Случаи из детства

   
    Интересное свойство памяти. Вдруг с фотографической точностью всплывают эпизоды моего раннего детства, которое проходило в обществе бабушки и её знакомых из Ленинграда. Их объединяли эвакуация в Ижевск, ностальгия и любовь к литературе.
   Все дамы были рождены в конце девятнадцатого века, так что этикет стал образом их жизни, а посему галантность мужчин не производила на них никакого впечатления. Всё было обусловлено нормами жизни дореволюционного времени. 

Эпизод первый.

    Взрослые меня учили правилам хорошего тона: вставать, когда ко мне обращаются старшие, стоящие передо мной, уступать им место, не вмешиваться в их разговоры и еще много, много «не». Усвоила я и правила этикета для мужчин, которые должны вставать, если к ним подошла дама, приподнимать шляпу, приветствуя её на улице, и так далее, и так далее, а также быть корректными по отношению к противоположному полу, в противном случае от них может последовать аристократическая пощечина. Всё это незамедлительно было мной усвоено.
   
    В то время существовали карточки,по которым можно было получить продукты, указанные в отрывных талонах, оплатив их. Мы с бабушкой пошли отоваривать карточки, то есть получать продукты. В магазине, как всегда, большая очередь из понурых, молчаливых людей, стоящих друг за другом вдоль прилавка. Людской поток продвигался медленно.

    Я переминалась с ноги на ногу, не зная, чем занять себя.  Вдруг мое внимание привлек мальчик, который вышел из очереди и встал у окна магазина. Мне тоже надоело стоять, и я решила составить ему компанию. Но не тут-то было: он стал убегать от меня, я за ним. Так продолжалось некоторое время. Моя гордость была уязвлена. Мне все-таки удалось догнать его, и, по законам оскорбленной личности, он получил пощечину, которая прозвучала достаточно громко в гнетущей тишине магазина.

    Кто-то взял меня за руку и стал интересоваться, чей я ребенок. Мне ничего не оставалось делать, как робко встать около бабушки. Не поворачивая головы, она жестко произнесла: «Отойди, у меня такой внучки нет».

    Я отошла к окну. И опять не могла понять свою ошибку, ведь мальчик меня обидел. Извинялась ли я перед ним, было ли какое-нибудь наказание, не помню. Скорее всего, последовало внушение.


Эпизод второй

    Корешки от карточек мне отдавали для игры. От взрослых я слышала, что некоторые продают карточки.
-А почему бы и мне не продать мои.

    И вот однажды я гуляла одна. В моей сумочке, сшитой мамой, лежали отоваренные карточки. После некоторого колебания, борясь со страхом, достала одну и начала кричать: "Продаются карточки, продаются карточки." 
   
    Откуда ни возьмись, появилась женщина, подошла ко мне, посмотрела на карточку и разочарованно сказала: «Да это же корешки!»
    Я не растерялась и стала ее уговаривать: «Пожалуйста, купите своей дочке, чтобы она с ними играла?»
   
    Женщина молча удалилась. Мой бизнес не состоялся, как впрочем, и в дальнейшем.



Эпизод третий

   В ноябре 1943 года в Ижевск приехал В.Г.Дуров со своими животными. Маме дали билеты, и я впервые была в цирке. Он произвел на меня сильное впечатление: огромная арена, места расположены амфитеатром и купол над головой.
   
   Наконец началось представление: акробаты, клоун и человек без рук, который выполнял свой номер с помощью ног. Во втором отделении должен был выступать В.Г.Дуров со своими животными. Гвоздем программы был слон. Мамина подруга с мужем сидели в первом ряду и взяли меня к себе, чтобы я смогла хорошо всё рассмотреть.
 
    Зазвучали фанфары, и на арене появился слон. На барьере сидел мужчина, лицо которого было обильно покрыто  пеной. Слону дали большую деревянную бритву, и он стал его брить, размахивая хоботом. Я испугалась, соскочила с сиденья и направилась к лестнице.
"Ирочка, почему ты уходишь?"- спросила мамина подруга.
    
    Признаться, что испугалась, мне было неловко.
"Просто без мамы соскучилась" - ответила я.

Дуров Владимир Григорьевич -советский российский артист цирка, дрессировщик. Народный артист СССР.

   


Рецензии
Доброго дня Вам, Ирина!

Приятной, доброй теплотой повеяло от этих строк, хотя ситуации выглядели забавно.
Да, некоторые эпизоды нашего детства с необычайной отчетливостью врезаются в память, оставаясь в нашем сердце навсегда. Видимо, эмоциональный всплеск в эти мгновенья был столь силен, что картина окружающего мира запечатлелась с невероятной яркостью.
Тем более, что связаны с сильными чувствами.
И можно понять бабушку, получившую классическое воспитание, в присутствии которой внучка столь превратно истолковала правила хорошего тона, взявшись преследовать мужчину, пусть и юного возраста, всего лишь с намерением отвесить ему оплеуху.
И вполне понятно стремление заняться своеобразным "бизнесом", ведь часто копируют поведение взрослых, только далеко не сразу получается понять, что с некоторыми вещами лучше не шутить.
Ну, а слон в цирке, тут, по-моему, и объяснений не требуется - представляю, какая буря эмоций возникла в душе маленькой девочки...

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей

Сергей Макаров Юс   27.04.2024 14:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за отклик и неравнодушное прочтение. Рада видеть Вас на моей странице.
С глубоким уважением и признательностью,
Ирина

Ирина Ижорская   28.04.2024 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.