Иеромонах Алексий и угольный склад

Как я уже описывал ранее, на месте самого храма Преполовения Пятидесятницы коммунисты устроили угольный склад.
Осквернение святынь для них был нормой. В 1943 году после освобождения Ростова-на-Дону была попытка возродить церковную жизнь. Служба велось в помещении подвала храма. Но в 1959 году и его закрыли, когда пошла новая волна по закрытию храмов.
Когда я пришел в храм работать то территории мы производили раскопки фундамента. Это было доказательством того, что здесь был храм. Так как руководство склада утверждало, что никакого храма здесь нет. Архивные данные их не убеждали. Хотя его руководство убедили.
В этих раскопках принимало мало народа. Иногда батюшка просил прихожан, но это были по большей части старики и дети. От них мало толку, когда надо мазать киркой. Фундамент был засыпан строительным мусором и мелким углем.
От казаков то же было мало пользы на раскопках. Если приезжали журналисты и тем более телевизионщики, то казаки очень активно работали, но стоило киношникам уехать, как у казаков пропадал интересе к работе.
Но в тоже время помогли в убеждении директора угольного склада освободить его от своего присутствия. Опять же не буду пересказывать байки и мифы. Я видел, как после общения с казаками директор несколько дней на территории склада не появлялся, а только общался с сотрудниками через забор. И через три дня подписали акт передачи склада.
Началась новая жизнь склада.
Надо было еще много разгрести и вывести, прежде чем закончить раскопки и приступить к процессу постройки храма.
Глава районной администрации решил помочь с транспортом для прихода. Позвонил в комунхоз района и поинтересовался есть ли у них машина под списание. Те ответили утвердительно. Тогда им сообщили, что его передадут в храм преполовения.
О. Алексий не стал себя долго уговаривать, а прихватив своих сотрудников поехал забирать машину.
Приехали. И увидели то, что и ожидал о. Алексий. Действительно была машина под списание. Но они ее полностью откапиталили и видимо собирались ее пихнуть кому то, а тут такая подстава. Нам сообщили, что водитель сегодня не вышел на работу по семейным обстоятельствам и забрал с собой ключи от машины. И предлагали завтра, с утра приезжать за машиной. Рядом с машиной стояла какая-то рухлядь. Видимо этот хлам нам бы завтра и всучили бы. Присутствие десятка крепких мужиков только это подтверждали.
О Алексий готов был вытолкать руками машину за ворота, там она была в недосягаемости.
Я был на запорожце, а ключ от дверей его имел надпись ЗИЛ. Я предложил батюшке проверить подойдет ключ или нет. К всеобщему неудовольствию зрителей дверь открылась. Но сюрпризы не закончились, машина не заводилась. Ироничная ухмылка и ощущение победы резко изменились на уныние, когда батюшка поднял сиденье и присоединил клемы к аккумулятору. То, что произошло дальше было контрольным выстрелом в голову. Батюшка в рясе с крестом сел за руль и поехал, а мы вслед за ним. Ребята видимо думали, что может этот поп, только кадилом махать. А он в армии служил водилой, да еще на таком же зиле 130.
А ведь, если бы не стечение обстоятельств и расторопность о. Алексия, то мы бы получили для стройки нового храма кучу металлолома и глава администрации отчитался бы что помог храму.
Батюшке помимо своих прямых обязанностей приходилось заниматься стройкой, искать стройматериалы, работать с документами и искать спонсоров. На пожертвования в храм и выручку от продаж в свечном ящике можно было только поддерживать нынешнем состоянии то, что уже есть и заплатить зарплаты сотрудникам, коммунальные расходы. А для большой стройки нужны были большие деньги. Коммунисты ограбили церковь дважды, вначале разрушили храмы, а потом разрушенные вернули их церкви и при этом пиарились какие они добрые. А как они часто помогали видно на примере передачи зила приходу.
Разумеется, были и честные добросовестные меценаты и помощники. И те, кто ставили палки в колеса становились первыми помощниками.
Было и трагическое событие на территории раскопок.
Удалось найти во время раскопок крест, видимо от колокольни. Так же нашли место, где был закладной камень. На месте центра престола была яма в которую помещали проект храма, крест и грамота с указанием информации о строительстве. Яму закрывали камнем.
Мы нашли это место и поставили там найденный крест.
На территорию бывшего склада часто забредали дети. Это произошло летом. Забрели туда трое мальчишек переходного возраста. И у одного из них появилась идея пописать на крест.
Двое других не стали этого делать. Один отговаривал товарища, а другой только молча смотрел.
Потом они пошли играть к вагонам. Напротив храма была железная дорога и несколько путей использовали для отстоя товарняка. На один из них забрались эти трое. Двое залезли на вагон, и один из них был с палкой и умнее ничего не придумал как ударить ею по контактному проводу. Далее не трудно догадаться что произошло. Он с многочисленными ожогами, но еще живой, был доставлен в больницу. Это был тот, кто пописал на крест. Второй который просто молча наблюдал свалился с вагона и попал в больницу с переломами. Третий был внутри вагона, а там были деревянные полы. И ему легче всего обошлось.
О. Алексий очень переживал за случившееся и пытался чем мог помочь семье и ребенку. Но кроме проклятий в свой адрес ничего не слышал.
Оказалось, что этот мальчик был внуком того, кто активнее всех разрушал храм. А родители были противниками его восстановлениями. И то, что произошло было результатом того, что слышал ребенок.
Он умер через неделю после события. Хотя мог умереть сразу.
То, что случилось с ним это не фатум.  У него был выбор и много раз, но ни он ни его родители не сделали должного вывода и сделали выбор, который и привел к печальным последствиям.
О. Алексий часто говорил на проповедях, чтобы шли в храм сейчас, а то придет время со слезами побежите в храмы.


Рецензии