Яркие бои немецкого аса

Эрих Рудорффер - личность любопытная. Не так уж он часто одерживал победы, зато периодически снимал с неба сразу несколько самолётов. Один раз он так за бой уничтожил 13 "Яков", что осталось рекордом. Прошлый рекорд, кстати, принадлежал не немцу, а японцу Хиромичи Синохаре, который за один бой на Халхин-Голе сбил 11 самолетов. Об этом рекорде мы, вероятно, ещё поговорим. Но пока речь пойдёт о Рудорффере и его самых ярких боях.

Рудорффер летом 43 года командовал II группой JG2 и был уже успешным асом. Как вдруг неожиданно его вызывают на Восточный фронт. Освободилась вакансия командира II группы JG54. Был сбит Хайнрих Юнг, прекрасный командир и ас. Трудно сказать, какой мудрый человек решил на эту должность назначить Рудорффера, человека, который вообще не был знаком с реалиями Восточного фронта. В любом случае, с его назначением ошиблись. В короткий период времени II группа подверглась полному разложению.

Выяснилось, что новый командир - личность специфическая. Бои ведёт редко, но зато если уж вступает в бой, то сбивает порой много.

24 августа ас продемонстрировал свое умение, сбив за несколько минут пять Ла-5 недалеко от Брянска. Ему помогали и другие пилоты: победы оформили Карл Бриль, Хорст Адемайт, Хуго Брох. Немцы оформили 8 заявок, потеряв один самолёт. Это был бой против 315-й иад. Потери её составили четыре Ла-5. То есть немцы завысили итоговый успех ровно вдвое. Учитывая репутацию остальных заявителей, мы можем сделать вывод, что Рудорффер сбил не более одного-двух самолётов, всё остальное он записал себе от большого желания. К тому времени он нашёл себе постоянного напарника - унтер-офицера Курта Тангерманна, перетащил его из 7 отряда в штаб, и вместе они начали одерживать победы.

В следующий раз ас блеснул 14 сентября, отражая налет на Шаталово. Он оформил снова пять побед. Причём в их число затесался некий "Ил", хотя в налете участвовали только Пе-2. Вообще бои шли очень жестокие, заявлено было 10 Ла-5 и 5 Яков, но реальные потери составили 2 Яка и 4 Ла-5 303-й иад. Конечно же, скорее всего снова именно Рудорффер завысил успехи, учитывая репутацию его и других заявителей. К примеру, хороший объективный ас из 2 отряда Отто Киттель заявил два истребителя.

11 октября ас снова всех порадовал успешным боем. Заодно достиг рубежа в 100 побед. Причём, что интересно, между этими эпизодами он оформил всего одну победу. Зато 11 октября он сбил семь Яков в районе Киева за семь минут! Ещё два оформил Тангерманн. В статье "Бульдог на охоте" мы разбирали этот день. В районе Страхолессье, где действовала эта парочка, был потерян всего один "Як", который, без сомнения, и сбили бравые вояки. На этом их успехи ограничились. Остальное всё было просто фантазией аса, который, как иногда мне кажется, просто троллил свое же начальство.

Затем ас блеснул 6 ноября, когда, собственно, и был поставлен его забавный рекорд - 13 "Яков" за бой, плюс ещё 5 заявил его ведомый. Итого 18 штук на двоих. Реально были сбиты два самолета из состава 91-го иап. Полк совершал вылет большой группой. Сначала немцы атаковали и сбили пилота Гревцова. Затем полк встретил группу ю-87. Командир полка, который был одновременно командиром группы, знаменитый ас Романенко Александр Сергеевич, атаковал "Юнкерсы", но его группа отстала от него, поскольку в этот самый момент заработала советская зенитная артиллерия. Этим тут же воспользовалась пара Рудорффера, зайдя в хвост советскому асу и сбив его. Он имел на момент гибели 23 победы. С лёгкой руки Ворожейкина бытует мнение, что Романенко сбил не истребитель, а своя же ЗА, с чем, впрочем, несогласны оперативные советские документы и отчёты о потерях личного состава, где причиной гибели назван огонь истребителя. В общем, Рудорффер и Тангерманн сбили одного из лучших советских асов. Но, кроме этих двух побед, они никаких успехов в том бою не добились.

После этого ас порадовал всех результативным боем только 7 апреля 44 года.  Он оформил четыре штурмовика и два Яка за бой. Ещё две победы заявил Тангерманн. Этот бой состоялся южнее Пскова.

В указанное время совершали налет сразу два полка из состава 281-й шад. Рудорффер и Тангерманн проводили последовательные атаки, пользуясь тем, что истребители сопровождения потеряли свои группы. Из состава 448-го шап был подбит один штурмовик, он совершил посадку на брюхо, погиб стрелок. Досталось и 703-му шап. Немцы упорно атаковали группу этого полка, были тяжело повреждены три самолёта, один сел на брюхо, два дотянули до аэродрома. Наконец подоспели истребители 191-го иап. Они отвлекли на себя пару фв-190, бой, правда, вели не очень успешно. Был подбит один самолёт из состава полка, однако дотянул до аэродрома, где сел на брюхо.

Словом, пара в одиночку фактически отразила налет двух групп штурмовиков, да ещё и истребителям нанесла урон. Без сомнения, этот бой можно занести в актив асу и его ведомому. Да никто и не говорит, что Рудорффер был ничтожный пилот. Нам точно неизвестно, какое количество подбитых штурмовиков было списано, но, наверное, два из них, совершивших посадки на брюхо, можно немцам смело записать на счёт. А вот три заявленных истребителя - это явно лишнее. Рудорффер не был бы Рудорффером, если бы и здесь не приврал.

Очередной сверхуспешный бой ас провел 4 июля в районе Выборга, оформив пять "Илов", ещё один оформил его ведомый. Обратимся к Дмитрию Марченко и его статье, посвящённой боям 13-й ВА в июне 1944 года:  "1 Ил-2 из 872 ШАП который был потерян был сбит именно  Рудорффером или его ведомым. По данным 281 ШАД группа из 6 Ил-2 872 ШАП была атакована 2 ФВ-190, был подбит Ил-2 старшины Старина, в/стрелок Судаков. По наблюдением экипажей самолет произвел вынужденную посадку южнее Выборга, через несколько дней стало известно, что экипаж находится в госпитале в Ленинграде. Ну а в остальном фантазия командира II./JG 54 очень сильно разыгралась". Как видим, ничего нового: сбив один штурмовик, немцы записали себе шесть.

Затем ас отличился 26 июля уже в районе Нарвы, заявив четыре штурмовика и два Пе-2. С Пе-2 всё понятно: это был плохо организованный налет 276-й бад, сбито было в воздушном бою 8 Пе-2, ещё два сильно повреждены и сели на брюхо, и, наконец, ещё один Пе-2 сбит огнём ЗА. Немцы заявили 13 побед, в целом верно определив нанесённый ущерб. С "Илами" вроде бы напряжёнка, потерь мы не нашли. Изучив документы, мы можем установить, что "Илы" Рудорффер сбил не в этом бою, а накануне, 25 июля, а потом два боя каким-то образом слились в один.

25 июля от действий аса пострадала 281 шад. Сначала он атаковал группу 372-го шап. Группа эта, встав в оборонительный круг, довольно успешно и грамотно отбивалась, и всё же один самолёт из её состава был сбит, экипаж Стрельникова. Чуть позже ас атаковал вторую четвёрку "Илов" того же полка. Один из "Илов" был подбит, потерял группу и не вернулся на аэродром. Кроме того, в тот день в воздушных боях три штурмовика потерял 703 шап. Время этих потерь неизвестно, но можно предположить, что и к этим потерям Рудорффер приложил руку. Словом, отработал он в тот день успешно, и его четыре заявки имеют обоснование. Большие вопросы, конечно же, к работе сопровождения. Столь слабая работа вызвана, конечно, тем, что 13-я ВА вела до того сложные бои в небе Выборга, истребители понесли большие потери, что сказалось на эффективности их работы.

27-го ас заявил три победы за бой - Ил и два Яка. В бою участвовал 845-й иап, сопровождавший шестёркой свои "Илы". По итогам боя сбиты были лётчики Фанин и Ковалев. "Илы" потерь не понесли. Немцы заявили четыре победы над истребителями - кроме Рудорффера, победу заявил Тангерманн и лётчик Хайнц Вернике из 5 отряда. Скорее всего, Рудорффер в том бою одержал только одну победу, так как Вернике не склонен был ко лжи.

17 августа ас заявил три Ла-5 за бой. Это был бой против 161 иап. Было сбито как раз три Ла-5, однако, кроме Рудорффера, заявки оформили пилоты Герхард Тибен и Хуго Брох, и, учитывая их репутацию, их заявки предпочтительнее. Вероятнее всего, Рудорффер сбил только один из заявленных самолётов.

25 августа в районе Вестиена, Латвия, ас в очередной раз заявил за бой пять побед - четыре Ила и Ла-5. И, если Ла-5 из состава 315-й иад подтверждается, то с "Илами" всё хуже. Здесь работали 810-й и 825-й шап. 810-й шап потерял один свой самолет, да и то, по отчётам, от огня ЗА, а 825-й был действительно атакован парой фв-190, но без всякого ущерба. Если даже ас и сбил списанный на ЗА штурмовик, всё равно приврал он крепко.

6 сентября ас заявил четыре Ла-5 за бой, ещё два заявил Тангерманн и ещё два - Герхард Тибен. При этом потери 14-й ВА составили четыре Ла-5 всего, то есть вдвое меньше. Учитывая репутацию Тибена, рискну предположить, что он одержал обе заявленные победы, две другие же одержала пара Рудорффер, как водится, сильно приврав.

17 сентября ас одержал вполне себе подтверждающиеся три победы в бою против 175-го шап, который потерял четыре своих штурмовика в указанное время.

25 сентября ас оформил очередные шесть побед за бой, ещё одну оформил Тангерманн. Причём, что интересно, на самом деле в тот день 3-я ВА потеряла всего один штурмовик из состава 826 шап, причём сбит он был явно позже, чем оформил заявки Рудорффер, очевидно постарался лейтенант Герхард Тибен из 5 отряда, ас действительно очень опасный и объективный. Также в указанный период времени не отмечены безвозвратные потери "Яков", 1-й гиак потерял четыре таких машины днем, что также соотносится с заявками других пилотов. В частности, два из них сбил всё тот же Тибен. В общем, Эрих на деле ничего в том бою не сбил.

10 октября, отражая налет на Либаву, ас оформил целых семь побед. Сверить Пе-2 непросто, однако, учитывая, что всего было сбито 11 таких самолетов как огнём ЗА, так и истребителей, а заявлено 18, определённые сомнения есть. Рудорффер оформил четыре таких самолёта, три других - "Кобры". При этом потеряно было всего две. В первом случае два лётчика 28-го гиап Шмелев и Никитин столкнулись в воздухе, в результате Никитин погиб, а Шмелев дотянул до аэродрома. По времени этот эпизод совпадает с заявкой оберфельдфебеля Хельмута Шёнефельдера из JG51. Рудорффер же атаковал группу командира 190-й иад полковника Фокина, сплошь состоящую из опытных лётчиков. Первую внезапную атаку отбили, но немцы предприняли ещё одну. В итоге был сбит офицер управления дивизии, майор Кравцов, ранен, но смог дотянуть до своей территории, на посадке самолёт разбился, лётчик попал в госпиталь. То есть из данных трех побед подтверждается лишь одна.

28 октября ас в последний раз порадовал сверхрезультативным боем, заявив 9 "Илов" за бой. Ещё два заявил Тангерманн. Этому дню Лавриненко посвятил свою статью, из которой следует, что реально в том бою сбито было два "Ила", видимо победы одержали Рудорффер и Тангерманн. Эти 9 "Илов" тоже рекорд по уничтоженным в одном бою штурмовикам, но, как видим, рекорд бумажный. После этого ас отправился в реактивную авиацию, где одержал ещё несколько побед. Там он уже не претендовал на пять-шесть за один бой, да и оценивали заявки реактивщиков очень строго.

Итак, что же мы видим? Рудорффер, конечно, воевать умел. Если ему никто не мешал атаковать штурмовики, он иногда добивался определённых успехов. Но всё же в большинстве случаев ас попросту выдумывал бои, причём его фантазия порой принимала особо бурный характер. Конечно же, особенно она разыгралась 6 ноября 43 года и 28 октября 44 года. Эти случаи особенно показательные. Но и в других случаях ас врал со смаком. Поэтому, хотя Рудорффер и не является самым главным вруном люфтваффе (например, Киршнер и Маркварт врали больше), но именно из-за нелепости его лжи его всегда приводят в пример в спорах с фанатами асов люфтваффе.

Пожалуй, будет честным также добавить, что информация из мемуаров Голубева, что этого аса сбивали 25 раз, не соответствует действительности. Нам удалось найти только один такой достоверный случай на Восточном фронте, который мы описываем в цикле наших статей про JG54. Вероятно, были и другие, но они в документах немецкой стороны не отражены. Также утверждение Голубева, что Костылев летом 43 года сбил этого аса над Балтикой, неверно, поскольку Рудорффер тогда ещё не прибыл на Восточный фронт. Рудорффер не особо склонен был к риску, бои вёл не очень часто, поэтому, возможно, и сбивали его тоже не так часто.


Рецензии