядя Хакяш пользовался авторитетом среди рода. Всегда предлагал свою помощь, помогал деньгами. Очень радушные люди и всегда готовые прийти на помощь.
И третий человек, который оказывал помощь Али и его семье, это был Ахмед Иссаевич Мальсагов, о чём до сих пор с тепло той вспоминает супруга Али, Мадина. Али даже подписал своей рукой Ахмеду две книжечки с чувством благодарности за участие в  его судьбе.
Ежегодно мать Али привозила мешок орехов. Зная, что Мадина работает и музыкальной школе, и в детском саду, и в неделю 2 раза ездит в Аргун и там преподает,что ей некогда заниматься соленьями и вареньями, просила это делать своих двух дочерей, привозила и радовала сына и внуков, которых она очень любила.
В 1998 году прошла выставка картин Али Хашагульгова, на которой были представлены более 100 картин. Я сожалела, что не смогла попасть на эту выставку. Но очень радовалась, что у него при жизни получилось сделать выставку своих картин! Эти картины остались на балансе музея.

Каждый делает, что умеет. В память об Али я написала 4 стихотворения потому что огромен его вклад в развитие литературы, в сохранение родного языка. Им оставлен яркий след в культуре ингушского народа. Стихи об Али Хашагульгове опубликованы на сайте: Стихи.ру Айшат Мальсагова.

995. Стих 1. Памяти Али Хашагульгова

Да, слишком много испытаний
Али пришлось с лихвой пронесть.
Достаточно всех снёс страданий,
Так и не прИняв слово "лесть".

Он восьмимесячным ребёнком
С семьёй попал на эшафот,
Свернув, как маленький отросток,
В пути, где весь его народ.

А рисовать он научился
В дошкольном возрасте своём.
Изящно, тонко наловчился,
Но проходил путь под огнём.

Стихи и Пушкина, и Лермонтова,
И Хетагурова  поэт  переводил.
Но осуждал дуэль Мартынова. ..
В полотнах край родной отобразил:

Кавказ и Яндаре-селенье,
Родителей, родных, друзей.
А те взамен лишь в удивленьи:
Откуда столько в нём идей?!

Художником быть так почётно, ..
Мог грузчиком работать иногда. ...
Учился в лагере хоть мимолетно. ...
Не позабыты милые края!

С Кодзоевым четыре года
В Мордовии все провели.
Далась кавказская свобода:
Преодолеть они смогли!               

И на заводе проработал,
Учителем в селении Джейрах.
И в "Утро гор" провёл в заботах
Искусство славя каждый раз!

Корректором Али трудился,
Родной язык милей всего!
И в поисках всё ж находился:
Хорошее заложено зерно!

Поэт художником был в Армхи.
Родной язык в пединституте.
И с пианисткой, став сродни,
Детишкам уделял минуты.

Та музою поэта вдохновляла,
Прекрасно на гармонике играла.
На творчество тем самым окрыляла,
Хотя сама того не замечала.

Военные события врасплох
Чету с детишками застали,
Исколесили множество дорог.
Архив сгорел, и вновь в печали.

Болезнь сковала, .. умер он в Москве. ..
В Лейми поэт-художник похоронен. ..
Вся жизнь его прошла в борьбе, в огне! ...
Всегда на троне был, но вечно скромен!...

2984. Стих 2. Святая лира светлой красоты.

"Святая лира светлой красоты"
О Хашагульгове Али писали.
Свои мечты, слова, сложив в стихи,
О лучшей доли мысли выражали.
 
И не свернув с тернистого пути,
Высокие не предав идеалы,
Достойно по тропе отцов пройти,
Язык пера острее, чем кинжалы!

 Ценою  дорогой поэт платил
За право быть счастливым и свободным.
Стихи в любви народу посвятил
Он, став героем всенародным!

Система, холодно расчёт производя,
Удары им под дыхло наносила.
Народы, выслав в ссылку, зло средь них плодя,
Тринадцать лет их души бередила.
 
Не удалось сломить народов крепкий дух,
Те принципам своим не изменили.
И, вопреки всему, поэтом писан стих.
За парня боль, и взгляды притупились.

Звучало поэтическое слово,
Пронизанное звоном чистоты!
С Кодзоевым Иссой в тюрьме суровой,
Далёко от родимой стороны.

Великолепные писал полотна,
Рождались тихо гением вдали.
Кому-то было, видимо, угодно,
Привет чтоб слали с дали журавли.

 И, вопреки всему, они слагали
В стихах, что претерпел народ родной.
В душе Кавказ и горы воспевали,
Не мысля Родины себе другой!

Бессмертие обрёл величественный гимн,
Ингушское Отечество воспели!
Творец для мусульман всегда Могуч, Един!
Так было, есть для многих поколений!

3639. Стих 3. Памяти Али Хашагульгова
Айшат Мальсагова
Так время быстро пробежало,
Восьмой десяток настигал.
Поэта сердце трепетало,
Народ Али не забывал.

Он много в жизни повидал,
Лесоповалу годы отдавая.
И цену дружбе познавал,
О Яндаре во снах мечтая.

В родимый край вернулся он,
Какая это благодать!
С добром и злом ведь был знаком,
Слова и слёзы не сдержать.

И рифмою их излагал,
Лились потоком словно воды.
И слогом ингушей взывал,
В них столько вкладывал надежды!

Он эпизоды вспоминал,
Все трудности, что пережиты.
Тоску стихами заглушал,
В печать дороги перекрыты.

Али стихи звучат набатом,
Они достойны всех похвал!
Он стал для нас большой утратой,
В поэзии стал идеал!

3642. Стих 4. Памяти Али Хашагульгова

Поэт народом не забыт,
День Памяти мы отмечаем.
Его тернистый, тяжкий быт
В своих строках припоминаем.

Путь в Казахстан нелегким был,
Слыл грузом для всего народа.
Свирепый, знойный ветер выл,
В душе надежда лишь на Бога!

Не все вернулись вновь домой,
К могилкам дети приезжают,
Соседей вспоминают всех с душой,
Которые как братьев принимают.

Али знал с детства кем он станет,
Умело карандаш держал.
В строках его душа восстанет,
Слова острее, чем кинжал.

А он мечтал о светлой жизни,
Трудиться для родной земли.
С Иссой стал вроде бы наживки,
На мытарства обречены.

Вернувшись, обзавёл семью,
Любуясь дочерью и сыном,
Встречает радостно родню,
Жизнь проживает с ними с миром.

С уважением Айшат Мальсагова,
член Российского союза писателей.


Рецензии