Цифровизация в образовании

Со взрослыми все понятно и возможно. Как быть с детьми?
Этот вопрос мне задают все чаще родители, которые надеются на то, что, получив доступ к развивающему онлайн-курсу и удовлетворение от результатов, дети переключатся с игровых программ на развивающие. Попробую сформулировать и объединить в единое целое плюсы и минусы, пользу и угрозу здоровью, развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине, но замалчиваются авторами многих публикаций. Возьмем тему пошире: перевод классического образования на онлайн, о котором с таким упоением говорят «специалисты от образования» - это афера в масштабах страны (почитайте проект «Детство 2030»). Классическое образование строится на взаимодействии Учитель – Ученик (ищущий и дающий знания). Другого варианта для малышей нет и не должно быть.
Первым предвестником цифрового будущего лет 10-12 назад стали электронные курсы. Цифровизация за эти годы коснулась многих сфер:
- изучение иностранных языков;
- появление цифрового телевидения;
- электронные научные журналы;
- профессиональные курсы;
- репетиторы по школьным и вузовским предметам и т.д
Использование онлайн-обучения в сфере дополнительного образования детей, как возможности построить фундамент для дальнейшего обучения в школе, колледже, институте (память, внимание, оперативность мышления, логика, пространственное воображение, вербальный интеллект, индуктивность мышления, умение быстро переключаться с одного вида мыслительной деятельности на другой и т.д.) подходит при условии, что дети уже прошли определенный путь ученичества, знают алгоритмы выполнения упражнений.

Что на сегодняшний день мы имеем? И что нам прогнозируют в будущем?
1. Непроверенные онлайн-технологии не позволяют сделать вывод о том, какова глубина воздействия электромагнитного излучения на ребенка, который постоянно находится в контакте с гаджетами.
2. Экранная зависимость, о которой так много говорят и пишут, усугубится, если классическое образование перевести в «цифру». Только дополнительное онлайн-образование может быть полезным, но при соблюдении нескольких условии:
- время жестко ограничено и контролируется родителями;
- онлайн-образование опирается на сумму знаний, которое ребенок получает в массовой школе в непосредственном контакте с учителем.
3. Навыки коммуникации (которые и так у большинства современных детей снижены) при переводе классического образования на онлайн, дети постепенно утратят совсем: им достаточно будет общения с умной машиной, которая ничего не просит, не требует, выполняет твои приказы и выдает готовые ответы.
4. Перевод классического обучения на онлайн приведет также к утрате навыков письма, способности самостоятельно грамотно выражать свои мысли.
5. Проблемы со зрением на сегодняшний день есть у большинства детей, если даже это пока не диагностировано.
6. Игровая компьютерная зависимость является данностью для многих школьников.
Пора перестать закрывать глаза на то, что эта сторона жизни детей ушла из-под контроля родителей. Многие мамы, не думая о последствиях, навязали гаджеты детям: у них освободилось время для занятий своими делами.
7. Дети по мере взаимодействия с техническими средствами утрачивает способность воспринимать большие тексты, так как формируется разорванное, клиповое мышление.
8. Утрата логического мышления, способности воспринимать информацию целостно, видеть причинно-следственные связи приводит к утрате умственных способностей.
9. Проблемы с речевым развитием у детей отмечают сегодня и воспитатели, и преподаватели, и педагоги.
Пора осознать, что дети поменялись, поменялся мир, и поэтому мы предлагаем новому поколению детей компилятивные развивающие подходы, которые сочетают в себе консервативные классические формы образования плюс образование цифровое, которое станет прекрасной заменой телефонным играм и компьютерной зависимости. И ребенок вместо того, чтобы сидеть на совершенно неприемлемых ютуб-каналах, будет заниматься своим развитием. У нас в школе занимаются дети с 4 лет, и мы видим, насколько осознанно дети подходят к своему развитию, взрослению, насколько эмоционально они включены в учебный процесс и заинтересованы в своих результатах.
Во взаимодействии с техническими новинками нет ничего плохого, но надо помнить родителям, что все должно быть в меру. Они должны не только контролировать жизнь ребенка, обращать внимание на его интересы, но и понимать, что им, сегодняшним детям, жить в цифровом обществе, и они к нему должны быть готовы.
Перед написанием этой статьи я проработала сотни страниц, пытаясь разобраться, в чем плюсы и минусы цифровизации, изучила мнение многих специалистов. Поднятая во многих источниках тема очень серьезная и обойти молчанием я не могла в силу понятных причин: то, что мы дадим детям сегодня, во многом будет определять их и нашу жизнь.


Рецензии
Хотя я против иностранщины, но дигитализация?

Зус Вайман   11.07.2023 19:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.