О радостном

   Я люблю свое детство.Оно давно умчалось, оно скрылось за синими вершинами новгородских елей, за речкой Талкой, что по весне разливается широко по лугам и становится похожей на гладкое озеро.

   Оно, мое детство, таится где-то в сосновом бору, в запахе грибной прели, оно прячется, как спелая земляника, на лесной просеке.И оно незабываемо.Это мое детство, это очень хорошее детство.

   Вот я еду из Ленинграда на поезде.Меня будят чуть свет, мы всегда немного волнуемся, ведь поезд на нашей станции Хвойная стоит всего пять минут, а у нас узлы, чемоданы...Как бы все успеть!

   Вот и платформа, а за ней старенькое здание вокзальчика, выкрашенное в голубой цвет.

   Я маленькая, мне не больше пяти лет, но я многое подмечаю.Вот мы едем на автобусе до улицы 9 Января, а потом идём по тропке, которая вьется меж картофельных полей, одно из них баб Манино.А потом через птичий двор-к нашему уютному деревенскому дому с русской печкой,неизменными геранями на подоконниках и с разноцветными георгинами в саду.

   А иногда мы проезжали ещё одну остановку и тогда шли по нашей Первомайской улице.А посреди нее,у калитки,уже ждала нас баба Маня с распахнутыми для объятий руками.И я бегу, бегу, и радость переполняет сердце.

   Мы приезжаем, когда в саду цветет сирень, а в маленьком тенистом палисаднике уже наливаются терпким соком ягоды черемухи.

   Нам отдают лучшую комнату, где раньше жила баба Мария, строгая и аккуратная интеллигентная старушка, прабабушка.В 1918 году, в разгар лихолетья, она собрала семейные ценности и, оставив двух малолетних дочек на попечение соседок, уехала в южные области за хлебом,

   Как она добиралась туда и обратно в разгар Гражданской войны, неведомо, но вернулась с хлебом.Сильная, волевая,в годы Великой Отечественной войны Мария Александровна Миролюбова заведовала детским домом.Я ее побаивалась, она не разрешала мне рвать цветы в саду, а этого так хотелось!

   А в первой комнате жила вторая прабабушка, баба Варя, простая, неграмотная,добрая.Пости ослепнув к девяноста годам, она то кормила курочек, то сидела на скамейке у калитки и всех, кого углядит, встречала словом:"Желанный".

   Душой этого доброго дома была баба Маня, Мария Васильевна Рудогальвис, человек, не сломленный своей тяжёлой и печальной судьбой.В суровом 37-ом году она потеряла мужа,красавца-латыша, железнодорожного мастера, была отправлена в ссылку с сыном и внуком.Там трагически погиб сын, а потом умер от скарлатины маленький внук.

   Всю свою любовь и нежность баба Маня отдала нам-моей маме, ее племяннице, и мне да ещё этим двум старушкам, которых обихаживала, о которых заботилась.А ещё был огород, куры, картофельное поле, хлопоты у русской печки...Да разве можно перечислить все тяготы и радости деревенской жизни!

   Баба Маня была настоящая подвижница,жаль, что только теперь я это понимаю, а тогда принимала ее заботу о нас как должное.

   Вот утро.10.05.По радио-голос незабвенного сказочника Николая Литвинова:"Здравствуй, дружок, хочешь, я расскажу тебе сказку про Крошечку-Хаврошечку?.."Солнце светит во все четыре окна нашей горенки, в углу-цветущий олеандр с яркими розовыми соцветиями, а из кухни уже доносится неповторимый аромат печенных в русской печи оладий.Вы ели когда-нибудь приготовленное в русской печи?Если да, то вы разделите мой восторг.

   Я уже одета и сижу за столом у окошка, передо мной шкворчит на сковородке яишня(так ее здесь называют), в которую мы будем обмакивать румяные оладушки.Баба Маня суетится с ухватом,вынимает чугунок из печки.

   Позавтракав, бегу в курятник, в руке корзиночка.Захожу в эту квохчущую темноту и , шаря рукой по гнездышкам, достаю теплые ещё куриные яички, складываю свои трофеи в корзиночку и, довольная, несу бабе Мане.

   Все курочки у нас белые, только одна -смуглянка с желтоватым оперением.Мама прозвала ее Цыганкой то ли за смуглость, то ли за попрошайничество.

   Есть ещё одна с собственным именем-Хромушка.В цыплячьем ее детстве случился хорек, который,к счастью, не успел ее утащить, но лапку повредил.

   Покормив курочек, я отправляюсь на картофельное поле.На межах растут полевые цветы, и я люблю играть с ними.Здесь и львиный зев, который раскрывает "ротик", когда нажимаешь сбоку на цветок, и мышиный горошек, и васильки.Я люблю играть одна, мне не бывает скучно, вечно что- то придумываю, фантазирую.

   А вот я уже и в саду, иду по тропинке вдоль сиреней и тигровых лилий, вытаскиваю из грядки спелую морковку и мою, мою ее в бочке, куда сливается чистая колодезная вода.

   Меня кто-то зовет.Это Танюшка , моя соседка.Мы подружки, но она помладше, поэтому заводила я.Мы играем в куклы на ее чердаке, бегаем по мостику за речку посмотреть на племенных быков.Они за высоким забором,они на цепях, а в носах-кольца.Они так гулко и страшновато делают:"Хух!",когда поднимаются с земли.И это щекочет наши крепкие детские нервы.

   Вот проехал на лошади с телегой дядя Елизар,он живёт у речки Талки и часто помогает кому-либо что-то подвезти.Не у каждого ведь есть лошадь!

   Мы с Танюшкой бежим к Белой речке, она за соседней улицей.Это небольшая родниковая речка с чистой, прозрачной водой.На мостках полощут белье, отбивают его деревянными валиками.А берег сплошь усыпан незабудками, синими звёздочками в зелёной траве.

   У нас редко в июле идёт дождь, но, когда заморосило, мы выбегаем босыми на улицу и шлепаем по теплым лужам, приговаривая:"Дождик, дождик, пуще, наварю я гущи..."

   Но самое любимое-это вечер.Вечером по нашей улице с зелёных сочных выгонов идёт стадо.Впереди-козы и овцы, за ними степенно бредут, позвякивая колокольчиками, сытые Буренки, Чернушки,Дочки.

   Я люблю встречать и провожать это незабываемое шествие.А через некоторое время баба Маня несёт мне бидон, и я отправляюсь за молоком к соседке, что живёт за четыре дома от нашего.Она уже подоила свою кормилицу и теперь несёт ведро, покрытое белоснежной марлей.Через эту марлю процеживают теплое парное молоко.

   Бидон у меня с удобной вогнутой крышкой.Вот в нее-то я и наливаю себе сразу же парного  молочка, вкус которого уже почти забыт в наше время.А жаль!Парное молоко-это живая сила,напоенная ароматом луговых трав.Я делаю глоток и даже прищуриваюсь от удовольствия.

   Вечер в разгаре.Скоро придут соседские ребятишки, сядут у калитки на бревна и будут рассказывать разные детские байки.Хорошо летом в деревне!

   А вот и радостное утро.Мы с бабой Маней идём к соседям за молодым петушком, будущим кавалером и неизменным защитником наших курочек.Соседи живут в большом, почти купеческом доме у моста через Талку.Баба Маня кладет за пазуху необычайно красивое пестренькое существо, и мы, радостные, возвращаемся домой.Петух вырос настоящим красавцем, такого перелива цветов -от лазоревого до сизо-зеленого-в его оперении ещё поискать!

   А ещё мы ходим за ягодами.Ягодки.Лесная земляника.О ней можно написать целую поэму!Земляника прячется в зелени трав, а наше дело-высматривать ярко-красные бусинки и складывать их в лукошко."Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю..."Слова из любимого мультика, который смотрю в Ленинграде,на черно-белом экране телевизора.А здесь,в Хвойной,телевизоров нет, да они и не нужны, и так много развлечений.Есть развлечение покормить соседскую рыжую дворнягу Дружка, который потом в благодарность поставит тебе лапы на плечи, есть счастье увернуться от шипящего гусака, что так и норовит ущипнуть тебя за ногу.Есть удовольствие пойти в ближний лесок за грибами.Мы идём с Танюшкой, переходя по мостику Талку.Нас отпускают без опаски, все знают друг друга.Белых и подосиновиков в этом перелеске не найдешь, но маслята и подберёзовики попадаются.И вот сковородка с ароматной картошечкой, с жареным лучком, перемешанным с грибами, уже на столе.Вкусно!

   В былые времена моя бабушка,Миролюбова Наталия Ивановна, набирала в лесу столько белых грибов, что брала только шляпки, иначе было не донести,ведь по двести-триста штук выходило за раз!

   Самым редким и ценным грибом в наших краях считали белый груздь.Его солили в деревянной кадушке, а потом доставали зимой к столу.И что было за объедение-уплетать сочные хрустящие грибки под картошечку из русской печки!

   В нашем доме был большой чердак со всяким старым хламом.И вот однажды я нашла там жестяную коробочку из-под леденцов.Коробочка была наполнена старинными монетами.Помню серебряные полтинники, на которых был изображён кузнец с молотом у наковальни, были совсем древние, полустертые монеты,новенький почти серебряный рубль второй половины 19 века.И рубль с ликом Екатерины Второй, который у меня до сих пор хранится.

   А весь этот клад из коробочки ещё тогда был раздарен, поменян на какие-то пустяки,а порой и растерян.Взрослые даже и внимания не обратили:другие тогда были ценности...

   А меняться мы любили:попользовался-поменяй, пусть другие порадуются, а ты что-то у них взамен приобретешь.

   Детство мое хвойнинское!Сколько же чудных впечатлений подарило ты мне.Еще дошкольницей помню День железнодорожника в центральном парке поселка.Гулянье, мороженое, музыка!Станция Хвойная-узловая, во время войны была важным объектом,поэтому так много ветеранов-железнодорожников в поселке,в том числе и мой дед,Василий Васильевич Васильев, всю войну прослуживший железнодорожным рабочим.

   И вот ещё одна осенняя радость-в сентябре по всем огородам рубили капусту.Запах по всему поселку разливался удивительный, смешанный с первыми утренниками, с осенней морозной свежестью.Взрослые рубили сечками крошево-первые зелёные листья капусты, из которых потом варили щи, густые, с неповторимым запахом.

   Школьницей я уже не могла оставаться в Хвойной в сентябре, но тот аромат детства остался в памяти навсегда.

   Детство, как писал Л.Н.Толстой,"невозвратимая,неповторимая пора жизни".Оно остаётся в воспоминаниях, ясных и волнующих.Душа была тогда так спокойна и чиста, так медленно тянулись погожие летние денёчки, что радость жизни переполняла сердце, дарила Надежду, укрепляла Веру и утешала Любовью.


   


Рецензии
Наше детство, которое, несмотря на то, что осталось в далёком прошлом, в памяти сохранилось очень выразительно и ярко. Но при этом, оно находится, будто за волшебным стеклом или экраном, отделяющим наш сегодняшний реальный мир от того, сказочного. Точно знаем, что с нами это происходило, а вроде и не с нами, ведь мы это были, а, словно и не мы. Было это, было, но вот только в другой жизни, как в другом измерении.

Очень похожи наши воспоминания и наши чувства. Вы правы, Елена, для нас, поколения шестидесятых-семидесятых, многое в детстве было радостно одинаково. И название рассказа очень символично и очень точное, определяющее лейтмотив этого повествования.

Прочитал с удовольствием и с ощущением того, что вперемешку с картинками Вашего сюжета проносились картинки из своего далёкого и такого же радостного и счастливого детства.

С уважением и самыми добрыми пожеланиями!

Юрий Орлов-Орланов   23.10.2023 20:30     Заявить о нарушении
Спасибо большое,с уважением и добрыми пожеланиями, Елена.

Елена Вараксина   23.10.2023 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.