Разделились ли чеченский и ингушский языки?
Если мы рассмотрим по методике М. Сводеша чеченский и ингушский языки, то легко убедиться в том, что дивергенции (расхождения) как таковой у этих языков вообще нет, а есть только некоторые диалектные различия. Изложенная ниже таблица соответствий показывает, что утверждения о том, что чеченский и ингушский языки существовали раздельно чуть ли не с шумерских времен, абсолютно несостоятельны, голословны и антинаучны. Если бы дивергенция чеченского и ингушского языков началась 4-5 тысячелетий назад, т.е. в шумерскую эпоху, то различий между ними было бы по крайней мере в два раза больше, чем между грузинским и сванским; а ведь грузины и сваны, в отличие от чеченцев и ингушей, вообще не понимают друг друга, когда говорят на своих родных языках. Дело в том, что когда языки отделяются друг от друга, между ними с течением времени накапливаются различия, и по этим различиям с помощью специальной формулы определяется время распада. Но, как демонстрирует приведенная ниже таблица, чеченский и ингушский языки, сохраняя полное тождество в базовой лексике, являются, по сути, диалектами единого языка.
Русск. Чеч. Инг.
Весь-----------Дерриг----------Деррига
Зола-----------Юкъ-------------Йокъ
Кора-----------Кевстиг---------Коаст
Живот----------Гай-------------Гийг
Большой--------Доккха----------Доккха
Птица----------Олхазар---------Оалхазар
Кусать---------Цергаш йохка----Цергаш етта
Черный---------Iаьржа----------Iаьржа
Кровь----------ЦIий------------ЦIий
Кость----------ДаьIахк---------ТIехк
Грудь----------Накха-----------Накха
Жечь-----------Даго------------Доагаде
Ноготь---------МIара-----------МIара
Облако---------Марха-----------Морх
Холодный-------Шийла-----------Шийла
Приходить------Схьакхача-------Хьакхача
Умирать--------Дала------------Дала
Собака---------ЖIала-----------ЖIали
Пить-----------Мала------------Мала
Сухой----------Декъа-----------Декъа
Ухо------------Лерг------------Лерг
Земля----------Латта-----------Лаьтта
Есть-----------Даа-------------Даа
Яйцо-----------ХIоа------------Фуъ
Глаз-----------БIаьрг----------БIарг
Сало-----------Мохь------------Мухь
Перо-----------Пелаг-----------Бедар*
Огонь----------ЦIе-------------ЦIи
Рыба-----------ЧIара-----------Чкъаьра
Летать---------Лела------------Лела
Нога-----------Ког-------------Ког
Полный---------Дуьззина--------Дизза
Давать---------Дала------------Дала
Хороший--------Дика------------Дика
Зеленый--------Баьццара--------Баьццара
Волосы---------Чоьш------------Чош
Рука ----------Куьг------------Кулг
Голова---------Корта-----------Корта
Слышать--------Хаза------------Хаза
Сердце---------Дог-------------Дог
Рог------------МаIа------------МуIа
Я--------------Со--------------Со
Убивать--------Ден-------------Де
Знать----------Хаа-------------Ха
Колено---------Гола------------Го
Лист-----------ГIa-------------ГIа
Лежать---------Iилла-----------Алла
Печень---------ДоIах-----------Дийхк
Длинный--------Деха------------Даьха
Вошь-----------Меза------------Маза
Мужчина--------Боьрша стаг-----МаIа саг
Много----------Дукха-----------Дукха
Мясо-----------Дилх (плоть)----Дулх
Луна-----------Бутт------------Бутт
Гора-----------Лам-------------Лоам
Рот------------Бага------------Баге
Имя------------ЦIе-------------ЦIи
Шея------------Ворта-----------Фоарт
Новый----------ЦIина, Керла----ЦIена, Керда
Ночь-----------Буьйса----------Бийса
Нос------------Мара------------Мераж
Не-------------Ца, Ма----------Ца, Ма
Один-----------Цхьаъ-----------Цхьа
Человек--------Стаг------------Саг
Дождь----------ДогIа-----------ДогIа
Красный--------ЦIен------------ЦIе
Дорога---------Некъ------------Никъ
Корень---------Орам------------Овла
Круглый--------Горга-----------Герга
Песок----------ГIум------------ГIум
Сказать--------Ала-------------Ала
Видеть---------БIарг тоха**----БIарга-гу***
Семя-----------ХIу-------------Фу
Сидеть---------Iа--------------Iа
Шкура----------ЦIока-----------ЦIока
Спать----------Наб ян----------Наб е
Маленький------Жима, КIезиг----ЗIамига, КIезига
Дым------------КIур------------КIург
Стоять---------Латта-----------Латта
Звезда---------Седа------------Седкъа
Камень---------Кхер------------Кхера
Солнце---------Малх------------Малх
Плавать--------Нека дан--------Наьк де
Хвост----------ЦIога-----------ЦIог
Этот-----------Иза-------------Из
Тот------------ДIора-----------ДIара
Ты-------------Хьо-------------Хьо
Язык-----------Мотт------------Мотт
Зуб------------Церг------------Царг
Дерево---------Дитт------------Датта (тутовое дерево)
Два------------Шиъ-------------Шиъ
Идти-----------Даха, Ваха------Даха, Ваха
Теплый---------Мела------------Мела
Вода-----------Хи--------------Хий
Мы-------------Вай, Тхо--------Вай, Тхо
Что------------ХIун------------Фу
Белый----------КIайн-----------КIайн
Кто------------Мила------------Мала
Женщина--------Сиесаг----------Сесаг
Желтый---------Можа------------Моажа (коричневый)
_______________
* Инг. Бедар («перо») дает в чеч. значение «покрытие», «одежда».
** Чеч. БIаьрг тоха буквально «ударить глазом» т.е. по смыслу «окинуть взглядом».
** Инг. БIарга-гу буквально «глазом видеть»; см. чеч. БIаьрг – «глаз».
Свидетельство о публикации №223070600448
Единственное уточнение:
В ингушском языке в отличие от Чеченского, урартского, бацбийского очень сильное присутствие фонемы Ф, что делает первый менее архаичным среди нахских и хуррито-урартских языков
Мачигов Альберт 21.10.2023 10:58 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 13.12.2024 15:16 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 01.01.2025 07:45 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 01.01.2025 22:09 Заявить о нарушении
fud+ki — "сын", от "fud-" — "производить, порождать" (ср. ингушское: "фу" — "семя, потомство")
faši — "рот"
fe — "ты"
fur — "видеть"
furi — "взгляд"
fir=ade — "дворянин"
fahr(i) — "хороший"
far=i=nni — "хлебопёк"
fand=i=nni — "готовить"
šen(a)=iff(u)=uzzi — "мой достойный брат"
Искандер Нагорный 01.01.2025 23:27 Заявить о нарушении
Wegner & Bomhard - An Introduction to the Hurrian Language (2020)
Искандер Нагорный 02.01.2025 01:23 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 02.01.2025 01:27 Заявить о нарушении
и цивилизации Передней Азии: языки и этнокультурные связи". Если интересно, могу дать ссылку на материалы этой конференции.
Хасан Бакаев 02.01.2025 12:44 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 02.01.2025 13:51 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 02.01.2025 14:36 Заявить о нарушении
Это разные вещи.
Ф была по Касьяну у Хаттов. В Хурритском фанфан, обозначавшая лесной дух,тоже фонема Ф была. Но у Урартов я не находил.
Хурритские языки и Урартский язык очень близки, но не тождественны, как и чеченский с ингушским, хотя в последнем случае расхождение гораздо меньше.
Мачигов Альберт 02.01.2025 14:49 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 02.01.2025 14:58 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 02.01.2025 15:06 Заявить о нарушении
А массив хурритских языков настолько обширен, что само понятие хурритский язык равносильно таким же растяжимым как славянский или германский язык. Это общая языковая группа родственных, но разных языков
Мачигов Альберт 02.01.2025 15:16 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 02.01.2025 15:56 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 02.01.2025 15:57 Заявить о нарушении
В своём комментарии я употребил слово "языки" во множественном числе, когда писал о хуррито-урартских языках. Родство финно-угорских языков не означает например допустимость употребления такого фантомного понятия как "финно-венгерский язык". Или более близкий нам пример с якобы имеющим место Чечено-Ингушским языком.
Это близкие, родственные, но разные языки.
Но куда более Катастрофическая ситуация с Аварскими языками, и вообще с Дагестанскими языками, которых было недавно ещё более двух десятков, а теперь их реально стало в два раза меньше.
Аварский язык поглотил чамалинский, дидойский и другие языки, носители которых не понимали друг друга. И всё это теперь называют Аварским языком. Мы с ингушами понимаем друг друга, хотя у нас разные языки, а там идёт массовое уничтожение языков малочисленных народов Дагестана
Мачигов Альберт 02.01.2025 16:03 Заявить о нарушении
Этим дождевики разжигают сегодня межнациональную рознь между чеченцами и азербайджанцами, якобы "правдиво" освещая аварию авиалайнера.
Пусть платят за некорректное употребление слов. Это важно
Мачигов Альберт 02.01.2025 16:19 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 02.01.2025 17:48 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 02.01.2025 20:21 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 02.01.2025 23:03 Заявить о нарушении
Очевидно, что в ингушском взаимосвязанный семантический и фонетический ряд не случаен:
Фу - семя, порода; фу-са - микроорганизм [из фу - семя и са - душа]; фусам - жилище, приют [букв, «место жизни»]; фуъа - яйцо [букв, фу - семя и 1а - местонахождение]; фараст - помет; фурт - наследник.
При этом имеется параллель с хурритским: fud+ki — "сын", от "fud-" — "производить, порождать"
Искандер Нагорный 02.01.2025 23:43 Заявить о нарушении
Старостин мог бы сказать о максимальной архаичности ингушского языка, но сказал о чеченском в этом ключе.
По большому счёту это не принципиальный вопрос.
Есть куда более важные задачи. Я много писал в прошлом о древней истории и языке. Есть и годовалой давности ролики в ютубе на эту тему. Но как это влияет на решение задач, которые стоят перед нашими народами?
Не хочу повторяться. Будет время, посмотрите: Мачигов Альберт, Обращение к чеченским и ингушским историкам, и другие материалы, что вышли год назад
Мачигов Альберт 03.01.2025 00:43 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 03.01.2025 08:22 Заявить о нарушении
2. Бомхард нигде в своих работах не поддерживает мнение Вегнер о наличии в хурритском звука f. Он только перевел ее работу. А в своей последней статье по этой теме он критикует мнение Вегнер, с опорой на доводы Фурне. Мне любопытно узнать на основании чего или как "определяется", что Бомхард "в поддержку чеченцам" дал "заднюю" в этом вопросе? Интересно, а куда делась эта "комплементарность к чеченцам" у того же А. Фурне, выступившего на той же конференции с мнением, что хурр. язык родственен и-европейскому?
Позиция Бомхарда по этому вопросу недвусмысленно представлена в указанной Хасаном статье Бомхарда (с 9 по 11 страницах).
3. О том, что в ингушском звук "ф" не является исконным специалистами также установлено, начиная (кажется)с В.И. Абаева и заканчивая А.И. Халидовым. Как в чеченском, так и в ингушском нет ни одной корневой основы, которая могла бы иметь в проформе звук "ф" (см. Вагапов. Этим. словарь. чеч. языка.).
Турпал Арсаев 03.01.2025 20:12 Заявить о нарушении
Такая же история и с ироннцами. Ироны тоже очень молодой народ. Их подавляющее большинство потомки G2a1 который был в средневековье всего лишь один человек
С дигорцами и туалами, а тем более с кударцами, другая картина. Генетика похоронила идею Абаева о скифском прошлом осетин Полностью, у них нет практически R1a, но вывод Абаева об архаичности дигорского языка подтвердился генетикой.
Насидзе абсолютно точно доказал, что Иранский язык осетин попал к ним только в Средневековье и при этом только от женщин имеющих родственников Тегеране и Исфахане с расхождением не дальше средневековья! А по отцовской части осетины потомки нахов и сванов. Генетика уже в состоянии корректировать историю языка как это было в недавнем исследовании Лазаридиса, Райха и ещё двух сотен генетиков и лингвистов в журнале Сайнс ха август 2022 года
Мачигов Альберт 04.01.2025 00:23 Заявить о нарушении
1. Раз уж фонология хурритского языка является серьезной проблемой — точку в этом вопросе по f/v не должны ставить отдельные мнения, на которые существуют другие мнения, продолжающие выдвигать эти фонемы. Фонология хурритского языка не проблема, если не брать за образец другие языки, на которые хурритский якобы должен быть похож. Глядя на родственный еврейский, при схожих обстоятельствах — арабский тоже бы объявили как язык без Ф. А сближение горы с лесом вряд ли корректное. В ингушском хьу/лес — практически звукоподражание для шума деревьев, хий — для воды, фо — для движения воздуха и тд.
2. Тем не менее, он перевел то, с чем не согласен, и сделал заявления, которые желали услышать. И это не первый раз, когда приглашенные туда грузины и прочие делают неоднозначные заявления. Вообще говоря, в разделе Википедии "Отзывы и критика", можно прочитать о нем, что он работает с отбором удобными ему произвольными данными, отбрасывая остальные, что плохо характеризует специалиста. Ну а то, сказанное Фурне противоречия не содержит.
3. Абаева уж точно сложно заподозрить в непредвзятости, у которого в его словаре имеются сотни и сотни примеров, когда во избежание вынужденной ссылки на ингушский язык, он находит далекие, явно надуманые параллели. На эту предвзятость указывали многие исследователи: Н. Марр, А. Чикобава, Б. Гарданов и др. Например, дает объяснение:
"fyrt/furt [сын] - иранское слово. Восходит к "pudra" с обычной перестановкой "dr - > rt". Аланское "fourt", скифское "fourt", древнеперсидское "pussa", древнеиндийское "putra"
(Абаев В.Н. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т 1. М.-Лен., 1958., с. 500).
При этом в ингушском языке прямое соответствие дигорскому "фурт", с этимологизированной основой - "фу" - род, потомство; "фурт" - наследник, потомок. В этимологии В. Абаев "забыл" указать, что дигорская диалектика "фурт - сын" является заимствованием из нахских языков и в других иранских языках не встречается. Древнеиранский термин для обозначения сына - "pura". Представленные В. Абаевым осетинские слова имеют непозволительные этимологические проблемы для "языка-донора": половина слов указана как не имеющие этимологии, треть - как заимствованные из "кавказского субстрата". Ингушский же фонд собственных слов на "f" - производные друг от друга и невозможные друг без друга, о чем ниже.
Искандер Нагорный 04.01.2025 22:31 Заявить о нарушении
Халидов А.И. пишет, что "Звук "ф", отсутствующий в чеченском и в бацбийском языках, в ингушском языке только анлаутный, и он явно не может быть включен в число фонем - из-за ограниченности круга слов, его включающих, и потому, что он не выполняет обязательную для фонемы смыслоразличительную функцию" [Халидов А.И. Очерки истории и типологии нахских языков. Грозный, 2008, с. 190].
При этом в ингушском около полторы тысячи слов только с начальной Ф, и масса слов, где Ф таки-несет смыслоразличительную функцию. В следующей статье лингвиста Тариевой на множестве примеров показано, что Ф в ингушском языке представлено во всех позициях слов, является смыслоразличительным, незаменяемым и тд — http://disk.yandex.ru/d/V1aqNXGHRy0mkg
Там же Тариева упоминает Халидова и в частности пишет: "Тезис о том, что в историческом прошлом в чеченском языке не было фонемы <ф> требует комментария. Фонемы <ф> не было в том диалекте, который лег в основу литературного (нормированного) чеченского языка, где вместо звука [ф] функционировал звук [х1]. Однако в эргативных нахских (и других эргативных языках Кавказа) языках и диалектах и / или говорах, не легших в основу нормированного чеченского языка, он наличествовал. Об этом и сообщает М.Д. Чухуа отмечая, что звук [ф] встречается также в кистинском диалекте и лом-аккинском говоре."
Искандер Нагорный 04.01.2025 22:31 Заявить о нарушении
Словарь Вагапова занимается чеченским языком и поэтому буквы Ф там в проформе не предусмотрено. Вообще говоря, словарь поверхностный, массу нахских слов выводит из других, при том что есть собственные корни. Например, "г1ойле — 'облегчение'. от тюркского 'койле'", при том что есть слово Г1О — ПОМОЩЬ. То есть, он затрудняется этимологизировать даже то, что лежит на поверхности.
Слово "барабан" он выводит от "в-атуо" — "колотить, отбивать, сбивать, валять шерсть", при этом признавая, что классы б-, й-, д- были бы более ожидаемы. Ингушское фата/барабан от слов "фо" - воздух, и "тата" - движение, удар.
И касаемо проформ, тот же Старостин в своем словаре нахской группы приводит два слова с фонемой Ф, как протонахские — seed/(fuw) и what/(fu-n). Таким образом по-Старостину — в чеченском языке Ф было утрачено. Так же в одной из статей в сборнике "Старостин С. А. Труды по языкознанию - 2007" (стр. 362), он пишет, что "правосточнокавказский язык имел ... губные фрикативные f". И там же (стр. 366) о хурритском: "хурритский обладал ... губными фрикативными /f- v-/".
Искандер Нагорный 04.01.2025 22:35 Заявить о нарушении
Не существует ДНК-данных 70 % и более ингушей, а как раз там есть путаница в чеченской ветке, куда включают даже представителей с чисто ингушскими фамилиями, не говоря о мелхинцах, которых ты приписал к чеченцам, и ряда других. Бунак В.В. [1891-1979 гг.], подробно занимавшийся изучением антропологических типов Северного Кавказа, утверждал, что среди ингушей собственно кавказский тип сохранился более, чем у каких-либо народов [В.В. Бунак, "Грозненский рабочий", 1935.07.05, №153, стр. 4 — http://disk.yandex.ru/d/AEQYtyOtuPYQoA]. Вообще, самоназвание чеченцев начинается лишь с 19 века и при этом все соседи чеченцев, кроме ингушей, не знают их под их самоназванием, тогда как самоназвание ингушей известно даже в Дагестане. Например слово "дакъа" (буквально: "сушёный") — откуда оно в чеченском, если нет данных, что чеченцы подобно ингушам хоронили мертвых в солнечных могильниках, продуваемых ветрами? На территории большой Чечни, или Ичкерии, нет материальных доказательств, что там жили Нахи ранее 400 лет — в Ингушетии есть.
Искандер Нагорный 04.01.2025 22:37 Заявить о нарушении
P.S. Рекомендую почитать работы В.И. Козенковой о кобанской культуре, а также ознакомиться с данными ДНК о возрасте ингушских гг j2 на сайте П. Арсанова, которые А. Клесов использовал в одной из своих монографий.
Турпал Арсаев 04.01.2025 23:35 Заявить о нарушении
Искандер Нагорный 05.01.2025 00:00 Заявить о нарушении
Ненависть к мусульманам, и конкретно к нашим народам, особенно к нам, в последнее время раскручивается как маховик. Политтехнологи и в России и на Западе открытым текстом говорят об этом. Мы будем вспоминать потраченное время на эти пустопорожние "очень интересную" историческию и лингвистическию лабуду
Никто не понимает, не только у нас, но и во всём Исламском мире перед какой пропастью мы оказались. Ждать уже недолго. Я пишу об этом уже лет пять. В этом году вы поймёте о чём я говорю
Мачигов Альберт 05.01.2025 21:04 Заявить о нарушении
Так, первые 360 лет исламской истории — это мощный взлёт и подъем (с 622-го года — примерно до 980-х).
Следующие 360 лет (приблизительно до 1350-го года) идет как бы выдох и упадок — крестовые походы, затем монголы. Так же вторжение тюркского фактора, который резко понижает цивилизационный тонус.
Потом следующие 360 лет — с 1350-го года — второе восстановление: Золотая орда принимает ислам, появляются сельджуки, Османский халифат, движение в Европу, трансформация арабского пространства, мощный рост — до начала XVIII века.
Затем опять спад — с 1710-го года Османская империя идет к закату и рушится, а исламский мир попадает в зависимость от Запада (колониализм и тд).
Заканчивается нисхождение в 1440 году хижры, который есть 2020 год. Но самое интересное, что есть солнечный календарь (по которому тоже считают в исламе) и есть лунный. Так вот по солнечному календарю, который длиннее — 1440 год придется на 2060 год, потому что за 1440 лет исламской истории, разница между лунным и солнечным календарем накопилась — 40 лет. Между 2020 и 2060 — то есть 1440 лет ислама по лунному и 1440 лет по солнечному календарям — 40 лет неопределенности, аналогичной той, когда Муса (алейхи салам) водил свой народ по пустыне.
Эти 40 лет являются временем вождения нашей Уммы в своего рода пустыне, во время которого она должна духовно и морально перестроиться и подготовиться к тому трёхсот шестидесятилетию, которое начнется сразу после этого, Ин ша Аллах. Она должна преодолеть все негативы и минусы, которые накопились в ее историческом багаже за прошедшие два асра. Она должна превратить в золото весь тот свинец, который находится в ее активе. И за это время и решится то, что будет определять остаток 400-600 лет до конца Истории: то есть будет ли исламский фактор освободительным, спасительным фактором для человечества, который не даст накрыть все господством человека Ноосферы, или — враг воцарится. Мировое правительство со стороны элит Даджала и мировое правительство с нашей стороны — это будет та поляризация, которая кристаллизуется через 40 лет. И всё остальное время — до прихода Махди и Масиха (алейхиму-салам), которые возглавят последюю битву — все это остальное время будет борьбой между двумя этими центрами — центром по встрече Даджала и центром по встрече Махди и Масиха (алейхиму-салам).
Теория о дате конца Истории выводится из взаимного соответствия мушрикской и исламской информации. Согласно ведической традиции, длительность человеческого цикла (манвантары) составляет 64800 лет. Манвантара делится на примерно 25 800 лет, 18 000, 12 900 и 6 480. Таким образом, Адам приходит к человечеству через 12960 лет после начала цикла. Самое удивительное, что всё это минус половина Золотого века будет составлять 50 тысяч, о чём в Коране есть аят: «День Аллаха — 50 тысяч лет». Прибавив к этому 50 тысяч лет «дня Аллаха» — срок миссии пророков во времени — получается, что после последнего пророка до конца цикла остается 1840 лет. Половина любой юги характеризуется тем или иным знаменательным монументальным событием. Например, в середине предшествующей нам юги был потоп и гибель Атлантиды. Если принять во внимание, что мы находимся, по некоторым данным, за 400 лет до завершения нашей юги, то это было 3000 лет назад. Тогда закончилась архаическая эпоха и произошел фундаментальный катаклизм — осуществился переход к постмифической и постмагической эпохе, в которой стали возможными досократики и Будда. Конфуций и его учитель Лао Цзы, Будда, Сократ — все они по времени являются как бы духовными сыновьями друг друга. Сократ приходится по времени «сыном» Конфуция. Остается добавить, что 14 столетий из этих 18000 лет уже прошли, стало быть до событий, сопровождающих подведение окончательного итога, остается порядка 360 лет, о которых говорилось выше.
Искандер Нагорный 05.01.2025 22:24 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 06.01.2025 00:18 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 06.01.2025 01:42 Заявить о нарушении
Есть также мнение Сподвижников (р.а.) о том, что Баальбек это руины Храма Сулеймана (а.с.). Мнение Сподвижников (р.а.) один из трёх источников Ислама.
Я мог бы и другие доводы привести, но на этом телефоне трудно набирать большие тексты.
Ассалам алейкум ва рахматуллахи ва баракату
Мачигов Альберт 06.01.2025 11:07 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 06.01.2025 11:39 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 06.01.2025 12:19 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 06.01.2025 12:48 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 06.01.2025 13:20 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 06.01.2025 13:31 Заявить о нарушении
Хасан Бакаев 06.01.2025 14:00 Заявить о нарушении