Иеромонах Алексий и казаки

В самом начале своего пребывания в храме Преполовения я там встретил казаков, среди них было не мало старых знакомых. Благодаря чему мне удалось узнать лучше это явление, как новые казаки.
В конце 80-х вожди КПСС решили возродить казачество и само собой реализовывали эту идею со своего видения. Студентам дипломникам Ростовского госуниверситета, кафедры истории КПСС, было получено разработать идеологию и историю казачества.
Все это получилось противоречивым. Что позволяло считать казаков кем угодно: от беглых  крестьян, спасавшимися от крепостной зависимости и до отдельного народа. Героями стали бандиты устраивавшие мятежи и войны, и воины, сражавшиеся за веру, царя и отечество и осваивавшие новые земли.
Начали массово издавать литературу по истории казачества, где была смесь реальных исторических фактов и не проверенной информации, выдаваемую за истину.
В идеологическом плане так же была не малая неразбериха. Признавая главенство христианской веры в казачестве ни где не указывалось, где, когда и кто привел казаков к вере. Хотя любой абориген какого-нибудь дикого племени, не говоря уже о вполне цивилизованного народа, четко знал ответы на эти вопросы.
Таким образом диапазон принятия христианства был широк начиная от апостола Андрея Первозванного.
Последствия церковного раскола 17 века то же вносили проблемы с воцерковлением казаков.
Отношение к христианству и православию, в частности, было как к части культуры казаков, причем не самой главной. По сути, отношение было формальным.
Казаки в то время много сделали для открытия храмов. Я уже приводил примеры и еще приведу, но в церковную ограду они не особо стремились входить, а тем более жить полноценной православной жизнью.
Попытки отца Алексия, как и других священников упирались в непонимание чего от них хотят. Они же помогают батюшке и чего он от них хочет. Они же старообрядцы. Это был один из лозунгов совершенно не понимая, что за ним стоит.
Как такового единого понятия старообрядчество нет и никогда не было. Оно делиться на десятки толков и согласий.
 Только поповских, имеющих церковную иерархию три, а бес поповских направлений десятки, если не сотни.  Из известных мне казаков только один жил по традициям старообрядцев поповцев и посещал старообрядческий храм. Его товарищи были бы удивлены какое молитвенное правило следовало совершать ежедневно им каждый день. (По сути, это весь суточный круг богослужения, без литургии. В наше время это совершает только священник дома в келейном правиле.)
Но его особо никто не слушал. Они же считали себя самодостаточными только по причине факта вступления в казаки.
Еще одной из отмазок было утверждение того факта, что исторически казаки сами из своей среды выбирали себе священников. Не отдавая себе отчет в том, что люди в течении семидесяти с лишним лет выросшие в условиях безбожной власти и господства атеизма, и те, кто рос под молитвы своих родителей, дедов и прадедов, да еще условия более чем экстремальных, когда Бог и Вера были единственными условиями для выживания, в окружении не всегда доброжелательно настроенного окружения инородцев и иноверцев. В таком случае само собой любой казак, достигший совершеннолетия прекрасно знал весь годовой круг богослужения и практику церковной жизни своего окружения. И назначение такого священником общины так же было условием выживания.
И утверждение факта священника из казачьей среды в нынешних условиях вызывал много вопросов и сомнений. Впоследствии из среды казаков были выдвинуты и стали священниками несколько достойных людей, но это не привело к тому, что казаки стали ходить в храм и жить православной жизнью.
А духовную жизнь и борьбу никто не отменял. Назвались христианами будьте добры и врагом рода человеческого сразиться. А как сразишься, если нет у тебя оружия и тем более умения им пользоваться.
Традиции возрождались все подряд, как говорится грешное с праведным. Чего стоило при посвящении в казаки надо было выпить стакан водки с шашки. И куча других не менее несуразных традиций.
Приверженцы казаконародства считали себя самодостаточными и в духовном плане не напрягались. Правда ни один из не представил документальных доказательств своего происхождения от тех кого они считали  родоначальниками казачьего народа.
Стремления понять причины происшедшего в 1917 года и последующего уничтожения казаков как социальной структуры с их традициями и обычаями не наблюдалось в основной массе.
Возрождались казаки приверженцы монархии, демократии, самостийники, фанаты советской власти в целом, так и отдельных ее руководителей.
Так я рассказал еще о более-менее вменяемой ее части. Под видом казаков не редко действовал и самый откровенный криминал.
Вот с такой публикой приходилось общаться отцу Алексию и нам сотрудникам храма.
Отношение простого народа к этому явлению было не однозначным.
В самом начале возрождения новым казакам была отдана вся структура добровольных народных дружин с их помещениями. Поначалу люди видели эффективность такой работы и часто шли к казакам, а не в милицию для решения своих проблем. Но постепенно эта система деградировала и отношение людей к ним стало ухудшаться и привело к полному не восприятию их как явления.
На примере своего отца и наших родственников, потомков старых казачьих родов, за редким исключением было очень негативным. Отец даже исколотил одного такого, когда тот зашел к нам во двор в полной форме казака дореволюционного сословия. И мне пообещал серьезные проблемы если я ними свяжусь, используя все богатство русского языка.
Из моих родственников что бы перечесть тех, кто хоть временно связался себя с новыми казаками пальцев  одной руки.
Что касается меня, то у меня уже к тридцати годам сложилось уже представление о том какими должен быть и каким были казаки до переворота 1917 года и то, что я видел близко не стояло с моим представлением.
Возрастая в храме, я еще более видел пагубность выбранного ими пути, но ни чего поделать не мог, а только видел, как гибнут не только от водки или простуд, вполне искренние и добрые люди.
Я часто делился своими мыслями с батюшкой, на что он ответил, что душевным быть хорошо, но надо стать духовным.
Тогда я и начал собирать исторические сведения о казачестве, особо уделяя внимание духовности казаков. Эта тема в исторических трудах освящалась вскользь или же на уровне лозунгов.
          Отец Алексий, как мог, пытался достучаться до их сердец, но кроме смешанных чувств, а иногда и раздражения редко что выложило наружу.
Хотя, как я уже писал, часто приходили на помощь, и часто  по своей инициативе.
Как пример. Напротив храма стоял дом, когда-то это было жилище приходского священника. Это здание постоянно кому-то передавалось. Когда я пришел в храм там был кооператив для отдыха дальнобойщиков со всем спектром услуг, вплоть до женщин с пониженной социальной ответственностью.
Такое соседство само собой не устраивало о. Алексия, и он пытался решить эту проблему административными методами. И видимо был успех в этом направлении. Хозяин этого заведения как-то во время службы в шляпе с сигаретой в зубах зашел в храм и начал поносить и угрожать о. Алексию, пытался даже в алтарь пройти через царские врата, но был остановлен прихожанами и выдворен. О. Алексий невозмутимо продолжал службу
Спустя несколько дней, когда в храме кроме меня и свечницы никого не было приходят казаки, как всегда, не настроенные на лирику и завели под руки какого-то растерянного мужичонку.
Главный из казаков спросил насчет о. Алексия, я ответил, что его нет. Луше позвоните домой. Казак позвонил. С кем он разговаривал не ведаю, но он выяснил был ли случай кощунственного поведения в храме. На том конце провода факт подтвердили.
Казак, получив подтверждение, положил трубку и сказал, что лично будет пороть этого мужеченка. И повели его на угольный склад для приведения приговора в исполнение.
При продолжении мероприятия я не присутствовал.
После этого он грозил о. Алексию неприятностями, но через пару недель Бог его прибрал.
Дом священника передали приходу. Вскоре там была построена общеобразовательная школа.
Вот так противоречиво строились отношения батюшки с казаками.


Рецензии