Люди Солнца - 4, Глава 5

Я спросила Тара, всегда ли их общество было устроено так, как сейчас? Он сказал, что раньше их мир не был таким разумным и упорядоченным. Более того, он не был даже единым, и состоял из десятков огой, где люди говорили на разных языках.

Потом несколько тану достигли просветления и даже стали бессмертными. Они пришли к власти в Иттане, одном из самых могущественных государств на планете. Это очень не понравилось его соседям, и те стали готовиться к войне.

С помощью засланных диверсантов и завербованных предателей они устраивали в Иттане теракты и эпидемии. Вскоре по планете прокатилась череда жестоких войн, уничтоживших множество людей и серьезно разрушивших биосферу.

Но мудрость и самоотверженность правителей Иттана повергла в прах как внешних, так и внутренних  врагов. Правда, чтобы одержать эту победу, тану пришлось измениться. Принять новые законы и создать новые технологии, которые помогли справиться с врагами.

Я слушала это и недоумевала. Бессмертные? Как такое вообще может быть?

Потом я подумала, что Тар просто рассказал мне официальную версию событий прошлого, которой его научили. И на самом деле всё могло быть совсем иначе. Я уже столкнулась с этим на Старом Айрине, когда история Разделения арья у них и у нас выглядела совершенно по-разному. Впрочем, я не стала говорить ему о своих сомнениях.

Мы приближались к Светлому Айрину, и всё чаще думали о том, как отзовется принесенная нами весть. В последние годы наша жизнь была мирной и безмятежной, теперь же всё должно измениться.

Как только мы оказались в нашей звездной системе, Кейн выложил в инфосферу доклад о происшедшем, составленный им после нескольких всеобщих обсуждений. Я написала сообщение сыну. К моему удивлению, он оказался дома.

- Почему ты не с Неей? – спросила я.

Через несколько минут от него пришел ответ:

- Она улетела на Старый Айрин! Неделю назад туда отправился звездолёт тен Заро за Дейном и Мари. Нея договорилась, чтобы ее взяли с собой.

Мне показалось, будто на меня повеяло холодом.

Когда мы прибыли на орбитальную станцию, там царило небывалое оживление. Эрви Даро быстро разогнал нас по домам с наказом хорошенько отдыхать три дня, ведь потом будет много напряженного труда.

Мне пришлось дожидаться Кейна, которого он попросил ненадолго остаться. Вместе со мной задержался и Тар, потому что я пригласила его первое время пожить у нас. Его товарищ улетел со станции вместе с Теей.

- Эрви Даро кто? – спросил Тар.

Я объяснила, чем он занимается.

- Если сказать нашими словами, он Транслятор, или принадлежит к Тем Которые Велят? – попытался уточнить тану.

- Он координатор сети защиты Светлого Айрина. Я тебе уже объясняла, что наше общество построено не по принципу иерархической пирамиды, а по принципу сети, – ответила я. – Иерархическая структура если и возникает, то лишь временно, для выполнения конкретной задачи. Как только дело сделано, она рассыпается.

- Координатор – тот, кто управляет?

- Не всегда. Он, скорее, организует, но не единолично, а в совете и взаимодействии с остальными. Вот если на нас нападут, то да, будет управлять и отдавать приказы. И пока ситуация не разрешится, все будут их беспрекословно выполнять.

- Он потом сам откажется от такой власти?

- Естественно!

Наверное, это показалось Тару слишком странным и непонятным, он выглядел, как одно сплошное недоумение.

- Расскажи мне про Тех, Которые Велят! – попросила я.

- Они бессмертные и очень мудрые, – начал Тар.

- А где они живут? Вместе с другими тану?

- Нет, конечно! Они же просветлённые! Это было бы оскорблением для них! Они редко бывают на поверхности планеты, только в тех немногих местах, где сохранилась биосфера. Их дом – летающие острова!

- Летающие острова? Как это? – удивилась я.

- Мы тоже используем энергию гравитации!

- Понятно, но это же некомфортно, всё время находиться на ограниченном пространстве!

- Те, Которые Велят, думают не о своем комфорте, а о благе всех тану!

- Ты был на этих островах? – спросила я.

- Что ты! Туда допускают только Трансляторов и небольшое количество специально подготовленных Исполнителей! Мало кто удостаивается счастья непосредственно служить Тем, Которые Велят! Такие избранные даже не возвращаются потом к обычным людям, их селят в специальных местах!

- А ты разговаривал с такими?

- Нет, зачем?

- Интересно же! – удивилась я.

Слово «интересно» принадлежало к таким, смысл которых было очень трудно донести до тану. Я даже не уверена, что они тогда правильно его понимали.

- Мы стараемся делать только то, что должны! – ответил Тар. – Все прочее лишь отвлекает от Цели!

- А какая у тебя лично Цель? – спросила я.

- Цель не может быть личной! Она такая же, как и у всех! Идти к совершенству и всемогуществу вслед за Теми, Которые Велят! Перерождаться, пока не станешь одним из них! Когда их будет много, самые мудрые смогут покинуть этот мир, чтобы создать свой собственный!

Ничего себе, – подумала я, – они на полном серьезе надеются стать богами?

Я уже знала, что тану верили во множественность вселенных. Они полагали, что их количество стремится к бесконечности, и постоянно возникают новые. И считали, что наша Вселенная была создана некими разумными существами, по уровню развития стоящими намного выше людей. А произошло это примерно 8 тысяч лет назад!

И гипотеза, похожая на теорию эволюции, и миллиарды лет формирования галактик, звезд и планет – всё это считалось у них маргинальными лженаучными домыслами. Официальная же наука строилась на постулате молодости Вселенной, накопив и изучив огромное количество фактов, это подтверждающих. Жаль только, что ознакомиться с ними подробно не представлялось возможным. И Тар, и Пин были узкими специалистами, они хорошо разбирались только в своей профессиональной сфере.

Когда мы прилетели домой, было уже довольно поздно. Мы обнялись с сыном и поужинали тем, что он нам приготовил. Знакомство с тану явно привело Марка в некоторое замешательство. Я по-быстрому показала Тару дом, и отвела его в гостевую комнату.

Когда я вернулась в гостиную, сын вышел мне навстречу:

- Мне нужно сказать тебе... Когда я получил твое сообщение и прочитал в инфосфере папину статью, я подумал... В общем, я подал заявку в лицей кшатри!

Я смотрела на него, не в силах вымолвить ни слова, лихорадочно напрягая мозг в напрасных попытках сформулировать ответ.

- Ты чего молчишь? Ты против? Из-за Миры, да?

Что я могла ему сказать? Что он не прав? Но он прав! Что я боюсь потерять и его? Но я прекрасно знала, что можно выжить среди величайшей опасности и погибнуть от нелепой случайности в совершенно безопасном месте...

- Ты всё правильно делаешь, просто я слишком устала, пойми...

- Да, конечно, – просиял Марк. – Завтра поговорим!

Я опять ощутила себя беспомощной игрушкой в руках капризной судьбы. Ничтожной щепкой, которую бурный поток реальности несёт неизвестно куда и безжалостно бьет о камни. Я понимала, что думать так неправильно и даже греховно, но ничего не могла с собой поделать...

А наутро сын сказал мне:

- Мама, мне очень страшно за Нею! Она прощалась со мной так, словно больше не вернется! Передала мне все свои незаконченные работы и материалы для них. Взяла с меня слово, что я их завершу и пойду дальше!

- Я тоже боюсь за нее, Марк! Но она была младше, чем ты, когда я впервые услышала от нее, что она обязательно вернется на Старый Айрин...

- Я всё равно буду делать мертвые планеты живыми! После того, как мы победим...

Сын дал нам с Кейном возможность спокойно побыть дома и сам доставил гостя в столицу, в службу безопасности, где должны были убедиться в том, что тану не представляет угрозы для окружающих и сделать ему аккаунт в инфосфере. Когда они вернулись, я спросила Тара, как всё прошло.

- Они сказали, что будут наблюдать за мной! Мне придется бывать там раз в месяц!

- Но тебя ведь никто не обидел, не оскорбил?

- Нет! Вы вообще слишком добрые. Нет, лучше сказать, вы беспечные! Живете так, словно у вас совсем нет врагов! И я так и не понял, кто у вас всем управляет?

- Мы все управляем!

- Разве это может быть? – не соглашался он.

- Поживешь у нас, сам убедишься! – ответила я.

Марк взял на себя трудную задачу научить нашего гостя пользоваться новеньким интом и аккаунтом в инфосфере. Это далось Тару нелегко, ведь он привык к совсем иному.

Насколько мы поняли, у них инты устанавливались прямо в мозг всем подросткам перед началом профессионального обучения. Сами тану называли свой инт Оком, и воспринимали его как некий третий глаз, дающий возможность зримо ощущать свою связь с огой. Через это устройство Трансляторы при помощи специальных программ передавали Исполнителям приказы, которые те должны были выполнять, а также могли контролировать и оценивать их действия и даже мысли.

Это было страшно, потому что давало правителям практически абсолютную власть над своими согражданами. Впрочем, страшно было только нам, тану же относились к этому совершенно спокойно.

Когда я спросила Тара, не задумывался ли он когда-нибудь, что тотальный контроль над людьми попирает их свободу, он искренне удивился:

- Что плохого в контроле? Это только врагам Иттана, всяким предателям и террористам может быть плохо! А законопослушным тану бояться нечего. Веди себя правильно, ничего не нарушай, и всё будет хорошо!

- А как же свобода? – не отставала я.

- Свобода? Но Те, Которые Велят, как раз и освободили нас от тяжкого бремени принятия решений и совершения неизбежных ошибок!

- А если они сами ошибутся?

- Те, Которые Велят – никогда не ошибаются! – уверенно заявил Тар.

Я поняла, что переубеждать его бесполезно. Поживет у нас – сам всё поймет. Если, конечно, захочет.

Наконец, Марк объяснил тану основной закон общения в инфосфере - честность:

- Если тебя что-то спросят, а ты не можешь или не хочешь отвечать, прямо так и говори! Солжешь – перестанут уважать!

Когда мы с Кейном прибыли к Эрви Даро, он взглянул на нас как-то странно и спросил:

- Вы вообще отдыхали?

- Да, конечно, – ответила я.

Он еще раз обвел нас взглядом.

- Отправляйтесь в регенератор! Столько дел, а вы...

- Но мы готовы... – начал Кейн.

- Не спорь! Я же вижу...

Когда мы садились во флаер, Кейн посмотрел на меня печально и как-то беспомощно и сказал:

- Жаль, что не существует регенератора для души...

Я ничего не ответила, лишь погладила его по руке. Я думала, как же ему тяжело. С того самого дня, по сути, перечеркнувшего нашу жизнь, мы ни разу не открывали друг другу сознание.

Меня попросили сделать фильм для пилотов флаеров о первом контакте с Иттаном. За неимением ничего лучшего, он должен был стать учебным пособием для тех, кому в перспективе предстоит столкнуться с тану в бою. Я пыталась отказаться, в конце концов, кое-кто из бывших там пилотов получше меня, но увы...

- Ты же учитель! – сказал Эрви Даро.

Это всё он, заставил таки пойти в Академию... Впрочем, это был интересный опыт, я узнала много ценного, получила ответы на важные вопросы, познакомилась с замечательными людьми. Да и наши дети не пострадали из-за моей учебы, как раз тогда, перед семилетием Миры, Кейн провел дома почти два года, плотно занимаясь их воспитанием и образованием.

Вот бы сейчас Дейна сюда, – подумала я. – Он бы наверняка подсказал парочку хороших идей! Правда, мне было к кому обратиться и без него. Еще и Лия с Тэдом помогли, когда-то они делали фильм о полетах в системе Старого Айрина.

Я даже попробовала аккуратно порасспросить Тара, но быстро убедилась, что он не имеет ни малейшего представления о чём-либо, кроме энергетических установок, обслуживанием и ремонтом которых занимался. Меня удивило полное отсутствие у него интереса к вещам, хоть сколько-нибудь выходящим за рамки его профессиональных обязанностей. А потом я подумала, что на Старом Айрине тоже полно таких, как он.

Однажды я попросила у Тара разрешения войти в его сознание и посмотреть его глазами на его родную планету. Изначально она называлась Одана, потом стала именоваться Иттан, в честь огой, подчинившего себе все остальные.

К моему удивлению, тану не стал возражать. То, что я увидела, впечатлило меня до глубины души. Особенно вид из космоса. Биосферные планеты обычно почти целиком покрыты растительностью. А на поверхности Иттана имелись лишь жалкие островки и полоски зелени, в основном окаймляющие немногочисленные водоемы. Между ними простирались мертвые пустоши, где гигантские города чередовались с какими-то обширными пятнами, блестевшими под лучами их светила.

- Что это за странные блестящие области? – спросила я. – Вы там собираете энергию вашей звезды?

- Нет, это осталось от войны, – ответил Тар. – Земля расплавилась, потом застыла, и стала как стекло. Там были очень высокие температуры.

Какое же у них оружие? – ужаснулась я. А потом спросила:

- Ты говорил, что население Иттана насчитывает около 8 миллиардов. Но где же они все размещаются, если большая часть вашей планеты представляет собой пустыню?

- Большинство живёт в подземных городах.

- Ты тоже там жил?

- Нет! – возмутился Тар. – Я не Рабочий, я – Специалист! Исполнители делятся на две категории. Я отношусь к высшей и имею право жить в городе на поверхности!

- А остальные что, всю жизнь под землёй проводят?

- В свободные дни они тоже могут подниматься наверх и проводить время в специально отведенных для них местах! Если, конечно, добросовестно трудятся и ничего не нарушают!

- А можно мне посмотреть на ваши города? Подумай о том, что бы ты хотел мне показать!

Я увидела странные многоярусные здания, соединенные друг с другом на разной высоте причудливыми галереями с ажурными арками. Их группы различались цветовой гаммой – то бело-серебристо-черные, то оливково-золотисто-коричневые. Встречались и очень красивые сочетания оттенков голубого и синего с серебристым, розового с бирюзовым, лилового с тёмно-фиолетовым. Динамизм острых углов соседствовал с плавностью закруглённых линий, порой просто завораживая взгляд.

Небо же буквально кишело маленькими летательными аппаратами, почему-то напомнившими мне мобили на Старом Айрине. Их движение было упорядочено в идущие в разных направлениях потоки, и пилотировались они не теми, кто в них находился, а особой системой, чем-то вроде грандиозной программы искусственного интеллекта, управлявшей движением во всем городе сразу. От пассажиров требовалось лишь задать пункт назначения.

Наверное, в условиях жуткой скученности людей на небольшом пространстве иначе и не получится, – подумала я.

Несмотря на некоторое однообразие повторяющихся архитектурных элементов и толпы людей, город тану обладал довольно привлекательной, хоть и своеобразной, эстетикой.

Я не выдержала и достала пастель и бумагу. Я принялась рисовать увиденные глазами тану картины городской жизни, невольно отображая в них и его чувства, что были неразрывно связаны с этими воспоминаниями – то тихую печаль, то беззаботное веселье, то радость от достигнутого успеха, то разочарование в чём-то.

Тар смотрел на меня со смесью недоумения, восхищения и даже страха:

- Как ты это делаешь?

- Разве у вас люди не рисуют?

- Когда-то очень давно рисовали, а потом это стало ненужным.

- Почему?

- Снимок или видео передают изображение гораздо точнее!

- А если захочется нарисовать то, чего нет?

- Но зачем рисовать то, чего нет?

Я попробовала объяснить, но вряд ли тану понял. Кажется, с искусством у них дела обстоят неважно...

Тар выбрал два моих рисунка и попросил:

– Можно я возьму их в свою комнату?

- Конечно, – ответила я. – Рада, что тебе понравилось!

- Я буду смотреть и вспоминать!

Тар ушел, а мне стало грустно и горько. Потому что я знала на собственном опыте, каково ему сейчас.

Кейн прилетел домой после большого совета,  где обсуждалось столкновение с тану, и вид у него был несколько странный.

- Что случилось? – спросила я.

- Меня выбрали координатором сети защиты Айрина от возможной агрессии Иттана!

Я не поверила своим ушам.

- Но почему вдруг?

- Эрви Даро заявил, что противостояние с тану - надолго, и надо дать дорогу молодым. Плюс то, что именно мне довелось осуществить первый контакт. Ну и...

- Я не сомневаюсь, что ты справишься! Вот только...

- Прости... Мне нелегко было решиться на это. Слишком много всего... Да и то, что я со Старого Айрина – в случае неудач это наверняка припомнят...

- Не думай об этом, просто делай, что должен! Следуй своему пути! Я верю в тебя! Я знаю, ты будешь вершить историю!

- Ну что ты, Тэми...

Я стояла у окна и думала о том, что наша жизнь никогда не станет прежней. Миры больше нет с нами. Рухнули все наши планы и мечты. И даже так ценимые нами долгие уютные вечера в нашей гостиной или в саду, с интересными беседами, вкусной едой и живой музыкой, нам явно не светят...
Я поняла, что сейчас расплачусь. Я убежала в сад.

- Господи, за что? – горько вопрошала я.

Я лежала на траве, обливаясь слезами, пока Кейн не нашел меня и не увел в дом. Сначала мы просто говорили обо всем. Потом мы перешагнули через страх захлебнуться болью и открыли друг другу сознание. Мы плакали о том, что потеряли, и благодарили Творца за те годы счастья, что Он нам дал.

А еще мы вспоминали Нею, которая, это несомненно теперь, обладала способностью каким-то непостижимым образом прорываться в недоступные людям сферы бытия и видеть то, что еще только должно произойти.


Рецензии
Эта часть обещает быть самой интересной.

Роман Дудин   11.07.2023 03:58     Заявить о нарушении
Тебе понравилось?

Тэми Норн   11.07.2023 12:57   Заявить о нарушении
Да, интересно.

Роман Дудин   11.07.2023 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.