Зацеперы

27.10.2015 года.               

Зацеперы.               

  Зацеперы, селфисты, попрыгунчики – названия современные, но проявления человеческой безрассудности в быту известны спокон веков. Конец 40-х, г. Сталино, пришахтный поселок Гладковка соединен с центром города трамвайной одноколейкой. Трамвайный поезд состоял из пары двухосных вагончиков. Якобы для предотвращения попадания незадачливых пассажиров под колеса, перекатывающиеся по рельсам, между осями вагонов крепились вразбежку две продольные деревянные доски, а деревянные же оконные рамы поднимались вверх, вроде бы для проветривания вагона. На самом же деле на досках плотненько, бывало в два ряда, громоздятся молодые и не очень люди, держась за оконный проем, ну и заодно экономя на билетах. Салон, как сейчас бы выразились интеллигенты, а тогда это слово в пролетарской среде считалось постыдно буржуазным, набит битком, дверей как таковых нет, ибо на их месте конструктивно предусмотрен только проем. Кондуктор, уяснив тщетность попыток протиснуться для обилечивания пассажиров сквозь монолитную толпу, просит передавать деньги на билет, остановки не объявляет – и так все знают. Он (она) из заднего вагона дергает за веревочку два раза. Получив этот сигнал, кондуктор(ша) переднего вагона посредством веревки передает двойной звонок вожатому(ой), и трамвайчик поехал. Особое возбуждение в городе вызывал каждый футбольный матч обожаемого «Шахтера». Трамваи перепереполнены. Мой старший брат, допризывник, берет меня на футбол. Висим гроздьями, как положено, снаружи. Прямой проспект, ведущий на стадион расположен у гастронома №1, а остановка находится метрах в 30-ти за перекрестком. Сердобольная вагоновожатая останавливает трамвай прямо против проспекта и гроздь, спешившись, устремляется к стадиону. Потом трамвай подъезжает к законной остановке и практически пустые вагоны загружаются неболельщиками. «Бессердечный» же вагоновожатый перед проспектом, наоборот, набирает скорость, чтобы проскочить его, а гроздь в упреждение готовится не допустить удлинения своего пути к стадиону на целых 30 метров. Брат обхватывает меня правой рукой, держась левой за фрамугу, прижимает к своей груди, командует мне: «Не дрейфь!» и, откинувшись назад градусов на 20-25, в нужный момент спрыгивает на брусчатку. Пробежав 5-6 метров и погасив скорость, он опускает меня на землю. Ошарашено оглядываюсь. Все висельники спрыгнули здесь и корчат рожи вагоноуважаемому, а тот в зеркале заднего вида показывает большой палец: «Молодцы!» и улыбается. Одни проявили удаль, а другой – озорство. Не потому мальчиков рождается больше, что идет подготовка к войне, как бытует мнение в науке и народе. Ни Бог, ни природа (на выбор) попервах и в мыслях не могли предположить, что этот вид животных будет заниматься самоуничтожением. Со временем природа одумалась и предусмотрела компенсацию естественной убыли, связанной с авантюризмом особей мужского пола, иногда осмысленным, стимулирующим развитие человечества, а чаще безрассудным, трагичным, но предостерегающим род человеческий от ошибочности выбранного пути развития. В 1951 году брат ушел служить в армию и отматросил на флоте 5 лет – да, тогда была такая такса –, а я пристрастился к самостоятельной поездке на трамвае способом «вис».  Авантюристы, изобретатели и рационализаторы (в жизни я побывал во всех ипостасях) отличаются от остальных людей тем, что они предлагают и осуществляют какой-то новый способ действия под девизом: «А давай-ка сделаем по-другому!». Так вот. Между вагонами устраивалось ограждение, чтоб туда подростки и мелкота не проникали себе на погибель. Сетка состояла из шарнирно соединенных металлических планок по подобию шуховской башни. В ячейку сетки могла влесть  нога малолетнего преступника, но при повороте колеи налево меха сетки расширялись, а направо – гармошка сужалась, и вероятность хруста костей была велика. Я освоил трюк с лавированием на поворотах на зависть уличным пацанам, как сейчас называют их – шпане. В нашем тогдашнем представлении «шпана» состояла из грязных, шмыгающих носом, сплевывающих сквозь зубы, курящих махру и, не дай бог, пьющих всякую дрянь, оборвышей. В среде таковых не обходилось без трагедий. При мне на остановке «Пожарная» пацану трамваем отрезало ногу ниже колена. Мужики остановили проезжавший мимо грузовик, положили в кузов пострадавшего, бросили туда обрубок ноги и мальчишку повезли в больницу. В борьбу с этой бесшабашной напастью вступила другая часть авантюристов – изобретатели и рационализаторы. Соображатели создали цельнометаллические трамвайные вагоны «до пола», без продольных деревянных брусьев и деревянных окон. Они были длинными и одиночными, отпала необходимость в костедробильных межвагонных сетках. Мало того, вагоны были оборудованы дверьми, да еще открывающимися дистанционно. Веревку звонка заменила электрическая кнопка! В салоне стало просторно и культурно!  Фантастика! Зацепиться не за что. И все это благодаря нам, зацеперам! Для утоления куражного зуда пришлось нам переключиться на другой вид транспорта – железнодорожный. Садимся в «наш» трамвай, оплачиваем по-взрослому билеты и едем на станцию Сталино. Подыскиваем подготовленный к отправке состав порожняка или груженый углем и, как только он трогается, по скобам забираемся в вагон. Перестук колес, звезды на небе – сплошь романтика путешествия. Чаще всего доезжали до станции Рутченково, но иногда по ошибке прибывали в Волноваху, а это на удалении 60 км. от дома. Ищем состав в обратном направлении и снова в путь. Счастливые и чумазые возвращаемся домой.               

  Для нейтрализации современных зацеперов нужно привлечь родственных им по духу авантюристов – изобретателей. Они поставят перед собой техническое задание – никаких выступающих частей вагонов, покрытие зацепоотталкивающими составами химического и электрошокового свойства, применение форсунок с несмывающейся краской, установка электронного оборудования для экстренной остановки поезда и нестерпимого воя сирены в случае появления зацепера в зоне риска… И никогда не использовать полиционеров (бывших наших милиционеров) со свистком во рту и тем более славных ребят из ОПОНа (бывшего ОМОНа – Отряда Милиции Особого Назначения) – это только раззадорит озорников.


Рецензии