Творить значит жить
Мы занялись рассмотрением произведений живописи. Поначалу во мне проснулся бурный интерес к данному зрелищу. Выставка была посвящена художнику Михаилу Александровичу Врубелю, о котором я мало что знал, поэтому, проходя в различные залы, читал описание картин. Открыла выставку «Царевна-лебедь» 1900 года. «Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, - дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия…», - читал я. Картина была написана в синих, серых, преимущественно жемчужно-белых цветах, сливающихся в одно целое – действительно изящное изображение женщины с большими глазами. Но это всё, что я мог увидеть, по крайней мере, на тот момент. Портрет С.И. Мамонтова 1897 года - мужчины, сидящего у себя в кабинете, с четкими чертами лица, важным видом. После, «Гадалка», 1895. С пронзительным взглядом женщина, гадающая «зрителю» на картах.
Я обошел довольно много картин, но с непривычной для меня попытки проникнуться в искусство, через некоторое время уже устал. Я давно потерял из виду свою сестру, поэтому присел на лавочку в середине очередного зала. Сначала, уставившись на картину прямо передо мной, я ничего, кроме ярких красок, не смог для себя отметить. Спустя несколько минут огляделся. Каким же было моё удивление, когда прямо рядом с той самой картиной, я заметил молодую девушку. Она была одета в цветочное летнее платье зеленого цвета. На плече у нее висела сумка, из которой высовывалась какая-то книга, которую я, кстати, не сразу увидел. Но девушка привлекла мое внимание вовсе не своей внешностью или одеждой, а эмоциями, что были у нее на лице. Незнакомка, я предположил, остановилась у произведения надолго. Вглядываясь в картину, она тихо, как бы стараясь никому не помешать, плакала. Я испытал неистовое любопытство к чувствам девушки. Подойдя ближе, снова рассмотрел картину. «Демон сидящий» 1890 года. Это был мужчина на вершине горы в окружении цветов на фоне алого заката. Сам по себе пейзаж необыкновенный, но я никак не мог разгадать мысли и чувства изображенного человека. Но более не мог разгадать, что происходит с девушкой, стоящей уже прямо рядом со мной. Вдруг, не ожидая такого от самого себя, я спросил у нее:
- Чего же Вы плачете?
Она испуганно повернулась ко мне, посмотрев на меня заплаканными глазами.
- Что, простите? – произнесла она.
- Я говорю, почему у Вас слёзы? Это ведь всего лишь картина, какое-то изображение, которых здесь сотни.
Как только произнёс я эти глупые слова, то сразу понял свою ошибку. Её глаза стали больше, и я хотел было что-то сказать, но она меня перебила:
- Как Вы можете так говорить? Это оскорбляет гениального художника!
- Прошу прощения, я не хотел никого обидеть. Просто я не понял, почему эта картина так поразила Вас!
Она отвернулась от меня и стала уже спокойно глядеть на холст:
- «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий, при всем этом дух властный, величавый».
Заметив мой странный взгляд, она улыбнулась.
- Что Вы видите на картине?
Я замешкался, не зная, что ответить.
- Я вижу мужчину… сидящего мужчину с задумчивым взглядом. Яркие краски, красивые цветы, багряный закат…
- И всё? - с удивлением спросила она.
Ничего не ответив, я лишь пожал плечами.
- Все краски, лицо героя, пейзаж – это прежде всего чувства Михаила Врубеля, его тяжелый жизненный творческий путь, над которым он размышляет. Вглядитесь в выражение «Демона». Какая же это внутренняя борьба! А сколько сомнений в этом взгляде!
После этих слов, она достала ту самую книгу, которую я видел у нее в сумке. «Поэма. «Демон» М.Ю.Лермонтов».
- «Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой…»
Пока Незнакомка читала мне поэму, я вглядывался в холст. Действительно, я начал вдумываться в смысл сказанных ею слов. Казалось, что я уже более осознанно ощущал сюжет, а главное чувства не только автора поэмы, но и автора картины. Дочитав строчки, она сказала:
- Какие чувства! Что же это? Нет, не говорите, подумайте об этом, и позже Вы все поймете, - вытирая слезы небесным носовым платком, произнесла девушка.
Пока мы рассматривали одну картину за другой, тщательно разбирая каждую, я забыл про усталость, а она, в свою очередь, рассказывала о жизни художника.
- У Михаила Врубеля была тягостная, но интересная судьба. Он был слабым от рождения ребёнком. У юного Миши проявилась тяга к театру, рисованию и музыке. Но это было лишь начало той самой одержимости творчеством. В процессе образования он пишет большие письма сестре, рассказывая о своих успехах. Первые живописные работы - маслом с фотографии ушедшего брата и портрет сестры. Университетские годы проявляются иллюстрациями к литературным произведениям. Вот, кстати, из его сохранившихся работ, - показывая на холст, говорила она.
Это была графическая картина «Свидание Анны Карениной с сыном» 1878 года. Странные чувства посетили меня на мгновение.
- Но переломный момент случился, когда Врубель поступил в Академию художеств и начал учиться у П.П.Чистякова. Мне врезались в память его слова: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено». Как же он творил!
«Пирующие римляне» 1883 года была перед нами. На мое удивление, это была незаконченная картина.
- Вы и представить не можете, с каким мучением и упорством он писал это произведение искусства. Но, к сожалению, сомнительные формы оттолкнули Врубеля…
- И на этом он сдался, так и не закончив ее? – вдруг спросил я.
- Не дописать картину не означает сдаться. Врубель продолжил своё творчество с большим упорством. Но чтобы усовершенствоваться в своем творчестве, нужно не концентрироваться на одном и том же, а идти дальше и открывать для себя что-то новое, искать вдохновение в других вещах. Поэтому решением автора было оставить этот эскиз незаконченным и начать новый.
И тут мы вернулись к самому началу. Первая картина выставки – «Царевна-Лебедь».
- А что же означает эта картина? – спросил я с нетерпением, ожидая ее ответа.
- Эта картина, по мнению многих, - символ любви. У Врубеля было две возлюбленных жизни: Э.Л.Прахова и Н.И.Забела. Прахова была замужем, но Врубель так страстно был в нее влюблен, что законный муж не смог противостоять его чувству. Но неразделённая любовь их рассоединила. Забелу же он увидел на репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель» и почти в тот же день сделал ей предложение. Можно говорить, что картина – собирательный образ возлюбленных Врубеля, потому как в ней можно найти черты лица обеих женщин.
Вдруг я увидел сестру, она неслась к нам навстречу со всех ног.
- Где ты ходишь? Я везде тебя ищу! Скорее, пойдем, - запыхавшись, говорила она.
Сестра взяла меня за руку и потащила к выходу. Я повернулся к своей Незнакомке.
- Всего доброго! И помните, искусство – это не увлечение, это жизнь, - с нежной улыбкой произнесла она.
Мы вышли на улицу. Вокруг обыденный шум, жители, которые всё время куда-то спешили, прежняя суматоха. Сестра бурно говорила о своём повседневном, но я её уже не слушал, а был полностью погружён в свои мысли.
Если бы меня спросили до выставки: «Кто такой живописец?», я бы ответил: «Человек, который придумывает сюжет картины и пишет её». Отчасти, конечно, это правда. Но встретившись с Незнакомкой, я понял главное. Художник – творец, живущий своим творчеством. Врубель – гений, воплощавший в творчестве пережитое и размышления. Он разговаривает через свои холсты со зрителем. Он выбирает нравственную свободу, отрекаясь от материальных ценностей. Ведь творчество – это не увлечения, а выражение смысла жизни.
Свидетельство о публикации №223070601464