Моя родная коммуналка рассказ-воспоминание

  Было время, когда почти все ленинградцы жили в коммуналках, таких "общежитиях", где у каждой семьи было по комнате.
   Я очень хорошо помню то время, 60-70 годы, ведь это время моего детства, время ярких впечатлений и запоминающихся навсегда картинок.
   У моих родителей была небольшая, вытянутая в длину комната в старом доме на улице им.Карла Маркса.Там мне жилось скучно, соседи были малообщительные, запомнилась только одна соседка, т.Лариса, с которой дружила мама и у которой был телевизор -большая редкость в те времена.Иногда она приглашала нас посмотреть какой-нибудь фильм, и один мне особенно запомнился.Старый чёрно-белый фильм "Дети капитана Гранта", наполненный чарующей музыкой Дунаевского!"А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер..."И наверное, тогда-то я стала самой горячей поклонницей Якова Сегеля-исполнителя роли юного Роберта Гранта.В тот момент,когда он, напевая, поднимается по реям парусника "Дункан", я, видимо, и влюбилась в этого отважного героя!
    А  коммуналка, в которой жили тогда бабушка и дедушка, располагалась на Литейном проспекте, напротив Дома офицеров.А этой квартире были многочисленные соседи и хорошая атмосфера, несмотря на отсутствие ванны и один-единственный туалет на пять семей.
    Помню мужа и жену Пушкиных, которые работали проводниками поездов.В их комнате было уютно и интересно.Это были очень гостеприимные приветливые люди.А на их комоде стояла мечта моего детства-игрушка-глиняный негритёнок с удочкой, с которым мне разрешали поиграть.
    А ещё запомнилась семья т.Риты, которая жила вчетвером в одной небольшой комнате, где за цветной занавеской был отделен уголок для старенькой бабушки.Их дочка Галя была уже старшеклассницей и учила меня читать по букварю:"Мама мыла раму..."
     На кухне стояли две плиты, постоянно занятые кастрюлями, ковшами, сковородками.Холодильники в то время были непозволительной роскошью, поэтому за окнами нашего коммунального дома висели авоськи с продуктами, которым требовался холод.(Интересно, а как летом хранили?Жаль, не помню)
     На этой кухне, став постарше, я часто пела(там была прекрасная акустика:мало мебели и высокий потолок)Кстати, соседей это совсем не раздражало, в их лице я даже обрела первых поклонников, если можно так сказать.
     Я очень любила эту квартиру на Литейном и, конечно,нашу комнату.Она была просторная, очень светлая, в два окна с низкими и широкими подоконниками, на которых было так уютно сидеть, подогнув ноги и разглядывая двор.
     На одном подоконнике стояли цветы в больших глиняных горшках и большая банка из-под черной икры с надписью"Caviar"и изображением лосося.Бабушка что-то в ней хранила.
     Второй подоконник был свободен и предназначен для моих посиделок.А между окнами стоял старинный туалетный столик с высоким узким зеркалом.А на столике-предмет моих развлечений-домик из синего стекла, доверху наполненный пуговицами и стеклянными шариками.Эти пуговицы иногда заменяли мне кукол, они выстраивались на столе в длинные магазинные очереди, они имели имена,они были  разные:солидные, в темных пальто, озорные, в пестрых пластмассовых платьицах, скромные, в мягких бархатных шубках.Словом, моя детская фантазия могла и карандаш, и пуговицу, и стеклянный шарик вообразить одушевлёнными персонажами!
     А у стены стояла старая ножная машинка"Singer", шить на ней я не умела, но сидеть за ней, нажимая на педаль и представляя себя водителем автобуса, было здорово.
     Напротив стоял буфет из светлого дерева, а посреди комнаты-большой стол, покрытый скатертью с кистями, а дверь в нашу комнату закрывалась шторами с кистями, это немножко напоминало мне занавес в театре.
      Бабушка часто водила меня на прогулки в какой-нибудь близлежащий городской сад.То в Летний, то в Михайловский, то в Таврический ."Я к Таврическому саду..."Проходили мы под арку соседнего дома и оказывались на Литейном проспекте, откуда было уже рукой подать до избранного места прогулки.А поскольку по малости лет я слова "арка" не знала, то, когда бабушка говорила:"Пойдем под арку,"-мне думалось, что мы идём к какому-то "подарку", что меня, ребенка, очень радовало.
      Литейный, улица Пестеля, величественный Преображенский собор, Фурштадская улица-всё это дорогие моему сердцу места, которые дарили всегда яркие впечатления, радость.
      Это остаётся навсегда в уголках души и время от времени согревает нас.


Рецензии
Игрушек было мало, но мы умели себя развлекать тем, что было доступным. Жизнь была очень сложной, порой и трагичной
,но вспоминается многое с теплом и радостью!
Всего доброго,

Веруня   05.12.2023 20:09     Заявить о нарушении

Всего доброго, спасибо за отклик.

Елена Вараксина   05.12.2023 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.