Этимология слова Макошь

Макуша (мать кущи).
Я уже рассказывал,что значит Кущей бессмертный
макощь была его женской ипостасью
Впитав в себе всю мудрость поколений, и развив до совершенства свои духовные качества, Макуша по праву стала прообразом той матери богини, прядущей невидимые нити судьбы, которая известна во всех мифологиях мира.
В славянской культуре она известна как Макош, чей идол вместе с Перуном и другими языческими божествами, когда-то стоял на берегу Днепра. Нередко, при особых обстоятельствах Макуше, как духовному лидеру, давалось имя Вашина. В нём без труда угадывается особый статус – важный, высочайший, сохранившийся в русском языке практически без изменения смысла и звучания. Подобно Карге, имя её в славянской культуре было забыто.
В мужском отражении это Зарь, человек, наделённый огромным опытом и знаниями, формирующий сознание и дух подрастающего поколения.
Дословно Зарь это тот, кто следит, зрит за обществом. Отсюда, по-видимому, происходит слово жрец.
Самым непосредственным образом Зарь участвовал в формировании основных духовных качеств и принципов общества, в буквальном смысле слова обучая молодёжь всем житейским мудростям. Под руководством Заря юноши, набранные из разных родовых кущ и селищ, равные по возрасту и духовным качествам, в течение пяти лет, своими руками возводили на новом месте жильё (зажель), после чего, с помощью жребия, каждой будущей молодой паре доставался новый дом. В этом доме жило семь человек, от чего возникает слово семья. К троим детям, которых необходимо было родить в строго определённое время, назначенное Макушей или Кущеем, прибавлялось по одному родственнику со стороны мужа и жены.
Если в семью шёл отец мужа, то со стороны жены её бабка. Таким образом обеспечивалось равновесие и уход за стариками, но самое главное, присутствие многоуровневого знания, где каждое поколение привносило в воспитание детей что-то своё. Среди других важных представителей, которых описывает В. Аристов в «Словаре» также можно выделить и Вана, таинственную личность, наделённую особой функцией и задачей - собирать информацию в других, непросветлённых племенах. Ванном мог быть как мужчина, так и женщина. Вполне уместно предположить, что это название, как и многие другие, со временем превратилось в имя собственное, в большей степени свойственное славянам.
Особую роль в офенском социуме нёс Гараман, человек, проводивший контроль над поведением представителей собственного рода и племени. Но самой значимой фигурой офенского общества являлся Кощей или Кущей – хранитель рода и непосредственный участник при формировании будущих семейных пар. Способный перевоплощаться в более молодое тело, с течением времени Кощей становившийся недосягаемым для простого смертного, и обладал огромной силой и властью. Разумеется, власть эта определялась его основными функциями: согласно традиции офеней, культивировать и поддерживать жизнь в кущах. К большому сожалению, образ этой реальной личности подвергся сильному искажению в русском сознании. Виной тому огромный пласт времени, разделяющий современное общество от этой реальной личности, но главную роль в этом сыграла смена так называемого язычества на христианство, где метаморфоза образов практически всегда ведёт к их забвению. Столь же забытым и непонятным сегодня оказался термин – язычество. Как уже было сказано, в офенской среде язык (человеческую речь) называли светом и огнём. С его помощью, как выразился поэт, носители культуры «жгли сердца людей». То есть, под язычеством следует понимать ту философскую практику офеней, в основе которой было совершенное владение словом и сознанием, и только после этого как таковое огнепоклонство, воспринятое в древнем мире как религиозное мировоззрение, направленное на поклонение солнцу. С утратой этого мировоззрения были забыты и такие реальные личности как Кощей. Вспомним знаменитые строки из пушкинской поэзии: «там царь Кощей над златом чахнет…». Как пишет Аристов, златом офене называли молодое подрастающее поколение, которое необходимо было правильно подбирать, формируя семьи. Мог ли Александр Сергеевич знать о действительной роли и функции этого «сказочного» героя»? Вполне может быть, поскольку через предания и собственную прозорливость поэт действительно мог быть посвящён в такие тайны, которые на тот момент уже были под запретом официальной церкви, но свободно умещались в раскрепощённом сознании простого крестьянского народа, среди которого в юности находился поэт. Кстати сказать, образ Кущея (от слова куща, родовое гнездо) сохранился не только в русских сказках и в русской культуре. Имя это во множестве звуковых вариантов разошлось по всей земле, сохраняя в себе отголоски представлений древних людей о сверхъестественной силе. Имя Кощея так же стало основой для возникновения многих географических названий и царских имён. К примеру, город Кашин, что в тверской области, расположившийся на реке Кашинке.
Место это не простое, очень богатое целебными источниками, а потому, возникновение такого топонима является закономерным, поскольку офенские родовые кущи формировались именно вокруг источников, обладавших разным уровнем энергии. Там же, в Тверской области, существует по сей день другое показательное название – Кесова гора. Вспомним, что обряд кастрации был одной из реалий в офенском обществе. Встречается и другие названия, хранящие в себе память о вечном царе, например подмосковная Кашира, находящаяся в непосредственной близости к окскому речному бассейну. Любопытно, что специалисты выводят эти топонимы из финоугорского языка. Но что это меняет, если сами финоугорцы, как и славяне, являются пасынками офенской культуры. Эта же лексическая основа легко угадывается в названии восточных селений - кишлаков. А в Сибири, со времён Ермака, известен город Кашлык. На северо-иранском нагорье имя Кашши является родовым для народа касситов, родство которых с казаками не вызывает сомнения. Среди имён, образованных от имени Кощея на память приходит древне-славянское, упоминаемое в Велесовой книге – Кисек.
Если внимательно приглядется, то образ Кощея можно найти и в других культурах. И не только в произношении имени, но и по его необычным качествам. Одно из таких имён сохранилось в корейской традиции, где культурного героя помнят как Киджу. Это основатель государства Чосон. Многие корейские историки выводят это имя из слова Хэджу - сын солнца. Традиция поклоняться солнцу когда-то была единой для древних цивилизаций, а значит факт этот крайне важен, поскольку предположение о родстве Киджи и Кощея уже выглядит не беспочвенным домыслом, а обоснованным и закономерным явлением. Кидже приписывают культурную миссию, «он научил народ обрядам справедливости, земледелию и шелководству, установив восемь запретов, после чего люди не запирали свои дома и не было краж. Он знал о «великом законе», который назывался Хун Фань. В нём были установлены этические нормы и правильное отношение между людьми. В примере с Киджей обращает на себя внимание не только созвучие имён и идентичность культурных деяний, но и название самого закона, где легко вычленяется офенский корень фань.
Очень интересен пример из Америки, где в племени хопи до сих пор помнят об очень уважаемых людях Качина, пришедших из яркого солнца. Там же, у индейцев племени чибча-муисков сохранились предания о Кучавива – воплощении радуги или воздушного сияния. Этому небесному богу приносили даже человеческие жертвы. В то же время Кучавива помогал больным людям и беременным женщинам при родах. Она же Куща-макошь.
Не забыли о Кощее и на Северном Кавказе, где это уже просто добрый дух, и что очень важно в свете последующей информации, в образе белой змеи.
Вспомним, что змея является символом одной из генеалогических линий кшатриев Индии.
Для аварцев эта змея - хранитель очага. Аварцы называли её Кадж или Каш. А вот у грузин это уже зловредные духи, Каджи, имеющие отталкивающий вид, прямо как у русского Кощея Бессмертного, способные превращать день в ночь и вызывать бурю.
Примечательно то, что женщины Каджи на Кавказе отличаются красотой и нередко вступают в любовные отношения с людьми, выходят замуж за героев и выручают их из беды. Этот далеко неполный портрет, есть склепок с единого древнейшего образа офеней, которые со временем приобрели в сознании древних людей самые разные характеристики. Греки, арабы, индийцы... Все они в своё время испытали на себе влияние культуры офеней, о чём красочно повествуют их мифология, показывая героя то добрым, то злым, таким, например, как у тюрков-казахов. У них это Кайш-баджак – ременная нога, злой демон с туловищем человека и длинным хвостом в виде ремней. Этот демон любил караулить людей у дороги и садиться на них верхом и ездить. Считается, что этот мифический образ пришёл к казахам из арабского фольклора, а стало быть, уже успел претерпеть не одно перевоплощение. Забегая вперёд, скажем, что о подобных змеехвостых людях было известно и в Индии, и в Китае, и конечно же, в России, на берегах Волги.
В армянской традиции образ Кощея ещё более размывается, и там он под именем Каджи олицетворяет духов бури и ветра. У других народов Кавказа это Каж, добрый дух, хранитель очага и благополучия семьи, имеющий облик опять таки белой змеи. Особенно бросается в глаза его имя – Хоноборок, «яйцо-змея». Вспомним, что в русской традиции образ Кощея неразрывно связан с яйцом.
Даже из этих немногих примеров видно, какой грандиозной фигурой в древности был славянский Кощей. Но если это царь, то как могло исчезнуть его имя из современного обихода? Конечно, оно не исчезло а, как и бывает в таких случаях, изменилось. Вспомним, что Кощей был бессмертным, вечным царём. Или, пользуясь современным научным языком – постоянным, и при этом занимал вершину социальной пирамиды. Или точнее сказать – конуса. Кощей это Кон. От этого неменее древнего славянского понятия происходит греческое – константа (постоянная и неизменная величина), а от него и имя Константин. Кстати, в некоторых вариантах имя Кощея звучит как Костей, от которого легко выстраивается мостик к русскому Косте, и соответственно, греческому - Константин.


Рецензии