Книга путешествий. Очерк

    Книга путешествий...Листаю страницы, одну за другой. Образы, настроения, звуки, краски- прошлое оживает, и вновь погружаешься в удивительный мир детства, юности, поры надежд и стремлений, поры мечтаний и любви.

   Это увлекательное путешествие. Путешествие во времени по тем дорогим сердцу краям, где ты был молод и безотчётно счастлив когда-то.

   Вот страница моего детства. Новгородская глубинка, станция Хвойная. Заповедные леса и озера, грибные и ягодные поляны, маленькая речушка Талка с заросшими синими незабудками берегами, старый бревенчатый дом и берёза у окна, посаженная когда-то моим дядей, военным летчиком. На берёзе качели, и я лечу, лечу на них ввысь, а сад благоухает черёмухой, звенит птичьими голосами.Хорошо!

   Ещё одна страница перевёрнута. Я в Пушкиногорье. Это особое, заветное место не только для тех, кому дорого творчество великого поэта, но и для каждого, кто небезразличен к родной земле, поэзии рек и озёр, лесных троп и старинных приусадебных парков с прудами, заросшими кувшинками и камышом. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..." Помню заливные луга по берегам Сороти и аистов, парящих в чистом небе над Михайловским. И Святогорский монастырь, этот оплот веры и любви, и полевые цветы, которыми усыпана могила Пушкина. Скромные букетики за символическую плату продают на площади местные старушки, и эти ромашки и колокольчики, поверьте, дороже пышных роз и лилий, которыми изобилуют цветочные киоски в городах.

   А вот и поле ржи, ещё недоспелой, и я обнимаю обеими руками налитые солнцем колосья. Дорогое фото!Мир вокруг улыбается мне, и я улыбаюсь миру.

   А что на следующей странице ? О, это исполнение мечты ! Как же давно я стремилась побывать в Тарусе, маленьком провинциальном городке, который обладает необычайной притягательной силой. Паустовский и Цветаева, Заболоцкий и Ахмадулина, Поленов и Борисов-Мусатов - все эти знаменитые наши соотечественники были влюблены в Тарусу. И я, конечно же, не избежала этой прекрасной очарованности.

   Соборная площадь, пышные гроздья рябины, звуки фортепиано на пути к городскому саду, за которым - Ока, плавная, с широкими изгибами русская река, на пологих берегах которой растут ивы. "Всю нарядность Неаполитанского залива я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки,"- так выразил К.Г.Паустовский свою привязанность к этим местам.

   И белый гудящий пароходик, причаливающий к пристани...В эти моменты каким-то осязаемым становится слово "Родина", и сладко замирает сердце от грусти и любви.

   Листаю, листаю...Юность Руси - Старая Ладога. Мы приехали туда в далёком 91-ом году, когда храм святого Георгия Победоносца ещё не был восстановлен. Шёл процесс реставрации, но нас пропустили внутрь храма. Что можно почувствовать, зная, что здесь, на этих каменных плитах, много столетий назад стоял на службе святой благоверный князь Александр Невский, молясь перед решающим сражением ? Это - как стоять на поле Бородина, как омочить рукав в Непрядве близ Куликова поля. Это восторг от осознания неразрывной связи нашего прошлого, настоящего и будущего.

   В моей книге много и ленинградских страниц. Петропавловская крепость, Летний, Михайловский, Таврический, родной Литейный проспект, где прошло моё детство...Да разве можно перечислить те заветные места, где оно живёт , наше детство ? Жаль, не купишь туда билет, но книга путешествий вновь и вновь возвращает нас в те края, где веет счастьем.

   Но душа моя - Москва. Это город, особенный для меня. Студенческие годы. Прогулки по арбатским переулкам, заснеженный Ботанический парк, стынущие на морозе павильоны ВДНХ, "синие московские метели" на Новом Арбате,"Маленькие трагедии"в театре им.Вахтангова - это все моя Москва.

   А потом, уже в зрелые годы, - уютные дворики Сретенки, Чистопрудный бульвар, колокольный звон храма Святой Троицы в Листах, где в церковной лавке продают вкуснейшие великопостные морковные сухарики с орехами и изюмом. Сухаревка, Бульварное кольцо - это все моя Москва.

   Ветер странствий переворачивает страницы моей книги : Святая София и Витославлицы в Великом Новгороде, легендарное озеро Ильмень, покрытое льдом и кажущееся оттого бесконечным, рязанские раздолья - родина моих предков по отцовской линии,  кукурузные поля на Брянщине, где мы, студенты-филологи, собирали по сёлам и весям песенный фольклор, величественная Троице-Сергиева Лавра, одухотворённая образом святого подвижника земли Русской-Сергия Радонежского.

   Необъятна Россия. Богата просторами и людьми.

   А сколько страниц ещё можно дописать в книгу ! Мечтаю увидеть Лебедь-храм Покрова на Нерли, словно парящий над речной гладью, хочу постоять на высоком волжском берегу в Плёсе и услышать вечерний звон над великой русской рекой, доехать наконец до моря Черного, до моря Белого, увидеть северное сияние и восхититься им, как когда-то был восхищён Михайло Ломоносов, написавший восторженное "Вечернее размышление..."

   И я не устану вновь и вновь записывать в книгу путешествий свои чувства и мысли, рождённые сопричастностью с удивительным явлением, которое Сергей Есенин воспел как "шестую часть земли с названьем кратким "Русь".


   


Рецензии
Леночка, просто зачиталась и окунулась в эту описанную вами красоту родной земли.Очень красиво, душевно и вкусно. Вспомнила сразу и свое уральское детство, где не менее красивая природа.Наверное, там, где мы родились и провели босоногое детство, и есть самое прекрасное место на земле. Жму на зеленую.Понравился ваш очерк.

С уважением Любовь

Федорова Любовь Алексеевна   28.08.2023 08:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за искренние и добрые слова!С уважением.

Елена Вараксина   28.08.2023 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.