Пазырыкские курганы, или месть мидийской колдуньи

Пять Пазырыкских курганов* Горного Алтая имеют выдающееся значение как для истории и археологии Южной Сибири, так и для мировой истории и археологии в целом. Расположены они в урочище Пазырык радом с озером Укок на плоскогорье Укок, в самом стыке границ Казахстана, Китая, Монголии и России. В Монголии подобных захоронений много, но сибирская пятерка стала выдающимся явлением в общем ряду древних курганов. Археологи относят их к IV — III вв. до н.э. Предполагают, что курганы возведены над погребальными камерами скифских (возможно, сакских) вождей.
___________________________
* Курган (тюркск. «сооружение», «крепость») — высокая земляная или каменная насыпь над погребальной камерой. Название Пазырыкский (базырыкский) курган — тавтология, поскольку слово «базырык» в переводе с тувинского — курган.

В 1924 г. под видом археологической экспедиции на Горный Алтай была направлена группа ученых Русского музея, некоторым членам которой было поручено изучить настроения местного населения на предмет отделения от СССР. Возглавлял экспедицию археолог С.И. Руденко. Он и обратил особое внимание на курганы в долине Пазырык. Такой была рекогносцировка. Первый курган учёные раскопали в 1929 г., второй — в 1947—1948, третий и четвёртый — в 1948**, пятый — в 1949 г. Несмотря на тяжелейшие условия восстановления страны из разрухи Великой Отечественной войны и при бойкоте СССР богатыми странами, развязавшими «холодную войну», советское государство нашло возможность регулярно и основательно финансировать археологические экспедиции в Пазырыке.
___________________________
** В этой экспедиции подрабатывал на раскопках Третьего кургана опальный Л.Н. Гумилев, сын опальной тогда же поэтессы А.А. Ахматовой.


Местное население выступало против раскопок: люди опасались мести мёртвых. Поэтому участники экспедиций была вооружены и работали в военно-полевой обстановке. Земляные работы проводили наёмные рабочие на зарплате.

Общие характеристики курганов таковы. Они представляют собою каменные насыпи диаметром от 24 до 47 м при высоте от 1,5 до 3,75 м. Первый и второй, а также третий и четвёртый сгруппированы парами в северной части урочища. Пятый стоит отдельно в южной его оконечности. На дне могильных ям глубиной от 4 до 5,2 м стояли бревенчатые погребальные камеры с двойными стенками и двойным потолком, высотой до 1,5 м. Исключение составляет четвёртый курган, сруб которого имел одинарные стенки. Все курганы были ограблены в древности…

При этом мировую славу Пазырыкским курганам принесла небывалая нигде в мире сохранность там биологических тел и сделанных из органики предметов! Другими словами, в Пазырыке избежало тления всё то, что в прочих захоронениях разлагается в первую очередь: «залатанные и заштопанные одежды; протёртые подошвы; сшитые из лоскутков и обрезков кожи и меха шубы; вырезанные из кедра звери и птицы; затейливые войлочные аппликации; плетённые из шерстяных ниток косы; деревянная посуда, много раз чиненная; остатки краски и семян…»***.
__________________________
***  https://scfh.ru/papers/pazyryktsy-kultura-v-litsakh/

«Мерзлота в Пазырыкских курганах не имеет никакого отношения к вечной мерзлоте. Она самостоятельно возникла в виде линзы под курганами. Для того, чтобы это понять, нужно представить себе устройство пазырыкских гробниц. Под большой каменной насыпью находится огромнейшая яма, в которой сооружен деревянный сруб. Его потолок покрывался берестой и кустарником, а сверху всё заваливали камнями. При такой конструкции вода проникала в погребальную камеру, там замерзала и уже не могла растаять. Ситуацию усугубили грабители. Через их проходы вода полностью заполняла не только сруб, но и остальное подкурганное пространство. Все предметы внутри просто замерзли — как в холодильнике. Даже в нетронутых грабителями курганах набиралось много воды. Находившиеся внутри деревянные вещи всплывали, а потом как бы врастали в лёд» (А.А. Тишкин).

Вдоль южных стенок камер стояли вырубленные из цельного ствола дерева саркофаги, в которых обнаружены мумии 6 человек — мужчины и женщины. Возраст их при жизни примерно от 16 до 50 лет. Эти мумии единственные в своем роде из обнаруженных на территории России. Они не заморожены, не засушены, не засолены в соляных копях, не законсервированы природой в торфянике — они мумифицированы людьми по особой, отличной от древнеегипетской, технологии. Причём обнаружены мумии представителей как монголоидной, так и европеоидной рас. Внимательно изучив способы захоронений, ряд учёных пришли к гипотезе, что похороненная с мужем женщина из Пятого кургана была колдуньей (возможно, родом из Мидии), виновницей каких-то несчастий, отчего погребение и оказалось в противоположном от прочих конце Пазырыка.

За северными стенками срубов находятся захоронения лошадей — от 7 до 14 конских скелетов в каждом. Кони были убиты ударами боевого чекана в черепную коробку на месте, у могилы. По трупам были установлены масти, пол и возраст животных. В захоронениях коней найдены отлично сохранившиеся седла, уздечки, телеги, повозка, предметы вооружения, ковры и др.

Рассказать обо всех или даже о части уникальных артефактов из Пазырыкских курганов в данной книге невозможно. Большинство их хранится в Эрмитаже, отправляю читателей туда. Здесь же обращу ваше внимание на самую удивительную находку.

При раскопках в Пятом кургане был обнаружен узелковый ворсовый ковер с минимальными повреждениями. Его сумели извлечь, законсервировать, реставрировать и разместить в постоянной экспозиции Эрмитажа. Размер ковра 1,83 х 2, 00 м. Где он был изготовлен — не известно. Сегодня мировая наука признаёт Пазырыкский ковёр из Пятого кургана мидийской колдуньи самым древним сохранившимся ковром в мировой истории.

Ну, и самое важное для любителей истории — недавно в Пазырыкских курганах выявлены живые возбудители чумы. Растаявшие ледяные линзы выполнили свой охранный долг.

038 Чичабургский «интернационал»

В 1979 г. группа исследователей из Института истории, филологии и философии (ИИФФ) СО АН СССР обнаружили близ берега озера Большая Чича (Здвинский район, Новосибирская область) следы древнего поселения. С раскопками не спешили. Был в этой группе на то время младший научный сотрудник отдела археологии и этнографии ИИФФ В.И. Молодин. В течение 20 лет он несколько раз порывался начать раскопки на многообещающем месте, но всегда возникали какие-то препятствия. Будто укрытая от человеческих глаз тайна сама выбирала, когда и в каком виде явиться на свет. Молодин уже стал академиком РАН, заместителем председателя Сибирского отделения РАН, занимался исследованием знаменитых пазырыкских скифских курганов в Горном Алтае. На берег Большой Чичи учёный вернулся только в 1999 г. А дальше случилось вот что.

Из рассказа академика В.И. Молодина.

«Как-то ехали мы с немецкими коллегами-геофизиками к Чичабургу. Их руководитель профессор Герман Парцингер* очень хотел работать вместе с нами. А мы уже вели раскопки на Чичабурге. Добрались до нашего лагеря часа в три ночи. Естественно, сели за стол. И капитально сели. До восьми утра. А дальше, независимо от обстоятельств, надо работать. Была жара. Геофизики таскали свои приборы. С трудом, но всё равно отработали весь день. А вечером — банкет для всех, скрепляющий наш союз с приехавшими специалистами из Германии. Садимся за стол, начинаем сплачиваться. А геофизики тем временем расшифровывают информацию, которую они получили за день работы. И вот один из них приходит после компьютерной лаборатории к нам в столовую, где идёт банкет, с совершенно ошалевшим видом. Он меня и Парцингера нервно и требовательно зовёт к мониторам. Мы, уже весёлые и в превосходном настроении, подходим к компьютерам, смотрим на экраны, и все как бы впадают в шок. Мы видим ровную улицу домов под землёй. А на другом экране видим древнюю систему обороны… Это, скажу я вам, был высокий момент, то самое счастье учёного, которое бывает крайне редко»**. Если учесть, что при использовании археологами обычных методов работы лопатой, щёточками и руками такое открытие потребовало бы минимум целой жизни исследователя, а геофизиками оно было сделано за один день, пусть и кропотливого труда на жаре, то о каком большем счастье ещё можно говорить.
___________________
* Герман Парцингер (р. 1959 г.) — археолог, специалист по скифской культуре;  многолетний сотрудник Германского археологического института (ГАИ), директор-основатель Евразийского отделения ГАИ; организатор многочисленных международных археологических раскопок, в т.ч. в Сибири, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане. Его экспедицией обнаружен летом 2006 г. в вечных снегах Алтая замороженный мумифицированный скифский воин, покрытый татуировками и др.
** Созидатели: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т.2. — Новосиб.: Клуб меценатов, 2003.

Так был выявлен Чичабург — самый древний на сегодня город Великой Сибири. Впрочем, учёные предпочитают определять его протогородом, или городищем, в лучшем случае факторией***, т.е. «предшественником настоящего города». В любом случае площадь поселения более 240 тыс. м; (ок. 650 м х ок. 400 м) с населением более 2 тыс. человек. Время основания определяют примерно к. IX — VIII в. до н.э. Поселение было окружено мощными оборонительными укреплениями — валами и рвами; разделено на отдельные сектора, внутри которых находятся богатые дома и постройки бедняков, при этом каждый сектор, как и весь город, имел чёткую плановую застройку. Планирование строительства в IX в до н.э. — вот где великий феномен!
______________________
*** Фактория — торговое поселение, образованное иностранными купцами на территории другого государства или колонии.

Археологи назвали свою находку Чичабург: «Чича» — озеро Большая Чича и «бург» — в память о немецких геофизиках-первооткрывателях.

Впервые в нашей стране здесь были применены новейшие методики археологических изысканий. Помимо многопланового геофизического мониторинга другие геофизические методы позволили послойно, стратиграфически**** представить общую картину подземного расположения. Изучая магнитограмму, исследователи определяли на ней аномалии и в таких местах делали раскопы. Копать пришлось неглубоко: процесс почвообразования в лесостепной части Сибири идёт очень медленно, за тысячелетия накапливаются буквально несколько сантиметров. В результате глубина залегания культурного слоя Чичабурга составила всего 40 см. Культурный слой в целом сохранился замечательно.
___________________
**** Стратиграфия (в археологии) представляет взаимное расположение культурных слоев относительно друг друга и перекрывающих их природных отложений.

Методика позволила отыскать большое чичабургское кладбище, выявила каждое захоронение. Лишних раскопов делать не пришлось. Был получен гигантский антропологический материал. С таким погребальным обрядом наука еще не сталкивалась. «Раньше, то есть в эпоху поздней бронзы, хоронили людей по-другому. А учтите, что в погребальном обряде нет ничего случайного… Так вот, раньше хоронили совсем не так — в скорченном положении, на боку, головой на юг и т.д. В Чичабурге мы обнаружили остатки этих традиций ушедшего бронзового века и в то же время — явные новации в обряде. Например, скелеты людские почему-то расчленялись»*****. Почему произошли такие изменения, не известно. «Одна из возможных причин — появление здесь другого народа, с иными погребальными традициями. Обнаруженный в могильнике материал позволяет даже ставить вопрос о новом антропологическом типе».
__________________________
***** Созидатели: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т.2. — Новосиб.: Клуб меценатов, 2003.

Костные останки позволили археологам привлечь к исследованиям генетиков — они получили целый генофонд давно умерших людей. Речь, видимо, идёт о смешанной популяции европеоидно-монголоидных людей, в которой европиоиды доминируют над монголоидами.

Если судить по осколкам керамики, в Чичабурге археологи впервые столкнулись с многокомпонентностью разных культур. «Самое странное: в одних местах памятника процентов на девяносто преобладает только один компонент — и по форме, и по примеси, и по составу материала, а неподалёку, в соседних жилищах мы обнаружили черепки, свидетельствующие о других традициях и о другой культуре. Хотя найденные нами образцы принадлежали людям, которые безусловно, как показывает анализ, жили в одно время и поблизости… Похоже, что в Чичабурге “царил”... интернационал». Именно этот факт натолкнул археологов на мысль о фактории в IX в. до н.э. в Сибири! Получается, что уже 30 веков тому назад эти огромные территории были обжиты людьми и здесь происходил оживлённый товарообмен. Или смешение народов путём бракосочетания. Только письменности не было, чтобы фиксировать происходившие события.

Вечной тайной остаётся причина, по которой жители разом покинули Чичабург, явно внезапно и организовано. Не ведомо нам, куда они ушли. Просто растворились во мраке времён. Поскольку эзотериков к работе не привлекали, сибирский Чичабург остаётся в тени уральского Аркаима. И это очень хорошо.


Рецензии