Вера и убеждение

ВЕРА И УБЕЖДЕНИЕ

Вера не требует доказательств и не использует логику, тогда как убеждение выстраивается именно доказательствами, заточенными на безупречной логике. Вера живёт в душе (в сердце), она разнонаправлена множеством лучей, проникающих в духовный мир вещей. А убеждение — в рассудке, оно непременно судит всякие проявления вещей. Вера незыблема, а убеждение расшатывается сомнениями. В том и этом их основное различие. И каждый человек выбирает из них то, что считает главнее. Как говорится, по обстоятельствам. В жизни годится то и другое.
Для иллюстрации предъявим пример. Одного человека обвинили в некоем тяжком преступлении. Тому есть все необходимые доказательства. И присяжные, пользуясь рассудком, убеждены в справедливости обвинения, провозглашая свой вердикт. Иной человек, верующий, то есть, чувствуя душу обвиняемого, но не имея никаких доказательств, считает его невиновным, ибо верует, что тот человек не допустил бы себя до такого преступления.
И тут возникают два варианта последствий. Первый. Со временем, под давлением веры, выясняется, что преступление совершил другой человек, а этот оказался оклеветанным. Рассудительная сторона подвергается сомнению. Она вынуждена пересмотреть дело. И суд выносит новое и оправдательное решение. (Кстати, по этой причине отменена смертная казнь). Таким образом, вера спасает человека. Второй вариант. Подтверждается, что осужденный действительно совершил тяжкое преступление. Что же получается? Фиаско? Вера слепа? Нет, она зряча. Просто человек тот оказался недостойным чистой веры, на него направленной. («Я верил в тебя, но ты предал веру»). Душа его создала некий неуловимый крен, и вера проскользнула мимо. Но сама она ведь осталась незыблемой, потому что не зависит от направленности. Как луч света. Если он, в силу обстоятельств, не озарил некий предмет, сие не означает ослабления или отсутствие луча. Вера сомнению не подчиняется. Она продолжает жить в душе, непрестанно трудится, обретает опыт, притом обогащается ещё большей чуткостью.
А что происходит с человеком, называющим себя неверующим? Он просто избегает веры, как бы не нуждается в ней, не позволяет душе предаваться тяжкому труду. Он предпочитает убеждение. Это легче. Он логически рассуждает и парадоксально сомневается. Правда, есть так называемое «глубокое убеждение», которое способно опровергать любые иные воззрения и упрятанные там доказательства вместе с логикой. Можно считать, что такое убеждение равно вере. Оно ведь проникает в душу и там будто является аналогом веры. Или суррогатом. И притом если не считать такое убеждение банальной и бездумной упёртостью. Впрочем, то, что он неверующий, — тоже результат убеждения. Глубокого.
Однако вот что здесь является самым любопытным: ведь можно предположить, что всякая мысль протекает как раз в душе, она является будто кровью души. И вера там же, вместе с мыслью. Рассудок своей нейросетью ловит мысль с поверхности души и обрабатывает её на свой лад. А там уж что получится, то и получится.

2023


Рецензии