Спиною к ветру. Часть 4. Утиная семья
Боженька – отец мне родной.
А кто тогда я?..
Иду в направлении села. Рядом с луговой тропинкой тянутся высыхающие заливы. Они пересыхают, зарастают хвощами. Вода около берега – бурая, болотная – ржавая, тёмно –коричневая, а ближе к реке, - чище, проточная. Любуюсь красой реки и лета. Глазами высматриваю одинокого лебедя. Его нигде не видать, наверное, улетел?.. Вдали пятнами виднеются чайки речные, восседающие на песчаном бархане.
Неожиданно, совсем рядом, из-за берегового укрытия – из-за обрыва, истощно оря, выпархивает насмерть перепуганная утка. Это Пулька её учуяла, подкралась вплотную, открыла охоту на бедолагу. Утка – мать, неистово вопя, кинулась спасать детей. Она умело претворилась раненой, яро колотя крыльями по воде, перебирая перепончатыми оранжевыми лапами, не взлетая, бежит по водной глади, как по дороге. Воспользовавшись тем, что мать отвлекла на себя внимание птицелова, быстренько гребя лапками, сбившись в единую кучку, выплыло утиное семейство. Оглядываясь беспокойно на мать и преследующую ту собаку, они умело прячутся, убегая бесшумно в противоположную сторону под прикрытие трав островка.
Утята ещё пёстрые, пятнистые, с маскировочной окраской под цвет травы, песка. Их сложно отличить от кочки, что немало посреди водных озёр. Отмечаю про себя, что за неделюутята заметно подросли, но ещё в младенческом пухе, хотя наметились крылышки. Опыта в спасении у них заметно прибавилось. Малышей шесть штук. Не могу определить видовую принадлежность, ибо и мама в пёстрой маскировочной окраске, - в летней, не в весенней. Утята держатся плотной кучкой, наверное, так им легче прятаться от охотников. Восхищает их умение убегать, прятаться, понимая действия матери.
Наблюдаю и за уткой, и за Пулькой, и за утятами с бережка. Отмечаю, что человека они меньше боятся, чем лайку. Меня тоже видят, но не столь опасаются. Пульхерию отозвать бесполезно. Та всецело вошла в охотничий азарт. Утку ей не поймать, - та немолодая, опытная. А вот от утят пытаюсь отвести внимание. И утке и мне удаётся дурануть лайку. Пока утка обманывает собаку, уводя умело от детей, утята успевают пересечь протоку, и уже далековато, прячутся в заросли водяного хвоща, притаившись там, замерев. Мне всё-таки их видно комками. Только, если б не знала, то и не догадалась, что те не кочки, а птицы, точнее – птенчики.
Пуля, приняв утку за подранка, самоотверженно бросается в воду, плывёт следом, пытаясь догнать и схватить зубами, - ловит. Только ничего не получается. Утка бежит метра четыре по воде на скорости, ровно на той, которая позволяет дразнить псину, уводить и самой не попасться в пасть. Пуля то переплывает протоку, то кидается в воду наперерез, преследуя. Утка поджидает собаку, если та подотстала, подпускает на пару метров и отводит дальше, истощно оря. Она рискует своей жизнью, ибо и Пуля – непромах – опытная охотница. А в это время утята завернули за мысок, переплыли соседнюю протоку, и попрятались в зарослях хвоща, затаившись, уже метрах в ста от одураченной лайки. Мне их по-прежнему немного видно. Опасаюсь, чтоб Пулька не учуяла, только мать умело защищает и всё дальше и дальше уводит опасность.
Зову, свищу лайку, а та в азарте охоты не слушается. Наконец, вымотавшись, решает мне подчиниться, бежит за мной следом. Я рада, что утята спасены, и грех на душу не взяла. Да не тут то было! Утка, увидев, что мы идём в направлении, где находились утята, развернулась и теперь преследует собаку. Она залетает вперёд нас, переключая и собачье, и моё внимание на себя. Непрерывно пронзительно голося, опережает нас, бросается в очередное озерцо, что тянется вдоль нашего пути, бежит по воде, колотя крыльями. Пулька, естественно не выдерживает и опять кидается в воду наперерез. В воде плавает, пытаясь догнать, только скорость у утки ровно такая, чтобы не попасться в зубы. Мать утиного семейства, переплыв озерцо, перелетает через пережимы островков на новое озерцо, падает с шумом на водную гладь, бежит по ней, притормаживая, если собака отстала, дожидается ту, срывается, опять перелетает. И так ровно на такое расстояние, чтобы мы за ней следовали. Меня птица также держит в поле зрения. Таким образом мы двигаемся в направлении села. Утка залетает метров на десять вперёд, поджидает нас, срывается, перелетает, опять, оря, бежит по воде. И не улетая совсем, продолжает нас уводить от утят всё дальше и дальше. Наконец, голос принимает более спокойные нотки.
Утка смотрит боковым зрением на нас, понимая, что увела вражин на безопасное расстояние, разворачивается, и уже низко летя над озерцами, возвращается к семье, успокоившись. Успокаиваюсь и я. Пулька устав, убегает вперёд, увлечённо обнюхивая уже бесчисленные следы медвежат, медведицы, лосёнка и лосихи. А я неспеша бреду по тропке в зарастающем травами лугу. Трава небольшая ещё, - не успела вырасти из-за холодов и половодья. Всматриваюсь в гладь озёр, думая: улетел или нет лебедь?.. И неожиданно вижу его совсем рядом на ближнем от меня озерце. Жалею, что не взяла с собой фотоаппарат. Давно не видела так близко от себя лебедя-кликуна. На пролёте вижу часто - постоянно. На Манье осенью они нередко садятся на ночь, на отдых, на галечные косы, а тут - величественное белоснежное творение Природы, - огромной величины, грациозно, гордо плавает посреди крохотного озерца.
Лебедь спокойно рассматривает меня, распушив горделиво крылья, изогнув шею по-лебединому величественно; поворачивается то боком, то грудью ко мне. Невозможно не застыть в восхищении. На душе сразу посветлело, полегчало, словно у самой израненные крылья расправляются. Понимаю, что не случайно вижу именно сейчас такое чудо, - великолепие. – Это свыше мне послано в утешение, чтоб смогла дальше жить полноценно в единении с природой, где душа врачуется и окрыляется.
Но вот незадача: моя Пульхерия почувствовала охотничью страсть, разохотилась!.. Только нечасто она видит вблизи столь осторожную, крупную живность. Оттого собака разумно в воду не кидается, как за уткой, а подумав, профессионально принялась облаивать дичь. Кое-как уговорила оставить лебедя в покое и следовать за мной домой. Вспомнилось, как много лет назад, на Тыкотлова, что уже тундра Полярного Зауралья, в каждом бесчисленном озере равнины плавала семья лебединая. Вспомнилось, как, защищая уже совсем взрослых лебедят, мать накинулась на моего пса Верного, колотила его крыльями, щипала, кусала и пёс вынужден был отступить, да и размер лебедя в высоту превышал рост моей лайки. Крылья вполне могли выбить глаза. Лебедь оказался достойным соперником охотничьей лайки. Конечно же, я отозвала Верного, чтоб не мешал кликуну кормиться и растить детей. И вот сейчас отметила про себя, что Пуля благоразумно не поплыла наперерез крупной птице, размер которой и сила в шее и в крыльях вполне сопоставима с лаечьей. Хотелось любоваться и утками, и лебедем, и рекой, только мы ушли, - дома ждало море дел, а впереди ещё непростая дорога по грунтовке до села, а потом в объезд села. Дорога опасная, сложная. Да ещё и опять неудачно соскользнула с глины и разбередила толчковую ногу, оттого сильно хромаю и едва шагаю, предельно осторожно, чтоб совсем не охромать…
Продолжение следует…
Анонс: Крайний Север Западной Сибири. Югра. 2 июля 2023 год. Река Ляпин. На рыбалке с Пулькой. Встреча с утиным семейством и с одиноким лебедем-кликуном.
Ключевые слова:
Тулпаремшан, лебедь-кликун, утка, утята, утиная семья, Пуля, лайка, собака, охота, рыбалка, река Ляпин, лето, июль. 2023 год, следы медвежьи, медвежата, лосиха, лосята, луг, природа, Манья, Дружок.
Фотоснимок автора. На фотоснимке Крайний Север, Западная Сибирь, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, лето, 8 июля 2017 год, река Манья, старый пёс Дружок на шлюпке- обянке. Возвращаемся с тайги, рыбалка.
Спиною к ветру. Часть 4. Утиная семья.
Свидетельство о публикации №223070500857
с Теплом, ВВЧ.
Полковник Чечель 02.08.2024 17:51 Заявить о нарушении
С теплом!
Татьяна Немшанова 02.08.2024 18:22 Заявить о нарушении