Анатомия предательства Глава 20

1.20. Оценка предательства с позиции общечеловеческих ценностей.

     Прежде чем начать наше повествование, стоит отметить, что мы будем опираться не на какое-то  искаженное восприятие этого явления, как плод извращенного ума и не менее извращенной логики и сразу отметим, что для нас ценность человеческой жизни не подлежит сомнению. И деление людей на касты, господствующие классы, исключительные нации, в нашей структуре ценностей недопустимы. Мы все равны перед нашим Создателем. По своей природе предательство представляет собой нарушение нами своего долга, отречение от собственных обязательств. Главный же долг человека есть всегда его долг перед самим собой. Утверждение это, однако, вовсе не является реверансом личному эгоизму. Дело в том, что приведение нами собственной жизни в порядок и её здоровое развитие не есть только лишь в наших высших интересах – это в интересах всего общества и тех, кто вокруг нас. Лишь сильные и заботящиеся о себе люди способны менять этот мир к лучшему и лишь в них это желание может подлинно зародиться. Те же, кто пренебрегает обязательствами перед собой опасны для окружающих не менее, чем для самих себя. Отдаваясь во власть подтачивающим их регрессу и энтропии, они подвергают свою личность порче, которая поселяет внутри озлобленность, ожесточение, инертность, отупляет и ослабляет. Скверна внутренних прегрешений неизбежно воплощается затем в поступках, становясь прегрешениями внешними, обильно сочась во внешний мир и отравляя все, до чего она касается, передавая эстафету деградации дальше.  Для начала вспомним, что такое эгоцентризм. Эгоцентри;зм (от др.-греч. «я» и лат. centrum — «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. Эгоцентрик — человек, который ориентируется в жизни только на свои интересы. Эгоист — это тот, кто делает что-то для себя за счет другого. Например, человек, который в обществе перетягивает на себя все внимание, занимает пространство беседы только своими разговорами, рассказывает о себе, не обращая внимания и не задумываясь, интересно ли это другим — это, скорее, эгоцентрик. Эгоцентрик считает себя центром Вселенной, а окружающих — массовкой. Он не учитывает точку зрения оппонента в споре, всеми силами пытается доказать правоту. У него отсутствует эмпатия, зато есть желание советовать, даже если его не просили об этом. Такие люди не умеют решать конфликты, они беспомощны, если снимают маску и демонстрируют людям свою не идеальность. Таков психологический тип эгоцентрика. Следовательно возникает вопрос: способен ли он воспринимать и руководствоваться общечеловеческими ценностями? Вопрос открытый и нет точного ответа. А теперь вернёмся к общечеловеческим ценностям и перечислим их. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза. (жизнь, семья, любовь, дружба, смелость, труд, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красота, милосердие, творчество, свобода, мир, справедливость, здоровье, знания). Общечеловеческие ценности, по сути – это система ценностей, выполняющая роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на земле, не зависимо от его пола, возраста, расы, национальности, этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, экономической и социальной принадлежности. Потеря любой из этих ценностей ведет к потере смысла человеческой жизни. К несчастью, нет единой классификации этих ценностей по видам. Поэтому уместно вспомнить теорию общечеловеческих ценностей Шварца. Теория базовых ценностей Шварца [1] определяет десять основных личностных ценностей, признанных в разных культурах, и объясняет, откуда они берутся. К общечеловеческим ценностям относится саморегуляция в ней присутствует независимое мышление и действие - выбор, созидание, исследование. Стимулирование в нем – волнение новизна, вызов в жизни. Гедонизм, в котором присутствует удовольствие или моральное удовлетворение себя. Достижение в нем – личный успех через демонстрацию компетентности в соответствии с социальными нормами. Сила в ней – социальный статус и престиж,контроль или доминирование над людьми и ресурсами. Безопасность через гармонию и стабильность общества, отношений и себя. Соответствие в которое входят сдержанность действий, склонностей и побуждений, и которые могут нанести вред другим и нарушить социальные ожидания или нормы. Традиции, в которых уважение, приверженность и принятие обычаев и идей, которые даёт культура или религия человека. Доброжелательность – это сохранение и улучшение благосостояния тех, с кем человек находится в личном контакте (и группе). Универсальность к которой относится понимание, признание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Шварц утверждает, что эти значения могут быть организованы визуальным способом (это называется круговым сплетением и охватывает ещё более крупные темы).
6 основных особенностей общечеловеческих ценностей по Шварцу
Ценности – это убеждения, неразрывно связанные с аффектом. Когда ценности активируются, они наполняются чувствами.
Ценности относятся к желаемым целям, которые мотивируют действовать.
Ценности выходят за рамки конкретных действий и ситуаций. Эта особенность отличает ценности от норм и установок, которые обычно относятся к конкретным действиям, объектам или ситуациям.
Ценности служат стандартами или критериями. Ценности определяют выбор или оценку действий, установки, людей и событий. Люди решают, что хорошо, а что плохо, оправданно или незаконно, стоит ли это делать или избегать, исходя из возможных последствий для их заветных ценностей.
Но влияние общечеловеческих ценностей на повседневные решения редко бывает осознанным. Ценности проникают в сознание, когда действия или суждения с которыми мы сталкиваемся, имеют противоречивый характер для разных ценностей, которыми мы дорожим.
Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Ценности людей образуют упорядоченную систему приоритетов, характеризующих их как личность. Относительная важность нескольких ценностей ориентируется на действия. Любое отношение или поведение обычно имеет последствия для нескольких ценностей. Компромисс между конкурирующими ценностями определяет установки и поведение. Ценности влияют на действие, когда они имеют отношение к контексту (следовательно, могут быть использованы) и важны для человека.  Человек руководствуется идеями, приходящими из разных мест человечества. Но есть одно место, где ценности берут своё начало и имеют особое значение, это личные ценности. Они являются результатом личных размышлений о том, как лучше жить. Личные ценности основаны на личном опыте или размышлениях. Личные ценности создаются путем переосмысления пережитого (или воображаемого) опыта в некий принцип о том, что будет положительно влиять на жизнь. Затем этот принцип используется для руководства человеком в различных ситуациях. Общечеловеческие ценности трансформируются в личные. Ценности направляют нас не только в действии, но и в планировании и постановке целей. Ценности лежат в основе всех действий, которые, как мы чувствуем, мы выбрали. Наши цели, планы, установки и т. д. оправданы с точки зрения наших ценностей. Поскольку ценности отбираются и используются, когда мы выбираем действия и планы, часто именно в этих вариантах (и особенно в «трудных вариантах») ценности проверяются, уточняются, пересчитываются и обновляются. Опыт «свободного выбора» приходит из открытости и частоты того, как мы пересматриваем наши ценности во время выбора. А теперь вспомним определение предательства и его соотношение с общечеловеческими ценностями, а именно: предательство это намеренное и осознанное нарушение взятых на себя обязательств, действия противоречащие нормам и ценностям, с которыми человек соглашался ранее. Игнорирование ожиданий и обесценивание чувств других людей, а также использование доверия с целью получения личной выгоды в ущерб кому-либо. В этом определении ключевыми словами будут ущерб, осознанность действий и взятые на себя обязательства, которые были нарушены. Хотя, некоторые могут возразить, что человек никаких обязательств на себя не брал, поэтому он их не может нарушить того, чего никогда не брал, или то, что он не был согласен с существующей моралью в обществе, но вынужден был скрывать своё истинное отношение к ней и неприятие её для себя лично. А теперь немного пофантазируем, и в своей фантазии, представим некое мифическое государство, где предательство – это норма жизни людей. В этом государстве каждый может обмануть и предать любого, даже своих близких родственников.  Власть тоже продажна и лжива. Суды действуют формально, тем более что наказания за предательство не предусмотрено. Получается в таком государстве нет духовных скреп, которые удерживают государство от распада. И оно может существовать лишь некоторое время, основываясь на насилии. Потому что, рано или поздно, люди начинают понимать, что такое существование для их неприемлемо. А когда они поймут в чем корень зла, то захотят всё изменить в своей жизни. если конечно это государство не существует на территории ада, где любые изменения невозможны. Поэтому предательство, с позиций общечеловеческих ценностей выглядит недостойным поступком. Но, есть и другая сторона медали, это когда слова расходятся с реальностью. Запад как раз образец, двурушничества и извращенной морали. Любое предательство они способны оправдать и даже приветствовать. Свежий пример,  связан с попыткой мятежа ЧВК «Вагнер». Весь коллективный запад готов был рукоплескать такому поведению мятежников, и даже готов был их поддержать, невзирая на последствия. Или взять другой пример, когда на запад сбежали тысячи наших бывших соотечественников после начала СВО. А те, кто сбежал ранее, те ещё более усилили свои нападки на свою бывшую родину. На территории России ведут подрывную работу не одна тысяча НКО, которые получают финансирование из-за рубежа. Никого из них не заботят морально - этические нормы и то, что они предают свой народ. Не утруждая себя рефлексией, они не испытывают угрызения совести. Некоторые из НКО совершенно открыто делают работу, по развалу России, и формированию в различных регионах «местечкового сепаратизма». И что характерно, власть на местах делает вид, как будто ничего подобного у них не происходит. Кстати, в этом процессе активно участвует и наш сосед и торговый партнёр Китай.  Там, до сих пор считают территорию всей Сибири и Дальнего Востока, вплоть до Уральских гор, своей. Учитывая то, что Китаю давно не хватает жизненного пространства. для дальнейшего развития не нужно питать иллюзий, что когда-нибудь руководство этой страны не захочет прибрать к своим рукам эти территории. С Россией граничат три военных округа, это: Шэньянский военный округ, Пекинский военный округ и Ланчжоуский военный округ (через 55-километровую границу).В начале формирования в 1950-х годах насчитывалось 13 военных округов. В 1960-х после реформирования их осталось 11. В 1985—88 годах военные округа приобрели свои современные очертания. Из семи военных округов Китая наиболее сильными являются округа со штабами в Пекине и Шэньяне, прилегающие к границе с РФ (первый ориентирован на Сибирский военный округ ВС РФ, второй - на Дальневосточный). Об этом не стоит забывать, тем более, что в приграничных регионах китайцами давно ведётся идеологическая работа с местным населением России.  Стоит упомянуть и Туву, в которой жители вдруг вспомнили, как когда-то они входили в Китайскую империю и теперь снова желают присоединиться к Китаю. На сепаратистские настроения, к сожалению не влияют ценностные ориентации. Получается, что сепаратизм развивается и разрастается сам по себе, а духовные ценности сами по себе, в которых уже не прослеживается чувство патриотизма. У этого явления есть логическое объяснение. Республика Тува считается самым бедным и криминальным регионом России — согласно рейтингам 2020 года, по уровню преступности (26,6 преступления на одну тысячу населения) она опережает Амурскую область, Бурятию и Забайкальский край. Тыва заняла 85-е место из 85 возможных среди всех регионов России по доходам и качеству жизни. Доля населения, проживающего за чертой бедности, в Туве составила 34,1%. Сюда же отнесли и граждан, чей доход оказался ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) - в Туве он равен 24,3 тысячам рублей. Еще 6,8 % населения живут за чертой крайней бедности, то есть их доход даже ниже половины МРОТ. И в целом среднего заработка большинству жителей Тувы едва хватает на необходимый набор товаров и услуг. О нормальной жизни говорить не приходиться… Речь идет о банальном выживании, с которым ежедневно сталкиваются тувинцы. Однако это далеко не все антирекорды Тывы. Республика является «лидером» среди прочих объектов Российской Федерации по количеству ДТП с пострадавшими на 100 тысяч жителей, а также по количеству преступлений на все те же 100 тысяч. Причем большинство преступлений - насильственные. Так, например, в 2020 году в Тыве зафиксировано в 6 раз больше убийств, нежели в Москве, а общий показатель преступности примерно соответствует обстановке в ЮАР и Бразилии. А, как мы знаем, эти страны считаются крайне опасными не только для туристов, но и для местных жителей. Ну и «вишенка на торте» – столица республики Тыва, город Кызыл, занял «почетное» место в списке самых неблагоприятных городов России. Причем не только из-за криминальной ситуации, но и из-за экологии. В 2019 году Кызыл попал в число городов России с самым грязным воздухом. Правительство РФ, конечно же, предприняло определенные попытки изменить ситуацию и даже предложило включить столицу Тывы в проект «Чистый воздух», однако воз и ныне там. Рядом со свалками…При таком положении населения, как-то неловко вспоминать о духовных ценностях людей. Поэтому вполне понятна тяга населения этой страны к Китаю. Казалось бы, проблемы есть в любом российском регионе. Преступность, безработица, экология… все это не ново. Однако в Республике Тыва эти проблемы возведены в абсолют. Кызыл, например, просто завален мусором, дышать там практически нечем, вместо нормального общественного транспорта по городу курсируют убитые в хлам маршрутки, а дети играют в очень грязных полуразрушенных дворах, где и взрослому-то человеку находиться опасно. И не это преувеличение. Такого количества праздно шатающихся алкоголиков и агрессивно настроенных гопников еще поискать надо! И, кстати, у каждого тувинца есть своя памятная история о том, как его избили или ограбили. Есть, конечно и другие регионы в России в которых ситуация ненамного лучше, чем в Туве. И для населения, которое настолько бедно живет, что ему нет никакого дела до духовных ценностей своих и чужих. Это как раз такая ситуация, когда бытие способно разрушить любые духовные скрепы, потому что люди перестают верить государству и власти в его лице. Тяжело говорить о патриотизме, когда нет  работы, нет лекарств, нет медицинской помощи. нет возможности бесплатного получения престижной профессии или образования.  Конечно, общечеловеческие духовные ценности осуждают предательство, но у каждого человека есть свои личностные ценности, которые могут не совпадать с общечеловеческими. Но, это беда малая, другое дело, когда группа людей совершает коллективное предательство, или как одна, или несколько наций могут погубить многонациональную страну. Яркий пример, тому Югославия. В этой стране никого не остановили общечеловеческие ценности, их просто проигнорировали. не говоря уже об этнических чистках, когда людей убивали по национальному признаку, как в своё время делали фашисты. Общечеловеческие ценности нельзя навязать. можно лишь воспитывать с раннего возраста. А взрослый человек, либо руководствуется ими в жизни, либо нет. Поэтому, подводя итог нашему повествованию следует отметить то, что в современном мире часто осуществляется подмена понятий, вкладывается другой смысл, гораздо легче воспитывать людей на национализме и шовинизме. Потому что любой бомж, начинает считать себя гораздо выше по статусу, чем профессор не титульной нации. Так было в Германии, и прочих странах, так продолжается и теперь. где англосаксы объявили себя исключительной нацией. И конечно, их духовные ценности на практике отличаются от общечеловеческих ценностей. В их системе духовных ценностей предательство может быть оправдано, если оно не касается их самих.


Рецензии