Глава 38. Океан

        Утром Артемида рассказала друзьям о нападении гарпии, опустив, правда, подробности о том, что произошло после него. Закончив, богиня взглянула на брата. Его глаза полыхали гневом, причем злился он не только на гарпий.
        - Как они посмели напасть на тебя? – прорычал Феб, стукнув кулаком по столу. – И почему ты сразу не сказала мне о нападении? Почему я узнаю обо всем утром, Артемида?
        - Вы с Афиной ушли отдыхать, я не хотела тревожить вас, - виновато произнесла богиня.

        В тот день Артемида и Дионис вернулись во дворец лишь поздно ночью. Аполлон и Афина, решив, что дочь Латоны давно отдыхает, а бог вина все еще на вакханалиях, спокойно ушли спать. И теперь стреловержца терзали смешанные чувства – вина за то, что он не уследил за сестрой, не оказался рядом, когда это было нужно, и, в то же время, злость на нее. Почему Артемида не пришла к нему сразу после нападения? Как она могла не сообщить ему о таком важном происшествии?

        - Я не хотела портить вам вечер, вы в первый за столько лет смогли спокойно отдохнуть, - тихо ответила дочь Латоны брату. – К тому же, Дионис вовремя вернулся с вакханалий и спас меня. Если бы не он, гарпия разодрала бы меня.
        Бросив предостерегающий взгляд на собравшегося возмутиться Аполлона, Афина повернулась к Артемиде.
        - Ты сильно напугалась?
        - Если честно – очень, - призналась Артемида, вертя в руках яблоко. – Сначала я сопротивлялась ей, боролась, как могла, вспомнила все твои уроки. Но потом начала уставать. Я не знаю, что бы со мной было, если бы не Дионис.
        Про рану от когтей гарпии богиня решила ничего не говорить, чтобы не вызвать новой вспышки гнева Аполлона.

        - Спасибо за то, что спас ее, - сквозь зубы бросил Феб богу вина, все еще с трудом сдерживаясь. И снова повернулся к сестре: - Но зачем ты вообще пошла гулять одна?
        - Я хотела побыть наедине со своими мыслями, - огрызнулась Артемида. Ей надоело оправдываться. В конце концов, она вправе делать все, что захочет, ей не нужно ни перед кем отчитываться. – А ты предлагаешь мне выходить из дворца только с тобой или Афиной, Аполлон?
        - Артемида не хотела возвращаться в чертоги сразу после нападения, ей нужно было прийти в себя, чтобы не пугать вас, - спокойно перебил ее Дионис, не давая разгореться ссоре между братом и сестрой. – Она попросила меня немного с ней прогуляться. Разумеется, перед этим я проверил, есть ли рядом с нами кто-нибудь посторонний.

        Не произнеся больше ни слова, Феб вскочил и вышел из зала. Позвав Ареса, Афина направилась следом за ним.
        - Мы скоро вернемся, - сказала она подруге. – Не переживай, Аполлон быстро отойдет. Сейчас ему нужно найти оставшихся гарпий и немного выпустить пар.
        Артемида встала, чтобы пойти вместе с ними, но Дионис удержал ее.
        - Не думаю, что твой брат будет этому рад, - мягко сказал он. – Лучше останься со мной.
        - Я не буду всю свою бессмертную жизнь делать только то, что порадует моего брата! – возмутилась богиня.
        - Я знаю, - улыбнулся Дионис. – Он и не ждет от тебя этого. Но сейчас Аполлон разгневан и немного обижен, что не он спас тебя, а я. Афина права, ему просто надо выплеснуть злость, чтобы не чувствовать вину за то, что его не было рядом во время нападения.
        - Но я все равно потом поговорю с ним, - упрямо возразила Артемида. – Я не собираюсь вечно сидеть взаперти из-за того, что он боится за меня!
        - Конечно, поговоришь, но позже. – Бог вина взял ее руку, погладил и поцеловал. – Давай спокойно позавтракаем, пусть наши воинственные друзья сами во всем разберутся.

        Так их и застала Афродита, успевшая с утра понежиться в ванне. Поцокав языком, она хмыкнула и села рядом с подругой, взяв персик с золоченого блюда.
        - Наконец-то все мои девочки пристроены, - довольно вздохнула она.
        Артемида покраснела и выбежала из зала. Дионис хотел было пойти за ней, но богиня удержала его.
        - Не надо, пусть идет, сейчас так будет лучше. Лучше расскажи мне, что вчера между вами произошло? И где все?

        - Вчера вечером Артемида решила погулять в саду, и на нее напала гарпия. Хорошо, что я рано вернулся с вакханалий, успел оторвать от нее это чудовище, - задумчиво произнес Дионис, все еще глядя на коридор, в котором исчезла богиня охоты. – Артемида не захотела возвращаться во дворец сразу после боя, и мы, проверив окрестности, пошли прогуляться. О нападении она рассказала только сегодня. Аполлон взбесился и побежал искать других гарпий. Вот и все.

        - Разве все? – подняла брови богиня любви и направила на Диониса испытующий взгляд, который бог вина спокойно выдержал. – Хорошо, сделаю вид, что я тебе поверила. Насчет Артемиды не переживай – скорее всего, сейчас она думает, что ваша «прогулка», - на этом слове Афродита сделала ударение и снова хитро покосилась на Диониса. – Так вот, ваша «прогулка» по мнению Артемиды – результат всплеска эмоций. Ведь чувство опасности так будоражит кровь, а тут ты еще в роли спасителя… Подожди, дай ей успокоиться.
        - Но не поторопился ли я? – задумчиво произнес Дионис.
        - Поторопился? – Урания фыркнула. – Я думаю, даже задержался. Уверена, что и Артемида так думает. Но никогда этого не признает. Такая же гордая и независимая, как ее мать.

        Так они и просидели, беседуя и поедая фрукты, пока не вернулись остальные боги. Они тщательно осмотрели окрестности вокруг дворца муз, спустились к подножию Парнаса. Им удалось выследить несколько существ, прятавшихся в развалинах древнего города, в незапамятные времена построенного у подножия горы. Аполлон выглядел довольным – он лично уничтожил пять гарпий из двенадцати, обнаруженных среди обрушившихся стен. Расправившись с ними, бессмертные вернулись на Парнас.

        - Какие навивные создания, - заметила Афина, вытирая копье. – Представляете, вчерашняя гарпия рассчитывала напасть именно на меня. Они прослышали, что мы ушли с Олимпа. Видимо, в их глазах это равносильно утрате бессмертия.

        Прошло еще несколько спокойных дней, и Паллада решилась отправиться к Океану. Теперь она могла это сделать, не оглядываясь на отца – он больше не мог запретить ей встретиться с родным дедом. Но что, если могучий титан не захочет ее видеть? Возможно, именно поэтому они еще ни разу не встретились. Вдруг его ненависть к Зевсу распространилась и на дочь громовержца? Но это можно было узнать только одним способом – отправившись во дворец грозного титана. И узнать еще одну версию произошедшего с ее матерью. Окончательно все решив, Афина позвала Аполлона.

        - Я отправляюсь к Океану, - сообщила она богу. – Не знаю, сколько пробуду там. Наша беседа может продлиться как несколько часов, так и несколько дней. Поговорить нам есть о чем, особенно если учесть, что мы ни разу не виделись.
        - А вдруг он не захочет потом отпускать тебя? – нахмурился Аполлон. – С Зевсом ты справилась, но Океан гораздо могущественнее его. Давай я отправлюсь с тобой, так мне будет спокойнее.
        - Нет, тебе не стоит идти к Океану, - серьезно ответила Афина. – Не обижайся, Аполлон, я ценю твою помощь, но с дедом я должна поговорить сама, один на один.
        - И как я узнаю, если тебе вдруг понадобится помощь? – поинтересовался Феб.
        - Я уверена, ты поймешь, если вдруг что-то пойдет не так, - улыбаясь, ответила Афина. – Но все должно пройти спокойно. Не волнуйся за меня. К тому же, и для вас у меня будет задание. Наведайтесь к Посейдону. Не понимаю, почему он до сих пор так и не объявился. Но сомневаюсь, что он не знает о возвращении Зевса на Олимп.
        - Конечно, он все знает, - усмехнулся Феб. – Но у него, как всегда, свое видение происходящего. Мы все сделаем, моя прекрасная богиня, не переживай. Только возвращайся скорее, не хочу надолго с тобой расставаться.

        Поцеловав стреловержца, Афина мелодично свистнула. Спустя некоторое время раздался мягкий шелест огромных крыльев, и перед дворцом муз опустился белоснежный Пегас. Богиня с удовольствием провела ладонью по мягкому боку своего любимца. Она была рада, что Зевс разрешил ей забрать с собой Пегаса. Хотя, он и не нужен был на Олимпе – никто, кроме могучей воительницы, не мог совладать с чудесным конем.

        Оседлав своего любимца, богиня отправилась во дворец древнего титана. Пегас несколькими взмахами широких крыльев поднялся высоко в небо, а потом стрелой понесся вниз, прямо к рокочущим морским водам. Опустив ресницы, Афина вся отдалась полету. Вскоре она почувствовала на губах привкус соли, а на ногах – холодные брызги, и открыла глаза, радуясь открывшемуся перед ней миру. Солнце ярко сияло, освещая синее море своими ласковыми лучами. За Пегасом и его наездницей увязались веселые дельфины. Покрикивая от удовольствия, они соревновались с ним в скорости, подпрыгивали, касаясь Афины мокрыми гладкими плавниками. Могучий конь косился на своих спутников и строго пофыркивал, но на морде чудесного животного не было ни тени недовольства. 

        Наконец, впереди показался небольшой остров, песчаный и пустынный. Солнце едва касалось стен величественного дворца, построенного без кокетливости и игривости олимпийских чертогов, как будто не желая беспокоить живших в нем титанов. Подлетев к острову, Пегас мягко коснулся копытами песка, вызвав легкий сухой шорох. Дельфины, прокричав что-то на прощание, унеслись прочь. Афина спрыгнула на землю и пошла вперед, удивленно оглядывая открывшийся перед ней пейзаж. Остров и дворец поразили ее, богиня как будто попала в другой мир, в тот мир, где когда-то в древности жили и правили титаны – суровый, спокойный, вечный. Здесь росли ее родители – не только мать, но и отец, скрытый Океаном и его женой от беспощадного Крона. На острове практически не было деревьев, кустов, цветов, зато перед глазами расстилалось море, бездонное и безграничное. Афина повернулась к дворцу. Она чувствовала, что ее приход не остался незамеченным, но пляж по-прежнему был пустынным, будто она явилась сюда нежеланной гостьей. Хотя, чего она ждала? Что суровый титан выбежит ей навстречу и заключит в свои крепкие объятия?

        Попросив Пегаса подождать на берегу, богиня поднялась на широкое крыльцо, отделенное от песка лишь одной еле заметной ступенькой, и подошла к дверям. Они тихо раскрылись перед ней, похожие на створки огромной раковины. Почувствовав непонятную робость, Афина медленно пошла по сумрачному коридору, не широкому и не узкому, плавно поворачивавшему то в одну, то в другую сторону. Удивившись бесшумности собственных шагов, Паллада посмотрела вниз. Пол не был выложен мрамором, к чему она привыкла на Олимпе. Склонившись и прикоснувшись к непонятному минералу, богиня попыталась определить, что это такое.

        - Спрессованный песок, - сообщил ей чей-то голос.
        Афина резко поднялась. Перед ней стоял высокий старик. Короткая борода вилась кольцами, напоминая пенные завитки на гребне волны. Глаза синие, холодные, но в их глубине проглядывал теплый зеленоватый оттенок. Седые брови хмурились, впалые щеки и прямой нос добавляли суровости всему его облику. Ее дед был очень красив, но в этой красоте чувствовалась беспощадность океана.

        - Я давно ждал тебя, Афина, - произнес тем временем титан. 
        - Я знаю, - откликнулась она, продолжая изучать деда. – Прости, что не приходила. Я должна была сделать это раньше.
        Она склонилась перед ним, выражая почтение его древности и силе. Мгновение Океан смотрел на внучку, затем поднял ее и неожиданно нежно прижал к себе.
        - В тебе нет гордыни отца, это хорошо, - молвил он. – Идем, моя супруга тоже желает познакомиться с тобой.

        Афина покорно последовала за ним. Дворец продолжал поражать ее на каждом шагу. Стены, сделанные из того же спрессованного песка, что и пол, казались незыблемыми, нерушимыми. Иногда по ним пробегали непонятные сполохи, чувствовалось волнение, как будто вокруг была вода, а не воздух. Афине чудилось, как будто все здесь наполнено шумом океана, и при этом во дворце стояла удивительная тишина. Что-то похожее она встречала только в чертогах Посейдона. Но здесь не было его прекрасных морских раковин, кораллов, янтаря, жемчужин. Спокойные стены, крепкая мебель, большие окна – убранство дворца вдруг чем-то напомнило Афине тот странный дом на Олимпе, где ее выхаживал Аполлон.

        Пройдя еще немного за Океаном, богиня вышла в обширный зал. Почти всю его правую сторону занимал черный стол, высеченный из единой каменной глыбы. Его покрывали неизвестные Афине узоры и письмена – спирали, завитки, изображения невиданных морских зверей.
        - Когда-нибудь я объясню тебе значение этих символов, - сказал Океан. И крикнул: - Тефида!

        Афине показалось, что его голос разнесся по всему дворцу. Возможно, так оно и было. Через несколько мгновений в зале появилась высокая светловолосая женщина необычайной красоты – то была жена Океана, мать Метиды, бабушка Афины. Титанида быстрым шагом подошла к богине и крепко обняла ее.
        - Как же долго мы ждали тебя, внучка! А этот черствый сухарь даже не приветствовал тебя должным образом? Не обращай внимания, он боится, что ты больше похожа на отца, чем на мать, ведь именно Зевс растил тебя. Но и он давно ждал твоего прихода.

        Продолжая говорить, Тефида подвела Афину к каменной скамье и усадила ее, присев рядом. Она внимательно осмотрела гостью и довольно улыбнулась.
        - Красотой ты пошла и в отца, и в мать.
        - Не упоминай при мне этого убийцу, - рыкнул Океан.
        - Как же он отпустил тебя к нам? – продолжила Тефида, не обращая внимания на мужа.
        - С некоторых пор я слушаюсь его приказов, только когда сама посчитаю нужным, - ответила Афина. – К тому же, я покинула Олимп вместе с некоторыми другими богами, и теперь свободна в своих перемещениях.
        - Почему же ты покинула Олимп? – удивилась титанида.

        Богиня решила рассказать им все, начиная со ссоры Зевса и Аида. Возможно, титаны слышали о войне богов, но не придали ей никакого значения. Говорила она долго – солнце успело опуститься и снова подняться, когда Афина закончила свой рассказ. Тефида дунула в маленькую спиральную ракушку, висевшую у нее на груди, и в зал бесшумно вошли девушки и юноши, неся кувшины с вином и водой, тарелки с фруктами и морскими деликатесами. Они были очень бледны и как будто безразличны ко всему происходящему. Расставив на столе еду и напитки, необычные слуги почтительно склонились и тихо вышли.

        - Это невинные создания, утонувшие в море, - ответил Океан на невысказанный вопрос Афины. – Мы сжалились над ними, забрали их к себе, подарив вечную жизнь и молодость. Отслужив у нас триста лет, они получат шанс снова вернуться в мир живых и прожить еще одну жизнь.
        - Значит, теперь ты больше не служишь Зевсу? – спросила Тефида у богини.
        - Нет. Но если понадоблюсь ему, я вернусь, - ответила Афина.
        - Но зачем? – Океан нахмурился. – Он убил твою мать и всю жизнь лгал тебе, рассказывая, что только он один причастен к твоему появлению. Теперь ты свободна, и можешь больше не слушать его.
        - Все это так, но он остается моим отцом, - возразила богиня, внутренне готовясь к тяжелейшей схватке. – Простите, но Метиду я никогда не знала. Он же вырастил меня, заботился обо мне всю мою жизнь. Я по-прежнему люблю его.
        - Но он убийца! – стальным голосом повторил Океан.
        - Он мой отец, - тихо, но так же твердо повторила Афина.

        Воцарилась гнетущая тишина. Могучий титан исподлобья взирал на богиню, хмурый и недовольный. Тефида незаметно положила руку на ладонь внучки, подбадривая ее.

        - Я должна была давно познакомиться с вами, невзирая на его запрет, - вздохнула Паллада. – Несколько раз я пыталась сделать это, но меняла решение, не хотела гневить отца. Ведь я не знала о нашем родстве. Если бы узнала раньше, пришла бы, несмотря ни на что. Но я верю в судьбу, и верю в то, что все произошло именно тогда, когда это было нужно. А теперь простите, мне нужно возвращаться.
        - Я не могу отпустить тебя так быстро, - возразил Океан.
        - Но я приду к вам еще, - откликнулась Паллада.
        - Останься хотя бы на несколько дней, - попросила Тефида. – Сутки – слишком мало для тех, кто не виделся несколько десятилетий. Ведь мы только обрели тебя. Дай нам узнать тебя поближе.
        - Хорошо, я останусь на три дня, - решила Афина. – Но потом мне нужно будет вернуться на Парнас. Я нужна своим друзьям. И людям.

***

        Сияние заката разлилось по миру, озарив своим мягким прощальным светом серые скалы и синие волны, зеленые рощи лесов и светлые дома смертных. Спустя три дня Пегас снова нес свою хозяйку на гостеприимные склоны зеленеющего Парнаса. Доверившись бессмертному коню, Афина устремила невидящий взгляд прямо перед собой, вспоминая все, что произошло с ней за время, проведенное у деда и бабушки. Хотя прошло всего три дня, для богини они будто растянулись на долгие годы. Небольшой песчаный остров стал для нее вратами в далекое прошлое, которое касалось не только ее, но и других богов. Необъятный Космос, о котором она знала так мало, открылся перед ней во всей своей красе, когда Океан вывел внучку на берег, чтобы полюбоваться на звезды. На губах старика промелькнула легкая усмешка, когда он предложил богине лечь на песок и устремить взгляд в небо. Афина беспрекословно повиновалась, предчувствуя что-то необыкновенное. Устроившись рядом, Океан коснулся ее руки и шепнул:
        - Смотри.

        Афина взглянула в ночное небо, усыпанное звездами, и спустя некоторое время почувствовала, что взгляд проникает намного дальше обычного, увлекая ее за собой. Эти ощущения были похожи на те чувства, что она испытывала, когда была погружена в долгий сон после борьбы с Атой и яростью Великой Богини. Спустя сотни мгновений, Афина сама будто поднялась к созвездиям, вновь осознавая, что это вовсе не люди, герои и животные, которых Зевс поместил на небо, как все они считали. Вокруг нее раскинулось бесчисленное количество огней, которые по собственной прихоти объединялись в то, что люди и боги называли созвездиями. Она кожей ощущала их мерцание, чувствовала ледяное покалывание темного небесного океана. И в тот миг, когда богиня с ужасом ощутила его бесконечность, все закончилось.

        - Думаю, на сегодня тебе хватит, - прошелестел рядом с ней голос Океана.
        Афина рывком села на песке, глаза ее широко раскрылись.
        - Что это было? – хрипло спросила она.
        - Это мир, который находится гораздо выше и дальше нашего, - ответил титан. – Мир, с которого все началось.
        - Что началось?
        - Мы, - просто ответил Океан. – Все мы. Мы произошли из Хаоса и Света, парили среди бесчисленных звезд, пока Великий Космический Разум не создал для нас место, куда мы смогли опуститься и создать жизнь. А потом пришла она.
        - Кто? – прошептала Афина, уже зная ответ.
        - Великая Богиня, конечно.

        Еще две восхитительных ночи Паллада устремлялась в Космос вместе с дедом, днем же он рассказывал ей о Великом Космическом Разуме, благодаря которому они существуют, но который никто никогда не видел и вряд ли увидит.
        - Почему? – поинтересовалась Паллада.
        - Ему это не нужно, - пожал плечами Океан. – Он и так дает нам все, что необходимо. А для общения со смертными есть мы, его посредники.

        В последнюю ночь титан увел внучку с пляжа пораньше. Знаком показав следовать за ним, он направился к тому самому черному столу с письменами, занимавшему половину зала.
       
        - Люди рождаются и умирают – также, как все живое. Это закон природы, Афина, - тихо произнес Океан, посмотрев на внучку. – Не умираем только мы, боги и титаны. Но нас и нельзя считать живыми. Мы – нечто, существующее вне времени и пространства. Мы – то, что было, есть и будет. Но порядок, в котором мы существуем, создала и сохраняет главная посланница Великого Космического Разума – Великая Богиня-Мать. Она усмирила Хаос и соединилась с Эросом, первой познав, что такое Любовь. И именно она отдала эту Любовь только появившемуся на свет миру, вдохнув в него жизнь.

        Следуя указаниям Океана, Афина дотронулась до стола, и письмена засветились перед ней, сразу став понятными. Как будто наяву дочь Зевса вдруг увидела далекие темные времена, Хаос и бушующие стихии, а потом вдруг с неба полился свет, и все успокоилось. А перед ней появилась богиня, крепкая, крутобедрая и прекрасная. Ее лицо и походка показались Афине знакомыми, но как только она захотела рассмотреть эту неведомую женщину получше, голос титана вернул ее в реальность.
        - С прошлым надо обращаться осторожно, - строго произнес Океан. – Прикасайся к нему бережно, открывай понемногу. Лишь тогда ты сможешь понять, что оно хочет тебе сообщить. Спешка лишь вредит.

        После соприкосновения с таким невероятно древним и далеким миром, родные просторы Эллады показались ей слишком яркими и шумными. Она не знала, сможет ли еще когда-нибудь смотреть на мир по-прежнему. Встретившись лицом к лицу с бесконечностью, богиня поняла, что все склоки и ссоры богов и людей – ничто, песок, который легко унесет звездный ветер. В тот последний свой вечер у деда она бродила по берегу, глядя на волны, но не видела их. В голове крутилась какая-то мысль, очередное воспоминание, казавшееся ей очень важным. Но, как и воспоминание о Метиде, поймать его она не могла. Знала только, что мысль эта связана с кем-то очень для нее близким.

        - Что тебя мучает? – поинтересовался Океан, наблюдая за метаниями внучки.
        - Я не могу понять… - богиня помотала головой. – Нет, не вспомню. Мысли до сих пор разбегаются, после вспышки ярости Богини я не всегда могу ясно думать. Не знаю, сколько еще времени это продлится.
        - Ты восстановишься, - убежденно сказал он. – Что касается воспоминаний – я могу помочь тебе поймать эту блуждающую мысль, если позволишь.

        Удивленная, Афина кивнула и уселась на песок, следуя указаниям деда. Титан устроился напротив нее, велел закрыть глаза и сам следом за ней опустил тяжелые веки. Все произошло очень быстро – богиня, казалось, не успела сосредоточиться, как Океан уже поднимал ее с песка, потянув за руку.

        - Древние сущности всегда притягиваются друг к другу, - задумчиво произнес он. – Тебя, оказывается, не так давно навещал Эрос. Не удивляйся, недавние воспоминания лежат на поверхности, их легко увидеть. Мысль же, которая тебя мучила, - о Хаосе.
        - О Хаосе? – переспросила Паллада. – Но я не думала о нем.
        - Именно о Хаосе – нет. Но о его перевоплощении ты скорбишь.
        - Я запуталась, великий Океан, - призналась Афина. – О ком я скорблю?
        - Вот недогадливая! – в сердцах воскликнул титан. – Где же твой ясный ум, внучка? Сама скажи мне, о ком ты сейчас скорбишь больше всего.

        Но, прежде чем он закончил свою речь, Афина уже все поняла.
        - Аид? – тихо спросила она. – Ты говоришь о нем? Но как он может быть Хаосом?
        - А как ты можешь быть яростью Великой Богини? – спокойно парировал Океан. – Не переродившимся у нас остался только Эрос. Но, как я понимаю, он тоже хочет вернуться к жизни, ему надоело бесконечное космическое пространство.

        Так Аид – воплощение Хаоса? Если это так, то в нем сосредоточена такая мощь, которая даже не снилась олимпийцам! По сути, он может разрушить весь существующий мир одним лишь взмахом руки. Значит, борьба еще не окончена?
        - Аид помнит о Хаосе? – тихо спросила богиня, страшась ответа.
        - Это ты у него спроси, мне-то откуда знать? – хмыкнул титан. – Я с ним не знаком. Что знал, я тебе рассказал. До остального ты пока не дозрела.

        Мысль о том, что Аид – перевоплощение Хаоса, так поразила Афину, что она никак не могла прийти в себя. Но это объясняло странные мысли ее любимого дяди, его мрачное спокойствие и ту легкость, с которой он взялся управлять подземным царством. Теперь она просто обязана снова навестить его. Возможно, вода из Леты повлияла на Аида не так, как того хотел Зевс.


Рецензии