Глава 417. Фомин. Ямщики на подставе

Евстигней Ипатович Фомин
Опера «Ямщики на подставе»
Премьера — 2 января 1787 г., Санкт-Петербург
Александр Чернушенко (дирижер)

Mikhail_Kollontay: Я вот недоумеваю, откуда у Фомина «Высоко сокол летает», да и многое другое в «Ямщиках». Это для меня что-то такое совершенно поразительное, ни до, ни после нет примеров.

Andrew_Popoff: Да, опус изумительный, и музыкально неожиданный. Год назад я делал об этой опере передачу. До того знал лишь о ее существовании, но музыки не слышал. Это было очень и очень интересное для меня открытие. Невероятно оригинальная и талантливая для своего времени опера.

steinberg: Интересно, что в ней — обработки подлинных народных песен XVIII века.

Andreewa: Из-за этих народных песен Екатерина, говорят, и загубила карьеру Фомина, которая так удачно складывалась в Италии, куда Евстигней в 1782 году был отправлен для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Мартини.

Andrew_Popoff: Нет, там в другом дело было. Вот фрагмент из моей
радиопередачи об этом.

«В 1786 году молодой, полный творческой энергии капельмейстер Евстигней Фомин возвращается в Петербург. Встретили его благосклонно, сама императрица Екатерина II предложила ему для оперы либретто собственного сочинения «Новгородский богатырь Василий Боеславич». И тут Фомин совершил катастрофическую для себя ошибку. Он забыл, что в России с начальством не спорят. Думая, что главный автор в опере не либреттист, а композитор, он весьма вольно обошелся с предложенным ему либретто, выкинул многие сцены, вставил балетные номера и в таком виде представил свое творение на высочайший суд. Нужно ли говорить, в какую ярость пришла царица? На карьере композитора Фомина был поставлен жирный крест. Его дальнейшая жизнь — череда мытарств, полуголодное существование. Он занимал разные мелкие должности, порой далекие от музыки, много сочинял, но все это исполнялось эпизодически, в домашних театрах, и никакого резонанса не имело»

Наконец в 1797 году Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

Скончался 28 апреля 1800 года в Петербурге.


Рецензии