О русской литературе эпохи СССР

     Некоторое время назад у одного из авторов Проза.ру я прочитал высказывание о том, что русская литература советской эпохи была оружием пропагандистского обслуживания господствующей в то время в стране идеологии – и не более того, а потому никакой ценности как литература не представляет.  Я не запомнил имя автора этой, достаточно неоригинальной мысли, и не запомнил конкретные слова, употреблённые им, но смысл их я изложил достаточно верно.

     Так вот: с этим автором, а вернее сказать, с этим утверждением, я не согласен категорически.

     Труженики пера бываю разные: одни стараются самым лучшим образом выразить то, что, как говорится, «просится на бумагу»; другие же готовы за деньги всё, что угодно – написать, сказать или сделать.
 
     На Западе, где светская литература получила развитие гораздо раньше, чем в России, литераторами очень быстро был пройден путь от панегириков во славу меценатов до выполнения заказов спонсоров и удовлетворения запросов массового читателя.

     В России этот процесс происходил в XIX веке. Пушкинская эпоха – его пограничная область, после которой поэты и писатели, обычно не декларируя, тем не менее оказывались исповедниками либо принципа «пишу, как душа велит» – как Пушкин А.С.; либо принципа «чего изволите?»  – как Булгарин Ф.В., Бестужев-Марлинский А.А., Кукольник Н.В. и все остальные литературные карлики, сочинениями которыми буквально зачитывались их современники, но оставшиеся в памяти только у литературоведов.

     Наиболее значительными представителями великой русской литературы я считаю: 

     1. «Допушкинская эпоха»: Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Карамзин Н.М., Крылов И.А.

     2. XIX век: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Языков Н.М., Кольцов А.В., Киреевский П.В., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Некрасов Н.А., Тютчев Ф.И., Аксаков С.Т., Аксаков К.С., Достоевский Ф.М., Майков А.Н., Толстой Л.Н., Писемский А.Ф., Даль В.И., Лесков Н.С., Островский А.Н., Гончаров И.А., Станюкович К.М., Данилевский Н.Я., Крестовский В.В., Немирович-Данченко В.И., Гиляровский В.А., Андреев Л.Н. 

     3. XX век до 1917 года: Гиляровский В.А., Андреев Л.Н., Есенин С.А., Волошин М.А., Шмелёв И.С., Зайцев Б.К., Бехтеев С.С., Тэффи (Лохвицкая Н.А.), Ахматова (Горенко-Гумилёва) А.А.
 
     4. XX век в эмиграции после 1917 года: Шмелёв И.С., Зайцев Б.К., Бехтеев С.С., Игорь Северянин (Лотарёв И.В.), Тэффи (Лохвицкая Н.А.).
    
     5. Эпоха СССР: Гиляровский В.А., Есенин С.А., Волошин М.А., Ахматова (Горенко-Гумилёва-Шилейко) А.А., Шолохов М.А., Островский Н.А., Корнилов Б.П., Беляев А.Р., Пантелеев Л. (Еремеев А.И.), Носов Н.Н., Панова В.Ф., Матусовский М.Л., Долматовский Е.А., Симонов К.М., Асадов Э.А., Берггольц О.Ф., Розов В.С., Казаков Ю.П., Рубцов Н.М., Васильев С.А., Друнина Ю.В., Викулов С.В., Доризо Н.К., Троепольский Г.Н., Шукшин В.М., Рыленков Н.И., Солоухин В.А., Заболоцкий Н.А., Добронравов Н.Н., Поперечный А.Г., Шефнер В.С., Алексеев М.Н., Крупин В.Н., Носов Е.И., Иванов А.С., Бадигин К.С., Тендряков В.Ф., Тряпкин Н.И., Татьяничева Л.К., Иванов В.Д., Конецкий В.В., Штейн А.П., Кожинов В.В., Солоницын А.А., Распутин В.Г., Бондарев Ю.В., Куваев О.М.

     А сколько есть ещё выдающихся представителей Русского Мира эпохи СССР, которые запомнились авторами отдельных произведений, отмеченных талантом необыкновенной силы душевной проникновенности, дающим им путёвку в бессмертие: Лавренёв (Сергеев) Б.А., Зощенко М.М., Толстой А.Н., Исаковский М.В., Паустовский К.Г., Винокуров Е.М., Кедрин Д.Б., Твардовский А.Т., Фатьянов А.И., Орлов С.С., Шубин П.Н., Смеляков Я.В., Субботин В.Е., Гончаров Ю.Д., Чаковский А.Б., Чуковский Н.К., Ворфоломеев М.А., Вампилов А.В.

     Все они родились, были воспитаны и жили в Русском Мире, а потому знали, что их собственная жизнь есть часть мироздания, лично им самая близкая, но близкая именно как часть всеобъемлющего целого; ощущали постоянную потребность уяснить для себя самую суть мироздания, чтобы найти истинные ориентиры для устройства в нём своей жизни среди жизней остальных людей; верили, что духовные и творческие силы даются человеку для решения именно этих задач; считали потребность делиться со своими читателями, через своё творчество, сокровищами своей души – формой приобщения к работе по сохранению окружающего их мира.

     Конечно же, одному человеку, даже бесконечно влюблённому в русскую литературу, вряд ли получится охватить взором всех литераторов Русского Мира. Говорят, что нельзя объять необъятное, но стремление к этому – в извечных обычаях Русского Мира. И я попытался это сделать. Пусть другие дополнят меня.

     И ещё о главном. Есть в Русском Мире «чужие среди своих»: те, кто считают себя гражданами Русского Мира, и порой говорят, и даже кричат об этом гораздо громче остальных, но это у них только декорация, мимикрия, приспособленчество – всё, что угодно, но только до поры до времени. Когда же приходит момент истины – определиться, с кем они, и кто они на самом деле, критерий выбора у них один-единственный: они обязательно должны быть там, где выгодней. 
     Как их правильно назвать: клоуны Русского Мира? клоны Запада? Лишь очень немногие из них отдают себе отчёт в том, что на перекрёстке главного в жизни выбора человека они предпочли склониться перед мамоной. Бог им судья! Они не предают Русский Мир, они никогда в нём не жили – искусные перевёртыши с примитивной духовной составляющей.

     Здесь же надо сказать и о литературе зарубежной – в части, родственной великой русской литературе, только надо иметь ввиду, что традиционно в России львиная доля переводов делается с английского и французского языков.
     Чарльз Диккенс, Роберт Льюис Стивенсон, Джеймс Олдридж, Арчибальд Джозеф Кронин, Марк Твен (Сэмюэл Клеменс), Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Оноре де Бальзак, Альфонс Доде, Проспер Мериме, Антуан де Сент-Экзюпери – сродственники по духу русской литературы.
     Сочинения этих авторов выпускались в эпоху СССР большими тиражами и были востребованы постоянно растущим спросом читателей. 


Рецензии
Здравствуйте!
Спасибо. Замечательное напоминание о русских, советских классиках - прозаиках и поэтах. Их, конечно, больше, чем в Вашем обзоре. В Ваш список можно добавить ещё многих историков: В. Ключевский, Д. Лихачев, В. Розанов и ещё-ещё.
Я рада, что Вы упомянули А. Н. Толстого, Н. А. Заболоцкого, И. А. Гончарова, Д. Б. Кедрина. Жаль, что не вспомнили о неподражаемых советских литераторах, участниках Великой Отечественной войны - Илье Эренбурге и Василии Гроссмане.

Обязательно надо помнить о талантливейшем писателе-философе Дмитрии Сергеевиче Мережковском. Все его произведения не оставляют равнодушными. Я выделяю особенно его публицистику "В тихом омуте". Давно не переиздавалась. Жаль.
К поэтам я бы добавила Василия Жуковского, Марину Цветаеву и всех поэтов-фронтовиков, каких нет в Вашем перечне. Ещё, конечно, Илью Ильфа и Евгения Петрова. К счастью и радости моим, старшее поколение писателей оставило потомкам драгоценное литературное наследство.
Если бы Вы попробовали найти что-то интересное у современных писателей, то вряд бы Вы с таким уважением, как к названным, говорили бы о них. Моё мнение. У поэтов получается лучше.
За последние дни в Интернете (Дзен)прочитала обзоры книг, которые пользовались у читателей России популярностью в 2024 году. Ни одного отечественного автора! Ни прошлых, ни нынешних лет! Согласна с теми, кто считает, что сделано это намеренно - чтобы унизить наших литераторов, историков, а с ними - и Россию. Оплаченные кем-то обзоры!
Я считаю, что руководство нашей страны устранилось от издания книг разных жанров, на разный возраст. Никто не контролирует издательства; нужна своеобразная ревизия их планов. Выпускается много мути, в которой агрессия, пассивность, зло, убийства и прочая ересь. В иностранных книгах, которые хвалят, одни бесы, нормальных людей нет.
Ваша статья заслуживает большой похвалы.
Благополучия и новых тем для произведений!

Лариса Прошина   15.01.2025 20:52     Заявить о нарушении
Лариса, добрый день!
Спасибо за Ваш обстоятельный отзыв!
Согласен с Вами, что мой список можно дополнить за счёт авторов прошлого.
И, конечно, согласен с Вашей позицией насчёт авторов настоящего.
Уходит русскость из русской литературы. Каток глобализма выдавливает честное, доброе, вечное, подменяя их сиюминутными выгодами и бесконечными развлечениями. И служители искусств, желая прослыть "прогрессивно-мыслящими", с увлечением встроились в этот развращающий умы и души поток лжи...
С другой стороны, может быть, всё не так грустно? Ведь великое видится на расстоянии - и через некоторое время мы увидим имена авторов, которые сегодня рядом с нами, но пока ещё скрыты от наших глаз?
С уважением

Софрон Бурков   16.01.2025 09:35   Заявить о нарушении
Софрон, благодарю Вас за письмо.
Я также отношусь без пессимизма к будущему нашей литературы. Но читать всё талантливое, то есть интересное, надо бы и сейчас. Уверена, что есть много заделов у нынешних литераторов (романы, мемуары, фантастика, написанная учёными; книги для детей и молодёжи и др.). Раньше литераторы складывали всё, что не могли издать, в письменный стол, а сейчас всё хранят в компьютере. И рукописи те ждут своего часа. Не все дождутся.
Возвращаюсь к издательствам. Надо бы соответствующим госучреждениям смотреть планы тех издательств, которые получают из бюджета государства деньги на работу. Много частных издательств. Чтобы выжить, они и издают то, что не всем интересно. Сужу по книжным ярмаркам.
Надо бы больше издавать не романы такого типа - "Филе женщины в белом вине" (подзабыла название, давно читала; но "филе женщины" запомнила точно, так как это соответствует сюжету), а мемуары. В мемуарах - история мира, страны, людей разных профессий.
Тем много! Таланты есть! Нет заказчика, который бы и издал, и реализовал, и библиотекам бы подарил.
Ещё проблема - библиотеки, их фонды, содержание, заработная плата сотрудникам. Государственная власть должна всеми силами поддерживать библиотеки - очаги просвещения, культуры. В том числе - и библиотеки для детей, в школах, вузах.
Будь моя воля, я бы 2026 - й год назвала бы Годом библиотеки.
Всех благ!

Лариса Прошина   16.01.2025 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.