Жили-были три крестьянина

Неторопливые истории.

В январе месяце 1907 года Саранская городская дума выбирала ктитора Спасского собора. Было предложено четыре кандидатуры:

Кузовков Николай Петрович (ок.1844 - 29.09.1911), потомственный почетный гражданин, купец, директор Городского общественного банка, ктитор Спасского собора в течение последних 15 лет (с 1892 года).

Овечкин Михаил Гаврилович (ок. 1872 - ?), крестьянин. Владелец маслобойного завода и мукомольной мельницы.

Якушев Герасим Ильич (ок.1869 -?), крестьянин. Торговец зерном и владелец мельницы.

Бараблин Константин Харлампиевич (21.05.1863 – 1939), крестьянин. Скупщик и поставщик за границу яичной продукции, владелец трех заводов (в разное время): крахмального, сапоговаляльного и овощесушильного.

Интересные личности оказались в предложенном списке. Именно представители крестьянского сословия постепенно стали  вытеснять из сфер общественной и церковной жизни города именитое саранское купечество. Все трое уже состояли гласными в Городской думе и успешно занимались церковными делами в разных приходах, выступали как благотворители. Однако в целом назвать их крестьянами можно с некоторой оговоркой. Происходили они, несомненно, из крестьян, но по своим годовым доходам приближались, а иногда и опережали представителей старых династий городского купечества. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что они стремились занять достойную нишу и войти в состав элиты города.
   
Победу одержал самый молодой – Овечкин. Его поддержали 12 членов думы. Кузовков и Якушев получили по 10 голосов, а Бараблин - 9.

Об этом событии городского масштаба опубликовал заметку в своей газете «Мужик», редактор-издатель, крестьянин  Владимир Васильевич Бажанов. Был он полностью солидарен с решением гласных думы.  Вердикт его гласил: «…в оценке кандидатов они очевидно руководствовались личными качествами, их работоспособностью, а не званием или прежнею хотя бы и долголетнею службою». К мнению издателя, пожалуй, следует прислушаться, поскольку он хорошо знал претендентов,  по-соседски, проживая рядом с ними на Заводской улице. Появился и четвертый крестьянин - самородок, Бажанов.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство – все перечисленные лица вышли не из местного, саранского крестьянства, а были «пришлыми» и обосновались в городе  в последнее десятилетие XIX - начале ХХ веков. Вероятно, этот фактор и способствовал тому, что держались они сплоченно, поддерживая друг друга.

О дальнейших  их судьбах будет рассказано в последующих публикациях.   


Рецензии
Начало интересное, уважаемая Галина!!!
Буду ждать продолжения!!!

Игорь Тычинин   05.07.2023 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение. Рада встрече!

Галина Магницкая   05.07.2023 20:21   Заявить о нарушении