de omnibus dubitandum 7. 46

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ (1590-1592)

Глава 7.46. ВНУК ИВАНА ГРОЗНОГО И ПЛЕМЯННИК ЦАРЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА…

    Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко в своем произведении «Как было на самом деле. Соловей-разбойник, остров Буян и Крым» пишут: «Былина Романовской эпохи уверяет нас, будто капризный Иван Грозный хотел убить своего сына Федора, но благородный Никита Романович спас царевича…

    Костяк былины "О Грозном царе Иване Васильевиче" таков. Иван Грозный на пиру провозгласил, что он истребил измену в Москве и скоро поразит измену в Новгороде.

    На это его старший сын Иван Иванович заявляет, что этого царю сделать не удастся. Поскольку-де, сейчас и здесь за царским столом сидит великий изменщик (предатель), который помешает царю.

    Иван Грозный требует назвать его имя. После недолгих колебаний Иван произносит имя своего младшего брата Федора Ивановича - второго сына Ивана Грозного ["Иван Грозный" - это обобщенное название четырех царей-ханов Руси-Орды. Последним из них был хан Симеон-Иван. Его сыном был Федор (I - Л.С.) Иванович, а Борис Годунов был сыном Федора (I - Л.С.), то есть внуком Симеона - Л.С.]. , и обвиняет его в измене царю.

    Царь приходит в ярость и вызывает палачей, чтобы казнить Федора (I - Л.С.). Но палачи не осмеливаются убить царского сына. Соглашается только Малюта Скуратов (Скурлатов). Он хватает Федора (I - Л.С.) и ведет его к плахе.

    Молодая царица - Настасья Романовна (Романова), мать Федора (I - Л.С.), приходит в ужас и бежит по Москве к своему брату Никите (Миките) Романовичу, умоляя спасти сына.
Тот соглашается, настигает Малюту Скуратова с Федором (I - Л.С.) и убивает Малюту.

    После этого Никита Романов прячет спасенного Федора у его матери Настасьи. Через некоторое время "Иван Грозный" (кавычки мои - Л.С.) раскаивается в своем опрометчивом решении и говорит Никите Романовичу, что осыпал бы сына Федора (I - Л.С.) благодеяниями, если бы тот был жив.

    На что Никита тут же приводит к нему живого Федора (I - Л.С.). Царь Иван счастлив, целует сына Федора (I - Л.С.), и предлагает Никите Романовичу в награду все, что тот пожелает.

    Однако Никита просит немногого: пожаловать его Никитиной вотчиной да так, чтобы если кто угнал коня или увел чужую жену, и пришел в Никитину вотчину, с того обратно ничего не взыскивать. Царь соглашается...

    Известно много вариантов этого рассказа, но все они в принципе говорят одно и то же, за исключением отдельных деталей.

    Но некоторые детали весьма интересны. Например, по старой версии у Кирши Данилова, царь "Иван Грозный" (кавыки мои - Л.С.) на пиру, похваляется и хвастается, что он истребил измену в Киеве, в Новгороде, взял Рязань и Астрахань.

    Но тут неожиданно Федор (I - Л.С.) Иванович разрушает пафос речи Царя, заявляя, что в каменной Москве измена все еще не истреблена. При этом Федор (I - Л.С.) указывает на ТРЕХ ГОДУНОВЫХ, объявляя их изменниками. "Иван Грозный" (кавычки мои - Л.С.) требует подробностей. Федор (I - Л.С.) в ответ указывает Царю, что тот сам привечает Годуновых, пьет и ест вместе с ними, то есть как бы заодно с ними. "Иван Грозный" (кавычки мои - Л.С.) возмущен этими словами сына и приказывает казнить его.

    Дальнейшие события мало чем отличаются от уже описанных выше. Процитируем этот вариант, называемый так: "Никите Романовичу дано село Пребраженское".

    «Прогласил в палатах Царевич молодой, что меньшой Федор Иванович: "А Грозной Царь, Иван Васильевич! Не вывел измены в каменной Москве; что есть у нас в каменной Москве, что три большие боярина, а ТРИ ГОДУНОВЫ ИЗМЕННИКИ".

    - За то слово Царь спохватается: "Ты гой еси, чадо мое милое, что меньшой Федор Иванович! Скажи мне про трех ты бояринов, про трех злодеев изменников: перваго боярина в котле велю сварить, другаго боярина велю на кол посадить, третьяго боярина скоро велю сказнить".

    - Ответ держит тут Царевич молодой, что меньшой Федор Иванович: "А грозной Царь, Иван Васильевич! Ты сам про них знаешь и ведаешь, про трех больших бояринов, ПРО ТРЕХ ГОДУНОВЫХ ИЗМЕННИКОВ; ты пьешь с ними, ешь с однаго блюда, единую чару с ними требуешь".

ГОДУНОВ Иван Васильевич (? - †1602) — голова, воевода, наместник, окольничий и боярин в царствование Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова. Третий сын Василия Петровича Годунова. Троюродный брат царя Бориса Фёдоровича Годунова.
Служба
В чине головы участвовал в походе руской армии под командованием царя Ивана Грозного (на самом деле Дмитрия Ивановича, см. рис. - Л.С.) на Полоцк (1563). Пожалован чином окольничего (1580) (при Симеоне-Иване Бекбулатовиче - Л.С.). В том же году упоминается на свадьбе Ивана Грозного (на самом деле Симеона-Ивана Бекбулатовича - Л.С.) с Марией Фёдоровной Нагой. Окольничий и воевода в Пскове (1580)(при Симеоне-Иване Бекбулатовиче - Л.С.).
Второй воевода Большого полка в походе на шведов (1581 и 1582)(при Симеоне-Иване Бекбулатовиче - Л.С.). Послан на руско-литовскую границу для обмена пленных (05 сентября 1583)(при Симеоне-Иване Бекбулатовиче - Л.С.).
После смерти Ивана Грозного (на самом деле Симеона-Ивана Бекбулатовича - Л.С.) и вступления на царский престол Фёдора Ивановича возведён в боярское достоинство (31 мая 1584)[Ю.М. Эскин (опять еврей). Очерки истории местничества в России XVI-XVII веков. Н. ред. А.Б. Каменский. РГАДА. — М.: Изд. Квадрига, 2009. — С. 71][А.А. Зимин (и тут еврей). В канун грозных потрясений. — С. 121]. Находился при приёме литовского посла (февраль 1585)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). В том же году по разрядным книгам показан воеводой Большого полка. Водил полк правой руки на шведского короля Юхана Вазы (1586)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). В том же году — рязанский наместник.
Упомянут в двух царских грамотах, как руководитель Стрелецкого приказа (1586-1587)(при Федоре Ивановиче - Л.С.)[Сост. А.В. Антонов (оставим свое мнение при себе). Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т. IV. — М.: Изд. Древлехранилище, 2008. Грамоты № 46; 200. — С. 36; 150-151].
«По крымским вестем» отправлен с полкой правой руки в Алексин, откуда сообщал, что к Крапивне приходили крымские татары (1587)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Командовал Передовым полком в Калуге (1588)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Участник встречи крымского царевича Мурат-Гирея (21 февраля 1589)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). В августе того же года водил Передовой полк в Великий Новгород. Направлен с Большим полком в устье Невы против шведов (1590)(при Федоре Ивановиче - Л.С.).
Во время отражения нападения крымского хана Казы-Гирея командовал Передовым полком (1591)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Послан 2-м воеводой Большого полка из Новгорода к Выборгу против шведов (1592)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Ходил 2-м воеводой Передового полка «на берег» (1597)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Упоминается на приёме имперского посла Аврама Донавского (22 мая 1597)(при Федоре Ивановиче - Л.С.) и ходил к нему в ответ (19 июля 1597)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Второй воевода у служилого царевича Ураз-Мухаммеда в полку правой руки в Алексине, где держал оборону против Казы-Гирея (1598)(при Борисе Федоровиче - Л.С.). Принимал участие в праздничном обеде в честь прибывшего в Москву шведского королевича Густава (1599)(при Борисе Федоровиче - Л.С.). Был в ответе у польских послов (23 ноября 1601)(при Борисе Федоровиче - Л.С.).
Скончался († 1602), приняв перед смертью монашество под именем Иосифа, похоронен в Ипатьевском монастыре.
Семья
Женат на Пелагее, в иночестве Аполлинария, происхождение которой неизвестно (как все просто, даже у бояр из чьей родни невеста НЕИЗВЕСТНО - Л.С.). Похоронена с мужем в Ипатьевском монастыре.
Дети:
Сын - Иван Иванович Годунов († 1610) — кравчий, окольничий и воевода.
   
ГОДУНОВ Иван Иванович (? - †1610) — стольник, воевода, кравчий и окольничий во времена правления Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и Смутное время.
Единственный сын боярина и воеводы Ивана Васильевича Годунова († 1602)
Упоминается в разрядных книгах (1585)(при Федоре Ивановиче - Л.С.), в чине стольника (1588)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). Находился во дворце в день приёма цесарского посла Аврама Донавского (22 мая 1597)(при Федоре Ивановиче - Л.С.). После венчания на царство своего родственника Бориса Годунова, пожалован в кравчие (1598)(при Борисе Федоровиче - Л.С.). Кравчий и стольник, стоял у стола Государя в день приёма шведского королевича Густава (19 августа 1599)(при Борисе Федоровиче - Л.С.) и в день приёма шведского королевича Ивана (28 сентября 1603)(при Борисе Федоровиче - Л.С.). В том же году пожертвовал в Ипатьевский монастырь рукописное напрестольное, обложенное серебром и украшенное жемчугом и драгоценными камнями Евангелие и другую церковную утварь. Пожалован окольничим (01 октября 1603)(при Борисе Федоровиче - Л.С.).
Участвовал в боях против польско-литовских отрядов Лжедмитрия I (1604-1605)(при Борисе Федоровиче - Л.С.). Назначен 1-м воеводой Сторожевого полка в руской армии, отправленной в Северскую землю против Лжедмитрия (конец 1604)(при Борисе Федоровиче - Л.С.). Участвовал в битве под Добрыничами (21 января 1605)(при Борисе Федоровиче - Л.С.), где армия самозванца была разгромлена царскими полками. После смерти царя Бориса Годунова и вступления на царский престол его сына Фёдора, назначен 1-м воеводой Передового полка в руской армии под Кромами, осаждёнными царским войском (апрель 1605). Большая часть правительственной армии под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия (07 мая 1605). Окольничий Иван Иванович Годунов отказался перейти на сторону самозванца, был арестован и отправлен к Лжедмитрию в Путивль, где его заключили в тюрьму. Летом того же года, после венчания на царство Лжедмитрия — Годуновы и родственные им Сабуровы и Вельяминовы были отправлены в ссылку в Сибирь и Поволжье. Однако окольничий Иван Иванович Годунов был выслан из столицы в своё имение под надзор приставов. От ссылки его спасло родство с Романовыми, он был женат на Ирине, сестре патриарха Филарета Никитича Романова.
После якобы гибели Лжедмитрия стал служить новому царю Василию Ивановичу Шуйскому (май 1606). Попав вместе с женой в плен к Лжедмитрию в Калуге (1610), был по его приказу сброшен с башни, но остался жив. Тогда его отвезли на середину Оки и кинули в воду, но Иван Годунов ухватился за борт, и сторонник самозванца Михаил Бутурлин отсёк ему руку, после чего окольничий (фейк романовских фантазеров подхваченный нашими дипломированными, заслуженными, продажными горе-историками) на глазах жены (удачно оказавшейся в лодке под стенами башни с которой сбрасывают ее мужа, Голливуд отдыхает) утонул [Рудаков В.Е., Экземплярский А.В. (опять евреи). Годуновы, дворянский род // Еврейский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907].
Похоронен в Ипатьевском монастыре.
Семья
Жена: Ирина Никитична урождённая Романова (? - †06 июня 1633) — дочь боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и Евдокии Александровны Горбатой-Шуйской, сестра патриарха Филарета Романова. Вышла замуж до опалы своих родственников (до 1601) и одна из всей фамилии Романовых, вероятно по родству с Годуновыми, не попала под опалу царя Бориса Годунова. Упоминается в свадебном чине 2-й свадьбы царя Михаила Фёдоровича (05 февраля 1626). Несла из купели и принимала из неё царевича, будущего царя Алексея Михайловича (22 марта 1629). Погребена в Новоспасском монастыре. По своей сестре дал вклад в монастырь: вотчину село Елтосупово и 1000 рублей, боярин Иван Никитич Романов (09 ноябрь 1640) и по отцу и тётке боярин Никита Иванович Романов в 1500 рублей (21 января 1645).
Не оставили после себя потомства.

Критика
Среди перечисления лиц, похороненных в Ипатьевском монастыре, имеется запись о захоронении Ивана Ивановича Годунова, в иноках Иона, убитого самозванцем Тушинским (1610). Встаёт вопрос, а когда он успел принять иночество, в связи с обстоятельствами его смерти.
В описи Новоспасского монастыря имеется запись о вкладе по боярыне Ирине Никитичне, жене Ивана Ивановича Годунова. Здесь приведена ошибка, так как муж боярином не был.
Аналогичная ошибка приведена в Древней российской вивлиофике, где в чине 1-й свадьбы царя Алексея Михайловича упомянуто: «в материно место, боярина Ивана Ивановича Годунова жена, боярыня Орина Никитична», так как сама свадьба состоялась в 1648 году, значительно позже её смерти.
В некоторых источниках указан год смерти жены Ирины Никитичны († 1639), что не соответствует действительности.

    - То слово Царю не взлюбилося, то слово не показалося, не сказал он изменников по имени; ему туто за беду стало, за великую досаду показалося; скричал он Царь зычным голосом: "А есть ли в Москве немилостивы палачи? Возмите Царевича за белы ручки, ведите Царевича со Царского двора, за те за вороты москворецкия, за славную матушку за Москву за реку, за те живы мосты Калиновы, к тому болоту поганому, ко той ко луже кровавыя, ко той ко плахе белодубовой"

    Итак, мы натолкнулись на яркий сюжет. Оказывается, одна из былин XVI-XVIII веков претерпела заметную редакторскую правку. Внесли ее, скорее всего, романовские комментаторы, сказители или переписчики.

    Во-первых, они заявили, будто "Иван Грозный" (кавычки мои - Л.С.) хотел казнить своего сына Федора. Ни о чем таком летописи не сообщают. В нашей реконструкции, основанной на Новой Хронологии, попытки убийства Федора отцом тоже не обнаружилось. Хотя мы, пишут далее Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко, изучили с этой точки зрения несколько дубликатов событий этого периода, обнаруженных нашими эмпирико-статистическими методами. По разным версиям, старший сын Иван Иванович был убит царем. Но покушения на жизнь младшего сына не зафиксировано.

    Но, самое любопытное, не в этом. Особо интересно заявление былины, будто царевича Федора спас от верной гибели именно Никита Романович.

    Напомним: Никита Романович Захарьин-Юрьев считается основателем династии РОМАНОВЫХ. Он был шурином "Ивана Грозного" (кавычки мои - Л.С.), то есть братом его жены Анастасии Романовны, а также отцом патриарха Филарета (отца Михаила Романова, первого царя этой династии).

    И вот Никита Романович, по словам былины, благородно вступился за жизнь Федора и вырвал его из кровавых рук лютого "Ивана Грозного" (кавычки мои - Л.С.), каковым потом стали самозабвенно рисовать Романовы обобщенный образ царя Ивана IV Грозного. Тем самым, они постарались обосновать законность своей узурпации власти на Руси. Дескать, Федор из рода Рюриковичей обязан своей жизнью именно основателю династии Романовых.

    Как мы покажем далее, Романовы вообще упорно стремились связать себя с Рюриковичами. Мол, мы захватили власть по праву, мы - хорошие наследники. Например, первые Романовы беззастенчиво заявляли, будто Михаил Романов, являлся внуком Ивана Грозного и племянником царя Федора Ивановича.

    Это была неправда, но какое-то время она активно пропагандировалась Романовыми. Обсуждаемая сейчас былина замечательна не только этим. Она рисует картину ИЗМЕНЫ ГОДУНОВЫХ. Дескать, вот кто были подлинные враги Рюриковичей. Три брата Годуновых.

    Мы уже неоднократно сталкивались с романовскими фальсификациями событий XVI - начала XVII века. Например, Романовы заявили, будто Борис Федорович Годунов фактически был узурпатором, перехватив власть у болезненного и слабовольного Федора и став царем после него. При этом, Романовы скрыли тот факт, что Борис Федорович БЫЛ СЫНОМ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА, И ЧТО ИРИНА, ЖЕНА ФЕДОРА, БЫЛА МАТЕРЬЮ БОРИСА ГОДУНОВА. А вовсе не его СЕСТРОЙ, как стали уверять всех Романовы.

    В книге "Новая Хронология Руси", гл.6, мы показали, что знаменитое поле Куликово, где произошло сражение Дмитрия Донского с ханом Мамаем, находилось на территории будущей Москвы. Этот факт был, потом искажен романовскими историками, и место битвы передвинули (на бумаге) в окрестности города Тулы, примерно на 200 километров к югу.

    Оказывается, руские былины сохранили правильную память о месте битвы. Судите сами. Былина "О Грозном царе Иване Васильевиче" так передает приказ Ивана Грозного о казни царевича Федора: "Берите-ка моего сына царского, того ли Федора Иванова... ВЕДИТЕ-ТКО НА ПОЛЕ НА КУЛИКОВО, на это-то на место на торговое, срубите-тко ему буйную головушку за его изменушку великую...

    Молодой Иванушка Скурлатов сын... ПОВЕЛ ЕГО на поле на Куликово, на этое на место на торговое" Совершенно ясно, что раз царевича ВЕДУТ ПЕШКОМ из московского царского дворца Ивана Грозного на поле Куликово, то это поле находится, в общем, НЕДАЛЕКО от дворца. Во всяком случае, на территории Москвы. Причем повторяется фраза НЕСКОЛЬКО РАЗ. Но ведь именно это и утверждает наша реконструкция.

    Не шел царевич пешком со стражей двести километров до Тулы! Дело происходило в МОСКВЕ.

    Буквально, то же самое утверждают и другие варианты былины. Вот, например, версия "Иван Грозный и его сын". Грозный приказывает: "Вы берите его во поле Куликово да ко той ли ко плашеньки ко липовой... Да ПОВЕЛИ его во поле, ПОЛЕ КУЛИКОВО да, ко той ли ко плахи ко липовой... А УВЕЛИ его во поле Куликово... Скоро младого Федора (I - Л.С.) Ивановича: УВЕЛИ его во поле Куликово".

    В несколько другом варианте видим то же самое. "За йего-ли за персни злаченыи; ВЕДИТЕ скоро во поле Куликово... Вы ВЕДИТЕ-ТО ЕГО во поле Куликово... Скоро младого-то Федора Ивановиця; вы ВЕДИТЕ скоро во поле-то Куликово... За его-ли за персни злачоныи ПОВОДИЛ его во поле Кулипово (так написано, вероятно, опечатка – Л.С.)... Скоро-то младого Федора (I - Л.С.) Ивановиця: УВЕЛИ ЕГО вет во поле Кулипово".

    Причем эта последняя формулировка повторяется ЕЩЕ ДВА РАЗА. То есть шесть раз, хотя немного разными словами, сказано, что царевича Федора (I - Л.С.) ВЕДУТ ПЕШКОМ из царского московского дворца на поле Куликово. То есть НЕДАЛЕКО.

    ВЫВОД. Руская былина сохранила свидетельства того, что знаменитое поле Куликово было на территории Москвы, недалеко от царского дворца. А вовсе не под Тулой, за двести километров.

    Нам еще рано расставаться с этой темой. Былина открывает и другие затертые Романовыми и забытые страницы нашей истории. Оказывается, город Москву и поле Куликово называли иногда по-разному.

    Вот, например, еще один вариант той же былины "Иван Грозный и его сын". Опять говорится, что Иван Грозный разозлился на своего сына Федора (I - Л.С.) и приказал его казнить. Царевича спасает Никита Романович. Как мы уже знаем по нескольким версиям былины, дело было в Москве. Здесь был и царский дворец, и поле Куликово, и Никита Романович тоже жил недалеко от дворца Ивана Грозного. Посмотрим теперь - как все это представлено в обсуждаемом сейчас варианте былины.

    Грозный приказывает: "Вы ВЕДИТЕ царевиця во цисто поле вы ко той ко плахи ко липовой, вы рубите его да буйну голову... Тут Скорлютка вор, Скорлатов сын... ВЕДЕТ царевиця во цисто поле... Перепахнула вестка (весть об этом – Л.С.) ЗА МОСКВУ-РЕКУ А ВО ТОТ ЖА ВО КИЕВ ГРАД а к тому же вет до дядюшки, а к тому же Микиты Родомановицю... Как погиб цяревиц ЗА РЕКОЙ МОСКВОЙ... А идет вет он мимо КИЕВ ГРАД... Как погип царевиць ЗА МОСКВОЙ РЕКОЙ... Итта тот жа Микита Родомановиць; он выходит тут на красно крыльце".

    О чем тут сказано? Былина почти дословно повторяет уже знакомый нам рассказ. Дело было в Москве, царевича ВЕДУТ на чисто поле, которое в других версиях прямо названо ПОЛЕМ КУЛИКОВЫМ. Тут названия "Куликово" нет, говорится просто о чистом поле. Но ВЕДУТ ПЕШКОМ, опять-таки, недалеко от царского московского дворца.

    Сказано, что ОТВЕЛИ за Москву-реку. То есть подчеркнуто, что события происходят в Москве или на окраине города.

    Очень интересно, что царевича при этом провели МИМО КИЕВ ГРАДА. Как выясняется, здесь же, в КИЕВЕ жил и Никита Романович. Следовательно, Москву или ее часть ранее именовали также КИЕВОМ.

    Этот вывод нам уже известен. Поэтому, встречая в какой-то летописи рассказ о КИЕВСКИХ событиях, следует сначала выяснить, не говорится ли тут на самом деле о МОСКВЕ.

    Мы не будем повторять, пишут далее Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко подробности, они почти идентичны разобранным выше. Оказывается, Куликово поле называли иногда другими именами. Открываем, например, былину "Старина о Грозном царе Иване Васильевиче". Сидя на пиру в московском дворце, Иван Грозный приказывает: "СВЕДИТЕ-КА Федора в чисто поле, на тое болотцо на ЖИТНОЕ... ПОВЕЛ (Скуратов – Л.С.) Федора (I - Л.С.) во чисто поле, на тое болотцо на Житное". Это название повторено в былине несколько раз. Практически то же самое говорится и в других вариантах этой былины.

    ВЫВОД. Все основные варианты былины утверждают, что поле Куликово было на территории Москвы. Кстати, в то время Москва еще не была столицей Руси-Орды. Она стала таковой лишь в XVI веке. См. книгу "Новая хронология Руси". Само Куликово поле былины иногда называли как место торговое и как болото Житное. Город МОСКВУ (или его часть) иногда именовали КИЕВОМ.


Рецензии