4. Последняя ступенька. 4 курс. - 7

Начало здесь:http://proza.ru/2023/07/05/471

4.7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

- Привет, как самочувствие? – тихо подошёл ко мне Вовка.
В коридоре четвёртого этажа дома курсанта, где на днях заканчивает своё проживание 15-я, выпускная, рота отделения «Водные пути сообщения», много народа. Ровно сто человек выпускников отделения пришли при всём параде, в выглаженных до тонкого острия брючных стрелочек и гюйсов, в надраенных бляхах ремней и с белоснежными подворотничками на «сопливчиках». В назначенный день и час мы все появились для выбора или получения, кому как повезёт после формирования личного портфолио с плюсами и минусами, распределения на место работы по окончании учебного заведения. На дворе начало весны, начало весны перемен существования нового молодого специалиста. Человека труда, речника!
- Нормально, три дня уже прошло, отлежался. Мама перекормила так, что брюки не сходятся уже, - спокойно отвечаю я, выискивая глазами наших «собутыльников выпускников», - сам-то как? К бабушке съездил?
- Да. Был, всё нормально.
- А где наши друганы, хорошистики? – шучу я.
- Сейчас подойдут, где-то в кубрике.
- Что, Вовчик, как и договаривались, берём места в одном направлении? Ты со мной?
- Да, - лаконично ответил Мирончик…

Через десять минут объявили общее построение роты. Сотня подтянутых молодых, одетых в парадную форму, курсантов заняли половину коридора.
- Вот, теперь вы похожи на роту выпускников, подтянутые, опрятные, подстриженные по уставу. А то на учёбу половина, на выходные в наряды ещё меньше, на парад никого не дозовёшься, - командир роты, Савельев Виктор Иванович, имеющий среди курсантов прозвище «Танкист» с улыбкой идёт вдоль строя, - а тут распределение! Сразу все пришли, молодцы. Хотите на волю, во взрослую жизнь, похвально. Тогда слово предоставляется начальнику специальности Малышеву Владимиру Петровичу, вашему бывшему командиру.
- Спасибо. Вы правы, Виктор Иванович, выходят на широкий просторный речной фарватер. Вот только все ли помнят мои слова и слова Владимира Николаевича Балясникова в начале второго курса?
Пауза… Тишина…

- Поэтому сегодня пеняйте только на себя. На своё поведение в течение последних трёх курсов. Из сложенных плюсов и минусов, прибавленных баллов за все хорошие дела и отнятых у вас за провинности сложилась таблица из ваших фамилий с количеством тех самых набранных баллов. Там указано, кто за кем должен заходить в кабинет командира роты и выбирать место для работы. Не обессудьте, кому не достанется то, чего он хотел или куда мечтал, где понравилось на плавательской практике или кто-то уже ждёт, увы. У него может не хватить баллов и место заберёт впереди идущий. Сегодня вы в полной мере заметите эти несоответствия желаний и возможностей, которыми когда-то пренебрегли. Здесь ваше курение и самовольные отлучки, ваши плохие отметки и наряды вне очереди на выходные и праздничные дни. Соответственно там же и ваша общественная, комсомольская и профсоюзная работа, старшинство и наставничество, положительные отметки и отзывы преподавателей и командиров рот. Всё там, в таблице вашего будущего…

Он сделал многозначительную паузу, давая нам время осмыслить сказанное, сказанное по-отечески строго, но спокойно. Действительно, все последние три курса всё было в наших руках. Строй немного начал перешёптываться, видимо, многие надеялись на что-то более лояльное к окончанию училища. А он продолжил:
- Последними плюсами были сданные недавно всеми вами государственные экзамены, поэтому прибавляйте баллы в соответствии с полученными оценками на них, один к одному… Через две минуты старшина вынесет и повесит на доске объявлений список, кто сколько набрал баллов и соответственно кто за кем следует, вам даётся пять минут на ознакомление и по одному заходите за распределением. Карта с местами работы на командирском столе. Всем понятно?
Строй хором выпалил:
- Так точно, товарищ начальник специальности!!!...

- Климов, ты опять всех обскакал со своей комсомольской работой, - как всегда недовольный старшина роты Лисин поиграл желваками, вывешивая на доску объявлений длинный список курсантов роты и поглядывая на меня.
Я спокойно стою в сторонке в окружении своих друзей и не вступаю с ним в перепалку. Он всегда меня недолюбливал. Да и ладно, через каких-то пару месяцев мы расстанемся навсегда и, возможно, я никогда в жизни его больше не увижу. Пусть ещё побухтит. В это время толпа курсантов ринулась к списку, выискивая свои фамилии. Моя среди ста, красовалась третьей, после Лисина и Бриленкова. Короткий четвёртый курс с отсутствием значимых общественных работ не подкачал. Мои пятёрки на экзаменах дали  фору перед другими курсантами ещё больше. Вовка в списке числился в третьем десятке…

- Стас, Стас, не бери Волгоград, там всего два места, а с тобой Вовка Миронов поедет, я знаю. Мне место не достанется,  - взмолился высоченный немного нескладный деревенский детина, Андрюха Погорелов, из группы «десятилетчиков», которому уже за двадцать.
Андрюха на практике был в том же Волгоградском техучастке, на новеньком землесосе «Ахтуба», двухсполовинойтысячнике. Там он завёл себе подружку, якобы, невесту и она его ждёт обратно работать. Да и родом Андрюха из Иловлинского района Волгоградской области.
- Ну, пожалуйста, меня там невеста ждёт. Да и местный я, - ходит он вокруг меня, увидев, что старшинство группы ему не особо помогло и по списку он во втором десятке…

Я вспомнил наш прощальный разговор с Логанькиным, помню про строящийся дом для речников и то, что меня там ждут. Да и понравился мне сам город, обстановка на судне и команда комсостава. Просто хотелось туда ехать, получить квартиру в красивом большом южном городе-герое, работать и дальше на большой и красивой реке Волге…

- Курсант Климов, практически отличник и хорошо потрудился на комсомольской и шефской работе, поэтому по списку идёт третьим, выбор большой, смотри, - как-то сам себе, командиру роты и одновременно мне рассказывает Малышев, - выбирай.
Длинный список в табличной форме, где сразу обозначается город, организации, адрес, земснаряд с вакансией или вакансиями, условия предоставления жилья для молодого специалиста и другие завлекаловки «для юнцов и отцов», типа «порт пяти морей – Пятиморск»...

Был и он, конечно, Пятиморск, да разве знал тогда молодой специалист с дипломом «третьего помощника командира – третьего помощника механика всех групп земснарядов» Стас Климов, что впоследствии тот самый посёлок станет судьбой и ему, и его Оле, и его…

Условие получения жилья меня особенно волнует, ведь, я хочу жениться на любимой Оле, и что бы у молодой семьи было своё жилье, сразу своё. Почему-то бросилось в глаза место с двумя вакансиями – город Припять, Украинская ССР, Пинский техучасток, с проживанием в новом городе, где, судя по записи в клеточке «жильё», молодому специалисту предоставляется однокомнатная квартира. Работа на небольшом земснаряде на одноименной реке Припять. Наверное, красота и зелень, леса и мелкие речушки, в которых белорусские и украинские партизаны во время войны немцев пугали…
- Беру Припять, Пинский техучасток, - не слишком долго раздумывая, тыкаю пальцем в место работы.
- Хороший выбор, молодой перспективный город с Атомной станцией и большим будущим, молодец, - спокойно и чётко констатирует факт моего желания Владимир Петрович и в пустой клеточке «Ф.И.О.» ставит мою фамилию и инициалы, – зови следующего…

Андруха был на «седьмом небе», когда узнал, что я не стал перебивать его выбор, а мой Вовка, спокойный и флегматичный Вовка просто сказал:
- Припять, так Припять, - а чуть громче для других, - не берите второе место в Припяти, оно моё…

Так практически и закончился самый долгожданный день, подводящий жирнющую черту под всем нашим четырёхгодичным учением. Под пройденными практиками в Шаве и Муроме, в Волгограде и в судоремонтных мастерских училища. Он подвёл черту под становлением из юного восьмиклассника настоящего мужчины, командира речного флота страны…

Кто и куда взял распределения, кому что досталось из нижней части списка курсантов, я уже не помню, да и не интересно было, главное, Вовка со мной, а вместе не пропадём. Я это точно знаю! Плюс и минус обязательно сходятся, как когда-то, четыре года назад мы, живут бок-о-бок легко и хорошо, дополняя друг друга…

- Товарищи курсанты, не забудьте, седьмого марта в восемнадцать часов, в фойе учебного корпуса состоится выпускной бал для нашей роты. Просим пригласить своих супруг, девушек и родителей, вход свободный, - последнее напутствие после того, как всем курсантам достались места работы, перед строем объявил Савельев Виктор Иванович, - а после бала все в расположение роты и восьмого марта в шесть утра подъём на поезд в Баку...

Впереди осталось две ступени…

Только две…

Два штришка в историю юной судьбы…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2023/07/30/429


Рецензии