Терракотовая армия в Москве

Знакомясь по художественным альбомам с достопримечательностями Китая, я уже давно заметил фотографии, запечатлевшие удивительный артефакт: в траншее в шеренгу выстроены многие десятки терракотовых скульптур примерно человеческого роста. Оказалось, что это –  памятник культуры III века до н.э. – скульптуры из погребения первого императора Китая – так называемая «Терракотовая армия».
Когда, осенью 2022 года я узнал, что в Москве открылась выставка «Терракотовая армия», я решил ее непременно посетить, поскольку на  повестке дня стоит вопрос о культурном развороте России от ориентации на Запад к заинтересованному вглядыванию в Восток.
Датировка памятника  показалась удивительно удачной для моих целей, так как после посещения Археологического Музея в Афинах я пришел к выводу, что отделение Европейского искусства от общемирового, произошедшее  в Древней Греции, может быть отсчитано от того же времени - III века до н.э.
И вот я явился в один павильонов ВДНХ. Центром экспозиции является инсталляция из нескольких десятков скульптур, призванная передать общее впечатление от памятника, но, несмотря на зеркальные стены, она не может передать впечатление огромности их количества, которое поражает при знакомстве с опубликованными фотографиями. Однако ознакомление с другими экспонатами выставки  быстро компенсирует этот недостаток, постепенно вовлекая зрителя  в знакомство с историей Китая и его культурой.
Удивительна уже сама история данного памятника. Он был обнаружен совсем недавно: - в 1974 году, представ в виде  груд керамических черепков и отдельных сохранившихся фигур. Путем кропотливой работы, - склеивая их фрагменты, реставраторы восстанавливали скульптуры и возвращали их на исходное место (скульптуры несколько выше человеческого роста, полые внутри). К настоящему времени восстановлено 1250 из общего количества примерно восемь тысяч фигур воинов и лошадей. Это – войско, которое было призвано обеспечить замогильное существование первого императора Китая Цинь Шинхуанди.
Скульптуры изготавливали многие сотни мастеров, но способы изображения  были строго кодифицированы. Представители разных воинских специальностей: легко вооруженные воины, лучники, арбалетчики, возницы колесниц отличались боевыми позами и особенностями одежды. Офицера и военачальника тоже можно было  распознать по мундиру и выражению лица, тем более, что все скульптуры были грубо раскрашены в яркие цвета. Поскольку ни одно лицо не повторяется дважды, можно предположить, что это – коллективный портрет императорской армии.
От античной скульптуры «Терракотовую армию» отличает то, что ее изваяния  изготовлены не художниками, а ремесленниками, однако в целом она создана художником, который задал правила, неукоснительно выполнявшиеся подчиненными ему мастерами. То есть каждая отдельная скульптура не является артефактом, а «Терракотовая армия» в целом (или ее крупные фрагменты) – таковым, безусловно, является. Скульптуры проработаны лишь в том, что их отличает: лица, одежда, позы; в остальном они одинаковы и предельно упрощены, подобно манекенам. Поэтому порознь для взыскательного зрителя скульптуры не интересны, но, собранные в больших количествах, способны  вызвать подлинное эстетическое потрясение. Здесь немалую положительную роль сыграл тот факт, что при соприкосновении в процессе раскопок с атмосферным воздухом красочный слой со скульптур осыпался, и увеличение меры условности изображений повысило их эстетическую ценность (по крайней мере, для европейца).
Итак, «Терракотовая армия», если ее сравнивать с современной ей скульптурой Древней Греции, представляет разительный контраст между  омассовлением искусства с одной стороны, и его индивидуализацией – с другой; контраст, отражающий  непроходимую пропасть между  восточной (в данном случае – китайской) культурой, и культурой европейской; контраст, бьющий в глаза. Казалось бы, опираясь на данный характерный пример, можно было бы сделать вывод о крайней болезненности грядущего разворота России на Восток, о предстоящем культурном шоке.
К счастью, это не так! При первом же взгляде на «Терракотовую армию» знаток воскликнет:
- Какой, однако, великолепный проект Современного Искусства! (имея в виду восстановление этого памятника в таком виде, которого он никогда не имел).
Ибо да: Современное Искусство уже стерло границы между мировыми культурами, а также поставило рядом Старое и Новое – в Вечном.
                Октябрь 2022 г.


Рецензии