Коллективизация в с. Кулики или что произошло в че

Коллективизация в с. Кулики или что произошло в четверг

В четверг. Да, именно в четверг 6 февраля 1930 года, когда в стране под названием СССР, открывался Центральный театр Советской Армии, в прокуренном махоркой помещении сельсовета с. Кулики Шацкого района, на общем собрании, решался вопрос о создании в селе колхоза. Для этого важного мероприятия прибыли члены Президиума Шацкого Р.И.К. Екимов и начальник штаба Кутейников П.Ф. Согласно протокола №10 присутствовало 485 человек.
Что решили чуть позже. А сейчас немного истории и фактов, предшествующих этому событию.

После массового, крестьянского восстания против Советской власти под предводительством Антонова, в январе 1923 года Шацкий уезд из Тамбовской губернии был переведен в состав Рязанской.
В июне 1929 года была образована Московская область, включавшая 10 округов, в числе которых Рязанский. Округ подразделялся на 27 районов куда входил и Шацкий район (некоторое время Шацкая волость в составе Сасовского уезда).
Согласно статданных Рязанской окружной Плановой комиссии к 1929 году источником дохода являлись не земледельческие заработки, а отхожие промыслы, составляющие  60%.
 Следует отметить, что до коллективизации, в 20-х годах, существовало Куликовское трудовое промысловое кооперативное товарищество- артель вальщиков. Ее учредители: Иван Федорович Кувшинов, Александр Тимофеевич Иванов, Федор С. Юшков, Тимофей П. Агапов, Степан Петрович Ко..юков.
 С 2 июня 1924 года зарегистрировано Куликовское товарищество овчинников. Его учредители: Гаврин Степан Андреевич, Б…(неразборчиво) Павел Никифорович, Сычков Федор Степанович, Максимов Иван Алексеевич, Богомолов Петр Михайлович.
К декабрю 1929 года Московский обком партии решил ускорил темпы коллективизации и уже в январе 1930 года область перепрыгнула с 21 на 4 место в стране по темпам коллективизации (14,3% обобществленных дворов). Объединенный Пленум Московского областного комитета партии и Комиссии партийного контроля провозгласил, что 100% хозяйств Рязанского округа будут коллективизированы к весне 1930 года.
Несмотря на негативное общественное настроение, а возможно по его причине, режим усиливал пресс заготовок и налогов. В Рязанском округе руководство хвасталось, что 88% плана заготовок было выполнено к 23 сентября 1929 года.
Однако уже к весне 1929 г. перебои с хлебом стали хроническими. Было введено нормирование, но нормы для рабочих оставались низкими, длинные очереди и высокие цены были повсюду в магазинах. Сводки ОГПУ регулярно рапортовали о том, что недовольство рабочих продовольственной ситуацией росло. В таком же положении находились бедняки в деревне, там также ощущался недостаток хлеба.
Середняки и зажиточные были повсеместно недовольны изъятиями хлеба и налогами. Зажиточные крестьяне оказались в трудном финансовой положении, усиливался налоговый пресс.
По данным на 1 мая 1929 года в Шацком районе было 566 зажиточных хозяйств с числом едоков 4431, число кулацких хозяйств по данным на 1 февраля насчитывалось 154, в них было 900 едаков.
Число случаев «кулацкого террора» (по терминологии ОГПУ) росло, в период с 1 августа до 15 декабря 1929 года было зарегистрировано 58 случаев. Два крупных крестьянских выступления — бабьи бунты, происшедшие по причине использования церквей для хранения зерна, были зарегистрированы в ноябре.
ОГПУ сообщало:
- дер. Илларионовка, Шацкого района. 22 января в 21 час сгорела рига с кормом, принадлежащая члену Ольховской коммуны Земнухову. Убыток от пожара — 890 руб. Осмотр установил, что рига сгорела от поджога с внутренней стороны. По следам, шедшим от пожарища, удалось обнаружить поджигателя. Он оказался крестьянином-бедняком той же деревни Сидоровым, не раз судившимся за кражу. За час до поджога Сидоров в частном разговоре выражал недовольство тем, что Земнухов вступил в коммуну. Сидоров привлечен по ст. 58/10 УК и заключен под стражу.
- в селе Малый Пролом Шацкого р-на священнослужитель ввиду повышения страховки на церковь в проповеди демонстративно заявляет: «церковь не имеет возможности уплатить такой суммы, а в случае неуплаты церковь закроется, снимут колокол, так вот, православные, давайте церкви поможем, что стоит обложить по одному рублю со двора, это сущая пустота, но зато мы избавимся от нападения псов на нашу религию и церковь, а то ведь власть их — они оберут кругом, у них наглости хватит». (Из спецсводки № 80/4 Рязанского окротдела ОГПУ о ходе хлебозаготовительной кампании 25 октября 1929 г.)»

ОГПУ информировало руководство, что в отдельных случаях отмечались антиколхозные настроения и перегибы в работе:
 - «В коммуне жить будет плохо. Над нами будут управлять жиды, а жиды народ не наш». (середняк с. Кулики Шацкого района.).
- кр-н Казачьей Слободы Шацкого р-на Ломакин Д.Ф., середняк, уничтожил 2-х племенных овец, которые должны были в недалеком будущем дать приплод, и думает зарезать остальных.
- в с. Тарадеи Шацкого р-на 3 кулака ликвидировали свое хозяйство и уехали на заработки. 1 кулак просто сбежал, оставив свое хозяйство.
- секретарь Шацкого РК ВКП(б) при инструктаже выезжающих на места уполномоченных рекомендовал им производить аресты, в особенности, попов, говоря: «Ты, главное, попа убери, тогда дело сразу пойдет».
- села Казачья Слобода и Тростяное, Шацкого района. Члены местных с/советов вынесли постановление о том, чтобы не входить в колхозы и передали эти постановления в с/советы и уполномочен. РИКа по коллективизации.
- кроме искривлений классовой линии среди работников административно-следственного аппарата также наблюдались случаи пьянок, использования служебного положения и связи с кулачеством. Так, Начальник Шацкого РАО Милованов пьянствует со своими подчиненными, посылает их за водкой, заставляет милиционеров искать для себя женщин. Причем в пьянках с ним иногда участвуют кулаки. Со стороны того же Милованова наблюдались случаи, когда он уничтожал протоколы, составленные милиционером на кулаков. Пьянство начальника разлагало аппарат, и в результате по Шацкому р-ну более всего отмечалось случаев пьянок участковых милиционеров.
-в д. Богословка, Шацкого района, бригадники с уполномоченным Кутейкиным во главе за отказ записаться в колхоз «раскулачили» середняка Степина, продав у него корову, шесть овец и санки.
-в  д. Лесные Цветы, Шацкого р-на, 14 февраля с.г. при раскулачивании быв. торговец Гусев произвел выстрел в секретаря ячейки ВЛКСМ тов. Власова, ранив его.
-в д. Студеновка, Шацкого района, кулак Колошеин на почве раскулачивания избил уполномоченного зем. общества Милованова. Колошеин арестован.
- на собрании крестьян дер. Лесные Цветы, Шацкого района, по вопросу коллективизации, женщины кричали: «мы пойдем в колхоз тогда, когда побьем всех коммунистов». Такое положение явилось следствием самодискредитации бригадиров и местных работников: первые занимались пьянством, последние — и пьянством, и вымогательством. Достаточная массовая работа вокруг коллективизации отсутствует.
- в дер. Студеновка, Шацкого района, раскулачивание проводится при отсутствии достаточной работы с беднотой, причем в число отчуждаемого от кулачества имущества входят такие вещи, как: одеяла, подушки, рубашки и пр. В результате отношение крестьян этой деревни к раскулачиванию отрицательное. В с. Ч.-Слобода, Шацкого района, работники, проводящие раскулачивание, производят изъятие не только носильного платья, но и дров.

А как же обстоят дела в с. Кулики? Да так же, как и везде в Шацком районе. Власть продолжала репрессии и от этого страдали невинные люди. Вашему вниманию представляю протокол заседания Президиума Куликовского с/совета с участием уполномоченных  Шацкого РИК.
 «Присутствуют Матюшков Ф., Максимов, Познянский, Князев
1. Слушали: невыполнение зажиточно-кулацкой части села дополнительной учетной цифры по  хлебозаготовкам.
Постановили: Принимая во внимание реальность выполнения дополнительной цифры и не смотря на предупреждения в порядке постановлений ВЦИК и СНК от 29.11 с/года оштрафовать в 5 кратном размере следующих граждан:
1.Рябчикова Анд.В =138,00
2.Фролова Сер. В. =69,00
3. Кабанова Дм Тр =69,00
4. Потапкина Серг. = 69,00
5. Горина Григ.Ив = 92 руб,
а в отношении следующих дополнительно оштрафовать в 5 кр. размере и добавить 2 кр штраф за первое не выполнение т.е. разницу в штрафе:
1. Фролов Ив.Мих 46,00+138,20=184,20
2.Фролов Тих.Мих 230,00+307,20=537,20
3.Фролов Тим.И 92,00+307,20=399,20
2. Слушали. Утверждение произведенных отъемов имущества за недоимки по штрафу хлебозаготовок, с/налог и самообложения за 1929/30 год
Постановили: 1. Фролов Ив.Мих задолженность 921,60к изъять все имущество кроме дома и двора
2. Фролов Тимофей И. =1570,40 изъять все имущество
3. Фролов Тихон Мих =1917,50 изъять все имущество кроме коровы, амбара 7х7м избушки у мельницы
4. Фролов Ив.Гр =121,90 изъять лошадь и ; часть маслобойки
5. Фролов Сер. Гр. изъять ; часть маслобойки, задолженность= 41,30
6. Рябчиков Андр В.=243,50 изъять дом
7. Кабанов Дм.Тр=25,05 и плюс разницы между 3 и 5 кр штрафованию 1 раз=138,20, а всего 163,25 изъять (неразборчиво)1 корову, 1 избу новую
8. Горин Ф.Е. увеличить штраф до 5 кратного размера т.е. на 137, 74 изъять 1 дом 7х7, 1 рига, амбар 8х6, телку и 1 корову
9. Горин Гр.Ив =92 р. Изъять шерстобойку, 3 шт. овец и 1 жеребенка
10. Потапкин Сер Е.-308,70 изъять маслобойку, амбар, корову, 8 овец, свинью, рига и телегу на ходу».
       
Вернемся к коллективизации. В январе 1930 года, за 2 недели до 6 февраля 1930 года со стороны власти и актива села появляются требования и ультиматумы по вступлению в колхоз. Читайте и все поймете сами. Обратите внимание на их изощрение- кто не подаст заявление, тот автоматически будет считаться членом колхоза.
 «Протокол общего собрания гр-н с. Куликов от 22.01.1930 года посвященное воспоминаниям о смерти В.И. Ленина и 9 января (кровавое воскресенье) Присутствовало 300 чел. из них 25 учащихся
Президиум:  Абалакин Дмитр К , Жидков Анд Т, Карнюшкин К.В., Чугунов Иван В. Кабичкин Сем.Ил. Техсекретарь -Максимов
1. Вступительное слово  т.Жидкова о смерти, жизни и работе Ленина
2. Кабичкин Сем.Ил- биография Ленина
Хор исполняет похоронный марш Ильичу, он же «что завещал Ильич», «Смело товарищи в ногу»
3. Гаврин Ал-др Ст. о событиях 9 января так называемого кровавого воскресенья. Хор исполняет «Борцы идем на баррикаду»
4. Феоктистов Ст.П. о реконструкции сельского хозяйства
5. Жидков о международном положении и переустройстве нашего советского хозяйства. Хор исполняет «Интернационал»
Резолюция по всем выступлениям следующих товарищей: Кабичкина, Гаврина, Феоктистова, Жидкова констатируем, что отмечая 6 годовщину со дня смерти Ленина и 9 января 1905 года, мы должны по деловому отметить эти исторического значения праздники. В связи с тем, что наше сел/хоз дошло до такой точки, что так нельзя вести наше сельское хозяйство мы должны его переустроить на новые рельсы благодаря социалистическому пути переустройства. Клеймим позором всех наших активистов нашего села, которые сознательно отказываются от вступления в колхозы и коммуны.
   Значит наша советская власть напрасно надеялась на их сознательность. Мы все должны, как один, вступить в коммуны, а кто не желает вступить, а следовательно этим и подрывают совет.власть, то пусть подают заявления о своем нежелании в 3-х дневный срок, а кто не подает, тот согласно приказа сов.власти  будет считаться членом коммуны.
   Тов. крестьяне, которые считались еще не активными, покажите пример всем нашим активистам, не вступившими в коммуны. Покажите пример, что вы советские граждане сознательные. В связи с тем, что религия в нашем селе еще не тронута, а она не может с нами ужиться. Мы должны в противовес ей организовывать ячейки и вступать в таковую ячейку членам с/совета обязательно.
     Да здравствует сплошная коллективизация Рязанского округа и ее руководительница Коммунистическая партия.
     Вызвать завтра 23.01.1930 за срывание и выкрикивание на собрании тов. Кочкина Вас.Мих., члена профсоюза и бывшего члена ВКП(б) Митрохина Мих.Ив.»
 
Уважаемые читатели! Теперь давайте узнаем, что же произошло в четверг 06 февраля 1930 года.
«Протокол №10 общего собрания граждан с. Кулики. Слушали. Отчет о работе Шацкого райисполкома докладчик Екимов. Прения: Спирин Я.Е., Мишин И.К., Луньков Ф.С., Дырочкин М.В., Саунькин И.А. о паях в коммуне и о выполнении плана коллективизации если не все пойдут в коммуну, Кутейников П.Ф. о сравнении с/хоз-ва с промышленностью.
Постановили:
Заслушав доклад тов. Еимова о работе Шацкого Р.И.К. общее собрание гр-н с. Куликов констатирует:…
п.4 Мы гр-не с. Куликов одобряя мероприятия партии и сов.власти в деле коллективизации с сегодняшнего дня 6.02.1930 г считаем себя членами Райпольской коммуны. Просим совет коммуны принять меры к оформлению нашего вступления. Гр-не, не желающие быть в коммуне обязаны в 3-х дневный срок подать заявление. Требуем от Р.И.К.а и с/совета принять жесткие меры к лицам тормозящим и срывающим работу в этом направлении… Вызываем на соц.соревнование по вопросу выполнения весенней компании и коллективизации гр-н с. Ольхов. Поручаем подписать договор с/совету…
        В Шацк, в районный штаб по коллективизации отправлена телефонограмма следующего содержания: «Общее собрание села Куликов в количестве 485 ч. приняв решение о вхождении всей трудовой части в Райпольскую коммуну заверяем рай.штаб под вашим руководством предпринять все усилия пойдем вперед к новым победам. Пред.собрания Кутейников. Его товарищ Кочкин В.М. секретарь Карнюшкин К.В.».

Однако в обстановке насильственного закрытия церквей, раскулачивания, бегства из деревни кулаков и повсеместных восстаний, да еще и статьи Сталина «Головокружения от успехов», опубликованной 2 марта 1930 года и осуждающей сплошную коллективизация, уже в марте наблюдался массовый выход крестьян из колхозов. Эти колхозы, большинство которых являлись «бумажными», рассыпались как карточные домики. Не исключением стал и колхоз в с. Кулики, к тому же имелся дополнительный повод- разграбление органами власти сельской Богоявленской церкви.
    Вот, что сообщал по этому поводу начальник Рязокротдела ОГПУ (Извеков) «О выступлении в с. Куликах, Шацкого района сообщаю, что причиной к массовому недовольству кр-н послужили следующие нетактичные поступки местных членов ВКП(б) и комсомольцев. 24 февраля с.г. по инициативе председателя коммуны Жидкова (член ВКП(б)), местные комсомольцы приступили к вывозу из церкви (временно занятой под ссыпку [семян]) икон и церковной утвари. При вывозе комсомольцы часть икон покололи, часть пожгли или разбросали по селу и растащили по квартирам, причем при изъятии икон комсомольцы позволяли себе в присутствии женщин одевать ризы и всячески высмеивать религию. Часть церковного имущества (подсвечники и др.) комсомольцы решили сдать как утильсырье и когда подводы, нагруженные этим «утильсырьем», двинулись от церкви, возмущенные женщины, подобрав осколки икон по дороге, собрались всем селом и направились к зданию с/совета, а оттуда к квартире т. Жидкова, требуя от него ключи от церкви: «давай ключи, церковь обдирать не позволим». Когда Жидков подходил к толпе, в него был брошен кусок льда, попавший в бровь, после чего Жидков выхватил револьвер и стал угрожать им толпе. Вскоре после этого женщины все разошлись. На следующий день 25/II по инициативе группы женщин было созвано собрание, на котором присутствовали предкоммуны Жидков и предс/совета. На собрании вынесено решение: открыть церковь и виновных в расхищении церковного имущества привлечь к ответственности и, кроме того, избрали из своей среды делегацию для ходатайствования. Особую активность проявляли исключительно беднячки Спирина, Гришина и др. Вопрос о закрытии церкви перед верующими не ставился и никакой разъяснительной работы по этому вопросу не проводилось. На пленуме с/совета 23 января было постановлено: «поручить для ссыпки хлеба подыскать помещение, целесообразно для этой цели занять церковь» и с/совет, согласно этого, занял церковь под ссыппункт, что тогда уже вызвало возмущение женщин, которые собравшись толпой, требовали «не занимать церковь под ссыппункт». После обещания с/совета, что церковь через две недели будет освобождена и вся утварь будет цела, толпа согласилась и разошлась. 9-го февраля предкоммуны Жидков совместно с с/советом решили закрытие церкви оформить официально, для чего на собрании колхозников вынесли резолюцию: «семенной и страховой фонды собрать к 20 февраля, используя для этого церковь, каковую с сегодняшнего дня считать закрытой». Этот пункт резолюции собранию был зачитан так, что большинство ничего не поняло, и при голосовании рук ни за, ни против — никто не поднимал. В данное время настроение населения села спокойное».

Но Извеков ошибался. И уже 10 марта он сообщает руководству, что «в  с. Кулики, Шацкого р-на, 10 марта с.г. в 12 час. дня толпой кр-н до 150 чел. разобран весь обобществленный с/х инвентарь. 11 марта с утра снова собралась толпа, преимущественно женщин, требовавшая у с/совета открытия церкви для осмотра оставшейся там церковной утвари, для чего избрана комиссия из 5 чел. женщин (в церкви хранится семенной овес). После этого толпой был разобран отобранный у раскулаченных скот и проявлялись попытки к выселению бедняков из кулацких домов. Арестовано 9 кулаков.»

Более подробная информация изложена в докладной записке №91 помощника прокурора Гришина Прокурору Рязанского округа о расследовании нарушений законности в ходе коллективизации в с. Кулики и других населенных пунктах Шацкого района (между 15 и 20 марта 1930 г. ):
 «На основании Вашего предложения я выехал для работы в Шацкий район, по приезде в который был информирован нарследователем о том, что в некоторых селениях района происходят массовые волнения (в особенности женщин), основанные на требованиях об открытии церквей, разборе семфонда, объединенного с.х. инвентаря и скота. Для выяснения действительных причин волнений я с нарследователем 16 участка выехали в села Кулики и Федосово. В другие же селения: Екатериновка, Ольхи были посланы тогда же, т.е. 11 марта, специальные комиссии для выяснения причин прочих массовых демонстративных выступлений.
Прибыв в село Кулики, мы установили, что массовые волнения продолжают оставаться, женщины толпами демонстрируют по улицам, держа в руках разбитые деревянные иконы и др. предметы религиозного культа, требуют открытия церкви. По разъяснению собравшимся цели нашего приезда, женщины разошлись по домам. 13 марта, часов в 8 утра, женщины также толпами стали подходить к помещению сельского совета, предъявляя те же требования, мужчины же тем временем группами растаскивали с объединенных дворов обобществленный с.х. инвентарь, сбрую, с целью предотвращения могущих быть более серьезных последствий, нами было собрано общее собрание граждан села Кулики.
 Это многолюдное собрание внимательно выслушало доклад, а в результате вопросов и открывшихся впоследствии прений выяснилось недовольство работой представителей Райисполкома по закрытию церкви, сбору семфонда и др. мероприятиям, связанным с раскулачиванием и коллективизацией. Собрание настойчиво требовало освободить церковь и раздать хозяевам семена. В первом случае, ввиду незаконного закрытия церкви, было дано согласие на удовлетворение требования граждан, но растаскивать семена категорически не рекомендовалось. В результате общее собрание вынесло такое постановление: церковь освободить от семян, виновных привлечь к уголовной ответственности, восстановив за их счет церковную утварь.
В результате обследования сельсовета, отдельных бесед до созыва собрания граждан и на самом собрании выяснилось, что в сельсовете и в работе представителей РИКа и уполномоченных разного рода кампаний, (имеются) следующие недостатки:
 1. Сбор семенных материалов проводился без достаточных проработок на собраниях граждан и бедноты, а путем обысков или, как они выражаются, — путем «налетов». Забирался весь имевшийся в наличии овес и оставлялся 1—2 пуда, две птицы. Такая работа по одной Первомайской улице дала сравнительно хорошие результаты, а после обхода всего села контрольная цифра была выполнена всего лишь на 50%, т.к. при «налетах» на другие улицы граждане сумели спрятать свой овес, посему была создана комиссия из 13 человек по усмотрению уполномоченных РИКа, а не путем выборов, и проработаны ею контрольные цифры с доведением их до двора. В материалах комиссии видно, что все ранее отобранное у отдельных лиц включено им как обязательное количество причитающегося с этого хозяйства семматериала.
 Таким образом получилось, что в большинстве за счет одной улицы бедняцко-середняцкой частью выполнено 100% семзерна, т.к. зажиточная часть населения в должной степени в засыпке семфонда не участвовала;
2. Весь семенной материал ссыпался в церковь, в которой никакой церковной службы не производилось, вследствие отсутствия (ареста) попа. Занятие церкви последовало без согласия верующих, а после того, как семенной материал был ссыпан в церковь, Пленум сельсовета вынес постановление о целесообразности временного занятия церкви под ссыпной пункт. Это постановление нигде не обсуждалось.
 В церкви находилась церковная утварь, которая ко времени сортирования ссыпанных семян мешала этой работе и которая по распоряжению уполномоченного РИКа и члена Президиума РИКа была отправлена в количестве 2-х возов в г. Шацк как утильсырье. (Отправлялось серебряное и металлическое имущество.) Остальное же имущество было перевезено в Красный уголок — помещение, полученное сельсоветом при раскулачивании.
 Многое церковное имущество было разбито, сожжено; красное вино, оказавшееся в церкви, было выпито; имущество в Красном уголке хранилось в беспорядке и без должного наблюдения, было доступным к осмотру населением, осколки икон валялись во дворе Красного уголка и брались гражданами по домам.
 3. Созданной Шацким РИКом комиссией по проверке проведенных мероприятий по раскулачиванию в селе Куликах, из 29 ранее раскулаченных хозяйств 16-ти возвращено все имущество, а 6-ти частично. Вопрос о раскулачивании был проработан вначале среди бригадников, после чего с активом бедноты, которым при участии члена Президиума РИКа была утверждена предварительная наметка — 29 хозяйств. После проведенного собрания актива бедноты, последний (актив) был использован по изъятию имущества у раскулаченных с такой установкой, чтобы изымалось все имущество. Работа производилась ночью. Что, сколько и у кого отбиралось имущества — неизвестно, т.к. описей не составлялось. Отобранное имущество частью продавалось через кооперацию, а частью было роздано бесплатно по членам коммуны. По этой причине трудно восстановить раскулаченное хозяйство в прежнем виде;
4. До 6-го февраля в селе Куликах добровольно вступивших в коммуну насчитывалось 80 хозяйств. 6 февраля в резолюцию по отчетному докладу члена Президиума РИКа о работе был включен пункт работниками по коллективизации о том, что все граждане с. Куликов считают себя членами коммуны. Этому предшествовала работа по раскулачиванию и сбору вышеуказанными методами семфонда. На основании вынесенного постановления о вступлении в коммуну, Райштабу была послана телефонограмма, заверяющая партию и Советскую власть от имени всех граждан, что мероприятия по коллективизации будут выполнены. Затем был организован обоз до 75 подвод с 300 граждан и демонстративно направлен в с. Ольхи с вызовом последних на соц. Соревнование.
 В настоящее время в составе коммуны осталось 25 домохозяев из 500, а остальные все вышли. Причина — администрирование.
6. За преступления по должности в с. Куликах привлечены к ответственности: член Президиума РИКа Екаимов, уполномоченные РИКа Кутейкин, Жидков, Дырочкин и друг. Все обвиняемые содержатся под стражей. 20-го марта дело назначено к слушанию со сторонами в селе Куликах».

23 мая 1930 года на совещании с работниками присланных для работы по контрактации в районе Куликовского сельсовета и местного партийно-комсомольского и профессионального актива рассматривался вопрос о состоянии работ Куликовского сельсовета. Присутствовали Солоимский, Дырочкин, Киселев, Люхин, Дырочкин, Ковалев, Мишачев, Дворецкий, ГмыренковЮ, Мантуров. На совещании было указано, что «работа Куликовского сельсовета находится в полной дезорганизации, как то в период сплошной коллективизации из состава членов сельсовета было отведено 19 человек и вместо них было введено из колхозников вновь созданного в период сплошной коллективизации колхоза. После колхоз развалился. Члены Окрсуда при проведении показательного суда в с. Кулики, за перегибы дали разъяснения, что данный состав сельсовета не действителен и старые и новые члены сельсовета уклоняются от работы и не хотят брать на себя никакой ответственности и нагрузки. 16 членов сельсовета вели линию отлынивания, демонстративно ушли. По заявлению предсельсовета т. Дворецкого, секретарь и делопроизводитель т. Ларин отлынивают от работы и начинают заниматься пьянкой. Одним словом чувствуется развал как в сельсовете в целом, так и в части президиума и полное падение дисциплины среди населения».

Как оценивают специалисты, в период с марта по июнь 1930 года, Москва практически оставила окружное и районное руководство на произвол судьбы, превратив их в «козлов отпущения» для вымещения крестьянами гнева. В Рязанском округе крестьяне продолжали открытое сопротивление, включая волнения и бабьи бунты, попытки открыть закрытые церкви, вернуть собственность, отобранную в колхозы, и остановить раскулачивания.
Большинство местных руководителей пошло на уступки людским требованиям, но из числа крестьян были и те кто, несмотря на послабления, продолжали сопротивляться столь резкому изменению политики. В ответ, против них были предприняты жесткие меры  с проведением арестов и судов.
       В число репрессированных по ст.58-10 УК попадут Абалакин Василий Кузьмич,1880 г., Абалакин Тимофей Федорович1901 г., Афонин Григорий Акимович 1878 г., Горин Егор Григорьевич 1900 г., Горин Федор Егорович 1866, Енюшин Григорий Алексеевич 1904 г., Жирнов Григорий Петрович 1900 г., Кабанов Дмитрий Ефимович 1897 г., Кочкин Николай Михайлович 1994 г., Логинов Григорий Николаевич 1893 г., Мусатов Иван Сергеевич 1897 г., Ульянов Григорий Степанович 1887 г., а также  другие уроженцы и жители с. Кулики. Часть из них получат длительные сроки лишения свободы, других расстреляют.
Как указано в книге «Рязанская деревня в 1929—1930 гг.: Хроника головокружения» жизнь и труд в колхозах часто характеризовались хаосом, беспорядком и плохим руководством, единоличники и колхозники постоянно ругались из-за земли и колхозной собственности.
Тем не менее рязанские крестьяне успешно провели посевную и в течение спокойных летних месяцев занимались обычными полевыми работами. Коллективизация пойдет менее быстрыми темпами, достигнув 45% в 1931, 50% — в 1932 и 70% — в 1933 годах. Сплошная коллективизация завершилась в Рязани только в 1935 году.  А в с. Кулики будет колхоз «13 непобедимый Октябрь», затем его переименуют в колхоз «Куликовский». Но это другая история.
Виктор Панфилов (Гордев)


Рецензии