Малиновая тропа. Памяти отца

Это было так давно, что кажется, неправдой. Каждое лето мы с родителями ездили в русскую деревеньку с деревянными избушками. Отец мой был заядлым рыболовом и грибником и сутками пропадал в лесу, предаваясь, как истинный эпикуреец, любованию девственно-нетронутой природой. C cобой он брал старую, деревянную удочку, ловил исключительно на червей. Когда же батя шел за ягодами и грибами, то брал большую плетеную корзину ростом  с ребенка, и здоровый нож. Меня он еще маленького стал брать с собой в лес, приучая к походам за ягодами и грибами, мне было тогда лет десять-двенадцать. Часто мы ходили через наш дивный яблоневый сад, посаженный заботливыми руками дедушки. В нем было порядка десяти яблонь, по три на аллею, еще много кустов красной смородины, которую я мальчишкой любил щипать, был очень вкусный кисловато-сладкий крыжовник и душистый, роскошный шиповник. Кто не видел, как цветет шиповник, многое упустил в своей жизни.  К красивому шиповнику слетались все местные пчелы соседа пасечника на его восхитительный аромат. Позже дедушке пчелы пасечника стали порядком надоедать, и он спилил эту потрясающую красоту. Жаль. 
Путь наш в лес пролегал через раскинувшийся дедушкин яблоневый сад, за огородом простирались дебри малины, малиновая тропа, так позже стал называть я наш тернистый путь с отцом сквозь заросли густого малинника. Мне еще подростку очень нравилось ходить в сосновый бор через малинник. Колючки и шипы от кустов впивались в тело, вокруг летали жужжащие пчелы, слетающиеся к малиннику, но у детей зачастую нет страха, нежели у взрослых, поэтому мне было безразлично, и пока мы пробирались через эти дебри, я кушал по дороге спелую, сочную малину. Отец мой поступал подобным образом. После малинника наступала полоса изумрудного поля с подсолнухами.  Зеленая травушка-муравушка, блестящая на солнце с ползующими букашками  и восхитительные полевые цветы – ромашки, васильки, анютины глазки и вязель, в народе именуемый мышиным горшком. Красота немыслимая! Да все и не упомнишь названия цветов. Любил я приносить матери букет полевых цветов, когда мы с отцом возвращались обратно из леса с корзинами, полными ягод и грибов. Матери очень нравились полевые цветы. Она ставила их своими нежными, изящными руками в хрустальную, красивую вазу. Недалеко от тропы, ведущей в сосновый бор, cтояли полуразрушенные и заброшенные здания - бывшие колхозы, коровники, наследие той советской власти. В 90-ые годы страна под названием СССР рухнула, и все пришло в запустение и негодность. Где-то, правда, оборудовали небольшую ферму из старого здания коровника. После мы проходили меж открытых больших помещений, откуда всегда доносился резкий запах навоза, что приходилось зажимать нос рукой. И наконец, тропа приводила нас в могучий сосновый бор.
Что может быть лучше соснового бора? Разве можно сравнить подмосковный березовый  лес с могучими сосновыми великанами? Будто вековые атланты, широкие сосны вздымались высоко вверх, прямо в  небосклон, дотягиваясь кроной деревьев почти облаков. Для меня подростка, это было небывалое зрелище. А еще изумительный запах древесной смолы и сосновые шишки, которые я обожал собирать и относить домой.  Поляны земляники и черники расстилались перед взором, будто  скатерть-самобранка с явствами, вышедшая cо страниц дeтской сказки. Мы с отцом становились на корточки и собирали ягоды, отец в свою большущую плетеную корзину, я в маленькое пластмассовое ведерко. Проклятые комары, будь они не ладны, в это время усердно пили нашу кровушку. Обратно мы возвращались тем же путем, через густой малинник, так что по пути домой досыта наедались малины.
Как-то, отец предложил мне сходить с ним на рыбалку. До этого я ходил с ним только за ягодами и грибами. Отец предложил сходить мне на утреннюю или вечернюю рыбалку. Поскольку я был большой любитель поспать с утра эдак до обеда, когда еще на каникулах выспишься, то естественно утреннюю рыбалку я сразу отверг.  Вечером кормить комаров мне тоже не хотелось. Поэтому на вечернюю рыбалку я тоже не согласился идти. Но отец был настойчив и нашел компромисс, он предложил сходить нам на дневную рыбалку, и хотя днем не очень клюет, зато я смогу воочию понаблюдать за его волшебными манипуляциями с удочкой. Для отца рыбалка была не просто увлечением, хобби, в ней заключался философско-созерцательный аспект жизни! Он мог часами сидеть в одной позе с удочкой в руке и сигаретой в зубах и созерцать течение реки и шелест кроны деревьев. Я тогда был слишком юным и не понимал этого деревенско-философского подхода к жизни. Мне все это казалось нудным и весьма скучным. За ягодами куда не шло ходить, а тут часами сидеть застывши, как истукан. С годами я понял отца, но тогда был еще мал для осознания подобных вещей. В итоге мы решили, как условились, пойти на дневную рыбалку. У меня,  подростка, был пленочный фотоаппарат, и я решил взять его с собой, чтобы запечатлеть отца-философа-созерцателя-рыбака. 
В один из солнечных, жарких июльских дней, когда солнце стояло в самом зените, припекало,  состоялся наш долгожданный поход с отцом на дневную рыбалку.
Мы шли все той же заветной тропой, пролегавшей сквозь заросли душистого малинника.  Впереди отбрасывалась тень от большой, мощной фигуры отца, позади маленькая - моя. На ногах у отца были длинные рыбацкие ботфорты выше колен, одет он был в защитный камуфляж, за спиной большая плетеная корзина для рыбы. Он вообще обожал плетеные корзины и собирал туда ягоды, а также наловленную рыбу, у него было несколько плетеных корзин. В корзину он ставил огромный нож на всякий случай, хотя если вдруг какое хищное животное нападет, вроде волка или медведя, вряд ли он спасет. Но ружья у отца не было, он не был любителем охоты, а вот заядлым рыболовом был.
Было очень жарко, полдень, самое пекло, я уже пожалел, что согласился идти днем в жару на отцовскую рыбалку. Я начал канючить, да жаловаться, что согласился пойти с ним на рыбалку, отец не оборачиваясь добродушно цедил, посмеиваясь, дескать, что я  такой малохольный  мужик, не баба ведь.  Наконец, мы пришли к любимому отцовскому месту рыбного лова.
Ну вот, обрадовался отец, потирая руки, теперь приступим к ловле. Он закинул свою длинную деревянную удочку, а ловить он любил почему-то только на самодельные деревянные удочки, и не очень жаловал фирменные, магазинные.  Я же, уличив момент, взял свой пленочный аппарат, и стал снимать отца c разных ракурсов и  процесс рыбной ловли. Не хочешь ли сам половить, спросил он у меня, предложив свою удочку. Нет, спасибо, у тебя лучше получается, весело ответил я отцу. Как хочешь, лентяй, и отец погрузился в свое типичное созерцательное состояние души и ума, уставившись неподвижно на удочку и речку. Отец понял, что мне не пришлась по душе рыбалка, и не стал рыбачить до вечера, и через пару часов мы пошли с наловленными кильками домой.
Привить любовь к рыбалке отец мне так и не смог, видимо,  я ленив был для нее, любил поспать или терпения не хватало созерцать как он, застыв неподвижно в одной позе, а вот за ягодами и грибами мы с ним по-прежнему ходили через тот же малинник. Зато у меня остались прекрасные пленочные фотографии, как память об этой дневной рыбалке.

(06.07.2023г)
(Карпов Игорь)


Рецензии