Яз. следы дахской конфедерации?

Языковые следы дахской конфедерации?

Авест. dahaka, парф. dahak, пехлеви dahag "дахский, дах". Др.-греч. daioi "дахи", хотан. daha "человек, мужчина", хур.-урарт. taghe "мужчина",  перс. deh "село" (< авест. дахью "страна, княжество"?), сяньбийское Tag "страна" (халха tag "все, всё"; "крышка"; "плоская вершина"). Должно соответствовать нахско-даг. обозначению "крыши, матерчатого верха папахи"), сюда же нем. Dach "крыша"(диал. и вульг. "башка"). Связь между понятием "человек" вполне возможна по образцу лат. caputt,где воедино слиты значения "башка, голова, штука", эта же основа в латинском означает "совокупность". В качестве иллюстрации семант. развития обр. внимание также на иран. sarah  "союз, объединение", sar "голова, вершина", но афг.  saray "человек".




Мы обратили внимание на определённое сходство в виде набора общих признаков, характерных для следующих языков: осетинский, пехлеви, нахско-дагестанские, монгольские.Их объединяет также большое количество единиц общей лексики.Все эти языки оффициально относятся  к разным языковым семьям, при этом положение нахско-дагестанских языков не до конца выяснено.

Осетинский и пехлеви объединены кроме их принадлежности к индо-иранской группе индоевропейской семьи рядом своих,характерных именно для них признаков.Это в первую очередь употребление суффикса -ak/-ag, примерно соответствующего русскому "-ский". В персидском его нет, в афганском остались редкие реликты, но в пехлеви и осетинском они регулярны.Интерес вызывает наличие подобного суффикса и в халха-монгольском.

Для осетинского и пехлеви можно обоснованно предположить дахский источник.Дело в том, что сарматская группировка рассматривается как изначально входившая в дахскую конфедерацию племён. В неё же входили и предки носителей парфянского и близкородственного (на уровне - диалектов) ему среднеперсидского языков.Последний известен как Parsig-Pahlavig.

В монгольских языках много морфологических черт и конкретных лексических единиц не имеющих соответствий в тюркских.Напомним, что идея генетического родства в рамках некой алтайской языковой семьи тюркских и монгольских языков западными лингвистами отвергается как своего рода "советское политизированное" шарлатанство. Западная школа лингвистов полагает,что тюркские и монгольские языки объединяет довольно много общих признаков (прежде всего - в грамматике), но все они приобретённые, а на глубинном уровне ничто не указывает на наличие общего праязыка.Короче, это изначально неродственные между собой языки, со временем приобретшие ряд общих черт.Отчасти схожую ситуацию можно наблюдать и на примере нахско-дагестанских и картвельских языков. Всё это в лингвистике принято называть "типологическим родством".Это родство не по рождению, скажем так, - от одних родителей, а лишь проибретённое со временем, изначально же оно отсутствовало вовсе. Кроме того, есть ещё такие понятия как "адстрат" (добавление сверху) и субстрат (наличие прежних следов).В осетинском языке отчётливо заметен местный кавказский субстрат, а в азербайджанском - иранский.Когда азербайджанские историки пишут об отсуствии кавказского субстрата в современном азербайджанско-тюркском языке они исходят из того, что должны были быть сохранены реликты лезгинской группы нахско-дагестанских языков. Но мы не видим причин их сохранения, так как современный азербайджанский язык привнесён с юга на север. Он имеет ярко выраженные иранские субстратные черты.Туркменские племена захватили и надолго обосновались в иранской Атропатене (Аthropatakan/Азербайджан) и лишь затем сложившееся там туркменское наречие оказалось занесено в более северную зону. Ширван (совр. Сев. Азербайджан) явл. с одной стороны - зоной распространения шахдагской подгруппы лезгинской группы нахско-дагестанских языков, а с другой - опять-таки иранских языков, одним из которых явл. татский.В древности от Апшеронского полуострова до дагестанского побережья включительно тянулась полоса иранских языков.На территории Дагhестана, по нашему мнению, задолго до появления в этом регионе тюркоязычных групп она пересекалась и перемешивалась с языками (или даже языком) типа парамонгольских. Общие лексические единицы с монгольскими языками отчётливо заметны и в нахских языках. Что же касается осетинского, то в нём зафиксированы следы прежде всего монгольской топонимики.

Все сарматские племена, обитавшие на территории Сев. Кавказа были связаны с дахской конфедерацией Dahaestan/Daxistan.Эта территория локализуется на юге Урала и прилегающих областях. "Недахскими" могли быть лишь те сарматы,которые по какой-то причине перешли с другого языка на одно из сарматских наречий.Как мы знаем, определённая (в целом -небольшая) часть сарматских племён имела монголоидную примесь. В результате археологических раскопок выявлено наличие у сарматов женщин, часть из которых, судя по антропологическим признакам, явно принадлежала к монголоидной расе.Генетические исследования также показывают наличие монголоидной примеси у туркмен именно со стороны материнской линии происхождения.

Можно предположить, что в т.н. Дахскую конфедерацию племён входили в том числе и племена с языками монгольского типа.


Рецензии