Пять прекрасных певцов в опере Верди Дон Карлос, о
"Дон Карлос", опера Верди, новая сцена Мариинского театра, 30 июня 2023 года
Эта опера Верди - одно из сложнейших творений композитора, для исполнения которого, как писал сам Верди, всего-то и надо, что пять первоклассных певцов - сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон и бас в главных партиях. А еще два баса - для ролей второго плана.
И вчера все это было! Елизавета Валуа – Татьяна Сержан.
Принцесса Эболи – Екатерина Семенчук.
Дон Карлос – Сергей Скороходов.
Родриго – Ариунбаатар Ганбаатар.
Филипп II – Магеррам Гусейнов.
Великий инквизитор – Михаил Колелишвили.
Монах, Карл Пятый - Юрий Воробьев.
Практически - состав мечты!
В двух женских ролях - певицы с мировой славой, богатым международным опытом оперных выступлений и великолепными голосами, две примадонны - Татьяна Сержан и Екатерина Семенчук. По сюжету, две благородные соперницы в любви, обе любят инфанта Дона Карлоса! Блистательно исполненные партии королевы Елизаветы и принцессы Эболи. Обе героини страстные (у Верди других не бывает!), только одна подчиняет эту страсть долгу, а вторая предается мести, в которой быстро раскаивается!
Роскошное драматическое сопрано Татьяны Сержан с сочными красивыми низами и филигранными верхами радует и эмоциональной, и психологической, и человеческой наполненностью. Ее героиня - это и гордая королева, и любящая страдающая женщина! Живой персонаж, волнующий и притягательный. Особенно впечатляют сцены со шкатулкой и финальное свидание с Доном Карлосом. Здесь голос певицы играет всем богатством своих красок и красотой тембра! Блеск!
Не оставляет равнодушным и яркий образ принцессы Эболи в исполнении Екатерины Семенчук. Сарацинская песня позволяет услышать красивое меццо-сопрано во всем блеске, а знаменитая ария после сцены объяснения с королевой Елизаветой дарит зрителям волнующие эмоции и возможность насладиться выразительным голосом певицы.
Важной интригой спектакля был дебют Магеррама Гусейнова в роли грозного короля Испании, который и сына собирается казнить, и королеву не пощадить, и благородного гранда Родриго принести в жертву всевластному Великому Инквизитору. Сложный персонаж, хотя сам Верди очеловечил его, вложив в его уста в третьем действии лирическую арию "Она меня никогда не любила", которая выразительно прозвучала у Магеррама Гусейнова. Королю наедине с собой ничто человеческое не чуждо. И в целом дебют был удачным и интересным. И вокально прозвучал весьма впечатляюще, хотя в партии есть несколько коварных низких нот.
Конечно, мы привыкли к более суровому образу короля Филиппа II, которые обычно создают другие исполнители этой роли. Но тем и интересны разные певцы в одних и тех же партиях, что их герои отличаются друг от друга. Что ж, певца можно поздравить с успешным дебютом в весьма непростой роли, а любителей оперы Мариинского театра - с новым королем ФилиппомII!
Образ Родриго для меня навсегда соединен с непревзойденным исполнением его Владиславом Сулимским. Но мне было интересно услышать и Ариунбаатара Ганбаатара в этой роли. И это оказался тоже отличный Родриго. Певец был очень выразителен, а в сцене в тюрьме и в сцене смерти так проникновенен, что его арии вызывали искренние слезы сочувствия. У Ариунбаатара Ганбаатара - мощнейший баритон, которым он прекрасно владеет, модулируя звучание до нежнейших красивых пианиссимо, хотя его уместные фортиссимо очень впечатляют.
Сергей Скороходов явил нам выразительный вокальный образ мятущегося инфанта Дона Карлоса, терзаемого любовью к королеве, своей бывшей невесте, отданной в жены его отцу. Достойна восхищения естественная фразировка и эмоциональная проработанность всей партии, особенно заметная в сцене с Родриго в тюрьме.
Величественным в своей грозности был Михаил Колелишвили в роли Великого Инквизитора.
Порадовал сочным звучанием голоса Юрий Воробьев в небольшой, но важной роли монаха и Карла Пятого.
Очень "говорящей" оказалась музыка Верди в исполнении оркестра под управлением Павла Смелкова. В ней были интересные акценты, характеризующие и главных персонажей, и особенности сюжетных коллизий.
Достойно пел хор.
И овация после спектакля была продолжительной и бурной.
Свидетельство о публикации №223070300046