Пьеса для одного актёра Монопьеса. Заявка

ЗАЯВКА
на пьесу для одного актёра

РАБОЧЕЕ НАЗВАНИЕ: «Иди на мой голос»

ЖАНР: Драма, комедия в двух действиях, 18+
СЮЖЕТ: Монолог женщины, виртуально обращённый к мужчине, находящемуся в коме.
ИДЕЯ: Говорят, что перед собственной смертью в сознании всплывает вся жизнь. Но бывает, что смерть другого заставляет пересмотреть и переоценить прожитое.

ПЕРСОНАЖИ: Она, женщина 55-60 лет, лингвист, преподаёт в университете, энергична, темпераментна, с живой мимикой и юношеской спонтанностью, манеры и одежда говорят о неформальной натуре.

МОТИВАЦИЯ ГЕРОЕВ: Неугасшая любовь к давнему возлюбленному и отцу своей дочери побуждает её вернуть его к жизни.

ХАРАКТЕРЫ И ИХ РАЗВИТИЕ: Героиня проходит все стадии горевания по поводу возможного летального исхода, что означает новую потерю недавно найденного друга и любимого: отрицание; гнев; торг; депрессия; принятие. В итоге она принимает неизбежность смерти вообще, и своей в частности.

КОНФЛИКТ: Планам скорой встречи мешает грозящая смерть.

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ХОД: Это жизнеутверждающая история, несмотря на неопределённый (открытый) финал.
Основная фишка монолога, потока сознания героини, обращённого к человеку из её прошлого, в нетривиальном, «перпендикулярном» взгляде на жизнь, на отношения людей, на мир. Это взгляд человека не косного, осознанного, с живым, гибким умом, открытого всему новому, знакомого и с радостями, и с болью, и не потерявшего чистоты восприятия, благодарного за каждый прожитый день, верящего в то, что жизнь стоит того, чтобы жить.
На протяжение всей пьесы настроение меняется много раз: напряжённость драмы сменяется лирической разрядкой, слёзы – смехом, гнев нежностью, цинизм романтизмом, серьёзность дурашливостью.

КУЛЬМИНАЦИЯ: Раздаётся звонок телефона, она замирает и напрягается в ожидании новости о состоянии Валентина, но это звонит дочь. Героиня решает, что момент подобающий для того, чтобы рассказать ей тайну её рождения. Но оказывается, что она всегда знала, кто её биологический отец. 

РАЗВЯЗКА: Раздаётся звонок от Татьяны, которая должна сообщить об исходе.

ЗАНАВЕС.
* * *

СИНОПСИС

Героиня разговаривает якобы по телефону с кем-то, кого называет Валя, Валюша.
Через какое-то время становится понятно, что она обращается к мужчине, а не к женщине.
Тон разговора, а точнее, монолога, постепенно меняется: она больше не в состоянии изображать непринуждённость, срывается на гнев, обвиняя его в том, что он так неосознанно отнёсся к себе, к ситуации, допустил аварию и вот, уже сутки в коме, и неизвестно, чем всё кончится, а она теперь переживай за него, и даже навестить его не может, ведь он же за океаном!.. Хорошо, их однокашница, Татьяна, нашла её через институтских приятелей в соцсетях и между делом, ничего не зная об их давних отношениях, рассказала о тяжёлом состоянии Валентина.
И вот, она разговаривает с ним и ждёт звонка от Татьяны с сообщением о состоянии Валентина.

Предмет, который она с начала действия держит у уха, оказывается не телефоном, а пудреницей, она раскрывает её, смотрится в зеркало и вытирает тушь, размытую слезами.
Монолог, обращённый к Валентину, продолжается без внешних атрибутов телефонного разговора, но с частым обращением к собеседнику, с ожиданием ответа, словно они и вправду ведут диалог.
В этом спонтанном потоке сознания она затрагивает множество тем, рисующих её картину мира и отношения с действительностью – это и советское детство, и школа, и профессия… дети, любовь, дружба, секс, вера, иллюзии, романтизм, цинизм… в нём и смех, и слёзы, и тревога, и бравада, и страх смерти, и попытки подняться над этим страхом.
Раскрываются подробности их с Валентином отношений: тридцать с лишним лет тому назад они были студентами иняза, на последнем курсе, после защиты диплома происходит близость, тут же он уезжает с родителями-дипломатами в другую страну, она понимает, что забеременела, долго не горюя, выходит замуж за их общего приятеля, который давно в неё влюблён, у неё рождается якобы семимесячная девочка, ни у кого не возникает и тени подозрения в том, что её муж не отец дочери.
Валентин с родителями не возвращается в Советский Союз, контакт с ним навсегда потерян.
Она рассказывает Валентину о своей жизни, о дочери, о муже, о работе, о перипетиях 90-х, когда ей довелось заглянуть в прежде неведомые сферы бытия, вспоминает их недавнюю, несколько недель тому назад, случайную встречу в крупном европейском аэропорту, как и почему она его узнала через столько лет, как они провели несколько часов за разговорами, как она чуть было не проговорилась ему об их общей дочери, как они чуть было не остались в этом городе на сутки, но всё же разлетелись в разные стороны и почему сделали это.

Раздаётся звонок. Она с опаской смотрит на экран, но облегчённо выдыхает: это звонит дочь.
Героиня решает, что момент подходящий для того, чтобы открыть дочери тайну её рождения, но та, как оказывается, с некоторых пор в курсе.
Монолог продолжается.

Снова звонит телефон, она смотрит на экран и произносит: «Танька…».

ЗАНАВЕС
***


Рецензии