о великих русских поэтах

я не автор                Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора
О Великих русских поэтах
Пётр Васильевич Качур
ОЧЕНЬ КРАТКО О ВЕЛИКИХ ТАЛАНТАХ, О МОИХ САМЫХ ЛЮБИМЫХ ВЕЛИКИХ ПОЭТАХ
ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО  НЕ ВСЕГДА ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ, ОСОБЕННО В ОТНОШЕНИИ ВЕЛИКИХ ТАЛАНТОВ

Как-то в Проза.ру прочитал я поэму Валентина Курмышова «РУСЬ МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ»:
"Окинув мысленно Россию,
С древних до текущих дней,
Опечалился я сильно:
Сколько бед и горя в ней?! ...
...
И удивился, и восхитился: почему я не знаю ничего об этом таком талантливом  замечательном поэте!

Я уже раньше читал  Историю Государства Российского в стихах.
У меня уже есть книга Алексея Константиновича Толстого, в которой размещены его произведения и его «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО ТИМАШЕВА», эпиграфом к которому А.К.Толстой взял фразу летописца Нестора из «Повести временных лет»: «ВСЯ ЗЕМЛЯ НАША ВЕЛИКА И ОБИЛЬНА, А НАРЯДА В НЕЙ НЕТ», и  рассказывал в своём знаменитом сатирическом произведении:
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед,
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет «…

… И так Алексей Константинович Толстой рассказывает обо всех временах правителей Руси до Александра I, но потом пришёл в выводу:

«Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак о том, что близко,
Мы лучше умолчим.»…

В этой книге много стихотворений, баллад и былин, и есть ПОВЕСТЬ ВРЕМЁН ИОАННА ГРОЗНОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ».
 
В этой Повести в предисловии к Первому изданию есть интересные выводы:
«... В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя, он набросил на них тень и показал их по возможности в отдалении. Тем не менее он сознаётся, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования …» …

Стали общаться с Валентином Курмышовым .  И Валентин рассказал, что он не поэт, но как-то уже в зрелом возрасте ему пришла мысль переписать  историю Руси в стихах.
И он это сделал. И, как я заметил - очень талантливо! Он просто взял книгу русского историка в прозе и весьма талантливо пересказал её в стихотворной форме.
Я спросил: «А напечатал? Книга есть?»

(У меня уже давно есть книги с произведениями поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого и многих других знаменитых русских поэтов и писателей, книги историков Н.М. Карамзина, Н.И.Костомарова,С.М.Соловьёва и других историков, …, и вот я подумал, а где можно приобрести книгу В.Курмышова …)

Но, Валентин ответил:  – Нет, не печатал, ….

Беседуя, мы узнали,  что  наш любимый поэт Валентина Михаил Юрьевич Лермонтов.
Но ведь  Михаил Юрьевич Лермонтов мой любимый поэт с самого детства!

Я ведь не могу начитаться и навосхищаться его произведениями и произведениями других Великих русских поэтов, особенно произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Николая Алексеевича Некрасова и других Великих. Ведь наше поколение выросло на их Великих произведениях. Я помню, как когда-то в Северо-Енисейской средней школе имени Героя Советского Союза Е.С.Белинского наш учитель Русского языка и Литературы читал на уроках стихотворения и поэмы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова наизусть.
Перед этим он обычно говорил:
- Следите по учебникам. Вдруг я ошибусь.
Но он никогда не ошибался …
Он наизусть читал даже всю большую поэму А.С.Пушкина "Евгений Онегин"!

И вот, перечитывая произведения МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА, я снова и снова вчитываюсь в его слова «Никто моим словам не внемлет…»:

«Никто моим словам не внемлет… я один.
День гаснет… красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи и камин
Трещит передо мной. — Я полон весь мечтами,
О будущем… и дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной,
И тщетно я ищу смущенными очами
Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!»
1837 г.

- «Никто моим словам не внемлет …» огорчается поэт …
А ведь ещё в старину говорили, а особенно повторяли в Советские времена, что «Человек человеку друг, товарищ и брат»…

Но почему «друг, товарищ и брат" не внемлет правдивым словам талантливого поэта?

И почему такой ещё молоденький Михаил Юрьевич пишет такое грустное стихотворение «ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ»:
"Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел".
1841г.
Исследователь творчества М.Ю.Лермонтова говорит: «Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» является одним из последних произведений поэта перед своей трагической гибелью. Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть, что отражалось в их творчестве. Рассматриваемый стих удивительно напоминает предсмертное завещание поэта» ...

Почему его, такого талантливого, не понимали?
Почему Михаил Юрьевич Лермонтов так грустно писал о России:
"Прощай, немытая Россия..."

"Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей".

Здесь же не только высылка его на Кавказ повлияла … Здесь болезнь за народ, за всю страну, …
Почему, думаю я, бывает так, что люди совсем не «друг, не товарищ и не брат», как в случаях с Великими русскими поэтами А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым и некоторыми другими поэтами и писателями.

Поражают его слова поэта:  «Я полон весь мечтами, О будущем  …» …
И поражает его судьба: как его - такого талантливого, такого молоденького могли убить? И почему не исполнились его мечты о будущем?
И ведь он на дуэли  стрелял первым и выстрелил в воздух! Это ведь был сигнал на примирение! Но противник Мартынов, его друг с юношеских лет, сигналу на примирение не внял. И выстрелил Лермонтову в грудь ... Ну почему он совершил такое?! ...
Почему Мартынова, его секундантов, не просверлила мысль: "Он не убил! Он выстрелил в воздух! Он против смерти! Он за Мир между нами! Ведь мы же друзья с юношеских лет!" ...
И почему Мартынов так не подумал: "И я убивать его не буду! И я тоже выстрелю в воздух! И Мы помиримся! Ведь мы же друзья!" ...

И скончался Великий поэт под проливным дождем, ...
Люди, если можно их так назвать, разбежались, а природа не смогла удержать проливных слёз, ...
Природа заплакала:
- Люди! Что вы творите, люди, ...

Так судьба М.Ю.Лермонтова повторила судьбу А.С.Пушкина ...


Рецензии