Если вы есть, будьте первыми

«ДОЛГ И СОВЕСТЬ» – так назывался открытый урок по курсу обществознания, который проводил молодой учитель школы № 15 Рыжков А.Г. Цели и задачи урока просматривались в названии, а вот цели и задачи присутствующих (администрация школы плюс квалификационная экспертная группа) были разными. У одних – аттестовать учителя на первую категорию; у других – поставить на место непокорного, смело заявляющего о себе учителя; у третьих – просто поболеть за коллегу. Урок никого не оставил равнодушным. Завершился он предложением учителя к учащимся открыть дневники и, самостоятельно решив, какой оценки заслуживает за работу на уроке, выставить её себе. Так просто на практике закреплялось представление о том, что значит поступить по совести. Абсолютному большинству присутствующих эксперимент понравился. Но была и критика: с каких это пор… Это исходило от жаждущих провала смелого педагога. В конце концов, всё закончилось хорошо: недоброжелатели отступили, первая категория была присвоена.
Это было, пожалуй, самым первым столкновением молодого новатора с косностью и рутиной. И, как потом оказалось, не самое сложное. Прямо как в сказке: «Это – службишка, не служба! Служба вся, брат, впереди!» В течение последующих 15 лет будут трудности и посерьёзнее. Прежде, чем станет директором самой современной школы - № 9, он поработает в трёх других. В Репинской школе – в качестве стажёра после окончания вуза, от которой остались тёплые воспоминания. Директора Александра Ивановича Саврасова до сих пор считает интересной личностью, образцом во многом, в том числе, и в умении чётко проводить среднюю линию между «диктатурой» и «демократией». Потом была школа № 15, в которой он принял боевое крещение как рядовой учитель. В следующую школу - № 10 был назначен директором. Но, начальство решило, что А. Г. справится и с более серьёзной задачей. Следующее назначение – тоже директором – в среднюю школу № 9 – опять не обошлось без сложностей. Никто не рвался на сложный объект. Старое, как известно, неохотно уступает место новому, нередко активно сопротивляясь. После утверждения кандидатуры жизнь неординарного педагога не стала легче.
Жизнь его настолько насыщена событиями, что создание «портрета» потребовало длительного и тщательного отбора изобразительно-выразительных средств. Как прописать основные черты, чтобы сразу обозначился облик? Можно – как значится в визитке:
РЫЖКОВ АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ
 Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Петра Аркадьевича Столыпина»
Депутат Собрания Балашовского муниципального района.
Можно подробнее, используя деловое реноме: дата рождения – 3 марта 1974 года,
Место рождения – г.Владивосток Приморского края
Год приёма на последнее место работы – 2005 год.
Управленческий стаж 14 лет
Образование – Балашовский государственный педагогический институт, историческое отделение филологического факультета, 1996 год.
Общественная деятельность отмечена многими наградами:
Нагрудный знак «Надежда губернии» (2004). Благодарность Главного федерального инспектора по Саратовской области аппарата уполномоченного председателя Президента РФ в Поволжском федеральном округе (2010); Благодарность Председателя Саратовской областной Думы (2011, 2013); Памятный знак «Медаль П.А. Столыпина» (2012); Лауреат областного конкурса «Лучший социальный партнёр» (2012); Грамота Министерства образования и науки РФ за значительные успехи и многолетний труд (2012); Благодарность Губернатора Саратовской области (2013); лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2014». Член областного отделения «Педагогическое общество России». Член Саратовской региональной общественной организации «Цент русской культуры». Член областного Педагогического Собрания. Член Президиума районного комитета профсоюза работников образования и науки, кандидат в члены общественной наблюдательной комиссии Саратовской области по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Депутат Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области, 2011.
Можно писать «портрет» словами уважаемых людей, представлявших Андрея Георгиевича Рыжкова при выдвижении кандидатом в депутаты:
Владимир Филиппович Базарный – учёный, врач, педагог-новатор, доктор медицин-ских наук, академик, основатель нового направления в науке – здоровьесберегающей педагогики, «Человек года в образовании-2000»: «Сегодня в системе образования нужны компетентные, высокопрофессиональные специалисты, личности волевые, нравственные и мужественные, способные организовать родителей и учителей на правовые коллективные действия по защите главного права ребёнка – на здоровье и гармоничное развитие в школе. К счастью, в России такие личности ещё остались. К ним я отношу Андрея Георгиевича Рыжкова. Он искренне переживает и хочет исправить ситуацию со здоровьем детей. За годы работы в стенах своей школы он доказал, что может владеть ситуацией и менять её в благоприятном для сохранения и укрепления здоровья детей направлении. Безусловно, он сможет намного больше сделать на благо района и области».
Тамара Георгиевна Кайль – председатель Саратовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Саратовской общественной организации «Центр русской культуры», редактор областной газеты «Русская речь»: «Убеждать людей своим примером, это и есть жизненное кредо Андрея Георгиевича Рыжкова. Многие говорят о важности духовного и нравственного становления подростков, но он берётся и воплощает в жизнь свои смелые и масштабные идеи. И эти идеи становятся реальностью. Не сомневаюсь, у А.Г. впереди ещё немало добрых начинаний, созидательной деятельности и благородных помыслов».
Марина Юрьевна Михайлина - кандидат социологических наук, профессор: «Рыжков А.Г. – образец современного руководителя образовательного учреждения, блестяще решающий экономические и правовые проблемы образования, принципиальный, реши-тельный и смелый человек, способный повести за собой людей, настоящий лидер».
Любовь Александровна Кузнецова – ветеран труда, краевед, автор книги «Балашовская «Япония»: «Рыжков Андрей Георгиевич – человек дела, творчески мыслящий, инициативный, честный, работоспособный. Неравнодушен к судьбе человека, прост в общении, может выслушать, помочь реальными делами, отзывчив на чужую беду. Андрей Георгиевич – настоящий патриот нашего края, нашей страны. Много внимания уделяет изучению истории края, воспитывает патриотизм у подрастающего поколения».
Марина Александровна Кособрюхова – учитель физкультуры МОУ СОШ № 9 г .Балашова, кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике: «С приходом Андрея Георгиевича в школе произошли позитивные перемены. Школа стала известна далеко за пределами Балашовского района своими инновациями. По уровню материально-технического оснащения школа является одной из лучших в районе».
Можно продолжить создание портрета «штрихами» из деловой «палитры» - характеристики, данной начальником управления образования Балашовского муниципального района, где, несмотря на официальный тон, много положительных оценок, что можно смело приравнять к тёплым словам. Начнём с такой фразы: «С назначением директором Рыжкова А.Г. школа № 9 получила новый, мощный импульс в своём развитии…». Что скрыто за этой обтекаемой фразой, Андрей Георгиевич знает, как никто другой. Не хочется, конечно, бросать тень на прежнее руководство школы, но правда дороже. О том, что происходило в школе, знали все. Но как-то мирились и с грязью в помещении, и с групповщиной в рядах педагогов. И с тем, что ученики… курили прямо в школьном коридоре, и дым стелился до самого кабинета директора! Сменная обувь не практиковалась. Грязь, которой в Козловке всегда хватало, вытирали… об лестницу! В документах разобраться было невозможно. Несколько лет работали в режиме цейтнот. Позже, под руководством и при непосредственном участии директора, будет систематизирован архив и номенклатура дел школы, сделаны реальные шаги по оптимизации, унификации и регламентации её деятельности. В оформлении школы ещё присутствовала тема пионерской и комсомольской организаций, которые давно не существовали. Упоминается об этом не для того, чтобы оскорбить предшественников – были ведь помимо субъективных, личностных факторов, ещё и объективные. Но, всё, как известно, познаётся в сравнении.
Начал с того, что организовал должным образом дежурство учителей и учащихся по школе. Сам стоял перед началом занятий у входа, проверяя наличие принадлежностей, соответствия внешнего вида облику учащегося, сменной обуви, без которой невозможно соблюсти элементарные санитарно-гигиенические нормы. Строгость и непреклонность директора вызывали недовольство и противодействие всех: педколлектива – потому что приходилось прилагать усилия; родителей – нужно было тратиться на сменную обувь, специальную одеж-ду, пусть и не совсем пока форменную; учащихся - нужно носить дополнительно пакет, менять обувь, не выбегать в сменной обуви на грязную улицу и т.д. Время на преодоление пустяковых препятствий можно было бы потратить куда рациональнее. Ждали, пока директору надоест. Не надоело. Уверенность в своей правоте придавала силы. И победа пришла. Постепенно конфронтация перерастала в сотрудничество. У многих появился устойчивый интерес к положительным результатам совместных усилий. А главным делом нового директора было благополучие и здоровье воспитанников. Параллельно решались многие проблемы: серьёзный ремонт здания школы, которое не ремонтировалось капитально многие годы по причинам, от прежнего руководства не зависящим. Как отмечено далее в характеристике, «проведена оптимизация и обновление кадрового состава». На деле это означало: пришлось расстаться с теми, кто тормозил развитие школы, не разделял позиций директора по кардинальным вопросам. Надо ли говорить, насколько это был болезненный процесс для обеих сторон!
Ещё один и, пожалуй, первостепенный в плане обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса вопрос – финансирование.
Первым в районе и городе Рыжков решился на самостоятельную финансовую дея-тельность. Это дало 20-30 кратное увеличение финансирования! В привлечении внебюджетных средств – 100-кратное увеличение!
Уже в 2008 году по инициативе директора школа участвовала и стала победителем в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, и получила грант в размере 1 000 000 рублей.
Ещё одна новация дала небывалую экономию: впервые в практике школ района был полностью компьютеризирован процесс учёта рабочего времени, тарификации школы, составления расписания учителей, классов и кабинетов.
Впервые среди школ района был полностью компьютеризирован процесс заполнения аттестатов выпускников, включая твёрдые бланки.
Андрей Георгиевич стал инициатором создания первого среди городских школ собственного сайта в сети Интернет.
По его же инициативе была проведена первая районная телеконференция с использованием сети Интернет между школами района и Балашовским филиалом СГУ. Позже, в 2010 году проведена впервые в практике балашовского образования межрегиональная интернет-конференция, в которой принимали участие известные учёные и представители педагогического сообщества из городов Москва, Тула, Сергиев Посад и др.
Впервые была создана волейбольная команда учителей. Стали регулярно проводиться турниры и товарищеские встречи по волейболу среди учащихся и учителей. Первыми возродили популярный некогда конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья». После первых школьных конкурсов эта традиция стала возвращаться в город и район.
Ещё один пункт в характеристике директора – внедрение поло-личностных (гендерных) методик воспитания. Попросту, создание классов раздельного обучения мальчиков и девочек. Это очень старая и очень современная тема. Осознание необходимости создания раздельно-параллельной модели и полностью раздельной модели построения учебно-воспитательного процесса пришло давно в европейскую, точнее даже, в мировую педагогику. Ещё раньше такая система существовала и в России.
Действительно, мальчики и девочки – два разных мира. Не могу удержаться от цитирования проспекта, посвящённого инновационной деятельности школы № 9, в котором лаконично и внятно изложена концепция раздельного обучения и воспитания:
«При воспитании детей народы всегда исходили из разной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания была связана с полом ребёнка. У мальчиков стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера: смелость, сила воли, выносливость, трудолюбие, уверенность в себе, решительность и ответственность. У девочек – нежность, заботливость, мягкость наряду с ответственностью, уверенностью в себе, активностью.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является, по мнению директора, воспитание мужества в мальчиках, привитие идеалов добра, красоты, целомудрия девочкам».
В реализации планов воспитания будущих мужчин весомая роль отводится кадетско-му движению, программа развития которого осуществляется в рамках регионального проекта «Лазоревый цвет» с 2010 года. В школе открыты казачьи классы, обучение и воспитание в которых строится на основе пропаганды и сохранения исторического и культурного наследия русского народа, воспитания мужества, патриотизма, гражданственности. Планируемый результат: формирование всесторонне развитой личности, для которой приори-тетными ценностями будут являться патриотизм, национальная гордость и готовность честно служить Отечеству на гражданском и военном поприще.
Судя по тому, как часто при характеристике школы и её директора упоминается имя основателя нового направления в науке – здоровье сберегающей педагогики – профессора Базарного В.Ф., это направление является доминирующим. Раскрывать сущность этих методик и технологий выходит за рамки нашего очерка. Но решение всех проблем, безусловно,- заботы и головная боль директора школы. Если основные концепции учёного станут реальностью (а многое уже осуществляется, потому что Рыжков и здесь проявляет упорство), то результатом деятельности школы по Базарному должно стать формирование здоровой, гармоничной, целеустремлённой творческой личности.
«Расшифровке» этих концепций в практике деятельности директора и педколлектива можно посвятить целую методическую брошюру. Скажем только, что учащиеся школы уже ощущают на себе действенность усилий директора, педагогов и родителей, которые всё активнее разделяют позиции школы. Этому способствует и инициированное Рыжковым А.Г. внедрение системы психологической безопасности образовательной среды. Что это означает на деле? Это значит, что в школе должно быть комфортно всем. В том числе, и детям с ограниченными возможностями. Для этого с 2010 года начала реализовываться программа по дистанционному обучению детей-инвалидов. С 2014 года школа стала муниципальным центром по инклюзивному образованию в рамках федеральной программы «Доступная среда».
Невыполнимая задача – в несколько штрихов написать портрет директора школы. Если учесть при этом, что конкретный директор – Рыжков, то задача усложняется многократно. Ведь помимо директорских забот у Андрея Георгиевича немало общественных обязанностей. Придётся привести в подтверждение последний абзац всё той же характеристики: «Рыжков А.Г. активно занимается общественной деятельностью, выступил с рядом инициатив социальной направленности, участвовал в различных районных, областных, общерос-сийских и международных форумах, имеет ряд публикаций. Является членом СРОО «Центр русской культуры», членом президиума профсоюза работников образования Балашовского муниципального района Саратовской области, членом партии «Единая Россия», секретарём первичного отделения, членом Политсовета местного отделения ВПП «Единая Россия», депутатом Собрания депутатов Балашовского муниципального района. Неоднократно являлся председателем участковых и окружных избирательных комиссий по выборам депутатов раз-личного уровня. За высокий уровень организации их работы награждался грамотами администрации Балашовского района».
За каждым пунктом и словосочетанием – большая реальная работа, требующая самоотдачи. Например, фраза «является членом СРОО «Центр русской культуры» заключает в себе не только формальное членство, но и участие в масштабных мероприятиях разного уровня, в том числе, и общероссийских. Так, с 8 по 10 июня 2014 года в г. Ижевске (Удмуртия) проходила работа окружного семинара в рамках Ассамблеи народов России. Андрей Георгиевич был «полпредом» Саратовской региональной общественной организации «Центр русской культуры». В культурно-просветительской газете «Русская речь» Саратовской региональной общественной организации «Центр русской культуры» (№ 3-49, июль 2014г., с.7) помещён отчёт Т.Г. Кайля об этом мероприятии и тезисы выступления на форуме А.Г. Рыжкова. Вам интересно, о чём говорил А.Г.? Прочтите указанный номер. Но, мнение автора статьи о самом Рыжкове не могу не привести: «У него большая семья. Они с супругой воспитывают троих детей – сына и двух дочерей. В семье – лад и понимание. А ведь Андрей Георгиевич – директор школы, депутат. Его школа № 9 носит имя П.А. Столыпина, его усилиями в 2010 году реализован проект «Лазоревый цвет»: на базе школы созданы казачьи классы. У него много других замыслов, которые вызывают порой недоверие ответственных чиновников, но тем не менее они осуществляются».
Да, осуществляются. И в каждом достижении всего, по существу вновь созданного Рыжковым коллектива, есть его немалый вклад. И в том, что школа с 2009 года стала, по сути, экспериментальной площадкой для осуществления смелых педагогических проектов в региональном масштабе. И в том, что школа сотрудничает и обменивается опытом со многими учреждениями не только района и области, но и всей России. Да мало ли за что Андрею Георгиевичу можно было бы сказать ещё немало тёплых слов!
Вот ведь как получилось: за перечислением дел, действительно заслуживающих и тёплых слов, и благодарности, мы совсем забыли о внешнем облике натуры. Может, нечего сказать? Ну, что вы! Тем, кто не знает лично молодого администратора, открою страшную тайну: он – красавец! Вот всегда, когда пишу или произношу это слово, сразу пытаюсь воссоздать, что за этим определением? Смазливый дамский любимец? Нарцисс? Дон Жуан? Нет, ни к одному такому типу Рыжков не принадлежит. Возможно, что специфическая сфера деятельности, убеждения, образ жизни, религиозность, моральные принципы, преданность семье, интеллигентность и преобладание рационализма поставили его выше пошлого самолюбования. Да, Бог наградил его классической мужской красотой: рост – за 180, атлетически скроенная фигура, спортивная осанка, лёгкая походка, правильные черты лица натурального брюнета. Открытая, белозубая улыбка. Может, и не стоило так заостряться на внешности, но ведь у нас не служебная характеристика – портрет! Да ещё в тёплых словах. А в образе внешнем и образе жизни и деятельности молодого директора всё прекрасно, ну, почти по Чехову - и одежда, и душа, и замыслы…
01.03.2015г. В. Ильина
При подготовке очерка использованы документы из личного архива Рыжкова А.Г., многочисленные публикации в СМИ.


Рецензии