Иеромонах Алексий и монархисты

Иеромонах Алексий и монархисты.
Прямого отношения к приходу преполовения Пятидесятницы они не имели, но косвенное общение было.
На Гниловской был ещё один приход – преподобного Серафима Саровского.
Церковь Серафима Саровского (Серафимовский храм) — православный храм в Ростове-на-Дону. Принадлежит к Юго-Западному благочинию Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. Был построен в станице Гниловской между 1904;1911 годами по проекту архитектора Б. А. Райченкова.
История строительства Серафимовской церкви начинается в конце XIX века, когда осенью 1899 настоятель Гниловского-Троицкого храма обратился к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Афанасию с прошением о разрешении строительства нового храма. Для сбора средств был создан попечительский комитет под председательством казака Григория Петрова. В июле 1903 года Гниловский станичный сбор отвел место под строительство.
Православные жители станицы Гниловской одними из первых в России в 1904 году начали возводить храм во имя преподобного Серафима Саровского, оказавшего, по мнению Русской православной церкви, огромное благодетельное влияние на русский народ. В 1911 году строительство храма было закончено благодаря добровольным пожертвованиям прихожан[1]. По благословению 4 декабря 1911 года благочинный Аксайского округа протоиерей Александр Григорьев совершил торжественный чин освящения нового храма во имя Преподобного Серафима Саровского.
В 1922 году, под предлогом помощи голодающим Поволжья, из Свято-Серафимовского храма было произведено изъятие церковных предметов из серебра и золота. Церковь закрыли в 1937 году, но затем богослужения были возобновлены в 1942 году и продолжались до 1956 года. В 1959—1960 годах храм был перестроен как музыкальная школа имени Глинки. Осенью 1992 года созданная православными ростовчанами община Свято-Серафимовского прихода с настоятелем отцом Сергием Разумцевым и «Союз казаков станицы Гниловской» начали действия по возвращению зданий, принадлежавших ранее церкви во имя преподобного Серафима Саровского. С января 1995 года работы по возрождению церкви во имя Преподобного Серафима Саровского берет под свое покровительство вновь прибывший на Донскую кафедру епископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. 14 сентября 2004 года Владыка Пантелеймон полным архиерейским чином освятил уже весь заново отстроенный храм. Постепенно заботами настоятеля, клира, попечительского совета и всех прихожан продолжались работы и по завершению внутреннего убранства храма[1].
http://serafim-rostov.cerkov.ru/istoriya-xrama-2/
Как и в предыдущем случае не все так гладко шло с восстановлением храма.
Как написано выше, Храм отдали под музыкальную школу. Сделали пристройку со стороны алтаря. В самом алтаре (лучшего места коммунисты не могли найти) был туалет.
Как и прошлом случае ту часть музыкальной школы, которая была храмом просто так отдавать не хотели. Началась истерия по поводу попов, которые у детей отбирали музыкальную школу. Хотя это ни как не влияло на учебный процесс.
Хотя, как и предыдущем случае документы были подписаны директор школы уперся и не хотел отдавать. Вмешались опять казаки. О чем они разговаривали с директором мне доподлинно не известно, а пересказывать слухи не имею желания.
Приход возглавил священник Сергий Разумцев. Батюшка очень колоритный: высокого роста с длинными черными густыми волосами на голове и с бородой.
Всегда ходил только в рясе и сапогах. У прихода был автобус «Кубань», который был расписан православной атрибутикой и надписями на церковнославянском языке. Запомнилась одна «демократия в аду, а на небе царство». В храме весела икона царя мученика Николая 2, хотя канонизации его не было. Это был единственный случай в Ростове-на-Дону, когда открыто весела его икона и читался ему акафист. (Ака;фист — жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или святым). Это было церковным нарушением но к этом относились снисходительно.
О. Сергий был ярым антисемитом. Редкая его проповедь обходилась без этой темы.
В своем приходе он объединил весьма разнообразных людей по целям и задачам.
Казаков, но о них я вел речь в предыдущей статье.
Монархистов. В отличии от казаков они были не столь экспрессивны и более образованы. Почитали убиенную царскую семью и считали самозванкой Марию Владимировну Романову. У них была зарегистрированная партия монархистов. (Тогда это было не проблема). Имели связи с зарубежными монархическими организациями и тесно общались с русской православной церковью за рубежом.
Хоть официального канонического общения у РПЦ и РПЦ(з) не было, но к фактам общения между представителями этих церквей, как мирян так и духовенства относились так же снисходительно.
Все понимали причину раскола, и все делали что бы этот раскол уврачевать.
Но только не все понимали, как правильно это сделать. Это относилось и к нашим монархистам. В храме реализовывалась патриотическая монархистка пресса и литература. Так же под эгидой храма начал создаваться кадетский корпус. Которым руководил князь, простите забыл его фамилию. Так же еще и казачья гимназия. Кроме этого сестричество православных сестер милосердия Серафима саровского.
Мне часто приходилось ездить в этот храм по хозяйственным делам. Там я  закупал для реализации в нашем храме атрибутики: свечей, икон, литературы и т.д. Конечно познакомился с сотрудниками и прихожанами храма.
Здесь я познакомился с книгой Льва Тихомирова «Монархическая государственность». Особенность этого автора в том, что он был одним из участников покушения на императора Александра 2. Он не был казнен, а получил срок за свою деятельность.
Русские цари и императоры частот навещали заведения где содержались враги государства и нарушители закона. В один из таких приходов, когда Александр 3 интересовался у заключенных за что они они оказались в заточении, все отвечали, что не за что. А Лев Тихомиров ответил честно, что за дело, был участником покушения.
Тогда государь распорядился его освободить и сказал, что нечего ему делать в тюрьме с невиновными.
Бывший узник уехал за границей и когда там жил изучал как устроено общество и написал книгу Монархическая государственность, где доказывал, что православная монархия самая правильная форма правления.
Так же он показал, как идет эволюция общественных отношений от демократии через аристократию к власти одного человека. А сама форма демократии — это способ ухода от ответственности. И только православная монархия обеспечивает правильные общественные отношения, а церковь выступает в качестве конструктивной оппозиции и все они имеют цель во главе своего народа служение Богу. И это именуется симфонией властей.
Наши монархисты были сторонниками немедленного восстановления монархии у нас в стране. И их как-то мало заботило, что народ не воцерковлен, и такого понятия как служения в народе не было.
Люди хотели во главе страны «слугу народа», нечто навроде мальчика на побегушках для удовлетворения капризов всех людей.
С о. Алексием у наших монархистов отношения не заладились. С одной стороны, он был монархических убеждений. И было бы удивительно быть демократом или тем более либералом, когда обращаешься к Богу и называешь его Царем, а к святому Духу обращаешься «Царю Небесный».
О. Алексий не хотел распространять через свой храм монархическую прессу, хотя некоторые книги у нас были на реализации.
В отличии от казаков, монархисты заходили в храм  дважды в год: в день рождения императора и убийства царской семьи и некоторые из них исповедовались и причащались, но только у правильных, с их точки зрения, священников.
Остальных они подвергали жесткой критике.  Они были зациклены на внешних факторах, не особо вникая в их смыл.
Настаивали на покаянии за нарушение клятвы на верность дому Романовых в феврале 1613 года. Но мы, выросшие при советской власти, не свергали монархию. И механическое признание факта этого нарушения ни чего в нас не изменит. Надо изменить отношение к монархии, а это сразу не делается.
Так же и в отношении к убийству царской семьи. Мы не были среди участников этого беззакония, но можем изменить к этому отношение.
Наших монархистов интересовало не личное покаяние, как внутренняя борьба, а внешние массовые эффекты.
И еще множество, казалось бы, мелких нюансов. Но в духовной жизни нет мелочей. И даже очень благочестивая идея может привести к непоправимым последствиям, если не подвергать их анализу.
Благодаря встрече с о. Алексием и общению с ним я понял, что и с монархистами надо быть осторожнее. Их идеи монархии во что было ни стало ни к чему хорошему не приведут.
А критика священноначалия приведет к недовольству самим Богом. А это приведёт к падению.
Такая беда произошла и с о. Сергием, он был запрещён к богослужению, как женившийся во второй раз. И это не повод для злопыхательства и тем более хулы на церковь и Бога. К сожалению это был не первый и не последний случай когда я видел падение священника.
О. Алексий часто говорил, что становясь священником обрекаешь себя на ад, хорошо если только в земной жизни.
С казаками у монархистов так же были сложные отношения. Причина конфликта была в несогласии казаков их именовать сословием и религиозная так же, но я уже эти особенности их религиозных преставлений описывал.
И благодаря о. Алексию мне удалось разобраться во всех этих нюансах.


Рецензии