Арифметика явлений

М. Е. Левашов






А Р И Ф М Е Т И К А
Я В Л Е Н И Й







Москва 2023





ПРЕДИСЛОВИЕ

Вот игра, похожая на го.
Я вплотную подошёл к разгадке
Непонятно, в общем-то, чего.
Но видны чего-то там начатки!

Деление всего сущего на "материальное" и "духовное" – представление химерическое, но наиболее распространённое. Поговорим, вначале, о мире "материальном".
Современные физические взгляды на материю, которой, как считается, есть два вида – вещество и поле –  как минимум не полны. Дело даже не в том, что обнаружена "тёмная материя" и "тёмная энергия", из которых, как доказывают астрофизики, Вселенная состоит на 96%; при том, неизвестно, существует ли "тёмное поле", возможны ли в нём волновые явления и т. п... для понимания устройства мироздания критично другое – явная условность современных представлений о пространстве и времени.
Не суть важно, правильна ли теория о том, что все виды известных элементарных частиц – производное двух видов кварков, электронов и нейтрино. Может быть, эта теория ложна, а правильна "Теория струн". А может быть, правильна "Теория эфира", каковая как птица Феникс возрождается каждые пятьдесят лет и вновь отвергается учёными. Первый главный вопрос – материально ли пространство? И не есть ли оно третий вид материи, после вещества и поля? Ведь не кто-нибудь, а великий Эйнштейн писал:

"Мы можем сказать, что, согласно общей теории относительности, пространство обладает физическими свойствами; в этом смысле, таким образом, эфир существует. Согласно общей теории относительности пространство без эфира немыслимо; в таком пространстве не только бы не было никакого распространения света, но и не могли бы существовать никакие стандарты пространства и времени (измерительных масштабов и часов), и, следовательно, никакие пространственно-временные интервалы в физическом понимании. Но этот эфир не может рассматриваться как наделённая какими-либо качественными характеристиками весомая среда, состоящая из частей, которые могут быть прослежены с течением времени. Идея движения к нему неприменима."

Вселенная расширяется с ускорением; причины этого ускорения неясны. Астрофизики предполагают, что расширяется пространство. А раз оно расширяется – оно материально, поскольку расширение Вселенной – процесс физический.
Современные представления о времени ещё более химеричны, так как время – это не физическая величина; физической величиной является период колебаний – то есть такое повторяющееся явление, которое можно измерить... относительно другого периодического явления. Вопрос о природе и материальности времени напрашивается сам собой, коль скоро в теоретико-физической модели "пространственно-временного континуума" к пространству присобачивают (так в тексте – прим. ред.) время.
Любознательному читателю, ищущему в книгах за последние пару веков описание устройства мироздания, не привыкать к тому, что взгляды на это устройство меняются каждые несколько десятков лет, а картина мира несовершенна. Тем не менее, пытливый разум требует найти общее в рассуждениях о веществе, поле, пространстве и времени, найти те отправные точки в рассуждениях, в которые закрались ошибки, найти причину неполного понимания происходящего... или полного его непонимания.

* * *

Такая гидра, как   к а р т и н а   м и р а ,
Немало душ препроводила в ад.
Скроённая чертями наугад,
Она изображает постулат.
На деле же – то вывеска трактира,
Подвальчика с названием "У Гидр".


Вам здесь предложат лёгкий свежий сидр,
И закуси дадут сверх всякой меры
Услужливо-любезные химеры.


Трактирчик неказист и кособок,
Стоит посередине всех дорог...
Уютный зал похож на планетарий:
Там сводчатый, как в храме, потолок
Весь в лампочках и почернел от гари.


Когда сдирает осень каждый лист,
Земле в бока вонзает ветер шпоры,
В трактире раздаётся пьяный свист
И изнутри задёргивают шторы.

*  *  *

...Перейдём к описанию странностей представления мира духовного. Почему-то считается, что у мира материального и духовного одно пространство и одно время, либо же пространство-то духовного мира какое-то иное, но время и там, и там течёт одинаково... "t-" – t со знаком "минус", "истекающим временем", рекой страшнее Стикса, отделяющего царство живых от царства мёртвых, представляют время и в мире материальном, и в мире духовном. По аналогии с Мёртвым морем эту реку можно назвать Мёртвой рекой, а правильнее Мёртвым океаном, бесконечно утекающим в бездну.
Вот, жил человек, да умер; человеком он был хорошим, попал в вечной жизни в рай... а на оставленной им земле происходят дальнейшие, всё больше горестные события; видит ли их усопший? Если видит, но никак не может повлиять – так он в аду, а не в раю и претерпевает адские мучения; если же как-то может повлиять, то есть творит посмертные чудеса – так это каторжная работа!
Святитель Павел Флоренский полагал, что возможен обратный ход времени, то есть такой его ход, когда следствия опережают причины: в обратном направлении – из будущего в прошлое – время течёт на том свете и, иногда, во сне.
Мой отец – Евгений Михайлович Левашев – показал, что в обратном направлении время идёт в церковной музыке.
Интересны взгляды Даниила Андреева на пространство духовного мира: так, автор "Розы мира" считал, что местоположение "Небесного Кремля" – прямо над тем Кремлём, что на Кремлёвском холме, но "над" – в смысле духовном; очевидно, что и то, другое, невидимое всем духовное пространство, представлялось Даниилу Андрееву устроенным так же, как и земное, либо очень похожим на него.
Делению мира на материальный и духовный вторит деление на мир живой и мир неживой. Главным отличием живого от неживого, очевидно, является свобода воли. Если свободы воли у живого существа нет, то нет и сознательной жизни; нет ничего, что не было бы предопределено, не было даже начала мироздания, "Большого взрыва", так как до него тоже что-то было всегда и не могло быть так, что этого мира (и материального, и духовного, и живого, и неживого) когда-то не было. Собственно, так и считают материалисты – материя вечна, неуничтожима и кроме неё ничего нет. Таким образом, жизнь и свобода воли создают представление о таком времени, которое может повернуть вспять.




ПОНЯТИЕ ЯВЛЕНИЯ

Факт – самая упрямая в мире вещь.
М. А. Булгаков

Что отделяет одно явление  от другого? Только две вещи – пространство и время. Если явления непосредственно связаны между собой, одно из них является причиной, а другое – следствием. Это временная связь. Факты могут быть связаны пространственно, но такая связь не всегда ещё и причинно-следственная (здесь и далее понятия "явление", "событие" и "факт" тождественны – прим. автора).
Попытаемся разобраться в том, что такое "явление". Есть ли у явления величина, то есть может ли одно явление быть больше другого? Есть ли у явления начало и конец? Есть ли у явления природа, то есть отличаются ли принципиально явления-причины от явлений-следствий? Отличаются ли чем-либо по сути явления живого и неживого мира? Наконец, являются ли материальный мир, мир духовный, пространство и время событиями, фактами?
Явлениями можно назвать очень многое – от случайной мысли до всей Вселенной. Деление явлений на феномены (суть которых постигнута) и ноумены ("вещи в себе", суть которых непостижима) вряд ли правильно, так как если что-либо непостижимо, это не означает, что оно имеет другую природу, нежели постижимое, понятное. Тем более, философское толкование явления как "выражения, обнаружения сущности" не выдерживает критики – сущность множества явлений нам непонятна, не говоря уже о том, что во многих явлениях сущности, то есть смысла, нет вообще, либо их смысл понимается превратно.
Более того, понятия "причины" и "следствия" следует признать некорректными, если не ничтожными. Автору этого эссе мироздание представляется совокупностью фактов, часть которых существует в прошлом, часть происходит в настоящем, некоторая часть (а может быть, и все) предопределены, то есть существуют в будущем, и множество фактов связано, а множество не связано никак.
Где существует и прошлое, и настоящее, и будущее? В целом они образуют вечность... но где существует вечность? Коль скоро понятие времени – условность, а свершившийся (или предопределённый) факт неуничтожим, где существуют все события? Со-бытия существуют в бытии, то есть в том, что есть, что существует, а значит – они реальны, то есть не зависят от того, известны ли они нам и понятен ли нам их смысл, находятся ли они для нас в прошлом, настоящем или будущем.
И главное: "явления" – это точно не только то, что явлено, известно, понято. То, что не явлено, неизвестно – это тоже явления.
По всей видимости, определяющим свойством явлений, событий, фактов встаёт перед человеком неуничтожимость их – именно ощущение ужаса от произошедшего, а вовсе не вера в загробное воздаяние являются основой морали. Часть ответственности за поступки человек пытается перенести на окружающий его материальный мир, как бы просит природу быть свидетелем на Страшном Суде: ведь материальный мир неуничтожим по определению, материя только лишь меняет своё состояние... поэтому чем больше человек считает себя явлением неживой природы, перекладывает ответственность на необратимость времени, тем меньше кажется ему его вина.
И вот, нет времени, а есть факты. И эти факты могут быть связаны так или иначе. Для наблюдателя понимание цепочки, череды явлений – это, прежде всего, арифметика, то есть – дословно – Искусство счёта.




АРИФМЕТИКА ЯВЛЕНИЙ

Представим, что на временной числовой прямой расположены три явления – {1,2,3}. Предположим, что первое явление никак не связано с предыдущими – тогда это явление начальное, это первопричина, основа последующих явлений. Напишем немудрёное равенство:

(1)

то есть первопричина последующих событий существует, но неделима на части (1 не равняется 1:n*n см. примечание). Явления дискретны, а не непрерывны.
На практике, рассматривая, например, явление движения (пусть тело в пространстве движется равномерно и прямолинейно), мы не сможем найти, если можно так сказать, "атом времени" – то есть тот момент времени, когда положение тела уже точно станет другим, то есть второе явление стремится к первому, либо равняется ему – явлений два, а разделить их невозможно. Тогда

(2)

где знак равно с двусторонней стрелочкой означает стремится к числу или равняется ему, причём направление стрелок означает причинно-следственную связь, возможную в двух направлениях.

Только третье явление окончательно отделяется от первого:

(3)    

то есть третье явление стремится слиться со вторым, но окончательно отделяется от первого. Так в геометрии расстояние между двумя точками – понятие, принимаемое без определения, а сумма расстояний между тремя несовпадающими точками на прямой – величина, состоящая из двух неопределимых понятий, хотя эти два понятия можно сравнивать между собой.
Итак, если уподоблять явления числам на числовой прямой, мы получаем ряд возрастающих нечётных чисел. Но почему бы не представить череду явлений как множество шаров, вначале, для простоты представления, одинакового размера, притягивающихся  друг к другу и... имеющих свободу воли – расположиться ли им в цепь, укладываться как четыре ядра у Царь-пушки (три в основании, четвёртое лежит на нижних трёх), либо сочетать эти способы расположения в пространстве с бесчисленным количеством других способов, при одном условии – они должны быть единым целым; если хотя бы один  шар не касается хотя бы одного другого – система счёта заканчивается.
Пронумеруем ядра у Царь-пушки. В основании лежат ядра {1,2,3}, а сверху – ядро 4. Тогда, поскольку Земля (шар куда большего размера) притягивает ядра, ядро 5 может соприкасаться либо с ядрами {1,2}, либо с ядрами {2,3}, либо с ядрами {1,3}. Соответственно мы получим систему уравнений

(4)    

Теперь представим, что четыре одинаковых ядра притянулись друг к другу в космосе, причём никакое притяжение других тел не действует на них. Тогда пятое ядро может занять уже четыре положения и система уравнений будет выглядеть так:

(5)    

Далее представим, что пространство бытия не трёхмерно, а многомерно, явления уподобим произвольным формам разного размера и допустим действие сил притяжения от посторонних совокупностей явлений, не забывая о свободном выборе миллиардов ли живых существ, либо только одного Существа, Которое, по мнению Аврелия Августина, имеет свободу воли...
Из приведённых выкладок видно, что как бы не усложнялась наша модель, в конечном "пространстве существования явлений" бесконечная цепочка явлений рано или поздно сделает невозможным стремление явления n с индексом бесконечность, где индекс "бесконечность"– произвольно взятое число, большее, чем номер явления, окончательно отделившегося от первого, к явлению 1, то есть первопричине. Если же "пространство существования явлений" бесконечно, то возврат к началу событий возможен, но конечное число раз, до тех пор, пока "облепившие" первопричину следствия не сделают невозможной связь с явлением 1. Наглядно представить это можно так: есть нитка бус разного размера и формы, с числом бус n с индексом бесконечность, причём связующая бусы нить растягивается, но не позволяет соседним бусинкам перестать касаться друг друга. Эта волшебная нитка бус укладывается в коробку... рано или поздно она заполнит её настолько, что последняя бусинка не сможет коснуться первой.
Здесь обязательно нужно отметить, что, поскольку разные явления имеют разную размерность (то есть разное количество измерений), "пространство существования явлений" устроено совсем не так, как привычное нам пространство Минковского – например, картина "Иван Грозный и сын его Иван" (двухмерный образ) может быть причиной поступка сумасшедшего вандала, а размерность сумасшествия – это, очевидно, величина бесконечная (ум человеческий руководствуется очень большим, но конечным количеством правил, а сошествие с ума – это свобода воли в чистом виде, правил не знающая), поэтому пространство бытия n-мерно, причём количество его измерений либо очень велико, либо бесконечно.

примечание
Природа чисел, которые мы обнаруживаем в Арифметике явлений, своеобразна. Неравенство n не равняется n:n*n означает, что к этим числам неприменимы никакие математические операции, поскольку любая математическая манипуляция с ними ведёт к разрушению их. Вместе с тем, числа Арифметики явлений не представляют из себя банальные номера (бессмысленно перемножать номера домов, но сами дома посчитать можно; события, коль скоро они стремятся к слиянию с непредсказуемым количеством смежных событий, не поддаются простому пересчёту, хотя количество явлений конечно). Очевидно, что номер явления может представлять из себя не натуральное число, а систему уравнений, показанную выше. При том, подобные системы уравнений не представляют из себя функции – так как нет единого правила, сопоставляющего смежные явления. По той же причине явления не укладываются и в рамки понятия нечёткого множества и, вообще, Теории множеств.
Например, такое явление, как Вселенная, цельно и не состоит из частей (если правилен постулат Аристотеля "природа не терпит пустоты"), хотя любой астероид, летящий или покоящийся в космосе без всякой гравитационной связи с другими небесными телами, естественно, меньше Вселенной и в этом смысле – часть её. В Арифметике явлений часть может быть больше целого – например, законы природы больше, весомее самой природы. Неприменимость к явлениям никаких математических операций и, по всей видимости, никаких воздействий вообще, является одним из доказательств неуничтожимости прошлого и... чрезвычайной его хрупкости.
Устройство многомерного пространства можно понять; представить его невозможно, хотя n-мерные пространства обыденно используются в криптографии и, вообще, передаче данных. "Следы" четвёртого, пятого и последующих измерений, скорее всего, представляют собой проекции объектов n-мерных пространств на привычные нам одномерное, двухмерное и трёхмерное, которые испещрены следами многих измерений, как Царь-колокол – узорами, вязью и барельефами Святых.

...Одно явление-причина может иметь несколько явлений-следствий (и наоборот). Модель становится сложнее – от одной бусинки могут отходить несколько ниток бус, возникает не цепочка, а "гроздь" явлений, но вывод о возможности прикоснуться к первопричине не меняется.
Возможно ли в вышеописанных моделях бесконечное возвращение "звеньев цепочки" (или "ягод грозди") событий к первопричине? Да, возможно, но только при условии, что природа "пространства существования явлений" изменчива – например, количество измерений его может  увеличиваться.
Во многих религиях считается, что предопределено всё бесконечное количество явлений прошлого, настоящего и будущего. И вот, если выкинуть из картины мироздания, бытия всего сущего, время, оставив только "пространство существования явлений" – подобная конструкция объясняет сосуществование предопределённости и свободы воли, существование "параллельной реальности" (или "параллельных реальностей"); эта конструкция полагает возможной жизнь в прошлом.
Все факты бытия предопределены? Пусть так – свободная воля человека позволяет ему выбирать одну цепочку развития событий, что не означает несуществование или автоматическое разрушение других цепочек. Человек смертен? Пусть так, – но если душа бессмертна, что мешает ей видеть после смерти тела другие варианты цепочки жизненных событий того же человека? Ощущение того, что "всё могло бы быть по-другому" знакомо многим, но многими переживалось и не менее сильное чувство происходящих одновременно разных вариантов развития их жизни. "Всё пошло на раскосяк" – как часто мы произносим это!
Да, прошлое невозможно изменить и человек не может прожить свою жизнь по-другому, но...

В этом вопросе
Милостью Божьей
Царствует осень
Праведной ложью.

Верой, надеждой,
Словом щемящим,
Правдой безбрежной
Непреходящей.

Осень красива
И непреложна.
Прошлое – живо.
Это возможно?

* * *


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимосвязь событий неживого мира наглядно показывает нам физика. О череде событий жизни человечества рассказывает история. Но есть ли наука, описывающая взаимосвязь всех явлений прошлого, настоящего и будущего – мира материального и мира духовного, мира живого и неживого? Этой наукой является религия.
Рассмотрим этимологию слова "религия". Ре (латинск.)  – вновь; лига (латинск.) – связь. Ре-лигия – восстановление, воссоздание связей.
Принято противопоставлять науку и религию. Но критерий научности – практический опыт. У человека есть опыт общения с Богом? Есть. Следовательно, богословие – это наука. У человека есть опыт общения с душой? Такого опыта нет. Следовательно, психология – это не наука. У человека есть опыт ощущения мира, как единого целого? Это каждодневный опыт... согласитесь, что, просыпаясь, мы не делим мир на материальный, духовный, живой, неживой... Следовательно, религия – это наука, а Арифметика явлений – её составляющая часть.
Наблюдаются ли в природе (то есть в так называемом "неживом" мире) процессы, в которых время течёт в обратном направлении? Подобные процессы никак не противоречат законам физики, но никогда не наблюдались. Однако, расширение межгалактического пространства, разлёт галактик с ускорением – это процесс, в котором время если и идёт в обычном  направлении, то пространство ведёт себя в высшей степени странно, а пространство и время принято связывать.
Представим, что на горизонтальном диске  рассыпаны шарики. Диск начинает вращаться... шарики стремятся к краю диска, причём с ускорением. Таково всем известное действие центробежной силы, которой можно было бы объяснить разлёт галактик, если пространство, по Эйнштейну, в какой-то степени материально, а Вселенная вращается. Однако, до сих пор неизвестно, есть ли у Вселенной центр и вращается ли она, а траектории разлёта галактик – это, вроде бы, прямые линии. Кроме того, если пространство расширяется, то можно ли определить – в каких направлениях или сразу во все стороны?
Разлёт галактик с ускорением можно объяснить воздействием постоянно возрастающей силы, очевидно, питающейся всё большим количеством энергии... и это объяснение противоречит всему, что мы знаем о природе.
Однако, в природе есть всем известный процесс, происходящий с ускорением, причём ускорение одинаково для тел разной массы – это свободное падение. Вспомним знаменитый опыт Галилея с пулей и пушечным ядром, поднимемся на верхнюю галерею Пизанской башни, посмотрим вверх, а не вниз и представим, что удаляющаяся от нас галактика притягивается некой массой вещества, многократно превышающей её, причём Земля, удаляющаяся от Земли галактика и та масса, которая притягивает её, находятся на одной прямой; в случае, если размер притягивающей массы меньше убегающей от нас галактики, либо если она  не излучает света,  мы её не увидим.
Теперь представим, что пространство всё же имеет вес, пусть ничтожно малый, либо веса и "вещественности" не имеет, но обладает материальным свойством притягивать небесные тела. Тогда за каждой галактикой на прямой Земля – удаляющаяся от Земли галактика – притягивающая галактику масса будет находиться бесконечный усечённый конус пространства, сечением которого будет плоскость удаляющейся галактики, а вершиной – Земля. Понятно, что бесконечная масса будет создавать бесконечное ускорение, так как объём усечённого конуса за галактикой будет всегда больше того, который остаётся со стороны Земли.
Но ведь объём пространства с другой стороны от удаляющейся от нас галактики больше усечённого конуса, о котором я толкую! И этот больший объём замедлит движение, импульс которому дал "Большой взрыв", а не ускорит его. Какую нелепость городит автор, заметит любознательный читатель! На это возражение мне есть, чем парировать.
Коль скоро Вселенная возникла в результате "Большого взрыва", то есть из одной точки "развернулись", "расширились", "разлетелись" и материя, и пространство, и время, и все измерения пространства – с какой стати мы представляем этот процесс происходящим внутри трёхмерного "кубика" изотропного пространства, изначально большего, чем то, что возникало и увеличивалось? Пространства не было вообще, а разворачивалось, возникало оно, надо думать, приблизительно так: "высоты" (или "глубины") разворачивались по прямой (как радиусы до центра взрыва), а "длины" и "ширины" – это были взаимно перпендикулярные круги-сечения этой сферы, что-то вроде меридианов и параллелей. То есть условно "прямым" было только одно измерение из трёх. В случае, если пространство "разворачивалось" неравномерно (физика любого взрыва очень сложна), мы не сможем представить систему координат такого пространства похожим на дольки апельсина, но в любом случае "прямым" будет только одно измерение из всех.
Разумно предположить, что пространство в разных направлениях имеет разные свойства. Что такое "измерения пространства"? Это либо условная математическая модель, либо процесс движения – ведь одно дело мерить шагами комнату, обдумывая очередное предложение в этом тексте, другое – упасть в подпол, люк в который забыла закрыть жена, и уж совсем другое дело – подпрыгивать, пытаясь улететь в космос за своими мыслями.
Менялась ли структура пространства по мере его возникновения? Допустим, что нет. Теперь представим устройство пространства не цитрусовым, а совокупностью торчащих во все стороны бесконечных конических вафельных рожков от мороженого – и в "цитрусовом", и в "молочно-мороженом вафельном" пространстве силы притяжения к центру таких пространств будут меньше, чем к периферии!
Представим, что пространство – это бесконечное множество конусов с одним (бесконечно малым) основанием и вершиной в центре Вселенной. Пусть между конусами, составляющими пространство, ничего нет – пусть там пустота, которой так боится природа. В итоге в таком пространстве привычная нам материя начнёт удаляться от центра Вселенной с постоянным ускорением, чем дальше от центра Вселенной, тем быстрее. Можно предположить, что, проследив траектории движения галактик, точка их пересечения будет центром Вселенной.
Несмотря на "Большой взрыв, произошедший из точки", считается, что ни одна точка Вселенной не может считаться её центром; в качестве примера приводят надувающийся шар, ни одна точка двухмерной поверхности которого не является центром расширения этой поверхности. Но у самого шара есть центр! Следовательно, если "надувается" трёхмерное пространство (что и происходит на самом деле), центр у этого процесса должен быть, но измерений пространства должно быть больше. Продолжая системы уравнений Арифметики явлений, сложенные выше, получаем, что измерений в расширяющемся пространстве должно быть 12 (только двенадцатое измерение, как явление, может окончательно отделиться от первых трёх).


ПРИМЕЧАНИЯ

-1-

Можно предположить, что явлениям присуще свойство полярности, а пространству (как "пространству явлений", так и физическому пространству, "эфиру" Эйнштейна) – свойство монополярности.
На прочную ось из немагнитного материала оденем три цилиндрических магнита, имеющих отверстие, диаметром чуть большее, чем диаметр оси в таком порядке, чтобы полюса их касались как у последовательно соединённых электрических батареек.
По мере нанизывания этого шашлыка на шампур мы увидим, как магниты будут с щелчком соединяться, а затем с одного конца сборки возникнет полюс N, а с другого S. То есть сборка NS-NS-NS перестанет существовать, возникнет один магнит  NS.
Не будем учитывать силу трения магнитов об ось. Если со стороны полюса N сборки из трёх магнитов надеть на ось магнит большей ёмкости и массы полюсом N к сборке, а со стороны полюса S сборки надеть на ось ещё один такой же магнит тоже полюсом N к сборке, но на большем расстоянии от неё, а потом начать равномерно сдвигать краевые магниты к центру, сборка придёт в движение – одноимённые полюса будут отталкиваться, разноимённые – притягиваться, причём отталкивание одноимённых полюсов будет происходить без ускорения, а притяжение разноимённых полюсов – с ускорением.
Приведённый опыт демонстрирует тяготение смежных явлений друг к другу, а также разлёт частей Вселенной в том случае, если пространство Вселенной – это нечто, обладающее свойствами магнита бесконечной величины с одним полюсом, причём только одно из измерений этого пространства (расстояние до центра Вселенной) можно полагать прямолинейным.
Применима ли идея движения к "пространству существования явлений"? По всей видимости – нет, не применима; только "цепочки" или "гроздья" явлений могут перемещаться относительно друг друга в том или ином направлении.

-2-

Есть ещё один процесс, кроме свободного падения,  происходящий с ускорением – это всплытие, согласно Закону Архимеда. Да, это ускорение в конечной ёмкости с жидкостью зависит от плотности тела и оно (ускорение) постоянно только для бесконечно малого тела с плотностью меньшей, чем плотность жидкости, но если жидкость находится в бесконечном коническом сосуде, основание которого снизу, то и ускорение всплытия будет постоянно. Допустим, что небесные тела – планеты, звёзды, галактики – это вещество меньшей плотности, чем пространство (коль скоро оно заполнено на 96% непонятными "тёмными" веществом и энергией, то вдруг плотность этой непознанной материи выше?). В таком пространстве галактики начнут "всплывать" в направлении от центра Вселенной к её периферии.
Какая чушь! – воскликнет любознательный читатель. В невесомости Закон Архимеда не действует. А в весомости? – спрошу я любознательного читателя...
О какой "плотности" я говорю? Я говорю о том качестве, которого у пространства больше, чем у вещества, о "плотности пустоты", которая у пространства неизмеримо выше, а у вещества – неизмеримо меньше. Попросту говоря, пустого пространства очень много, а привычного нам вещества очень мало. По Эйнштейну, и пространство, и вещество обладают неким общим физическим свойством и, если допустить, в соответствии с Законом всемирного тяготения, воздействие на это свойство гравитации, либо ещё не открытой силы, действующей как гравитация, в такой Вселенной пространство будет сжиматься, а галактики будут стремиться всплыть на поверхность океана Вселенной, подобно пузырькам в бокале шампанского, который я пью в честь завершения этого труда.
У наблюдаемой Вселенной, по современным данным, центра нет – она расширяется равномерно во все стороны, независимо от начала системы координат. Значит, измерений пространства больше – "всплытие" галактик на "поверхность" Вселенной наблюдатель в трёхмерной системе координат воспринимает как равномерное расширение пространства во все стороны, так как система координат, в которой есть и "центр", и "поверхность океана Вселенной" имеет количество измерений большее, но измерения (пространственные, не временные!) начиная с четвёртого нам недоступны; действие же законов природы разумно предполагать независящим от количества измерений пространства.







            СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

  в с т у п л е н и е   к   к н и г е
« А р и ф м е т и к а   я в л е н и й »





Давайте отвлечёмся от газет
И, разорвав завесу небосклона,
Поищем землю.
Там отчизны нет,
Но достигает Солнца тусклый свет
И до орбиты блудного Плутона.

Начнём считать планеты от звезды,
Когда-то притянувшей хвост кометы,
Водоворотом будущей беды
Создавшей все известные планеты.

Меркурий – меньший брат сестре-Луне.
Прогрет он Солнцем до великой суши.
Он мне знаком: в такой рожден стране.
Нас встретят там иссохнувшие души.

Венера – красный шар. Но не в огне
Сгорают корабли прочнейшей стали:
С давлением под сто мегапаскалей
Кислотные пары туманят дали,
И только то и видно нам извне.

Мой старый друг Тангейзер там живёт
И непонятно как проросшими цветами
Увит убогий скит под облаками
Из кислоты, окрашенной как йод.

Сколь розовы на Марсе облака!
Поклонникам осеннего рассвета
Милее нет Оранжевой планеты,
Да только жизнь на Марсе нелегка.

Двуокись углерода – тот же лёд.
Зимою замерзает атмосфера.
И чем тогда дышать? Мрачней примера
Сам чёрт, поэтом став, не подберёт.


Здесь те, кто безнадежно был влюблён,
Войдут, по смерти, в Царство исполинов.
Пусть воздух непомерно разряжён –
Их легкие вмещают всякий стон,
Сердца горят, зимою не застынув.

Что далее? Кольцо камней. Предел
Для жизни, чуть похожей на земную.
Но в слабый телескоп я разглядел
Еще планету – самую большую.

Остывшая звезда, гигант-Зевес –
Пристанище для тех, кто в Древнем Риме
Юпитеру продал Господне Имя
И не приял апостольских чудес.

Забытый ныне первородный грех
Вблизи него настолько тяжелее,
Что, если мы минуем Амальтею,
В одну лепешку нас раздавит всех.

Я должен изменить привычный слог.
Легко летать вокруг планет-гигантов
Ни сил земных не хватит, ни талантов,
Раздавит вес им посвящённых строк.





Через пояс астероидов к Ганимеду, спутнику Юпитера


Последняя надежда
Найти среди планет
Несомкнутые вежды –
Зелёный Ганимед.


Да скрепит мысли вера
И подстегнёт нужда!
Я вижу атмосферу
И шапку изо льда.


При этой жизни между
Осколками от той
Наивна ли надежда
Достигнуть мир живой?


Пускай наивна вера,
Да гонит вдаль нужда!
Я вижу атмосферу
И шапку изо льда.





П р и б л и ж е н и е    к    Г а н и м е д у


Земля была безвидна и пуста.
И только Божий Дух
Ей возвещал когда-то смысл Креста,
Но мыслью, а не вслух.

Планет подобных мёртвых и пустых
Однообразен вид.
К ним интерес давным-давно утих
И позабыт
Творенья ход, запечатлённый в них.


* * *


Был первый день, и день второй.
Пять миллиардов лет
Надёжной каменной стеной
Закрыли Первый Свет.

Сверкает мир на фоне тьмы,
Велик до дурноты.
И бьются лучшие умы
Над смыслом пустоты.





П у т е в о й    д н е в н и к



Всё выше и выше петляет дорога.
Разреженным воздухом трудно дышать.
Найду ли я рифму для каждого слога,
Пока не окончится эта тетрадь?


Вулканы на Марсе – как два Эвереста:
До космоса можно добраться пешком.
Найду ли другое подобное место,
Где небо с землёю слились целиком?


Дорога над пропастью стала прямее.
Вдали на вершине виднеется храм.
О Боге писать между строк я не смею.
Найду ли иное начало стихам?



Все выше и выше уводят ступени.
Все дальше и дальше... не видно земли.
Найду ли последнее здесь приключенье?
Увижу ли новые горы вдали?





На санках по Ганимеду

п о п у т н а я    п е с е н к а


На санках, запряжённых
Лохматым рыжим псом,
Среди снегов зелёных
Ищу Последний Дом.


Качусь ли на салазках,
Иду ли я пешком,
В былинах или в сказках –
Ищу Последний Дом.


Моя ли песня спета –
Что толку знать о том?
Любимая! Ты где-то.
Я был с тобой знаком!


Среди других влюблённых
Катались мы вдвоём
На санках, запряжённых
Лохматым рыжим псом.





При переходе цвета в тон,
В последнем сумраке заката,
Ущербный месяц освящён
Холодными лучами брата.


И если месяц Солнцу брат,
Земля – наследница Венере,
То Марс кровавый виноват
В грехах людей не в меньшей мере.


Когда зыбучие пески
Сомкнутся в Тихом океане,
В картину, полную тоски,
Добавит Бог ещё мазки:
На Землю ступят марсиане.


Придут, а может, приползут...
Кому известна их природа?
Но это будет тяжкий труд –
Понять, какое время года.





Давайте отвлечёмся от планет
И вновь вернёмся к утренним газетам.
Как сердцу мил их свеже-серый цвет,
Чуть тронутый зардевшимся рассветом!

Сатурн ли, пожирающий детей,
Их превращает в кольца из обломков,
Или Уран –
для наших для затей,
Как и для наших пасынков-потомков,
Одно важнее – кто умрёт скорей,
Полнее кто набьёт свою котомку...

Меж тем, когда б хотели мы понять
Всю череду постигших нас затмений,
Полезно было б вновь пересчитать
От Сотворенья Мира ход явлений.

Нам не поможет в том привычный счёт:
Стараясь от всего отъять причину,
Не видим мы последствий сердцевину,
Не замечаем рек, несущих плот.

Когда бы жизнь на числовой прямой
Могла бы без изъяна разместиться,
Тогда бы, вероятно, мир иной
Нам перестал и видеться, и сниться.

И очень вероятно, что тогда
Любовь бы выражали суммы чисел,
А от нуля налево счёт вреда
По модулю направо счёт превысил.

Но сердце не велит нам так считать.
Ни двух, ни трёх не хватит измерений,
И не уместит школьная тетрадь
Явленье   а р и ф м е т и к и    я в л е н и й .







КОММЕНТАРИИ, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ





Вопрос:
В чём отличие Арифметики явлений от Теории графов, комбинаторики, топологии?

Ответ:
На первый взгляд, Арифметика явлений очень похожа на Теорию графов и комбинаторику, особенно в простых примерах вроде расположения ядер у Царь-пушки... но по сути между этими науками почти нет общего.
Арифметику явлений с натяжкой можно отнести к дискретной математике, которой принадлежит Теория графов. Но если графы – это системы линий, соединяющих заданные точки, то события точками быть не могут, к ним неприменима идея бесконечно малой величины; если же графами соединяются объекты, имеющие объём, то эти объёмные объекты различны, они не совпадают и не пересекаются. Арифметика явлений утверждает, что на практике количество следствий у одной причины может быть бесконечным, а причинно-следственная связь между событиями возможна и в прямом, и в обратном направлении; поэтому построение системы связей невозможно, коль скоро смежные явления стремятся к слиянию.
По этой же причине Арифметика явлений не подобна комбинаторике, так как комбинаторика решает задачи, связанные с расположением объектов в соответствии с заданными правилами, а Арифметика явлений, наоборот, показывает, что правил нет, либо они непредсказуемы.
Ближе всего Арифметика явлений к топологии (изучению пространства, занимаемого объектами). Однако, "объекты" Арифметики явлений (то есть явления, события, факты) имеют такую природу, что измерение их невозможно и приводит к их разрушению, хотя сходные явления можно сравнивать между собой и в какой-то степени они поддаются пересчёту (кстати, в последние годы физики часто говорят, что любое измерение процессов, происходящих с элементарными частицами, есть недопустимое вмешательство, приводящее к искажению результата опыта). Как выглядело бы доказательство теоремы Пуанкаре, если бы с числами и переменными были невозможны никакие математические операции?





Вопрос:
Возможны ли путешествия во времени, может ли человек увидеть себя вчерашнего, позавчерашнего и т. д., поговорить сам с собой в прошлом и, например, исправить жизненную ошибку, поступить в своём прошлом по-другому?

Ответ:
В приведённом выше опыте с магнитами на оси показано, как несколько изначально отдельных магнитов {NS1, NS2, NS3} моментально превращаются в один магнит NS. Подобным образом события, факты, явления в жизни человека складываются в одно цельное явление – судьбу человека – и, покуда человек жив, он представляет из себя одно незаконченное развивающееся явление, является самим собой, а не множеством явлений, состоящим из себя сегодняшнего, вчерашнего, позавчерашнего и т. д. Да, поступки становятся неуничтожимыми фактами бытия ("пространства существования явлений"), но только смерть человека делает возможной воздействие на его судьбу, изменение её кем-то (Кем-то) другим.
Что произойдёт, если к сборке из большого количества магнитов на оси прижать ещё один одноимённым полюсом? Если ёмкость нового магнита значительно меньше ёмкости сборки, вначале, на недолгое время, возникнет сила отталкивания, а затем этот магнитик будет перемагничен и соединится в единое целое со сборкой, сохранившей своё направление полюсов(*). Так в жизни человеческой редкие события, в которых время течёт вспять, достаточно быстро встраиваются в общее направление жизни из прошлого в будущее.
Автор "Арифметики явлений" полагает, что путешествия во времени возможны только среди явлений законченных, то есть в жизни живых существ после их физической смерти, так как у мира неживого, у материи, конца существования быть не может. Конечно, если будут открыты способы передвижения со скоростью большей, чем скорость распространения радиоволн в вакууме, теоретически возможно поймать телепередачу из нашего детства, которая улетела от Земли на энное количество световых лет, но просмотр этой передачи, строго говоря, не будет путешествием в прошлое.

*примечание
любопытно, что такое произойдёт только если форма сборки не цилиндрическая, а, например, похожа на муштабель – палочку с шариком на конце, которым художники опираются на уже высохшую часть холста





Комментарий:
Автор "Арифметики явлений" не оригинален, сравнивая пространство Вселенной с жидкостью. В 2014 году итальянские физики Стефано Либерати и Лука Макчионе предположили, что пространство-время – это сверхтекучая жидкость с нулевой вязкостью.  Что же касается представления структуры пространства как долек апельсина либо вафельных рожков, уподобления линии судьбы шампуру, а кольцевых магнитов – шашлыку, всей же Вселенной – бокалу шампанского, возникает вопрос – не голоден ли был автор при написании "Арифметики"?

Ответ на комментарий:

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.

М. Ю. Лермонтов
Демон

Да, изучая современные космологические и физические теории, автор почувствовал не только острый приступ жажды истины, но и сильный голод на простые объяснения. Высокочтимые итальянцы объединяют физику макро- и микромира "сверхтекучестью и нулевой вязкостью пространства-времени" – ведь в пространстве и времени находятся и элементарные частицы, и галактики...  Меж тем, весь опыт науки за последние полтора века говорит о том, что у очень-очень маленького и очень-очень большого – разная физика.
Я же говорю, что пространство – это третий вид материи, а не субстанция, в которой материя существует и предполагаю, что у этого нового вида материи есть агрегатные состояния, одним из которых является жидкое состояние; вещество для этой жидкости является инородным телом меньшей плотности. "Всплытие" вещества на "поверхность" Вселенной, возможно, докажет измерение скорости удаления от Земли какого-либо межзвёздного облака и какой-либо галактики при условии, что от центра Вселенной они находятся дальше, чем Земля, а расстояние от Земли до облака и галактики одинаково. Если скорость удаления облака будет меньше, чем скорость удаления галактики, мои рассуждения о "плотности пустоты" верны, так как чем больше пузырёк в бокале, тем быстрее он всплывает.
Что касается структуры пространства, моя идея проста – разные измерения имеют разную природу, подобно тому как разного поведения можно ожидать от согнутого упругого стержня и от стержня уже распрямившегося. Известно, что силы гравитации приводят к сжатию звёзд с последующим коллапсом-взрывом и образованием сверхновой. Я предполагаю, что, если пространство Вселенной обладает материальностью, то его ожидает та же судьба – сжатие и последующий взрыв; коллапсирующее пространство не будет обладать одинаковыми свойствами во всех направлениях, оно кажется нам таковым только на стадии расширения, причём не исключено, что стадия расширения пространства Вселенной заканчивается, а наша галактика – Млечный путь – находится ближе к краю Вселенной, чем к её центру, так как окружающее нас пространство кажется нам изотропным, а искривление его удивляет нас.






Комментарий:
Нелогично: что дискретные объекты делают на числовой прямой, состоящей из бесконечного количества точек?

Ответ на комментарий:
Из того обстоятельства, что свет имеет квантово-дуалистическую природу (то есть обладает свойствами и волны, и частицы, да к тому же излучается порциями-квантами) не следует, что свет неправильно устроен... Несовершенна физика, как наука. Арифметика всей реальности открывается нам ещё более сложным явлением, чем свет... математический аппарат обычной арифметики примитивен, но другого у нас нет.






Вопрос:
Поясните менее обтекаемо, что такое "жизнь в прошлом", как на практике выглядит "жизнь в обратном направлении", "обратный ход времени" и т. п.?

Ответ:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.

А. С. Пушкин
Евгений Онегин

Выше было сказано, что в жизни человека бывают события предопределённые, либо такие, причина которых является позже следствия. Например, такими событиями являются так называемые "вещие" сны, предчувствие смерти, которое не обманывает,  сбывшиеся предсказания, видения будущего, явление художественного образа автору в целостности до создания художественного произведения, восприятие богослужения прихожанами, предчувствие любви и, вообще, встречи. Конечно, это всё примеры смутные, по выражению Пушкина, но даже если только допустить существование таких событий, видно, что следует говорить о преимущественном направлении жизни, а не строгом течении реки времени в одном направлении. Бывают же в реке водовороты и противотечения...
Занятно, что смутными представляются прежде всего подобные факты в жизни человека, а для мира материального так называемый "антропный принцип" – аргумент ясный, доказанный всей практикой физики, достаточно только поверить, что появление человечества – событие предопределённое. Для наших предков это само собой разумелось... прислушаемся, что неграмотные крестьяне пели хором:

"Иже прежде денница из Отца родися, в часе зде рожден, сею звездою
         явися" [Прежде, чем встала первая заря, сотворённая Богом-Отцом,
         Христос уже был рождён в Вифлееме и возвестил об этом Рождественской
         звездой]
"Хотящ правду уведать, ей да последует" [Тот, кто хочет познать истину,
         пусть следует ей]
Св. Димитрий Ростовский
Рождественская драма

Я полагаю, что и жизни «в обратном направлении» свойственно именно преимущественное, но обратное направление. Не так ли устроен процесс мышления, решения сложной логической задачи – например, анализа Арифметики явлений? Ведь процесс мышления  находится, в каком-то смысле, вне времени – мы постоянно возвращаемся к исходной точке размышления, мышление явно происходит на многих уровнях – одна мысль вызывает многие ассоциации, причём чем дальше и объёмнее ассоциативная мысль, тем она туманнее... и вдруг на самом дне далёкой ассоциации ныряльщик находит сокровище кораблекрушения, которое – как странно! – в очевидности своей плавает на поверхности океана мышления, как галактика, достигшая края Вселенной.
Здесь следует добавить, что идея "небесных сфер" не так смешна, как считается. Разумно ли предполагать, что центр Вселенной – это точка? Может ли то место, откуда "всё взорвалось", быть (или стать) точкой? Если там находится сфера (или шар) – аналогия Мирового океана и океана Вселенной становится полной. И Мировой океан, и океан Вселенной имеют сферическую форму, всплытие пузырьков происходит по Закону Архимеда... разум ожидает увидеть одни законы природы во всём мироздании.
"Пять путей к Богу" Фомы Аквинского ошибочно принято называть "Доказательствами бытия Божия". На том пути, который ведёт к Богу, как к Началу всего сущего, Причине его, вероятно и время преимущественно стремится к своему началу, но жизнь путника, идущего по этому пути, не представляет собой просмотр киноплёнки в обратном направлении; мудрецы не молодеют, а стареют, хотя на Страшный Суд мечтают явиться молодыми и здоровыми, в возрасте до совершения всех мыслимых и немыслимых смертных грехов. Так доктор Фауст заключил сделку с дьяволом, надеясь на то, что эта сделка останется в его будущем, но не учёл того, что факты будущего так же неуничтожимы, как и факты прошлого.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ [ещё одно, но так и должно быть, раз Вступление в этой книге следует после основного текста – прим. ред.].

В "пространстве Минковского" событие считается точкой в четырёхмерном пространстве-времени. Арифметика явлений, напротив, утверждает, что событие – это не точка в той или иной системе координат, то есть бесконечно малая величина. Явления, события, факты имеют, если можно так сказать, размер и массу.
Если событие – это точка, получается, что не существует ничего, кроме материи, которая только лишь изменяет своё состояние в пространстве-времени, так как прошлое уже прошло, его больше нет, настоящего нет потому, что оно моментально становится прошлым, а будущее ещё не наступило, стало быть, его тоже нет.
Для Арифметики явлений прошлое – это неуничтожимая основа бытия, совокупность свершившегося, будущее – это некоторое количество предопределённых событий, а настоящее – эта та область явлений, которая необходима наблюдателю для ориентации в пространстве существования явлений. С вершины горы мы любуемся прекрасной долиной, открывшейся нашему взору; картина мира, сложившаяся в нашей памяти, представляется нам настоящим (о картине мира см. брошюру "Учитель рисования").
Для описания процессов в неживом мире пространство Минковского – естественная математическая модель; для живого мира этой математики недостаточно.
Стандартная модель мироздания рассматривает всё сущее прежде всего со стороны времени, причём время непрерывно, хотя может идти быстрее или медленнее и даже – предполагается – в обратном направлении.
Напротив, Арифметика явлений полагает всякое событие дискретным, причём для различения того, что что-либо случилось, необходимы хотя бы три события, связанные между собой. Смежные явления обладают свойством стремления друг к другу, весьма похожим на магнитные свойства, а также свойством полярности. В силу этого свойства "цепочки" и "гроздья" явлений представляют собой, с точки зрения наблюдателя, единое целое с двумя полюсами ("началом" и "концом"), но составляющие их явления не исчезают, как не сплавляются в единое целое слепившиеся магниты.
Таким образом, для Арифметики явлений именно события, факты создают пространство, в котором существуют явления, а время – это условность для определения преимущественного направления причинно-следственных связей.
Жизнь человека – это "гроздь" явлений, проистекающих, преимущественно, в направлении от Творения к Концу света (из "прошлого" в "будущее"). Когда человек умирает, вся его жизнь, как законченное явление, сталкивается с явлением противоположной полярности, причём более сильным – жизнь сталкивается со смертью. Число умерших на порядок больше, чем живых... смерть сильнее. Смерть "перемагничивает" явление жизни того или иного человека и для него начинается жизнь «в обратном направлении» – к Причине всего сущего, к Господу Богу.
Арифметика явлений полагает, что нет разных пространств у мира "материального" и "духовного". Пространство существования явлений, иначе "Бытиё" – одно. Иными словами, пространство первично по отношению ко времени, это явление, возникшее раньше (то есть ближе к началу Творения). Так слово «событие» означает со-бытиё, а слово «пространство» означает и простирание его, и странствие по нему...
Понимание события как точки в пространстве Минковского едва ли приложимо и к "материальному" миру, к веществу. Вроде бы, доказано, что вещество имеет мельчайшие неделимые частицы; но тогда и время должно быть дискретно, либо вот доказательство того, что время – не более, чем условность (и уж ни в коем случае не сверхтекучая жидкость с нулевой вязкостью – ведь свойства жидкости определяются тем, как связаны её молекулы, то есть частицы, а время принято считать непрерывным).
В книге Стивена Хокинга "Краткая история времени" разбитая чашка сама запрыгивает на стол и восстанавливает свою структуру, если время идёт вспять, и это кажется невозможным и удивительным, однако, почему-то никого не удивляет то, что разбитое навсегда сердце влюблённого со временем исцеляется и приходит новая любовь.
Итак, Пространство существования явлений ими и создано и первично по отношению ко времени. Но где находится это пространство и как туда попасть? Арифметика явлений утверждает следующее. Наблюдателю в прошлом могут быть открыты только некоторые явления будущего; напротив, наблюдателю в настоящем явления в прошлом теоретически могут быть видимы все. Прошлое, настоящее и будущее – это только области пространства существования явлений, Бытия. Время – это, по сути, такая же пространственная координата, как три (либо одиннадцать или более, как сейчас считают физики) других. Возвращение к событиям прошлого, очевидно, предполагает путешествие, странствие вдоль этой координаты. По аналогии с жизнью человека можно предположить, что в неживом мире такое странствие возможно будет только тогда, когда этот мир закончится – после Конца света или "Большого хлопка", как его называют в противоположность "Большому взрыву". Сейчас же очевидно, что мир – это развивающееся явление, поэтому странствия в прошлое, жизнь в нём возможны лишь для мёртвых, а живым остаются только видения прошлого, часто имеющие реальность большую, чем зыбкое изменчивое "настоящее".
Практический смысл Арифметики явлений, прежде всего, нравственный – неуничтожимость фактов прошлого есть прежде всего неуничтожимость улик. В области естественных наук Арифметика явлений может помочь понять странности причинно-следственных связей в микромире, а также дополнить метрологию.

* * *


Бога-Отца никогда не изображают улыбающимся

Ни одного знакомого лица.
Но те же камни, те же птицы в небе,
И те же мысли о насущном хлебе
Святого Духа, Сына и Отца.

Я помянул затем в другой черёд
Отца, и Сына, и Святого Духа,
Что в Судный день для страждущего слуха
И время изменило вечный ход.

И песнь трубы стремится не к концу,
А более к великому Началу,
Которое меня на свет призвало,
Которому улыбка не к лицу.

* * *




Комментарий автора

...Сказанное нелогично, противоречит само себе, а скорее всего – в корне неверно. Время и физическое пространство для автора то ли существуют, то ли не существуют в привычном качестве единой субстанции, пронизывающей всё мироздание; Эйнштейн говорил только лишь о физических свойствах пространства; материальность физического пространства – натянутое допущение автора...
При всей кажущейся религиозности, сочинение материалистично в худшем смысле этого слова, природа материи понимается примитивно, фантазия  "пространства из конусов" смешна, а рассуждения о n-мерных пространствах некомпетентны.
Отнесение религии к наукам <...>

Ответ автора самому себе

Арифметику явлений правильнее назвать Арифметикой реальности, коль скоро эта наука толкует о всём сущем, то есть существующем, реальном.
Но что реально, а что эфемерно?
Автор – не адепт субъективного идеализма; уж что-что, а существование материального мира помимо субъектов-наблюдателей – явленная очевидность. В этом смысле, таким образом [конец цитаты Эйнштейна], Теория относительности весьма идеалистична, так как основные выкладки этой теории связаны именно с наблюдателями за движением и, вообще, физическими процессами. А если наблюдателей, то есть, очевидно, живых существ, нет, и нет никакой связи с процессами в инерциальных системах отсчёта, в которых что-либо происходит, то что там происходит и происходит ли что-нибудь вообще? Не может же одна система координат наблюдать за другой!
Арифметика реальности ставит перед нами, наблюдателями, проблему соразмерности явлений "природы", то есть материальной Вселенной, и событий человеческой жизни. Решает эту проблему Арифметика реальности так:
Коль и как скоро (считается, что в течение нескольких секунд) возникло всё, что составило материальную Вселенную (и массу её, и энергию) и это всё не разделилось на несвязанные между собой части, то вся материальная Вселенная представляет из себя одно развивающееся (то есть меняющее своё состояние) явление, событие, один факт. Человек же (и, вообще, любое живое существо, обладающее свободой воли), как и Господь Бог, обладает возможностью Творения, то есть создания новых событий, фактов; по своим физическим размерам любое живое существо (от амёбы до кита) сопоставимо больше элементарной частицы и в тех же порядках меньше наблюдаемой Вселенной.
С точки зрения Арифметики явлений любой человек и любое живое существо больше Вселенной, она представляет для него всего лишь одно из явлений его судьбы.




* * *

Поэтому или в природе не существует чистого притяжения,
или не будет абсурдом одновременное существование
и несуществование его.

М.В. Ломоносов
из письма Л. Эйлеру
5 июля 1748 года

Обычно обращают внимание на то, что Ломоносов, "нападая", по его собственному выражению, на Ньютона, "вплотную подошёл к открытию существования второго вида материи – поля". Мне же дорого в этом тезисе упоминание абсурда как результата научного рассуждения.
Арифметика явлений – теория научная, но абсурдная; она прекрасна в своей нелепости. Судите сами, любознательные читатели:
явления, события, факты
- одновременно неделимы на части, но на части их
                можно разделить;
- к материальному миру понятие "многих явлений" и
                применимо, и неприменимо;
- время, как явление, и существует, и не существует;
- человек смертен и бессмертен (как всякое явление,
                неуничтожим) одновременно;
- часть явления может быть больше целого и т. д.

И Ньютон, и Ломоносов во многом заблуждались... но меня не оставляет ощущение, что современная "наука" заблуждается ещё больше, если её понимать как дробь, в которой числителем предстаёт совокупность знаний, всесторонне подтверждённых экспериментально, а знаменателем –  то, что открыто совсем недавно. Вся наблюдаемая Вселенная на 96 процентов состоит из "тёмных", то есть непонятно как устроенных, вещества и энергии? Тогда

(6)    

Каким было это соотношение в XVIII веке? а в XVIII веке до Рождества Христова? Решение этой задачи я поручаю будущим исследователям Арифметики явлений.




ДОПОЛНЕНИЯ ВО БЛАГОВРЕМЕНИИ

-1-

Коль скоро всплытие галактик на "поверхность океана Вселенной" в трёхмерном мире воспринимается как равномерное расширение пространства во все стороны, можно предположить существование пространств, в которых процессы, происходящие в трёхмерном мире, воспринимаются аналогично, то есть с искажением. Если такие миры существуют, то измерения в них должны быть отрицательными величинами. Откуда известно, что измерения могут нумероваться только целыми положительными числами? Может ли номер измерения быть целым, но отрицательным числом? иррациональным числом? мнимым числом?

-2-

Арифметика явлений, на примере действия Закона Архимеда в n-мерных пространствах, ставит вопрос о том, одинаково ли действие законов природы в ограниченном и бесконечном объёме. "Поверхность океана Вселенной" существует, но бесконечно удалена от любой точки Вселенной? Тогда моё объяснение разлёта галактик верно.
"Поверхность океана Вселенной" существует, но объём Вселенной конечен? Тогда разлёт галактик должен происходить с замедлением.
Тут уж одно из трёх: либо я прав, либо не прав, либо не будет абсурдом моя одновременная правота и неправота.


Рецензии