Ч. 394 Смена командиров на фрегате

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/07/05/1258

Эскадра Лесовского отправлялась в плавание из Кронштадта, где, несмотря на поспешность её отправления, всё же можно было запастись, пусть и не в полной мере, всем необходимым, зато новому командиру фрегата «Ослябя» Ивану Ивановичу Бутакову пришлось нелегко.

Он застал фрегат в Генуе. Быстро принял дела у старого командира, капитана 1 ранга Николая Николаевича Назимова, который не скрывал своей радости, что отправляется в Петербург.

«Ослябя» под командованием Назимова ушел из Кронштадта в Средиземное море 25 октября 1861 года. Николаю Николаевичу совсем не улыбалось после двухлетнего плавания отправиться в Соединённые Штаты на неопределённый срок.

Но если капитан 1 ранга радовался своему отъезду домой, то его бывшие подчинённые испытывали совсем иные чувства, что сразу ощутил Бутаков в первые дни командования кораблём.

На фрегате было много больных. Старшего судового врача Леви отправили в Россию из-за психического заболевания. Новый врач, Иван Осипович Гринцевич, произвёл на Бутакова впечатление дельного человека.

Капитана 1 ранга Бутакова не смущало, что корабельный врач был католиком и поляком в отличие от некоторых других командиров кораблей и командующего Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала Андрея Александровича Попова, с подозрением относившихся к полякам, особенно, когда в Польше вспыхнуло восстание.
 
В своё время главноуправляющий Третьим отделением граф Алексей Фёдорович Орлов предложил царю не посылать в заграничное плавание матросов из числа поляков и евреев. Однако Николай I не согласился с предложением своего самого главного жандарма.

В то же время император не возражал против жандармской слежки за всеми врачами - поляками. В девятнадцатом веке подавляющее большинство корабельных врачей были выходцами из среды польской шляхты.

Иван Иванович Бутаков ценил людей по деловым качествам, а не по национальности и вероисповеданию: здоровье подчинённых было для него одним из важных приоритетов. Гринцевич попросил Бутакова отправить в Россию двух гардемаринов.

Один из них страдал хроническим ревматизмом, а второй был болен сифилисом. По просьбе врача Бутаков выдал гардемаринам деньги не только на проезд домой, но и на лечение в Германии.

В Генуе стояла нестерпимая жара, настроение команды было подавленным.

Вместо возвращения домой предстояло опасное плавание, которое могло затянуться на неизвестный срок. В машинном отделении на четвёртые сутки работы машины температура достигала 60 градусов по Цельсию.

Людей спасали обливанием забортной водой, разбавленным лимонным соком и красным вином. Бутаков приказал врачу, чтобы тот купил все необходимые лекарства, пополнил ими корабельную аптечку.
 
Пока врач занимался больными, Бутаков организовал подготовку к плаванию. Из его рапорта управляющему Морским министерством:

«По прибытии моём в Генуа, на следующий день прихода фрегата «Ослябя», немедленно было приступлено к погрузке угля и покупке провизии на предполагаемое время.

Хотя не без затруднений, но добыли всю провизию, за исключением сухарей, которые в неделю времени только что успели напечь на 4 месяца. Заготовили капусту, помидоры, произвели ремонт такелажа, камбуза, погрузили уголь».

В невыносимую жару пришлось спешно грузить припасы, уголь, такелаж и многое другое. Люди были физически измучены и морально подавлены новым назначением.

6-го августа фрегат отправился в Нью-Йорк. Во время перехода офицеры, гардемарины и матросы  массово болели, в основном, желудочно-кишечными и простудными заболеваниями.
 
После адской жары в средиземноморских портах оказались под воздействием прохладной погоды и сильных ветров.

Из-за сильной качки пришлось задраить орудийные порты. Вентиляция в корабельных помещениях практически не работала. Из трюма шло нестерпимое зловоние, пришлось производить чистку трюмного пространства во время качки.

Бутаков сделал то, что должен был сделать предыдущий командир фрегата: он заставил тщательно осмотреть весь трюм,  вычистить,  залить раствором железного купороса, снова вымыть, протереть досуха  и покрасить известью.
 
Иван Иванович везде пролез сам и всё проверил. Зловоние исчезло. Теперь уже никто из матросов не ворчал, когда по требованию командира вычистили, выскоблили и покрасили весь фрегат.

В жилой палубе убрали все запасные, не нужные в данный момент вещи, сразу  стало больше света, воздуха и простора.

По ассоциации сразу вспомнил книгу «Как закалялась сталь», когда рабочие на воскреснике вымыли окна и навели порядок в цехе, где работали, и как им стало после этого хорошо.

Водой, полученной из опреснительного аппарата того времени, можно было только травить, но люди её пили, готовили на ней пищу, потому что положение было безвыходным.

Врач доложил командиру, что вместо разбавленного лимонного сока  лучше давать разбавленный ром.
 
Иван Иванович согласился. Настроение команды поднялось.

С собой в плавание взяли купленных в Генуе быков и баранов, поэтому во время океанского перехода матросам два раза в течение 5 дней давали свежее мясо, а при варке пищи из солонины добавляли квашеную капусту, чеснок, картофель.
 
Вместо свежей зелени, которая быстро переставала быть свежей, клали пикольсы. Что это такое, я не нашёл нигде, так и остались эти полезные пикольсы тайной для меня. Может быть, кто-то из читателей знает ответ?

Проверил Бутаков и кухонную посуду. Всю кухонную утварь и посуду, которая вызывала сомнение, он распорядился отдать в полуду. Полуда – это нанесение защитного слоя олова на металлическую посуду.

Матросы ели из деревянной посуды и медной, покрытой оловом. Медная посуда становилась опасной, если сходил слой олова. Офицеры ели из серебряной посуды. В адмиральском сервизе были отдельные предметы с покрытием золота.

Переход занял 23 дня. 30 августа «Ослябя» бросил якорь на рейде Нью-Йорка.

Американские власти встретили фрегат «Ослябя», который дожидался прихода всей эскадры с большим радушием. 

Своих тяжелобольных матросов Бутаков и Гринцевич разместили на берегу в госпитале для эмигрантов.

Иван Иванович разрешил увольнение на берег. Каждый моряк знает, что самое хорошее плавание хуже плохой стоянки.

Для корабельного врача начались обычные береговые заботы: лечение от ушибов, ран и сифилиса.

Продолжение http://proza.ru/2023/07/07/1262

На фотографии: офицерский состав фрегата "Ослябя" в 1863 году.


Рецензии
Молодец Бутаков! Следил за своими людьми, ценил за качества и не обращал внимание на религию и национальность!

Юля Рудакова   21.08.2023 15:02     Заявить о нарушении
Верно, Юля, толковый был командир!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.08.2023 15:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.