Ветер

Супруга: Ну, что думаешь, едут они?


Супруг: Да, наверное. Уже с час дня.


Супруга: Гляди как пыльно. Ветер разошелся.


Супруг: А и что, они же на машине, пешком не идти. Но все же, экий ветер. Срывает землю буквально, мать.


Супруга: Мне это напоминает, слышь, напоминает, когда мы познакомились.


Супруг: А ну, напомни.


Супруга: Такой же день был. Жара, пыльно. Бреду я с подружками по полю, а навстречу ты и еще кто… Ванька, что ли.


Супруг: Э, вспоминаю, вроде. Вспоминаю. Ванька… Да, рано он обсыпался, пил.


Супруга: Значит, Ванька.


Супруг: Пил много, но тогда еще мы пацаны почти. Все молодцеватые. Вспоминаю.


Супруга: И вот, оказывается, что подружка, Анфисочка, вас знает.


Супруг: Право дело – Анфиска, ага.


Супруга: И ветер гуляет, траву надламывает. Пыль столбами, до неба. А мы бредем, гуляем. Только и успевай платья придерживать и глаза ладошкой спасать.


Супруг: Пыль как сегодня, и в само деле. И платья. Помню их. Помню наверху облака, а внизу ваши белые платья. И как мы шутили потом с Ванькой, что одна из девчонок платье нет-нет, а упустила. А мы – все глаза туда.


Супруга: Так и упустила. Что же вы там, черти, могли разглядеть?


Супруг: Как что, ножку, вторую. Этого, знаешь, мать, достаточно было, чтобы молодому-то пацану, гореть еще неделю.


Супруга: Ах, черти, а. И что, это все, что запомнилось?


Супруг: Да вот, вспоминаю. И тебя помню. Помню, знаешь, что за твоим платьем я следил с другим интересом. С какой-то тайной в мыслях.


Супруга: Ай, всё, хватит уже.


Супруг: Ветер был, ага. И тебя помню, мать. Говорит твоя подружка, что звать тебя Аленой.


Супруга: Вот. А тебя Пашкой. И что ты дерешься все время с мальчишками. Потому и щека со шрамом.


Супруг: Вот он, тут, до сих пор. В морщинах даже не затерялся. Это дурак Олежка Ворона мне рассек. Хотя, я ему тогда, кажись, два зуба выхватил.


Супруга: Красивый ты был парнишка. И шрам этот.


Супруг: А то. Но ты тогда еще была подурнее. Потом расцвела, позжа.


Супруга: Вот разговоры, Павел Захарыч. Не тому я жизнь отдала, не тому. Нужно было за Ворону и выходить. Предлагал.


Супруг: Так он за такое предложение еще раз получил от меня. Нет уж, мою Аленушку я никому бы не отдал.


Супруга: Вот он почему меня обходить стал за три дома. А я думала, потому что отказ его обидел.


Супруг: А ты отказала?


Супруга: Конечно отказалась. Чего он мне?


Супруг: Чего не выяснишь, на старости лет. А мне он тогда, как сейчас помню, сказал, что ты ему в глаза смотрела-глядела, розовела и только мол и мечтала о том, чтобы поцеловал и увез к себе.


Супруга: Вздор. Тогда со мной еще Эля была. Да, Элька, дочка плотника. Она бы подтвердила, что я и бровью, как говорят, не повела. Но где ее, Эльку, теперь искать…


Супруг: Да верю я. Прохвостом был Ворона и дураком. А в тот день ветер, слышь, и правда, как сегодня. Откуда такие ветры собираются над миром?


Супруга: И мне бы знать. Шумливый ветер, грозный. Чудится, что разговаривает. Басит.


Супруг: Чудится, что разговаривает? И что слышно?


Супруга: А я что, прислушиваюсь? Зачем же мне слушать этот ветер?


Супруг: Почему не послушать?


Супруга: Да ведь ничего путного он не нагудит в твои старые уши, Павел Захарыч.


Супруг: Но ты сказала, мать, а я слушать стал. Все равно ведь ждем.
Ветер и шум колес донесет до нас.


Супруга: Или только заглушит.


Супруг: Ты лучше скажи, все ли готово гостям?


Супруга: Конечно! Что спрашиваешь глупости? Всю жизнь на стол собираю. Когда-то забыла чего положить?


Супруг: Горчицу забывала мне ставить.


Супруга: Забывала? Ах так?


Супруг: Не каждый раз, положим. А вначале, помнишь, не ставила. Самому приходилось вставать.


Супруга: Ух ты, дед, только и упомнишь что пообиднее.


Супруг: Но правда ведь, с горчицей. Ну что ты? Да не хмурь ты лицо. Ну что?


Супруга: Ничего. Посмотрю, может еще чего не сделала, позабыла.


Супруг: Вот те на, обиделась, будто впервые мы разговариваем. Будто и правда первый день знакомы. Вспоминается мне тот день во всех красках. И помню я тебя, какая ты была красавица. Глаз не отлепить.


Супруга: Вот как заговорил?


Супруг: Да не дуйся ты, Алёна. Не знаешь, что ли, меня? Я могу и сказать лишнее. Помнишь, как сыну как-то сказал?


Супруга: Ох думала я, что не приедет он больше к нам. Что поломал ты дружбу с ним.


Супруг: Да знал я что ли, что так получится? Слова как этот ветер – каждый что-то свое может услышать в его гуле. А что он там говорит на самом деле?


Супруга: И говоришь ты как ветер, как топор. Взмахнешь да ударишь.


Супруг: Но понял ведь сын, что я не так хотел, не то сказать хотел.


Супруга: Понял, наверное. Не отвернулся от тебя. И скоро снова приедет.


Супруг: Потому что мой сын. И твой. А я – да, скажу иногда, и не замечу. А другому худо. Но люблю я сына, ты знаешь.


Супруга: Знаю. И он знает. Знаю я, что добрый ты. Резкий, дубовый, но добрый. Потому и не отказала тебе, когда ты пришел свататься. И отец мой так сказал, что будешь хорошим мужем.


Супруг: Петр Викторович никогда мимо не говорил. Большой человек.


Супруга: Так и есть. Скучаю по нему, даже теперь.


Супруг: И я, пожалуй. А знаешь, что я вспомнил еще, только ты не взбрыкни опять.


Супруга: Ну давай, скажи.


Супруг: Внучкам я орехов нащелкал и в мед. Ты ту баночку нашла?


Супруга: Нашла, а то. Столько дед старался, как же не подготовить внучкам гостинец.


Супруг: Хорошо. Интересно, скоро ли, сколько ждать их еще.


Супруга: Да уж подождем.


Супруг: Может ветер их не пускает? Боятся в пыльную бурю попасть? Ах злой ветрюга.


Супруга: Знаешь, слушаю я его гул, невольно прислушиваюсь, и кажется, что слышу отца.


Супруг: Отца? Петра Викторовича?


Супруга: Его.


Супруг: Как же это?


Супруга: Вот не знаю. А то и другие голоса. Но сейчас отец вот говорит – приедут правнуки, приедут. А потом чей-то голос, уже не помню чей. И этот голос злой такой, жестяной. И говорит – не приедет никто к вам, старые.


Супруг: Ну-ка, дай и я прислушаюсь, помолчим маленько. *** Чудеса. Будто бы и я слышу голос. И еще один. А вот еще. И не ветер это вовсе, а вал голосов. Гуляют по полю голоса, ворошат травы, носят землю и мошкару туда и назад.


Супруга: Не ветер, а сплошные голоса.


Супруг: Слышу, смеется моя мать.


Супруга: Ольга Сергеевна. Добрая такая, светлая женщина. В нее ты, хоть и не признаешься.


Супруг: Может и есть от нее что-то. Постой, не разберу, что она там сказать хочет. А. Вот. Что едут к нам внуки. Ее правнуки то бишь.
Анечка с Пашенькой.


Супруга: И откуда такое знать ветру? Если это все ж таки ветер.


Супруг: Так он же издалека летит и высоко. Все видит.


Супруга: А откуда же в нем голоса?


Супруг: Может он из голосов только и состоит, мать. Может и так.


Супруга: Не по себе от этого, муж.


Супруг: И мне тоже. А вот еще что скажу. Вспоминается мне тот ветер, когда мы познакомились. И чудится, что и тогда он гудел голосами. Только незнакомыми. И было непонятно. А теперь голосов там много, которые разбираю. И недалеко отсюда ведь мы повстречались...


Супруга: Шла я с подружкой, и придерживали мы подолы, и глаза закрывали ладошками. И ветер… И голоса.


Супруг: Тоже помнишь?


Супруга: Теперь как будто бы да. Да.


Супруг: И наши голоса с тобой, интересно знать, дополняют ли этот хор?


Супруга: С чего же? Нам чего быть в этом хоре?


Супруг: А не знаю, мы же говорим с тобой вслух. А может слышат нас уже сын с невесткой?


Супруга: Что-то разгулялась голова у нас с тобой, отец и дед. А нам гостей принимать. Ты только им это не говори про ветер. А то напугаются, подумают, что ты спятил.


Супруг: Но ты же слышишь?


Супруга: Не знаю уже. Не хочу я слышать… Но да, слышу. Слышу теперь, все больше.


Супруг: Что же ты? Плачешь что ли?


Супруга: Да, дай старухе немного щеки помочить слезами.


Супруг: Вот уж давно не видел, чтобы ты плакала. Да что сказать, ты не плакса у меня. Ну, дай что ли обнять. Вот, давай, руки у меня и теперь сильные.


Супруга: Сильные, дед. Хорошо обнял. Не сожми только.


Супруг: Не сожму. Ну, прекращай. Сейчас же внуки приедут, а тут бабка в слезах. Что подумают?


Супруга: Держусь, держусь. Сейчас успокоюсь. Да и разве детки поймут. Скажу им… Ох, скажу им, что глаза слезятся у бабушки. Старые глаза, вот и дождят сами собой. Но ты не говори про ветер сыну, невестке, не говорим и внукам.


Супруг: Не скажу. И что сказать – не поймут. Я и в его возрасте бы не понял. А уж когда пацаном был – куда там. Просто ветер шумит. В свое время, видать, сами услышат. Эх и холодно на сердце, Аленушка. Нет-нет, а холод пробивает.


Супруга: Холодно.


Супруг: Где же они едут? Сколько ждать? Только и ждем ведь.


Супруга: Приедут, дед. Приедут. Скоро.


Супруг: Знаешь, а меня уже не так беспокоит этот ветер. Все больше я в нем слышу добрых голосов. И вспоминаю.


Супруга: И мне становится как-то спокойнее. И столько всего думается, Паша.


Супруг: Думается.


Супруга: И ведь назвал он сына Пашей. Ты же понимаешь?


Супруг: Да. Ну, прекращай. А то я тоже. Ну вот, тоже слеза навернулась. Негоже.


Супруга: Слышишь? Ветер будто бы утихает?


Супруг: Слышу.


Супруга: Будто бы мир всё тише и тише становится.


Супруг: Всё тише и тише.


Супруга: И так как-то мирно делается.


Супруг: Только ждать остается любимых.


Супруга: Слышишь ли?


Супруг: Что же еще?


Супруга: Да вот же, замри.


Супруг: Колеса как будто?


Супруга: Колеса. Рыхлят землю. Приближаются.


Супруг: Сынок с семьей едут.


Вместе: Едут к нам, родные. Радость-то, радость!


Ветер почти затихает.


Сын: Ну что, добрались. Так, детишки, выгружаемся. Здесь пройдем чуток.


Невестка: Аня, не бегай! Смотри какую пыль поднимаешь? И так ветер надувает.


Сын: Пашка, стоять на месте. Сейчас папка мотор погасит, и вместе двинем.


Невестка: Вон там, да?


Сын: Да.


Невестка: Запомнила уже. Какое хорошее место.


Сын: Хорошее. Паша, я что сказал? Вот, держи цветочки. Держи, не роняй.


Невестка: Ветер поутих.


Сын: Да не ветер, а ураган какой-то. Эй, Паша, еще раз сестру ткнешь цветами – будешь без планшета до понедельника. Слышно меня? Идем. Так, вот…


Невестка: Вот, дети… Здесь бабушка и дедушка. Вот, видите, написано. Павел Захарович и Алена Петровна. Да, положи цветочки. Вот так.


Сын: У вас хорошие были дедушка с бабушкой.


Аня: А я их помню.


Паша: И я помню.


Сын: Да, должны помнить.


Паша: Пап, какой ветер сильный был.


Невестка: Ветер дичайший.


Аня: Мне кажется, я песенку слышала. Как бабушка пела. И ее смех. И дедушка что-то бубнил. Я помню, как мы к ним в гости приезжали.
Невестка: И теперь мы как будто к ним в гости приехали, да? Ветер он такой, приносит иногда голоса издалека. А иногда наше ушко просто соединяет звуки во что-то знакомое. Ясно, глупенькая?


Сын прислушался. Как будто… Что-то. М? Отец с матерью. А что еще услышишь вот так, стоя перед могилками. Конечно вспоминается, в том числе и голоса. Голос отца, голос мамы. Вот они стоят на пороге и смотрят на тебя с улыбкой, рады видеть. Всегда рады тебе. Он посмотрел на невесту, на детишек. Смахнул незаметно слезу. Негоже.

Ветер почти перестал. Полуденное солнце освещало просторы громадного кладбища. Становилось тихо и светло.




ЦВ (Цененко Виктор)


Рецензии