Смысл страданий

«Страдание  пробуждает  духовность  человека,  оформляет  и  очищает  душу,  учит  верному  выбору,  научает  стойкости,  мужеству,  самообладанию.  Мы  обязаны  страданию  всем,  что  было  творческого  в  истории.  Страдание  есть  соль  жизни;  учитель  меры  и  веры.  Оно  есть  ангел – хранитель  человека,  спасающий  его  от  пошлости  и  очищающий  от  греха».
И. Ильин.

«Если вы увидите человека, который никогда не страдал, он будет совершенно незрелым, инфантильным,  без всякого роста, без глубины, без осознания».
Раджниш (Ошо).

В своей жизни, за 70 лет, мне пришлось пройти через многие страдания. Самые мучительные из них были связаны с тяжелой болезнью и утратой близких, родных людей. Предсмертные страдания моей мамы, моей жены были ужасны, и я мучился и умирал вместе с ними. После потери характер страданий изменился, они стали походить на страдания многих других людей, оказавшихся в сходном положении. Чувство, что ты не долюбил своих близких, недодал им внимания, заботы, ласки, душевного тепла повергает в тоску и причиняет острую боль. Что можно делать в таком положении? Я плачу. Плачу и каюсь перед Богом, прошу прощения у мамы и жены, говорю им о своей любви.
Через некоторое время мне становится легче, в душе воцаряется покой, а еще позже появляется тихая радость, связанная с надеждой на будущую встречу…
Такая трансформация понятна: в страдании душа становится глубокой, очищается от внутренней скверны и становится более близкой к своему Источнику, Богу.
Об этом Длалаладдин Руми: «Внутреннюю грязь невозможно смыть водой, а можно лишь слезами».

Очищающее свойство страданий несомненно, но их нужно правильно принимать. Если мы сопротивляемся страданиям, обижаемся и негодуем на судьбу, на обстоятельства, на людей, такие страдания не принесут нам пользы. Если страдания имеют причины, устранение которых находится в нашей власти, мы должны делать все возможное, чтобы избавиться от них, но если такой возможности нет, страдания нужно принять, как необходимые, неслучайные и направленные к нашему благу.

Об этом Н.Бердяев: «Никто  не  должен  увеличивать  для  себя  число  страданий,  истязать  себя,  но  должен  переносить  ниспосылаемые  страдания  просветленно,  как имеющие  смысл  в  его  судьбе».

О важности страданий писал и А.Шопенгауэр:

«Человеколюбие – разве  не в  крайне  редких  случаях  оно  простиралось  дальше  того,  что  люди  уделяли  другим  нечто  весьма  несущественное.  Так  неужели  в  столь  редких  и  слабых  следах  нравственности  заключается  цель  существования?  Если  же  эту  цель  полагать  в  перерождении  нашего  существа,  которое  является  результатом  страданий,  то  весь  процесс  жизни  приобретает  определенный  смысл.  Жизнь  представляется  тогда  как  процесс очищения,  и  очищающей  кислотой  является  страдание.  В  этом  процессе  безнравственность  и  злоба  остаются  в  виде  шлаков».

Мне думается, если человек уходит из жизни, не пройдя через очищающие страдания, сохранив свои душевные пороки, а также привязанность к деньгам, собственности, удовольствиям, его неизбежно ожидают страдания, может быть, гораздо более мучительные, чем земные. Особенно это относится к потребителям, эгоистам, живущим для себя. Перспектива попасть в «ад» для них очень реальна.

Добавлю, немножко не по теме, что люди, когда говорят о вечных мучениях грешников в аду, обычно плохо понимают, что такое вечные мучения. Они понимают вечность, как бесконечную продолжительность времени, не имеющую начала и конца. Это не так. Время - форма восприятия субъектом жизненных процессов, измеритель этих процессов, но сами процессы, физические и умственные, происходят в настоящем моменте, в постоянном теперь. Поэтому, в вечности нет ничего бесконечного, в том числе, и ада для грешников.


Рецензии
//Я плачу. Плачу и каюсь перед Богом, прошу прощения у мамы и жены, говорю им о своей любви.
Через некоторое время мне становится легче, в душе воцаряется покой, а еще позже появляется тихая радость, связанная с надеждой на будущую встречу…
Такая трансформация понятна: в страдании душа становится глубокой, очищается от внутренней скверны и становится более близкой к своему Источнику, Богу.
Об этом Длалаладдин Руми: «Внутреннюю грязь невозможно смыть водой, а можно лишь слезами».//____

А какому "Богу" Вы плачете и каетесь? Вы повторяете нарративы индуизма, и добавляете в конце: "Сами процессы, физические и умственные, происходят в настоящем моменте, в постоянном теперь. Поэтому, в вечности нет ничего бесконечного, в том числе, и ада для грешников"

Так, зачем Вам плакать и каяться, если Вы не верите в вечность после смерти? О какой надежде на будущую встречу Вы говорите? О каком очищении Вы говорите (от страданий), если понятие очищения связано с грехом? Но индуизм не решает проблему греха и очищения от греха. А грех, как известно, это понятие нарушения Божьего Закона. А Закон Божий дан в христианстве, в Библии. И освящение, которого требует Бог Библии...Вы увидели, в каких муках умирает НЕВЕРУЮЩИЙ, нехристианин, на примере своих близких. Не побуждает ли это задуматься! Ведь, умирающий во Христе, умирает В МИРЕ, блаженстве души, а не в страданиях.

Вы уж, определитесь, кто Ваш Бог!

Наталия Кобилева 2   29.01.2024 08:14     Заявить о нарушении
Я верю в вечность после смерти, Наталья, об этом есть и в моей работе. Я бы возненавидел жизнь без веры в бессмертие души. В отношении остального могу сказать, что уважаю Вашу точку зрения. Всего Вам доброго и удачи во всем!

Евгений Терещенко   29.01.2024 09:11   Заявить о нарушении
Забыл сказать, Наталья, что моя жена была православной христианкой, много раз исповедовалась и причащалась, в том числе, и перед смертью.

Евгений Терещенко   29.01.2024 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.