Что такое мальтузианство?

«Существуют физические пределы всех ресурсов на планете Земля, и поэтому необходимо срочно предпринимать меры, чтобы рост населения сменился его сокращением. В противном случае человечество погибнет от голода».

А. Чубайс, IV Международный форум «Руснанотех – 2011».


Таким катастрофическим видит будущее человечества Чубайс.


Что сказать мне, законченному марксисту, по этому поводу?


Ничего нового Чубайс не сказал. Его пессимистический прогноз будущего есть лишь перепев человеконенавистнической теории народонаселения Мальтуса. Нужны доказательства? Слушайте.


«Мальтузианство – антинаучное и реакционное учение, выдвинутое английским попом Мальтусом (1776-1834), ярым противником трудящихся классов. В своём сочинении «Опыт о законе народонаселения» (1798) Мальтус утверждает, что в то время как средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.), рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т.д.). Разрыв между численностью населения и количеством производимых средств потребления Мальтус объявил естественным и вечным законом; смягчить его действие возможно лишь путём ликвидации перенаселения, т.е. осуждением трудящихся на голодную смерть и безбрачие. Мальтузианцы, следовательно, считают, что не эксплуататоры, а трудящиеся сами (ввиду их многочисленности) являются виновниками своих бедствий, голода и нищеты…Маркс доказал, что «перенаселение» вовсе не является вечным и неизменным законом природы, но историческим законом капиталистического способа производства….Современная буржуазная философия возрождает мальтузианские теории, используя их в качестве орудия борьбы против трудящихся в интересах империалистической экспансии. Англо-американские лжесоциологи (Фогт и др.) откровенно выступают с теориями искусственного сокращения населения, т.е. истребления «избытка» трудящегося населения, заявляя, что в этом заключается единственный источник преодоления всех бед капитализма. В действительности же только существование капитализма, отжившего свой век и тормозящего развитие, является причиной бедствий, испытываемых трудящимися массами современных капиталистических стран, причиной безработицы, экономических кризисов, войн и т.д. Закон народонаселения – это общественный, а не естественный закон». (Краткий философский словарь, Москва, государственное издательство политической литературы, 1952 г.).


Как видно, не прибавляя ничего принципиально нового к воззрениям Мальтуса, Чубайс и ему подобные мальтузианцы, точнее, неомальтузианцы, спекулируют на быстром росте населения на Земле, проявившемся после окончания второй мировой войны, который объясняется исключительно причинами экономического, политического и культурного характера. Крушение капитализма и получение политической самостоятельности во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки позволило улучшить медицинское обслуживание населения. Самая простейшая медицинская профилактика привела к значительному сокращению детской смертности, которая доходила в этих районах до чудовищных масштабов: умирало от одной четверти до половины детей до одного года. Успехи медицины, победа над многими эпидемическими заболеваниями позволили увеличить продолжительность жизни в развитых странах до 70-80 лет, а в развивающихся странах – 50-60 лет.  Вот собственно причины быстрого увеличения населения Земли.

 
Но неомальтузианцы, эти низкие люди, сознательно игнорируя влияние на рост населения факторы социального характера, продолжают, как попугай, талдычить, что население размножается быстрее, чем возрастают средства существования (пища, одежда, обувь, жильё и т.д.), и отсюда якобы проистекает голод, безработица, нищета трудящихся. Из этого далее делается два «глубокомысленных» вывода: во-первых, для улучшения своего положения трудящиеся должны ограничивать рождаемость в своих семьях, во-вторых, для спасения человечества от голодной смерти необходимо искусственно сокращать население Земли путём войн, эпидемий и т.д.


Мальтус не только извращает закон размножения людей, а вообще ставит его с ног на голову, что показывает тот простой факт, что средствами существования для человека являются именно растения и животные, которые воспроизводятся быстрее и в больших количествах, чем люди. Более того, утверждение неомальтузианцев, что невозможно производить средства существования в размерах достаточных для ликвидации голода якобы из-за оскудения природных ресурсов, является наглой ложью, которая опровергается экономическими кризисами, во время которых уничтожается огромная масса средств существования, в то время как сотни миллионов людей остро нуждаются в них.


В действительности соотношение между темпами роста населения и производства средств существования не является раз навсегда данным. При относительно консервативном техническом базисе, медленном развитии производства в докапиталистических общества наблюдался избыток населения по сравнению с возможностями производства, который нередко приводил к крупным миграциям населения. В условиях же капитализма, более быстрого технического прогресса рост производства средств существования значительно обгоняет темпы роста населения, о чём свидетельствует, например, увеличение производства средств существования на душу населения.


Анализируя проблемы безработицы («лишние люди») при капитализме, К. Маркс доказал, что законы, регулирующие воспроизводства населения, – это не чисто биологические, но, прежде всего, социальные законы, и что всякому исторически определённому обществу свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения. Абстрактный закон размножения возможен только для растений и животных, пока в условия их существования не вмешивается человек.


«Рикардо рассматривает капиталистический способ производства как самый выгодный для производства вообще, как самый выгодный для создания богатства, и Рикардо вполне прав для своей эпохи. Он хочет производства для производства, и он прав. Возражать на это, как делали сентиментальные противники Рикардо, указанием на то, что производство как таковое не является же самоцелью, значит забывать, что производство ради производства есть не что иное, как развитие производительных сил человечества, т. е. развитие богатства человеческой природы как самоцель…


Но Мальтус! Этот негодяй извлекает из добытых уже наукой (и всякий раз им украденных) предпосылок только такие выводы, которые «приятны» (полезны) аристократии против буржуазии и им обеим – против пролетариата. Он поэтому хочет не производства ради производства, а лишь производства в той мере, в какой оно поддерживает или укрепляет существующий строй и служит выгоде господствующих классов» (К. Маркс, «Теории прибавочной стоимости», ч. 2, с. 123-124.).  А это и есть пресловутая теория золотого миллиарда.


Конечно, проблема роста населения существует, и в этом смысле марксисты не равнодушны к проблемам демографии. «Абстрактная возможность такого численного роста человечества, которая вызовет необходимость положить этому росту предел, конечно, существует. Но если когда-нибудь коммунистическое общество вынуждено будет регулировать производство людей, так же как оно к тому времени уже урегулирует производство вещей, то именно оно и только оно сможет выполнить это без затруднений». (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 35, с. 124).

 
Не только марксисты, но и многие беспристрастные, честные буржуазные социологи доказывают, что уже при существующем уровне производительных сил есть все возможности прокормить вдесятеро большее число людей, чем имеется сейчас на земном шаре. Для этого надо поднять урожайность уже обрабатываемых сельскохозяйственных площадей, ввести в оборот новые площади, шире использовать богатства морей и внутренних водоёмов.


Что же мешает использовать эти возможности? Что является основной причиной того, что десятки и сотни миллионов людей испытывают нехватку в средствах потреблениях, живут в нищете и бедности? Основной причиной бедности и нищеты в наше время, в эпоху стремительного развития техники и науки, является капиталистический способ производства.


Дело в том, что капиталистический способ производства является специфическим способом производства. Специфичность этого производства заключается в том, что его целью является не производство продукта, а присвоение стоимости продукта, т.е. денег.


А между тем с ростом производительных сил стоимость продукта падает; следовательно, уменьшается и количество денег, которое может получить капиталист от продажи продукта. А раз это так, то тут уже безусловный интерес капиталиста требует ради денег приносить в жертву гигантские производительные силы, разрушать их, уничтожать огромную массу уже произведённых средств потребления, между тем как значительная часть человечества остро нуждается в них, влачит жалкое полуголодное существование.


По данным ООН, ежегодно во всем мире выбрасывается или уничтожается 1,3 млрд тонн пригодной к употреблению еды. Четверти этих продуктов хватает, чтобы решит проблему голода на земле. Мешает капитализм, – капитализм, который обрекает на голод сотни миллионов трудоспособных людей, с одной стороны, и с маниакальным упорством повышает пенсионный возраст, с другой стороны, аргументирую всё это нехваткой денег.


Что необходимо для жизни: деньги или еда, одежда и другие средства существования? С точки зрения капитализма: деньги.
И таков идиотизм капиталистического общества во всей его красе!

За рабочий класс!
Рафик Кулиев
17 июня 2020 г.


Рецензии