История развития мысли и восприятие новых идей

Проекты популяризации знаний

Исследования интеграции Науки и Искусства

Философия и когнитивистика


Заметка
Об антологии мысли: в проекции истории развития мира,
философского знания, человеческого разума в процессе жизни
и
Об особенностях восприятия новых идей
с точки зрения науки и искусства


В данной заметке излагается тройственная концепция развития мысли: в проекции истории мира, в контексте философского знания и человеческого разума в процессе жизни, а также освещаются особенности восприятия новых идей.


        О трёх повторяющихся путях эволюции мысли:
        проекция истории развития мира,
        философского знания и мышления человека в процессе его жизни


В концепции раскрывается повторение пути эволюции мысли - в истории развития мира, философского знания и мышления отдельного человека в процессе его жизни.

Развитие философской мысли и развитие разума человека по своей сути и стадиям дублирует развитие мира. Так ход мышления идет от пантеизма, монотеизма и дуальности вновь к трансцендентности. На примере развития мысли философа духа, Г. Гегеля, можно проследить жизненный путь его разума, в его движении через дуализм и Кантовскую философию - к феноменологии и философии духа.

Возникновение и развитие мира, запечатлённое в философской мысли, постигается нами с развитием. И сам наш разум, сознание, уникальны - мы действительно в миниатюре носим целый информационный мир - и сама жизнь, и жизнь духа и разума неповторимы, и эту высокую ценность необходимо прочувствовать. А движение мысли направляется наисложнейшим сочетанием процессов разной природы. В нейробиологии общее движение от восприятия чего-либо к выражению в мысли и словах отображается в виде цепочки «перцепция – концепция – мысль»[1]. Но есть ещё и стадия выражения, воплощения, а за ними - развитие уже этой мысли, её жизнь и жизнь новых мыслей и идей.

Ещё одним исследованием, рассматривающим движение мысли, является «Пострефлекторная нейробиология поведения», в котором имеется часть «Самодвижение идей» [2], но в нем отражаются исключительно биологические основы. А в действительности множество сфер и их законов отражаются на жизни мысли - информатика и физика мышления сходятся в одной точке с нейробиологией и нейрохимией. Но из исследования можно узнать о том, как выбор может определяться действием нейромедиаторов в реакции нейронов, и как человеческое сознание благодаря такому биолого-химическому действию обыгрывает компьютер в тех же состязаниях в шахматах - нейронные сети похожи, но одна чисто технического характера, а другая, живая, со всем соединением биологических, химических, информационных и других процессов. Поэтому и изначальные природные процессы настолько усложняются, сплетаются, что это уже комплексное действие, не только физико-химическое или биолого-химическое, но и информационное воздействие и действие действительности на деятельность нейронов.


        Об особенностях восприятия новаторских идей

О восприятии новых идей, в целом нового и инноватики как таковой, в частности, авторских задумок, есть и чисто научное и простое человеческое объяснение.

С научным подходом можно узнать, что человек с запозданием воспринимает информацию - так устроен головной мозг - и видимо эта матрица легла глубоко не только в гены, но и в восприятие нового.

То же самое и с устройством самих нейронов и их работы [2]. Даже обладая предикативной, предсказательной функцией, человек, желая разрешить новую ситуацию, созданную из будущего в настоящем, учится на прошлом опыте, то есть на прошлом. И это также даёт смещение в устремлениях к овладению совершенством знания.

Человек ещё не успел усвоить, изучить новую информацию, сделать её знанием, включить в систему сознания и памяти - и это когнитивная сторона, препятствующая восприятию нового знания. И лишь то новое, что вызывает сильные эмоции, с помощью чувственной стороны, может быть воспринято сразу.

Но те, кто создаёт новое знание, идеи, научные разработки и направления искусства, в какой-то степени не обременены этим биологическим и психологическим фактором запаздывания, хотя так же опираются на прошлое. И здесь свою главную роль играет постоянный жизненный и фундаментальный для всего мира процесс творения и созидания, всегда рождающий новое.

И вот простой совет, как новым идеям жить и быть воспринятыми, особенно для деятелей искусства и науки, для всех авторов. И этот совет из кинематографа: в новом должна быть щепотка узнаваемого старого [3].

Сколько новаторских идей было не замечено или отвергнуто, как в жизненном пути те же изобретатели и писатели сталкивались с простым нечеловеческим невниманием или непониманием. Обычная бюрократическая волокита могла оказаться препятствием к воплощению задуманного. И если провести исследование, можно узнать, насколько общество отбрасывается назад или отстаёт в развитии от других сообществ, создавая преграды для претворения улучшающих его развитие идей. Здесь важно человеческое понимание, и когда каждый в обществе научится ценить жизнь ближнего, тогда и само общество будет совершенствоваться коллективно через индивидуальные претворения.

Свершения идей с добрым начинанием, и если не сейчас, то позже их воспримут - так устроен мир.

[1] Changeux, Jean-Pierre. Neuronal Man. The Biology of Mind. / translated by dr. Laurence Garey. Oxford University Press. New York – Oxford, 1985. - 348 p.
[2] Дьяконова В.Е., Сахаров Д.А. Пострефлекторная нейробиология поведения. - М.: Издательский дом ЯСК, 2019. - 592 с.
[3] Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия: учебное пособие. - М.: ВГИК, 2003. - 106 с.


Рецензии