Первое сентября

Первого сентября было по-летнему тепло. Начальная школа в здании бывшего купеческого дома, находилась на нашей улице. Мы с моим другом Генкой с нетерпением  ждали этот день, и пришли во двор школы наверно за час до начала линейки. За неделю до этого события ко всем мальчишкам и девчонкам приходила учительница знакомиться со своими первоклашками. Мы уже знали её, она заходила в дома, разговаривала с родителями и с нами. Звали её Людмила Ивановна.
Зашла и к нам. Я рассказал, что умею читать и считать, а ещё люблю рисовать. После её ухода, отец мой назвал её «умницей». Мама же сказала, что она очень молодая.
Так получилось, что почти вся наша ватага с нашей и соседней улицы, оказалась в одном классе. Девчонки пришли в белых передниках, с бантами. Стояли, держа в руках букетики цветов,  отдельно от нас, как будто мы еще вчера не играли с ними в «салки» и в «лапту». 
–  Смотри- ка, фифы какие, –  в голосе моего друга прозвучала угроза. Он подкрался к девчонкам и дернул за кончики бантов сразу у двух подружек. Галка и Тамарка, возмущенные Генкиной выходкой, бросились за ним, догнали и принялись хлестать его своими букетами. Злодей, не ожидавший такого яростного напора, закрылся от подружек  двумя  руками. От букетов остались одни ветки, но девчонки продолжали хлестать моего друга, пока от букетов ничего не осталось.
–  Что здесь происходит, –  раздался мелодичный, но строгий голос.  – Девочки перестаньте колотить Гену. Что он такого сделал?
Перед нами стояла наша учительница. На ней была белоснежная блузка и черная до колен юбка. И ещё …она улыбалась.
Девчонки взахлеб, стали рассказывать какой Генка хулиган, распустил у них банты. И из– за него теперь у них нет букетов.
–  Успокойтесь, –  потребовала Людмила Ивановна. – Бантики я вам поправлю, а букеты вы испортили сами.
Тут учительница ловко повязала банты возмущенным и возбужденным подружкам и взглянув на «хулигана» погрозила ему пальцем.
–  Идемте строиться, сейчас будет линейка. А потом мы пойдем в класс.

«Сегодня для вас особенный день –  ваш первый день в школе. Отныне, здесь вы будете проводить большую часть своего времени, учиться, расти и развиваться.
Перед вами открывается новый мир знаний, друзей и жизненных опытов. Но не забывайте, что с этим миром приходят новые обязательства.
Изучайте предметы, выполняйте задания, следуйте дисциплине. Только так вы сможете стать настоящими учениками, готовыми к новым достижениям и победам.
Помните, что знания –  это сила. Они помогут вам достичь своих целей и реализовать свои мечты. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые знания и возможности.»
Так или примерно так говорила директор школы на линейке, но мысли наши были совсем о другом. Мы смотрели на свою учительницу и пытались разгадать, как она будет относиться к нам. То, что мы теперь будем зависеть от её, для нас не составляла никакого секрета. У каждого были старшие сестры и братья,  способные в подробностях  рассказать о наказаниях и выволочках от учителей  за невинные по сути шалости.
Генке и мне учительница нравилась. Девчонки шушукались, обсуждая прическу Людмилы Ивановны.
«И помните, что вы не одни. Ваш учитель и одноклассники всегда будут рядом, чтобы помочь и поддержать вас.
Желаем вам успешного учебного года и прекрасных впечатлений от школьной жизни! Ура! Первый звонок прозвенел.»
Наконец линейка закончилась и мы побежали в класс. В комнате пахло масляной краской. Мы осторожно прошли по чистому и окрашенному полу и стали занимать места. Мы с другом успели захватить заднюю парту, хотя желающих на нее было немало.
За нами зашла в класс наша учительница и строго сказала, что теперь мы должны во всем слушаться её и сейчас она нас рассадит. Мальчики будут сидеть с девочками, с учетом роста. В классе поднялся шум.
–  Если посадим впереди, например, Пашу Кустова, –  пояснила Людмила Ивановна, –  то едва ли кто за ним увидит, что я буду писать на доске.   
Шум стих. Все посмотрели на Пашку. Пашка покраснел. Был он здоровенный мальчишка, на голову выше всех.
За прошедшее лето многие из нас вытянулись, особенно девочки. Я тоже сильно вырос. А вот Генка только чуть– чуть.
Так и оказалось. Гену посадили с самой маленькой девочкой на первую парту.
–  А теперь, поговорим о прозвищах, –  заявила вдруг Людмила Тимофеевна, –
я столько неприятных слов услышала от вас в перемену, что у меня голова разболелась. Когда вы только успели их напридумывать?
Класс затих.  – А, что тут выдумывать, –   друг мой не смущаясь, выдал, –  вот если человека зовут Насим, то и выдумывать ничего не надо.
–  Очень плохо, Геннадий! – возмутилась  учительница. Твое имя на древнегреческом означает «благородный», а ты поступаешь неблагородно, обзывая своего товарища.
Тут девчонки стали спрашивать, что означает их имена. И мы узнали, что Нина – это царица по– грузински, а Анна – благодать и сила, Галина – тишина, штиль.
И мальчишкам стало интересно. Было видно, как Колька Ахметов выпрямился и стал выше, когда узнал, что он победитель. Леонид – подобный льву, а вот Пашка узнал, что имя его означает «малый», «небольшой», хотя в классе он возвышался над всеми почти на голову.
–  Вот какие у вас красивые имена, –  с улыбкой посмотрела на нас учительница, –  а имя Насим – самое красивое, по– башкирски оно означает «нежный ветер».
–  Я надеюсь, –  снова построжела Людмила Тимофеевна, что вы не будете называть друг друга прозвищами и кличками, как кошек собак или коров в стаде.
Когда мы шли домой, то договорились звать друг друга по-прежнему: он меня – Ленькой, а я его – Генкой.  И хотя все было хорошо, светило ласковое сентябрьское солнце, но друг мой шел домой грустный. Вероятно, в глубине души мы осознавали, что беззаботное детство осталось позади. 
Вдруг на лице моего друга промелькнула хитрая улыбка.
–  Я завтра принесу жука. Вот с такими усами, –  друг показал пальцами размер, –  десять сантиметров будет, то-то она испугается. И рассмеялся. Но я не понял, про кого он говорил, то ли про свою однопартницу, то ли про нашу учительницу.

   

 


Рецензии