Горбачев и министр МВД Щелоков
Глава МВД Щелоков и шеф КГБ Андропов соперничали в борьбе за власть. А Горбачев в те далекие годы был молодым, но перспективным партийным деятелем. К нему благоволил Юрий Андропов, который постоянно ездил в Ставрополье подлечить почки на курортах Минвод. К тому же эти края были родными как для Андропова, так и для Горбачева.
А Горбачев с 1969 года сначала был вторым секретарем Ставропольского райкома, потом, в 1970-1978 гг. уже стал первым секретарем – потому сам занимался приёмом Андропова. Кстати, совсем скоро Юрий Владимирович настолько проникся к Горбачеву, что собрался забрать его в Москву, сделав своим заместителем.
В книге М. Брежнева «Министр Щелоков» говорится, что Горбачев и Андропов дружили чуть ли не семьями. Вместе проводили отпуска. Молодой Горбачев очень нравился Андропову в том плане, что отлично видел насущные проблемы страны, и знал, как их решать.
На заставке фотография Андропова и Горбачева в Ставрополье
Щелокову не нравилось, что Андропов нашел себе такого перспективного соратника. Да и сам Горбачев ему не нравился. В 1973 году произошло событие, ставшее поводом для открытой вражды Щелокова и Горбачева.
В те годы в Ставропольском крае криминалитет «поднял голову», милиция не справлялась. Потому первый секретарь приказал проверить краевое управление ВД, и в результате со своих должностей слетели несколько генералов. Сам Горбачев в своей книге «Жизнь и реформы» писал, что пришлось подключать к охране порядка комсомольцев и рабочих.
И тогда дела стали улучшаться – преступлений стало в разы меньше. Получается, Горбачев показал МВД, что милиция просто закрывала глаза на преступления. Щелоков обиделся и поставил вопрос о том, кто же должен стоять во главе Ставрополья.
И началось. Сначала к Горбачеву пожаловал Борис Шумилин, заместитель Щелокова и провел неприятную для первого секретаря беседу. Потом начались проверки, комиссии. Скорее всего, Горбачеву тогда удалось спастись только благодаря вмешательству Андропова и Брежнева. МВД-шники позволили себе даже подставу. Вот как это описывает М. Брежнев в своей книге (цитата из газеты «Красная звезда»):
«В 1970-е годы (в Ставрополь) была направлена специальная группа оперработников. Когда руководитель группы с добытыми документами возвратился в Москву, ему на аэродроме сообщили, что незамедлительно должен явиться к секретарю ЦК Суслову. На Старой площади все собранные оперативниками материалы забрали, пообещав, что Политбюро разберётся и примет меры. А Суслов позвонил Щёлокову, попросив огласке ничего не предавать».
Однако последний пресс-секретарь президента СССР, Андрей Грачёв убежден, что тогда найти компромат на Горбачева Щёлокову не удалось, «на более серьёзную проверку у него не хватало времени».
Когда Горбачев уже работал в Москве, милиция не прекращала «проверки». Например, когда арестовали за взяточничество Николая Лобжанидзе, управляющего трестом ресторанов и столовых г. Кисловодска, следователи расспрашивали его и насчет Горбачева, рассчитывая получить показания:
«Вы ему бесплатно накрывали столы, оплачивали кисловодские развлечения. Вы были кошельком крайкома партии. Если не дадите показания, сгноим в лагерях».
Но Лобжанидзе говорил, что хотя и знает, кто такой Горбачев, однако никогда его не видел даже. Щелоков не оставлял попытки «свернуть» Горбачева, пытаясь повлиять на однопартийцев. Он даже написал заявление, в котором прямо указывал: «Этого человека нужно уничтожить».
Сам Горбачев в интервью 1992 года рассказывал об этом заявлении, которое потом «откопали в архивах». Правда, Михаил Сергеевич говорил, что это заявление относилось ко временам К. Черненко, хотя тогда Щелоков уже не был не только министром МВД, но даже не числился в КПСС.
В общем, и к большому сожалению, Николай Анисимович Щелоков не смог помешать Горбачеву продвигаться все выше и выше по карьерной лестнице. Может быть, если бы у него было побольше времени, и Брежнев все же прислушался к его словам, то СССР существовал бы и в наше время.
Но, по всей видимости, развал Союза начался еще при Андропове, когда он приблизил к себе Горбачева, а Щелоков попал в опалу. Он покончил с собой буквально за 3 месяца до того, как Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС,
Свидетельство о публикации №223070600361