День самоуправления в пионерском лагере Светлячок

см также    http://proza.ru/2020/04/27/1148

и      http://proza.ru/2020/11/03/1617   

http://proza.ru/2019/01/09/1833

   http://proza.ru/2017/04/11/2223 

     https://krylatj2.livejournal.com/21308.html

https://krylatj2.livejournal.com/21749.html

САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ  НСМЕР

ЛАГЕРНОЙ СЕРИИ

ЖУРНАЛА "ПОЯДВЕНАДДАТОГО"

ДО И ПОСЛЕ ОБЕДА,

 посвященный одной теме – День самоуправления в пионерском лагере "Светлячок”


Ефимова Е„А.






ЖЩ АМН СССР 13.08.90.
Кирицы - Москва, август-октябрь 1990
;
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

День самоуправления...: Обещание, наконец-то выполненное взрослыми? Дурдом накануне отъезда? Педпрактика для ребят?
Откуда это явление взялось у нас в лагере, да и вообще в практике? Что в нем хорошо, что плохо? Как относятся к нему разные участники? Что они ждут от этого дня? И для чего он?
Желание прояснить для себя эти вопросы и некоторые обязательства. перед руководством лагеря двигали корреспондентом журнала "До ]И После Обеда", когда он весь день 13 августа 1990г. /понедельник/ приставал к людям с дурацкими вопросами о дне самоуправления /далее ДС/, а потом, уже в Москве, обобщат всё это в, по возможности, научном .духе.
И вот это исследование-интервью, пришедшее к нам, как последний привет лета, представляется на суд читателей.
X X
X
Интерес к самоуправлению школьников во всех его видах появился в конце 70-х годов. В частности, о необходимости его развития говорится в постановлении "0 дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы и подготовке их труду", вышедшем в тот период. Журналы "Вожатый” и, особенно, "Воспитание школьников" печатали в 70-х - начале 80-х гг. большое количество статей по вопросам школьного самоуправления, также существует значительная методическая литература по этому вопросу Лагерное самоуправление, к сожалению, почти не освещено, а имеющийся материал касается, в основном, деятельности совета. дружины лагере. Несколько моментов, посвященных ДС, есть в работах С.А. Исакова и Л. Титовой, но они не могут быть названы методической литературой по данному вопросу,,
Важность развития школьного /в частности/ самоуправления не мотивируется естественным стремлением подростков к самостоятельности, необходимостью готовить их к будущей взрослой жизни, демократизацией школы и т.д. Почти всё это - сверху, так сказать.
А что привлекает в самоуправлении и в ДС, в частности, ребят? Интересно, что многие фразы из сборника интервью /взятых в нашем лагере 13.08.90/ буквально совпадают с мнениями пионеров опубликованными несколько лет назад в журнале "Вожатый": " ДС такая игра, когда дети на целый день заменяют взрослых и управляют ими." "ДС - это когда не подчиняешься взрослым и делаешь не то-что тебе говорят, а то, что хочется/ Значит, так и есть..,
В нашем лагере впервые слово "ДС" появилось на большом листе ватмана под названием "Твои предложения" 18.06.90, в I смену. Там было написано; "Чтобы в лагере был день самоуправления. I отряд"
/а рядом помещались столь же категоричные требования позднего отбоя, позднего подъема, частых дискотек, блинов со сметаной, картингов, дня Нептуна и фильмов ужасов/. У этих милых желаний - это видно невооружённым глазом - были общие истоки: "всё для себя", а именно - поесть, поспать, потанцевать, поразвлечься. И в "поразвлечься" - входят и Нептун, и ДС, и фильмы ужасов и т.д. Это настораживает, что ДС оказался в такой компании. Но уж раз он там оказался - ясно, как на него смотрят те, кому в нем участвовать. Другой вопрос - зная это отношение ребят к ДС, какую подготовку к этому мероприятию надо было организовать, как проводить ДС /и проводить ли вообще/» Почитав литературу и многократно перечитав сборник интервью о нашем ДС, я усомнилась: неужели действительно может быть ДС и игра в ДС /как говорила Лиля в период его подготовки/, неужели это не одно и то же?
Если углубиться в философию- социальный корень всех вышеперечис-ленных желаний с листа ватмана один: потребительское личностное от-ношение к окружающему, отсюда - равнодушие к людям и желание превос-ходства своей личности над другими. А конкретизируется это именно в стремлении поесть, поспать, потанцевать и в качестве развлечения- порезвиться на дне Нептуна /бросая вожатых в воду/ и на ДС /создав из вожатых отдельный отряд и насмехаясь над ним/.
А вот еще интересный момент. Есть шакал книга, "Король Матиуш Первый", принадлежащая перу великого педагоге Януша Корчака. Там было, что страной правили дети, а взрослые были как бы в роли детей. Что из этого вышло!... Масса неприятностей и много веселья. И тут возникает ассоциация со... средневековым карнавалом. Карнавалом, заполняющим на сутки город, когда все переодеваются, переряживаются дон неузнаваемости, когда каждый играет чужую роль, живет чужой жизнью, изображая своего героя в смешном свете. Эти перевертыши, перерождения более всего привлекают тех, кто в течение всего года был забит, угнетен, принижен. Уж раз-то в год они отыграются!  (Можно еще вспомнить «Праздник непослушания» Сергея Михалкова)
Уж на один день они почувствуют свободу!
И это лее привлекает ребят /наших, современных, обеспеченных и т.д. - увы!/ в дне Нептуна, и в ДС - какую бы теоретическую базу мы не подводили.
А что же видят в ДС взрослые? Очень интересно.. Некоторые явно подыгрывают ребятам в их желании перевернуть всё наоборот. И это, каждый, можно понять, объяснить, хотя и не очень приятно сознавать.
Но что движет взрослыми, которые говорят о педагогической пользе ДС? Неужели верят, что он действительно необходим для воспитания самостоятельности ребят?
Никто из опрошенных в нашем лагере взрослых не сказал, что он против идеи ДС, хотя многие опасались непредвиденных эксцессов и происшествий в ходе этого дня. Причин может быть несколько - ДС нравится детям ; над взрослыми довлеет авторитет руководства ла¬геря ; уж решили проводить ДС, куда же теперь деваться, не пока¬зывать же себя врагом демократии и закоснелым ретроградом. И вообще, когда высказываешься отрицательно, надо свою точку зрения защищать, а это сложновато...
х х х
ДС надо готовить долго и тщательно. /У нас в лагере всё было наоборот/. Надо очень придирчиво подбирать дублеров, поскольку у них должен быть опыт участия в организаторской деятель - в управлении лагерем, ностольку ведь этот опыт определяет уровень управления школьников... Их следует искать среди членов совета дружины, инициативно и самостоятельно работавших в течение смены. Может быть, подбирать их на конкурсной, альтернативной основе, попробовав каждого в деле. п проводить другие лагерные дела параллельно с подготовке ДС.
Надо очень хорошо, при максимальном участии ребят спланировать ДС. Сидеть вместе с дублерами, долго обсуждать, не спешить, и пусть они предлагают программу дня. И не "от потолка", а дело пусть предлагают. Естественно, проводить ДС не в последний день лагерной смены.
Непосредственную стажировку "дублей" проводить не один день, а несколько, чтоб успели войти в курс дела. Любой руководитель /начальник лагеря, например,/ должен знать перспективу своей работы и помнить, что он делал несколько дней тому назад. - и его дублер должен обладать теми же знаниями, для качественного выполнения своих обязанностей.
Дублеры отлично копируют своих "прототипов" со всеми их дос-тоинствами и недостатками, так, что в результате получают не навыки самоуправления, а урок бюрократии. Я не могу отрешиться от мысли, что совершенно одинаково копировали: скажем, как Тимур Хохов в сценке в КВНе представлял горниста и как Максим Козлов бродя в темноте с фонарем - как начальник лагеря.

 II подготовка к дню самоуправления

ДС впервые появился в плане, который взрослые записали на оперативке 5 августа и планировался он тогда на 12.08, на это же число была намечена экскурсия для вожатых - чтоб уехали, а ребята самоуправлялись. Интересно, что ребятам этот сюжет был известен уже 1.08.
Несколько дней предстоящее грандиозное мероприятие /видимо в связи с периодом походов и экскурсий/ не очень будоражило умы. Но с 8.08. I отряд активно взялся за «дележ портфелей..» Уж не знаю, сколько раз они меняли дублеров в списке, до того, как этот вопрос был вынесен на совет дружины, 11.08, но после этого список менялся еще три раза /правда не в масштабе всего списка, а по отдельным должностям/, а реальность отличалась даже от последнего варианта, что характерно, взрослых отрядных вожатых никто не спрашивал, кого бы они хотели видеть на своем рабочем месте в течение этих суток.
О расстановке кадров дублеров доложил на совете дружины Максим Козлов /должность в совете дружины - физорг, неформальный и не всеми признаваемый лидер I отряда/. Начал он с того, что сказал:" "Кто в I отряде остался без конкретного поручения, будут дежурить по столовой." Т.Е. установка на 100%-ное использование своего отряда в ДС была взята I отрядом с самого начала: "I отряда как такового не будет".
Продолжая анализ общественного сознания I отряда накануне ДС, следует сказать, что красиво звучащие и заметные должности начальника лагеря и радиста "симпатичные мальчики" Козолов и Сухов /словосочетание из КВН-овского приветствия команды I отряда/ заняли сразу же.
Из-за непонимания места и роли старшего пионервожатого лагеря /будем надеяться, что отношение такое не хуже/ на эту должность была представлена Наташа Хромова. Расслоение /с полным спектром, до "дедовщины" в I смене./ в I отряде ни для кого не секрет, и мальчики, не играющие первых ролей в отряде, оказались на кухне: братья ФришМаны - хлеборезы, Стас Мунтян - уборщик столовой, Миша Зубань, Леша Чернов и Леша Филин - дежурные по столовок. Наличие Филина в из числе совершенно непонятно, то ли он решил не брать на себя никаких поручений и тихо отбыть день в столовой, то ли, хитрый и мудрый, он предвидел дальнейший ход событии.
Вопросы расстановки кадров решались в описываемый момент всё же на совете дружины, где старший пионервожатый имеет значительные права. Как и на сборе I отряда, в тот же день в 13-00. Лиля предложила другую кандидатуру на пост своего дублера. Я представитель прессы, усердно записывала:
"Старший вожатый - это педагог и немного психолог. Иногда возника¬ют трения между вожатыми и между детьми и вожатыми. И старший вожатый должен уметь разрешить все эти противоречия. Начальник лагеря и старший вожатый ответственны за всё, за взрослых и за детей. Эти люди - их дублеры - должны пользоваться вашим неограниченным доверием. Они должны быть готовы в любой момент прийти на выручку и заменить любого из вас. Начальник лагеря занимается, в основном, хозяйственными вопросами, а старший вожатый - человеческими отношениями И такой же человек - врач. Он остается главным, если и начальник, и старший вожатый уедут. В обязанности врача входит контроль над соблюдением санитарно-гигиенических требований и распорядка дня, так, чтобы всё было на пользу здоровью, а не во вред. Ведь очень много вопросов воспитательной работы завязано на состоянии здоровья ребят. Это- три основные личности в лагере."
0 такой важной роли врача никто в лагере и подозревая, и никто никогда ее так и не оце¬нивал. И, естественно, .дублеры медперсонала себя такими важными и не чувствовали, и поэтому вели себя в ДС незаметно/.
В итоге Филин Леша логическим образом переместился на место дублера старшего пионервожатого /Лилия сказал: "Я Лешу знаю, он хорошо работал, сейчас разленился"/, а Наташа Хромова - вожатой во П отряд Уж не знаю, рада она была или .нет...
Отрядные вожатые перемещались в списке по непонятным мне мотивам к пристрастиям, а аргумент: "Они сами захотели вожатыми в этот - отряд", - меня не убеждает. Скорее всего, девочкам надо было быть кем-то на ДС- и им что П отряд, что 1У - всё равно.
И к кружкам ведь тот же подход! Это счастье, что я была и на совете дружины и на сборе I отряда! А то исходили только из того, что есть человек, а должности для него на ДС нет, надо поискать.
Прямо, понимаете ли, в лучших застойных традициях. И предлагают на должность моего .дублера /кружок мягкой игрушки/ не помню какую девочку из I отряда, а я говоря: "Она же ничего не шила..." И тогда только спросили: "А кого бы Вы хотели на это место?" Вот с этого надо было начинать! И у всех вожатых /еще раз повторяю/, спрашивать было надо! Забыл об этом I отряд в своем юношеском эгоизме и опьянении властью. А ведь это для них ДС - большая игрушка, а для взрослых - работа, а к работе они, взрослые, привыкли относиться добросовестно, и за эту работу, кстати, они несут большую ответ¬ственность. "Подавляющее чувство ответственности за ваше здоровье и жизни','  сказала Лиля на вечернем педсовете 11.08.
Ну, так вот, мои дубли - как "мягкой игрушки", так и "игротеки” /Козлов слово придумал/ - были не из I отряда , что тоже немаловажно, если иметь в виду желание ребят из П-Ш отрядов тоже "выбиться в люди", а кроме того, это были неслучайные люди: Маша Волкова, Саша Вялкин, Илья Маркевич.
Дублером кружковода в кружке выжигания, стал Игорь Логинов.
Его, по докладу Максима Козлова, на совете дружины, записали в дежурные по столовой, но вдруг оказалось, что места кружководов свободны. По счастью, Игорь оказался как разтем дублером, который был нужен на этом месте. А в кружке изобразительного искусства дублером была Наташа Шарыгина, ее пристроили на это "теплое местечко" на сборе I отряда. Художницы Лены Баташовой уже не было в лагере, и некому было сказать, подходит на эту должность Наташа или нет.
Подводя итоги рассуждениям о личном составе дублеров ДС, я хотела бы подчеркнуть несколько мыслей. Дублеры, в большинстве своем, не подходили ответственно к своим должностям. Более того, их привлекало не содержание, а форма самоуправления, даже самовластия в ДС. Я думаю, ярких личностей и на своем месте среди них не было. Возможно, это "на безрыбье" /П смена, всего 90 человек, лучше бы тоже самое - в I смене, когда было 7 отрядов/... А может быть, это просто дефицит на хороших людей, ответственных и целе¬устремленных. Сошлюсь на С.А.Шмакова. Он выделяет среди ребят три категории - актив /то, чего у нас не было/, ложный актив /см. ниже/ и масса. "Этим ребятам очень нравится быть на виду, рядом со взрослыми, командовать рапортовать, проверять, присутствовать на ярких мероприятиях. Но до своих коллективов и дела нет.
Их вполне устраивает "элитный" круг актива.'
Да что там! Филина во П смена выводили из состава совета .пружины за безделье, Козлова в I смене ругали за плохую работу, а ему всё равно...
Немного статистики:
Ответственные должности в ДС и .дублеры Был в совете дружины
Начальник - Козлов 5 раз из 6 возможн.
Старший пионервожатый - Филин 3 из 6
Радист - Сухов 3 из 3
Дежурный вожатый - он же
Завхоз - Барбашин I из 6
Физрук - Кожевников 2 из 3
Т.е.: дублеры наиболее заметных должностей - это тот же состав совета дружины. А хорошо ли наши советы дружины работали, само¬стоятельно ли?..
Немного прямой речи.
На сборе I отряда.
Козлов - Стасу Мунтяну: "Стас, от всего отказываешься? Пионером пойдешь в 4 отряд!"
Филин /только что стал дублером старшего пионервожатого/: "А у кого ключи от биллиардном?"
Вечером того же дня, 11.08., состоялся педсовет с участием дублеров. Завтрашний день был объявлен днем .дублера, когда "дубли" буду ходить хвостиками за своими ... "оригиналами" и всему учиться /это, кстати, обернулось тем, что в Спасский краеведческий музей смог поехать не КДИ, как было обещано, а только я со своими дубля mi, да и то еле отпросила/.
Лиля на вечернем педсовете; "Употребим ДС на то, чтобы персонал мог почувствовать себя людьми, сбросить на время груз ответственности за вас, ведь все службы лагеря нацелены на. то, чтобы дети могли оздоровиться, отдохнуть и т.д. Вожатые, поскольку этот день предшествует отъезду, займутся консервированием лагеря и хозяйствен, ними делали, хоть руки у них не будут связаны.
Выход за территорию лагеря, разные забегания, заплывания - нельзя. Только с настоящими взрослыми можно. Это правила игры. Чистота ваших палат остается за вами, ведь вы же не убираете вожатские палаты во все остальные дни. 'А вы еще должны быть и примером в чистоте. Распорядок дня остается тот же’.
Воспитательная задача дня - подготовка к прощальному вечеру. Отвечают за концерт помощники вожатых. Планируйте работу на этот день: что должно происходить в определенном месте в определенное время. Главное, чтобы всем было весело, интересно, чтобы отряды не скучали, и чтобы был порядок. Можно быть пастухами при отрядах, а можно что-нибудь затеять - конкурсы, выставки..."
Был зачитан список дублеров, и каждого по списку ребята охлопы¬вали. Естественно, посмеялись над словосочетанием "братья-хлеборезы" /отличное самообладание у братьев, скажу я вам/. Отрядным вожатым уже не хлопали. Может быть, надоело, может быть и правда, невысоко ценят эту роль.
В "день дублера" 12.08 дублеры таскались за своими начальниками, входя в курс дела. Кажется, именно благодаря ".дублям" все лишние матрасы были перенесены куда надо. Мои страдальцы занимались убор¬кой помещений кружка мягкой игрушки и игротеки. Особо отличился Илья Маркевич, я ему даже ключ от игротеки досрочно дала, еще до ужина, и он носил этот ключ, как орден.
Вечером дня накануне ДС отбой прошел под руководством .дублеров, к Максим Козлов в большом рвении даже рассказал на ночь сказку Ш отряду...

III. ХОД ДС

ДС начался, как и было намечено, вечером 12.03. Отбой прошел oneративно. После отбоя: Сухов идет по территории, через некоторое время Филин идет. Приступили к своими обязанностям.
Утром вместо "живого" горна был сигнал с пластинки. Первым на зарядку вышел Г/ отряд. Появились различные дубли, прошлись по лагерю с хозяйским видом, позванивая ключами. Саша Вялкин изобрел неологизм "ключевод" - вместо "кружковод". Я заняла наблюдательную позицию посреди лагеря и стала ... наблюдать. Видела серьезного Козлова при исполнении служебных обязанностей. Набежала куча неорганизованного народа - "дубли" и праздношатающиеся, стати смотреть, что это я пишу. По радио раздалась веселая мелодия: "На танцующих утят быть похожими хотят..." Некоторые станцевали. Заявился Кожевников в дежурной роли ниндзи и принял решение провести зарядку какому-нибудь отряду. Но тут же раздумай, сказав, что физрук обычно не проводит.
Протрубил горн на линейку и появился суровый Сухов в белой куртке. Прозвучали рапорты трех отрядов. Семь вчерашних дежурных по столовой вышли на флаг. Сухов объявил о ДС и должностях на этот день и призвал присутствующих: "У дублеров нет опыта воспитательной работы. Будьте вежливы, не грубите им, им тоже очень тяжело.” Распорядок дня - Утро: уборка территории, подготовка к прощанию с лагерем; вечер: подготовка к отъезду, работа кружков ; прощальный вечер.
Самоуправляющиеся граждане дружно расположились на обычных местах в столовой, посмеялись над табличкой "Стол начальства", помещенной на столе, за которым сидели Козлов, Филин, Сухов.
Они предложили сюжет с этой табличкой в "600 секунд..." с показом его по телевидению с подписью "Из жизни шишек".
Кружководы - статья особая /они и в штатном расписании лагеря не педагоги, а обслуживающий персонал/. Так вот, дублера круж¬ководов , когда они помни^ли о своих обязанностях, были велико¬лепны. Маркевич и Вялкин уже в 9-30 открыли игротеку и раздали ходули. Они еще переставили внутри всю мебель и старались на минимальном имеющемся инвентаре / Александр Владимирович уже увез в Москву почти всё из игротеки/ обеспечить всех желающих играми. Они были в восторге от своих должностей, а также в "сос-тоянии опьянения ключевладением". Увы, их хватило только на полдня...А Логинов в кружке выжигания трудился с энтузиазмом весь день до вечера, пока его не сменил Анатолий Глебович в связи с окончанием ДС. По моему мнению, Логинову пришлось тяжелее всех в этот день, т.к. кружок надо было сворачивать, и все стремились закончить свои работы. Кружок, кажется, был открыт и после полуночи. Анатолий Глебович сначала старательно отрешался от выжигания. Меня поразила его фраза:" Игорь, я хотел бы попасть в кружок..." Но потом Глебыч не стерпел и пришел поруководить своим детищем...
Обход дежурного вожатого и тройки медиков дал результаты поразительные: только две тройки в оценках по палатам. Только песок в кроватях...
В лагере стало пустовато и тихо» Только кружок выжигания действовал. Младшие отряды покинули территорию в направлении футбольного поля. Но небо хмурилось. Закапал, затем усилился дождь.
Младшие отряды вернулись и стали готовиться к прощальному вечеру.
Обед и тиши час состоялись. Прошли как обычно.
После тихого часа по расписанию должны были работать кружки.
Ну, выжигание даже в тихий час не закрывалось. Кружок изобрази-тельного искусства, кажется, потерпел фиаско - туда никто не пришел. Так же, как и в мягкую игрушку. Точнее, в мягкую игрушку заявились от скуки Тимур Хохов и Стас Мунтян. Они начали там беситься, чем принудили Машу Волкову к поспешному отступлению.
Да что Маша! Я сама их выгнать не могла! Они там устроили настоя¬щий погром.
Даже странно, но в конце концов им это надоело. В какой-то момент они вышли из павильона "мягкая игрушка” и направились к павиль¬ону "игротека". Там у Вялкина и Маркевича уже запал пропал. Хохов вспомнил, видимо, что он еще ответственный за КДЙ в совете дружины и... организовал соревнование по ходьбе на ходулях. Поразительно!
Я иду от клуба и слышу - у игротеки шум, гам, тарарам! Как; будто там АВ соревнования проводит! Со скуки к игротеке сбежался весь лагерь, включая Козлова и Филина. Тимур придумал /кроме ходьбы на ходулях на скорость/ такое соревнование: в обозначенном палками на земле четырехугольнике стоят чурки от городков, и надо их сшибать, расхаживая внутри четырехугольника на ходулях, не упав при этом, и чтоб не выкатились за границу /автор последнего условия - Илья Маркевич/. Там такие страсти разгорелись...Победители /Илья Маркевич, Андрей Кожевников, Женя Хромов, Марина Барашкова, Коля Горбачев/ были награждены кубарями.
Конечно, так сказать, зерна соревнований на ходулях упали на благодатную почву  скуки ДС, но всё равно Тимур молодец...
А скука была везде. Кроме кружка выжигания - тот бурлил. Мне кажется, дублеры притомились, и власть постепенно переходила в руки обычных вожатых.
Прощальный вечер в столовой начался в большим опозданием и был совершенно невыносим. Хотя вел его великолепный Глебыч в безукоризненном костюме. Возможно, вечер улучшился, когда перешел в стадию дискотеки - не знаю, я тогда там не была. Но спать отряды загоняли уже обычные, взрослые вожатые. И итогов ДС никто особо не подводил Вот это действительно жаль...
"Детям нужна удача,"  - написал умный человек Шмаков Сталь Анатольевич. Х//Была ли у нас эта удача? Получили ли наши ребята от ДС 13.08. то, чего хотели? Вопросы остались открытыми.

1У. СБОРНИК ИНТЕРВЬЮ О ДС

Несколько слов вступления. Читать высказывания взрослых и ребят очень интересно. Некоторые дурачатся. Некоторые говорят как по-писанному, говорят то, что должно, по их мнению, прозвучать в ответ на вопрос о назначении ДС в лагере. Что характерно, дубли отвечают не с точки зрения своих новых должностей, с точки зрения пионеров свое¬го отряда. Опять призову С. А. Шмакова. "Дети играют, так сказать, по пьесе, поставленной взрослыми”- ' И это так, и это звучит в отве¬тах ребят на вопросы: "Что такое ДС?" " Зачем ДС? , Что ты ждешь от сегодняшнего дня^5"
Вялкин Саша, II отрад, дублер кружковода "Игротека"
I отряд неправильно поставили - надо было собраться всем лагерем и выбрать вожатых. Может быть, отряд не хочет этого вожатого.
Сейчас всех будем бить. Они не справятся. Шваброй бум!— и конец вожатому.
Волкова Маша, Ш отряд, дублер кружковода " Мягкая игрушка"
Мне хочется, чтобы у нас что-нибудь получилось с концертом.
Хочу, чтобы у нас сегодня было что-нибудь интересное. Чтоб вожатые не только ругались на нас, но и провели что-нибудь с отрядами.
Исаев Петя, Ш отряд
Когда пойдем на речку, будем всех топить, они будут буль-буль- карасики. Вожатые пойдут купаться, я их утоплю. Сорву прутик, дам вожатому, дети будут посмиреннее.
Логинов Игорь, I отряд, .дублер кружковода "Выжигание"
Хорошо отношусь. Можно себя проявить.
Разинская Катя, помощник вожатого П отряда
ДС нужен, но не такой. Потому что это игрушка. Они должны сами управлять, а не так. Ведь шефство - это то же самое. В ДС должен быть порядок, должны быть хорошие отношения между ребятами. Что может быть хорошего, когда игра для старших, а для младших - ничего. Широков жаловался: "Что все должности в I отряде, мы тоже хотим!"
Козлов Максим, I отряд, дублер начальника лагеря
Мнение о ДС? - Отличное. Мы можем почувствовать себя на уров¬не взрослых. Хорошо - отвечать за других. Будет дисциплина. Но лучше бы не день, а неделю самоуправления. Всем вожатым нравится сидеть со своими пионерами. Не хочу, чтобы были ЧП. Сейчас надо убрать территорию. Хорошо бы мультфильмы посмотреть.
Бобков Д.И., вожатый I отряда ; Трошина Т.В., вожатая ГУ отряда.
Идея ДС - хорошая. Подготовка неудачная, и мало времени на подготовку. Что ждем от ДС? - Чего угодно.
Иванов В.Е., начальник лагеря.
Мало времени на подготовку. Из-за этого пришлось кое-что
менять. Что жду? - Любых неожиданностей.
Барашкова Марина, III отряд, дежурный член совета дружины на ДС
Во время дня самоуправления можно управлять самим собой. Что
хочешь, то и делаешь. Что жду от сегодняшнего дня? - Прощального вечера.
П отряд сказал -
Это для них хорошо, а для нас как каторга.
Барбалшн Андрей, I отряд, дублер завхоза.
От ДС я жду свободы. ДС - это хорошо.
1У отряд сказал -
Нас вожатые эти уже заколебали.
Костин Н.Н ,завхоз.
К ДС как отношусь? Нормально. Пусть управляются.
Фдеденева 1.И.,повар.
Дублеры пришли сегодня рано, без лишней суеты, не кричали, не бегали. Медики пришли, посидели. Идея ДС? - Кажется, дублеры начали подражать начальству, улыбаются, но ничего не делают. Есть вопрос - почему не нашли замену поварам? Мы бы обеспечили, что нужно. К пли¬там бы сами встали, а они могли бы пошиковать... Умение бы им дом на кухне пригодилось бы.
Сухов Роман, I отряд, дублер горниста и дежурного вожатого Правильно, что сделали ДС. Надо дать ребятам попробовать, не только ими управлять. Надо, чтобы ребята почувствовали себя от¬ветственными. Надеюсь, что сегодня всё должно удастся. Будут учтен опыт и ошибки прошлого года. Постараемся сделать всё от нас зави¬сящее, чтобы оправдать возложенные обязательства.
Зубань Миша, I отряд, должность- дублер ответственного дежурного
по столовой
ДС стоит проводить. Жить можно. Ребята чувствуют себя самосто-ятельно. Чувствуют ответственность взрослых. Пионеры чувствуют I себя работниками. Ничего особенного от этого дня не жду. Начало
I нормальное, как обычное дежурство. Посмотрим, что будет дальше.
Фршпман Саша, I отряд, дублер хлебореза
Идея ДС - хорошая. Хорошо, что на один день, а не на всю смену.
| /Диалог присутствовавших:
Логинов - А на всю смену < ,
Зубань - Я бы на тебя посмотрел... /
Трошина Юля, II отряд, дублер библиотекаря
Хотела бы, чтобы это было каждый день - без вожатых.
А то всё время старшая пионервожатая ходит и показывает - здесь надо убрать, там надо убрать. А дети-вожатые сами убирают. От сегодняшнего дня я жду удачи»
Ларухленко Лена /дублер врача/, Ефимова Лена, Кошелева Оля /дублеры медсестер/, I отряд.
Идея ДС - хорошая. Можно было бы всех вожатых объединить в один отряд. А вожатых дать из 1У отряда. Врачам трудновато. Одна из медсестер дежурит в медпункте, закапывает в нос. Пораньше следо¬вало бы организовать ДС, а то отъезд завтра.
Лелетко Катя, I отряд, дублер вожатого Ш отряда.
Мы обрадовались, когда узнали, что будет ДС. Сегодня прощальный: вечер будет, будем готовиться,,
Сорокина Лена, I отряд, дублер помощника вожатого Ш отряда ДС- хорошо придумано. Дети имеют возможность показать себя, как взрослые. Отряд попался хороший.
ЛИ С.А., вожатый Ш отряда
Идиотская затея. Но в ней что-то есть сумасшедшенекое, что делает ее привлекательной. Интересно посмотреть на I отряд со стороны, как они будут вести себя в экстремальной ситуации.
Вчера они укладывают отряд спать - вопли! Дал я им "учителя" - ореховый прут - и все легли спать. А сегодня у нас есть угроза лишиться прощального огонька. Что жду от сегодняшнего дня? - Собрать детям чемоданы, может быть, выйти "за границу" в тихий час. Надо проводить ДС не в последний день лагерной смены!
Кореннов А.Г.,горнист и кружковод "Выжигание"
К ДС у меня прекрасное отношение! Это дает возможность пионерам влезть в шкуру вожатого, руководителя кружка и т.д. Проверить себя как в роли командира, так и в роли воспитателя. Жду, что хоть из состава нынешних дублеров, поработав на самоуправлении, войдут во вкус, получат заряд для работы в будущем в пионерлагере /естественно, на других должностях/, толчок в определении жизненной позиции. /Вопрос корреспондента-"А.Г., их же всего человек 30..." "Ну, хотя бы один человек..."/ Устраивать ДС следует не в последний день, а в третьей четверти смены. Весь обслуживающий персонал собрать в один отряд, и чтоб он участвовал во всех мероприятиях, как пионерский отряд - это определяет предмет дней самоуправления.
Кожевников Андрей, I отряд, дублер физорга
Отношение к ДС - хорошее. Вопрос - в какой степени мы даем взрослым отдушину, шатаемся в их роль, испытываем тяжесть их труда на своей шкуре? От ДС я жду воли. А именно- чтоб взрослые не мешали, не лезли, глупостей, надеюсь, мы делать не будем. Жалко, как сказа Анатолий Глебович, не создали отряда вожатых, а то было бы весело, носились бы они, нал нами насмехались. Зарядку бы делали так же, как мы. 'Интересно было бы на себя посмотреть Непонятно, что от нас требуется и зачем. Сегодня скучно, плохо, делать нечего, ходим бродим.. Ну, сниму я волейбольные сетки - и что? Скучно ничего не делать. От сегодняшнего дня я жду хорошего концерта. Очень плохо проводить ДС-;в последний день. Вы после тихого часа поспрашивайте еще- другие мнения будут.
Горбачев Коля. П отряд
Зачем ДС - не знаю. Но живется сегодня полегче. Новые вожатые не заставляют так, как взрослые.
Барсукова Наташа, помощник вожатого I отряда
Отношение к ДС - хорошее. Всем вожатым, я думаю, хорошо, легче дышится. Утром музыка была нормальная.
Широкова Н.И. вожатая I отряда
Мне очень нравится. Я за целую смену самоуправлениям Но I отряд сам грязный. Вымыты только две палаты. Скорее всего, это не ДС, а игра. Мне нравится, что нынешние вожатые сами работают метлой.
Наташа Хромова сама метёт под своими окнами, а тек ведь не заставишь.
Можно было бы несколько дней самоуправления, например, два дня подряд.
Пономарева Наташа, П отряд
Хорошее отношение к ДС. Чтоб дети сами трудились, друг друга воспитывали. Хочу, чтоб сегодня никто не ссорился.
Добровольская Л.Ф., старший пионервожатый
ДС- это не игра, а профориентация. Нужен дифференцированный подход. Там, где нужна нянька. — в младших отрядах — ребятам о в заменить невозможно. А в старших отрядах можно поставить вожатым кого-нибудь постарше. Идея сводного отряда взрослых несостоятельна .Взрослые дети всегда должны чувствовать вторую сторону - а вос¬примут ли они ее? Насчет подготовки - продумать всё за всех невоз¬можно. Это проба сил. Но плохо, когда в такие серьезные дела вмешиваются дилетанты. Планы дублеров несколько сломал дождь.
Трошина Т.В., вожатая 1У отряда
Г/ отряд был рад. что пришли другие вожатые. Но они сами еще дети, это для них куклы, им таких маленьких доверять нельзя.
Васильева Оля, П отряд
Хорошо отношусь к ДС. Но я сначала думала, что в этот день шжно делать всё, что угодно. В ДС дети учатся командовать другими А вожатые - всё равно какие, взрослые или из I отряда. Зарядка сего¬дня была слишком долгая.
Коркуновы Галя и Таня, II отряд
Обыкновенный вроде бы день, только вожатые другие. А сначала мы думали, что можно делать всё, что хочешь.
Вакина Лена, П отряд
Эго оказалось каторгой: и на зарядку иди, и упражнения переде¬лывай, если плохо сделал. Всё делать заставляют. А вчера мы думали что можно делать, что хочешь.
Тавризова Маша, Ш отряд
ДС? - Весело. Весело, что уезжаем.
Воробьева Оля, II отряд
Я сначала .думала, что ДС - это значит, что можно делать, что хочешь: купаться пойдем, на ушах стоять будем. Сегодня - нравится. Много мероприятий будет, вот, вечер сегодня, уже готовимся. Надо было вожатых собрать в один отряд, у нас в .другом лагере такое было. Дать им в вожатые малыша, прямо шести лет. Все 6ц\ смеялись.
Интересно.
Нехлопочина Маша, Ш отряд
Если у нас вожатый Сережа, мы ходим на головах, а он говорит - спать. Может быть, эти вожатые уйдут и не будут нас спать укладывать? Нам хорошие вожатые попались. Вчера вечером они меня к бабушке провожали, в дои сотрудников.
Мунтян Стас, I отряд, дублер уборщика столовой
Хорошо - территорию не заставляют убирать, на зарядку не выходили.
Емельянова Настя, Ш отряд
Еегодня весело. Нам Макс вчера вечером сказку рассказывал.
1ду прощального вечера.
Хохов Тимур, I отряд, дублер дежурного по столовой
Думал, что ДС - это делай, что хочешь. Сегодня - ничего хорошего
Сочина Лена, П отряд
Я в прошлом году была в I отряде, была дублером медсестры, и себя в роли пионера на ДС не представляла. О сегодняшнем дне - как было, так и осталось. ДС нужен, чтобы дети сами научились управлять. Это от должности зависит - удастся ли поуправлять.
Маркевич Юля, III отряд
Сегодня необычный день, всё переменилось, I отряд весь поменялся,
Больботенко Аня, Ш отряд ДС - это хорошо. Мне нравятся новые вожатые. Не так придираются, как настоящие вожатые. Можно почувствовать себя свободным.
Смольная Лена, П отряд
Хорошо отношусь к ДС. Ожидаю, что позже спать ляжем. Вожатые хорошие, добрые, больше с нами занимаются.
Роганова Катя, Ш отряд
Хороший день, потому что вожатым надо отдохнуть от детей. И детям хорошо - от них вожатые ушли, им можно отдохнуть. Новым вожатым как-то безразлично, они тоже рады, что могут отдохнуть от своего пионерского состояния.
Филин Алексей, 1отряд, .дублер старшего пионервожатого.
Идея ДС - хорошо, воспитывает ответственность, чувство долга. Дублерам он дает много - они поймут, как работать в лагере. Но они могут вести себя по-разному - или они больше распустятся, скажут, что мы, мол, не вожатые, а дети, или они поймут, что это
сложно.
Горбачев Гена, П отряд
ДС - чтобы поиграть, отдохнуть от вожатых. Детские вожатые до
рее, не ругают, можно лежать одетыми в тихий час. Но мы, II отряд, остались пионерами - это не очень хорошо.
Широков Леша, П отряд.
ДС - чтобы детям было хорошо. Но почему только I отряд руко¬водит? Я бы хотел быть .дублером - на любую должность. Лишь бы не в отряде. И футбола не хватает.
Чернов Рома, 1У отряд
Я тоже люблю футбол и волейбол, а сегодня не играли. Вожа¬тые? - Добрые вожатые.
Хромов Женя, 17 отряд
Дни самоуправления нужны, чтобы вожатые отдохнули.
Геппе Андрей, П отряд
В ДС можно не слушаться. Вожатые липовые.
Хомутов Андрей, П отряд
ДС - для самоуправления. Чтобы I отряд выполнил свои планы, чтобы они научились быть воспитателями. Новые вожатые добрые.
А мы всю дверь намазали.
Бобков Артем, Ш отряд
ДС - для интереса. Хорошо, что существуем пример взрослых, но, возможно, что ребята подадут пример взрослым. Вожатые?
По возрасту другие...
Смирнов Андрей, Ш отряд
Зачем ДС - кг знаю. Устроили, а зачем, непонятно. Когда услышал про ДС, подумал, что будет лучше, что можно будет не спать, беситься. Прежние вожатые лучше.
Чернов Леша, I отряд, дублер дежурного по столовой.
ДС- это хорошо, для пользы. Когда эти дети / дублеры/ вырастут, они смогут стать вожатыми.
Иарыгина Наташа, I отряд, дублер кружковода"И-зо".
ДС- для интереса. Дети управляют, вожатые отдыхают. Я сегодня целый день в кружке сидела, разукрашивала. Никто не пришел.
Белозерова Ира, помощник вожатого I отряда
ДС- это очень хорошо. Пионеры могут почувствовать, каково вожатым с детьми. Всего один день - это мало. Отрицательный момент - очень много взрослых вожатых осталось в лагере. И все командовали, особенно Татьяна Викторовна, Сергей Ли. Дети ведут себя нормально, все на месте. Детям свобода нравится, нельзя сидеть у детей над душой.
Сорокина Лена, Цыбина Люба, Лабина Юля, I отряд, дублеры
вожатых 1У отряда ДС- это хорошо. Но воли не почувствовали. Взрослые вожатые мешают. Как нас нет, сами командуют. Нас научили, нас дети слу¬шаются. А Т.В. сидит и смотрит, что мы делаем. За территорию уйти не разрешили. ДС не очень удался из-за присутствия взрос¬лых. Но и у нас были недостатки в работе- мы ушли репетировать с частью детей, а остальные были сами по себе.
Несколько слов после ужина
Бобков Д,И., вожатый I отрада
Впечатления от ДС? Беспорядок. Какой-то самотек. И он неиз¬вестно куда придет. I отряд ходит, слоняется, ничего не замечает.
Ли С.А., вожатый Ш отряда
Впечатления от ДС - ниже среднего. Дети устают, они бегут к своему постоянному вожатому, они не верят в эту игру. Но ДС стоит проводить. Задумка хорошая. Необходимые условия:
I. сотрудники не должны покидать лагерь, они должны запиться своими делами постирать, например. Они должны собраться сами, это им необходимо.
2. ДС надо проводить с 22-00 вчерашнего дня до 16-оо сегодняшнего, до подъема после тихого часа. Уже плохо соображают новые вожатые, они же тоже дети, надо вовремя перехватить малышей. Этого времени достаточно, чтобы дублеры оценили себя, а мы их. Нельзя доверять некоторые важные функции детям на 100% ,например, медицина. И должно быть так- либо на 100% игра, либо на 100% реальность. Вариант с взрослым отрядом - не лучший. Вожатые I отряди наверное, не в состоянии адекватно оценить возможности свои питомцев -как воспитателей, так дублеров ,как общейгруппы/т .к. коллектива  нет/
Кормильцев Андрей, уборщик столовой
Ужасный день. Мою работу выполняли плохо, особенно после ужина. Я уже отдыхать должен, а меня загнали убирать.


Рецензии